Исследование влияние гендерных и возрастных характеристик респондентов на уровень развития эмоционального интеллекта с помощью 1-теста Стьюдента привело к следующему. В результате сравнения были получены данные, свидетельствующие о значимом влиянии пола на показатели МЭИ.
Женщины достоверно лучше (для МЭИ 1=2,43 при р<0,01), (для ПЭ 1=1,72 при р<0,09) ориентируются в межличностных отношениях, понимают и управляют эмоциональными состояниями других людей. Также показано повышение уровня ЭИ с возрастом (р<0,001), что вероятно, может быть объяснено развитием опыта межличностного взаимодействия.
Для определения связи ЭИ с эмоциональным выгоранием личности (как показателем уровня профессиональной деформации личности) привлекался тест-опросник «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко. Ранговый корреляционный анализ (Спирмен) данных опросников «ЭмИн» Д. В. Люсина и «Эмоциональное выгорание» В. В, Бойко выявил наличие в основном умеренных отрицательных связей между показателями ЭИ и симптомами синдрома эмоционального выгорания. Таким образом, понимание и управление в эмоциональной сфере уменьшает проявление профессиональных деформаций личности в сфере «человек — человек».
С целью выявления специфики репрезентации ЭИ в структуре психологической культуры управленцев использовалась процедура факторного анализа. Вращение факторов проводилось по методу Уайтах. По результатам факторного анализа было выбрано 5-факторное решение, объясняющее 49,50% дисперсии (табл. 2).
Таблица 2
Результаты 5-факторного решения
До вращения После вращения
Собств. Процент Кумулятивный Собственные Процент Кумулятивный
значения объясняемой процент значения объясняемой процент
дисперсии объясняемой дисперсии объясняемой
дисперсии дисперсии
1 6,667 18,020 18,020 6,337 17,127 17,127
2 4,665 12,608 30,628 4,793 12,953 30,080
3 2,998 8,303 38,731 2,996 8,098 38,178
4 2,134 5,768 44,499 2,233 6,035 44,213
5 1,853 5,008 49,507 1,959 5,294 49,507
В первый фактор (собственное значение - 6,337) вошли показатели эмоционального интеллекта. Наиболее высокие нагрузки имеют показатели «управление эмоциями» (0,929); внутриличностный интеллект» (0,914) и «понимание эмоций» (0,911), «межличностный эмоциональный интеллект» (0,770).
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ...
Второй фактор (собственное значение - 4,793) составляют показатели ценностно-смыслового и оценочно-рефлексивного компонента. Наиболее высокие нагрузки имеют показатель «независимость ценностей и поведения субъекта от воздействия извне» (0,929); «самоуважение» (0,748); «гибкость поведения» (0,743), «самопринятие» (0,727), «ценностные ориентации» (0,715). Можно предположить, что опрошенные респонденты независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, проявляют гибкость в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них.
Третий фактор (собственное значение - 2,996) составляют показатели социального интеллекта. Наиболее высокие нагрузки имеют показатель «социальный интеллект, композитная оценка» (0,916), «познание результатов поведения» (0,680), «познание преобразований поведения» (0,673). Таким образом, управленцы в сфере образования и социальной защиты для успешной коммуникации способны извлечь достаточный объем информации о поведении людей, понимают язык невербального общения, высказывают быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах, проявляют дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной карьере.
Четвертый фактор (собственное значение - 2,23) - представлен стратегиями коммуникации работников образования и социальной защиты. Наиболее высокие нагрузки имеют показатель «поиск социальной поддержки» (0,778), «социальное взаимодействие» (0,708). Таким образом, управленцы в процессах общения демонстрируют просоциальное поведение, выражающееся в потребности в межличностных отношениях, в контактах с другими людьми, способности к сотрудничеству или компромиссу для достижения близких или совпадающих целей.
Пятый фактор (собственное значение - 1,959) - образован стратегиями преодолевающего поведения «агрессивное поведение» (0,592), «манипуля-тивное действие» (0,586) и избегание (0,562), «внешняя положительная мотивация» (-0,477), «внешняя отрицательная мотивация» (-0,466). Обращает внимание наличие отрицательных связей в данном компоненте.
Итак, на основе результатов факторного анализа можно предположить, что психологическую культуру работников социальной сферы и образования образуют пять неравнозначных факторов, среди которых значимым собственным значением обладает эмоциональный интеллект.
Одним из важных следствий включения в систему психологической культуры управленцев эмоционального интеллекта является развитие представлений о ПК личности как функциональной системе, направленной на достижение эмоционального благополучия, качества и эффективного взаимодействия в профессиональной среде.
Библиографический список
1. Бодалев, А. А. Личность и общение, [Текст] / А. А. Бодалев. - М., 1983. -
272 с.
2. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию [Текст] / Г. Г. Гарскова// Ананьевские чтения-99: Тезисы научнопрактической конференции. — СПб., 1999. - С. 25-26.
3. Деркач, А. А. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров [Текст]: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии / А. А. Деркач, А. П.Ситников. - М., 1993.
4. Демина, Л. Д. Теоретико-методологические основания феномена «психологическая культура личности» [Текст] / Л. Д. Демина // Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 359 с., 12.
5. Дружинин, В. Н. Психологическая культура и образование [Текст] / В. Н. Дружинин // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей. - М.: 2005. - 358 с.
6. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов [Текст] / Е. А. Климов. - М, 1998. - 310 с.
7. Люсии, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИп [Текст] / Д. В. Люсин // // Психологическая диагностика. -2006.-№4. -С. 3-22.
8. Орлов, А. Б, Психология личности и сущности человека [Текст]: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. - Иркутск, 1995. - 274 с.
9. Петровская, А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2007. - 25 с.
10.Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект [Текст]: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс М. Зайднер, Д, В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1. -№ 4. - С. 3-26.
11.Bar-On, R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. / R, Bar-On. - Toronto: Multi-Health Systems, 1997.
12. Mayer, J. D. Emotional intelligence as a standard intelligence / J. D. Mayer, P. Salovey, D. R. Caruso, G. Sitarenios //Emotion. - 2001. -V. 1. — P. 232-242.
УДК 371
Ивашкина Елена Владимировна
Заместитель директора ГОУ кадетской школы № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус», [email protected], Москва
КОРПОРАТИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Ivashkina Elena Vladimirovna
Deputy director of Cadet school Ms 1770, i. e. "Moscow cadet music corps", [email protected], Moscow
CORPORATIVE-AND-PROFESSIONAL CULTURE OF A CADET EDUCATIONAL INSTITUTION AND ITS ROLE IN SELF-REALIZATION OF THE PEDAGOGICAL TEAM
«Из всех служений отечеству воинское есть первейшее!»
Петр I
Первейшее, но не единственное. Со времен Петра I термин «служба» широко используется в науке (в университетах - служили), в медицине (в больницах - служили), в искусстве (в императорских театрах - служили), в торговле (в «кумпанствах» - служили), на производстве (на заводах -служили) [3, с. 23]. На протяжении веков кадетские корпуса исправно «поставляли» пополнение молодых людей не только в армию и на флот, но и в Академию Наук, суды, на железную дорогу, в Министерство финансов, в Академию художеств, в дипломатический корпус и т. д.
Исторически кадетские корпуса формировались как элитные учебные заведения для дворянских детей. Продолжая традиции, кадетские корпуса сегодня ставят своей целью интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптацию к жизни в обществе, создание основ для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству (на гражданском и военном поприще) [4, с. 10].
Проблема самореализации личности предопределена необходимостью гуманизации общественной жизни общества. Именно самореализация является внутренним стимулом деятельности человека. По мнению Т. И. Шамовой [5, с. 5] одной из основных задач современного образовательного учреждения является создание условий для развития личности способной реализоваться и это относится к основным субъектам образовательного процесса-ученику, педагогу, воспитателю. Практика работы современных образовательных учреждений представляет различные модели условий,
ресурсов образовательной среды, обеспечивающих самораскрытие и самореализацию личности. Поиск оптимального варианта образовательной модели, сочетающей исторические ценности, традиции, современные достижения в сфере образования; позволяющей решать наряду с образовательными многочисленные социальные проблемы детства, привёл к возрождению кадетского образования в России.
Управление современным кадетским образовательным учреждением невозможно эффективно осуществлять без учета особенностей его корпоративно-профессиональной культуры. Несмотря на то, что за рубежом данное направление стало актуально еще в начале 1980-х годов, в России пик интереса к данной проблеме наблюдается в настоящее время. Успешность образовательного учреждения напрямую зависит от наличия в организации корпоративных правил и стандартов поведения, кодекса этических норм членов педагогического коллектива, внутришкольных ритуалов и др. [5, с. 54].
Государственное образовательное учреждение кадетская школа № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» открыта 1 сентября 2003 г. и представляет собой модель кадетского образовательного учреждения, включающего в себя общее, музыкальное и дополнительное образование. Образовательная программа, по которой обучаются воспитанники, составлена в соответствии с индивидуальным учебным планом, который построен по образцу классического светского образования для мальчиков и учитывает максимальную занятость каждого кадета. Режим дня предполагает пребывание воспитанников в Корпусе с 09.00 до 19.00 часов по 6-дневной рабочей неделе.
Для педагогического коллектива ГОУ кадетской школы «Московский кадетский музыкальный корпус» корпоративно-профессиональная культура-это, прежде всего, признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в корпусе.
Соответствие сложившейся корпоративно-профессиональной культуры образовательного учреждения реальному запросу образовательной системы является одной из ключевых проблем управления образовательным учреждением. Адекватная современным требованиям корпоративно-профессиональная культура предопределяет эффективность деятельности школы, влияя на все сферы ее жизни: стиль управления коллективом, общий настрой коллектива, организационный климат, психологическая комфортность всех субъектов образования [1, с. 26]. Именно корпоративно-профессиональная культура определяет имидж учреждения на рынке образовательных услуг, способствуя демонстрации уникальности школы, обеспечивая ее конкурентные преимущества.
В кадетской школе № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» корпоративно-профессиональная культура включает в себя целый ряд принципов:
1. Принцип согласования позиций при принятии решений любого уровня - во многом реализации этого принципа способствует выстроенная организационная структура кадетского корпуса.
2. Принцип приоритетной ориентации на внутренние факторы развития учреждения, с учетом внешней среды, и максимальным использованием предоставляемых ею возможностей. Кадетская школа как социальная система активно взаимодействует с внешним миром, открыта для всех социокультурных систем. И в то же время ей свойственно анализировать, прогнозировать и реагировать на все изменения в обществе. Этот принцип обеспечивает педагогическому коллективу корпуса успешное сотрудничество с Международным фондом Владимира Спивакова, Всероссийским музыкальным обществом, Международным Скрябинским обществом (фондом А. Н. Скрябина), Некоммерческой организацией «Фонд Геррарда Васильева по сохранению и развитию жанра оперетты», Региональной благотворительной общественной организацией «Московское Суворовско-Нахимовоское содружество», Московским объединенным художественным историко-архитектурным и при-родо-ландшафтным музеем-заповедником «Коломенское», Домом детских общественных организаций Правительства Москвы, Фондом поддержки и развития социальных программ «Моя страна», Региональным общественным фондом «Центр Развития Русского Языка», Торгово-промышленной палатой РФ.
3. Принцип сбалансированного внедрения нововведений, наряду с апробированными формами и способами деятельности (рациональное построение учебных программ, набор оптимальных методов обучения и т. д.), реализуется в инновационной деятельности педагогического коллектива, позволяющей применять формы и методы разноуровневого обучения, учитывать индивидуальные особенности, развивать творческие способности учащихся. Педагогами школы используются современные образовательные, информационные, интерактивные и Интернет-технологии. Каждый учебный класс по общеобразовательным дисциплинам оснащен компьютерным оборудованием, создана система методической поддержки образовательного процесса с использованием ИКТ, создай банк видеофильмов, программного обеспечения практически по всем учебным предметам. В учебных кабинетах установлены SMART-доски. Компьютерные классы оснащены цифровыми микроскопами, веб-камерами, сетевым программным обеспечением REWARD для работы в качестве лингвистического кабинета, ЛЕТО конструктором. На уроках учителя имеют возможность провести интерактивный опрос с помощью специальных пультов управления.
4. Принцип компетентности, наглядно подтверждающий личностные достижения педагогов кадетской школы. Школа располагает высококвалифицированными кадрами: «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», 6 заслуженных артистов, 3 человека имеют ученые степени кандидатов и докторов наук, 4 человека являются аспирантами и соискателями ученой степени, 19 чело-
век имеют почетные звания и награды, победители окружного, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года».
5. Принцип коллективного проектирования образа желаемой корпоративно-профессиональной культуры и работа по достижению этого состояния, обеспечивающие повышение эффективности управления образовательным учреждением. Возможность эффективного применения данного принципа в деятельности педагогического коллектива школы обеспечена системой разноуровнего управления и системой разработанных традиций. Соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи корпоративно-профессиональной культуры, так как с традициями связаны главные ценности образовательного учреждения. Ценности кадетского образовательного учреждения являются ядром корпоративнопрофессиональной культуры, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в коллективе. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами педагогического коллектива, являются ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий.
6. Принцип инициативности и ответственности каждого члена школьного коллектива обеспечивается за счет системы самоуправления. Это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели все участники образовательного процесса реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами Корпуса. Самоуправление в школе осуществляется через работу Управляющего совета школы. В него входят представители родительских комитетов, педагоги, воспитанники, попечители, представители общественных организаций. Управляющий совет организует деятельность кадетской школы, осуществляя соуправление.
7. Принцип приоритетной ориентации на формирование позитивного имиджа корпуса на рынке образовательных услуг наиболее ярко представлен концертной деятельностью корпуса. Творческие коллективы Корпуса неоднократно участвовали в проведении Международного Фестиваля стран СНГ и Балтии «Москва встречает друзей», организованного Международным Благотворительным фондом Владимира Спивакова. Духовой оркестр открывал Дни России на Всемирной выставке «ЭКСПО» в Японии. По приглашению Министерства образования Италии оркестр провел гастрольные поездки в городах Италии. Ежегодно музыкальные коллективы корпуса принимают участие в работе Международного лагеря Правительства Москвы Камчия (Болгария), где ребята отдыхают и дают концерты. Первый оркестр успешно выступил на 32-ом Международном фестивале духовых оркестров в г. Альбервиль (Франция). Эти выступления поразили зрителей музыкальными успехами и достижениями воспитанников. Духовые ансамбли и хор стали неоднократными лауреатами окружного и городского тура Фестиваля Детского и Юношеского Творчества «Юные таланты Московии».