желательность со стороны «учителя», положительные стороны жестов, которые легко показать на примере «от противного»: неподвижный учитель производит впечатление замкнутости или неуверенности, отсутствие жестов, как и отсутствие оживленной мимики лица или модуляции голоса, снижает интерес к предмету, что отражается на результативности и качестве работы как учеников, так и самого учителя.
На семинарских занятиях по «Общей психологии» мы опираемся на опыт В.Ф. Шаталова и С.Н. Лысенковой, применяя: «опорные схемы» и «комментированное управление», «опорные сигналы» и «тихий опрос». «Опорные схемы» или «опорные сигналы» служат ориентировочной основой для мыслительной и речевой деятельности студентов. «Комментированное управление» или «тихий опрос» создают возможность и наибольший простор для активных устных речевых действий студентов, позволяют им преодолеть нерешительность, неуверенность, превозмочь застенчивость, а преподавателю преодолеть дефицит времени на семинарских и практических занятиях для формирования коммуникативных умений студентов.
В преподавании всех рассмотренных нами курсов роль преподавателя заключается в организации помощи студентам в перенесении моделей поведения, освоенных в лабораторных условиях, в реальную практику вуза, школы. Мы предполагаем, что изучение и усвоение данных дисциплин, может составить основу формирования коммуникативной компетентности будущего педагога, поскольку такой подход обеспечивает усвоение и
Библиографический список
присвоение знаний, умений и навыков в области межличностных отношений, обуславливающих развитие основных содержательных коммуникативных компонентов. И главным условием эффективного влияния преподаваемых коммуникативных дисциплин на личность будущего педагога является их взаимовлияние и интеграция.
И.С. Данилова считает, что современному специалисту, в том числе и учителю, уже недостаточно быть лишь homo sapiens, «человеком разумным», все больше ощущается потребность общества в homo loguens, «человеке говорящем», точнее в «человеке общающимся». По своему социальному статусу учитель находится в зоне повышенной речевой ответственности, его профессиональное развитие определяется не только знаниями предмета, но и уровнем владения языком [1, с. 21]. Реализации данной установки эффективно способствует применение кросс-технологий, одной из сторон которых является комплексный междисциплинарный подход в процессе профессиональной подготовки [2].
Для будущего учителя чрезвычайно важно овладеть целостной системой коммуникативных умений, связанных с оказанием учащимся поддержки, с умением располагать к себе детей, родителей, коллег; быстро ориентироваться в сложных коммуникативных ситуациях и с умением разрешать эти ситуации. Педагог постоянно сталкивается с самыми разнообразными проблемами межличностного общения. Отсутствие коммуникативной компетентности приводит к профессиональной несостоятельности.
1. Данилова И.С. Коммуникативная компетенция как элемент профессионального развития студентов педагогического вуза. Наука и образование. 2005. Спецвыпуск.
2. Чернявская В.С. Кросс-технологии в профессиональном образовании. Инновационные информационные технологии: материалы международной научно-практической конференции. Под ред. С.У. Увайсова. Москва, 2012.
References
1. Danilova I.S. Kommunikativnaya kompetenciya kak 'element professional'nogo razvitiya studentov pedagogicheskogo vuza. Nauka i obrazovanie. 2005. Specvypusk.
2. Chernyavskaya V.S. Kross-tehnologii v professional'nom obrazovanii. Innovacionnye informacionnye tehnologii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. S.U. Uvajsova. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 27.02.15
УДК 159.9
Belasheva I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of Practical Psychology and Special Education, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: magistratura_ioisn@mail.ru
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE PERSONALITY UNIVERSITY STUDENTS. The
main content of the study is the theoretical analysis of the constructs of psychological stability and emotional competence of personality and experimental study of the influence of the parameters of emotional intelligence, which is the instrument of emotional intelligence, the level of psychological stability of the students of the university. In the process of the research the author of the paper has conducted a comparative analysis of selected groups of students in the parameters of development of emotional competence, whose tool is the emotional intelligence. The authors determined that there is a relation between emotional competence and psychological stability of students. The main conclusion of the paper states that the formation of abilities to understand and manage the emotions among students and the emotions of others in the communication process increases the level of psychological stability.
Key words: emotional competence, psychological stability, emotional stability, level of nervous and mental stability, neu-roticism, managing emotions.
И.В. Белашева, канд. психол. наук, доц., зав. каф. практической и специальной психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: magistratura_ioisn@mail.ru
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Основное содержание исследования составляют теоретический анализ конструктов психологической устойчивости и эмоциональной компетентности личности, и экспериментальное исследование влияния параметров эмоциональной компетентности, инструментом которой является эмоциональный интеллект, на уровень психологической устойчивости студентов вуза. Авторами было установлено, что существует зависимость между параметрами эмоциональной компетентности и психологической устойчивости студентов: сформированность способностей понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей повышает уровень психологической устойчивости.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, психологическая устойчивость, эмоциональная стабильность, уровень нервно-психической устойчивости, нейротизм, управление эмоциями.
Понимание человеком собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, способность регулировать свои эмоциональные состояния, контролировать их внешние проявления, влиять на интенсивность эмоций и актуализировать те или иные эмоции у партнера по взаимодействию лежат в основе эмоциональной компетентности личности. Д. Го-улмен, который ввёл понятие эмоциональной компетентности, утверждает, что осознание своих эмоций и умение воздействовать на них - предвестник социального благополучия и успеха в жизни. Английское слово intelligent (аналог русского «компетентность») происходит от корней «inter» - «между» и «legere» - «выбор». Эмоционально компетентный человек, рефлексирующий собственные эмоции и умеющий управлять ими, может оценить ситуацию с различных позиций и увидеть варианты реакций на нее, выбрать среди широкого спектра возможных в данный момент эмоций ту единственную, которая поможет эффективно работать и общаться. Компания «Talentsmart» (США), провела исследование эмоциональной компетентности около миллиона людей, анализ результатов которого показал, что эмоциональная компетентность оказывает огромное влияние на личный и профессиональный успех: по их данным, положительный результат в любой работе зависит от эмоциональной компетентности на 58%, более 90% высоко успешных людей обладают высокими показателями эмоциональной компетентности.
Однако мы воспитываемся в культурах, которые чаще недооценивают необходимость понимания эмоций. Формирование эмоциональной компетентности представляется нам важнейшим аспектом развития личности, составляющем ее потенциал (ресурс) в рамках различных аспектов адаптации: психологической устойчивости личности в среде, в том числе психотравмирую-щей, экстремальной, сопротивляемости внешним и внутренним воздействиям, эффективности деятельности.
В качестве основной проблемы своего исследования мы обозначили степень влияния параметров эмоциональной компетентности на уровень психологической устойчивости личности, которая рассматривается нами как сложный конструкт, системное качество личности, синтез отдельных свойств и способностей. Психологическая устойчивость включает в себя такие свойства психики как стабильность, резистентность к воздействию деструктивных факторов, уравновешенность (адекватность и соразмерность реакции стимулу) и позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных условиях.
Ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость, представляют собой довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде [1]. Личностные факторы - это позитивное и независимое отношение личности к другим людям и себе, адекватная самооценка, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение, толерантность, понимание жизненной ситуации и способность ее прогнозирования, адекватная оценка величины нагрузок и своих ресурсов, активность в поведении и деятельности, использование эффективных копинг-стратегий в проблемных ситуациях, эмоциональная стабильность и др.
Одно из первых описаний устойчивости мы встречаем у Г. Айзенка. Он рассматривает нервно-психические и психосоматические расстройства как результат взаимодействия определенных личностных особенностей и внешних воздействий стрессогенного характера. В качестве основного фактора, приводящего к нарушениям в психическом реагировании, он выделяет нейротизм - одно из полюсных выражений параметра «нейро-тизм - эмоциональная стабильность», который наряду с параметром «экстраверсия - интроверсия» Айзенком определяется в качестве независимых базисных личностных свойств. В основе нейротизма - состояния, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой, вегетативной дисфункцией, лежит нестабильность, по Айзенку, - результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения [2].
Проблема эмоциональной устойчивости рассматривается в работах Б.А. Смирнова по психологии деятельности в экстремальных ситуациях. Он выделяет четыре возможных подхода к пониманию этого феномена: эмоциональная устойчивость как проявление воли; эмоциональная устойчивость как интегральное свойство психики или свойство личности; эмоциональная устойчивость как свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет рациональ-
ного использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии;
эмоциональная устойчивость как совокупность (или выражение) собственно эмоциональных характеристик [3].
Анализ функциональных параметров конструкта эмоциональной устойчивости позволяет заключить, что эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное последствие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает развитие крайнего стресса, способствует формированию готовности к действию в напряженной ситуации. В контексте практической деятельности эмоциональную устойчивость можно рассматривать как функцию интеллекта личности и психического образа решаемой задачи, как один из факторов надежности и успешности деятельности в экстремальной обстановке. П.Б. Зильберман, изучая проблему эмоциональной устойчивости и стресса, выделяет понятие психологической устойчивости, которую определяет как интегратив-ное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных процессов [4].
Следует отметить, что психологическая устойчивость - это не стопроцентная гарантия устойчивости к различного рода стимулам и ситуациям. Психологическая устойчивость определяется в большей степени гибкостью и мобильностью психики человека в постоянно меняющихся условиях, нежели стабильностью его нервной системы. По мнению Дж. Мэйера, Д. Карусо и П. Сэловея, эмоционально интеллектуальный (эмоционально компетентный) человек обладает способностью справляться с состояниями эмоциональной нестабильности [5].
Для изучения влияния параметров эмоциональной компетентности на уровень психологической устойчивости личности мы использовали комплекс психодиагностических методик: личностный опросник Г. Айзенка, методику определения эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д.В. Люсина, методику определения уровня нервно-психической устойчивости «Прогноз» Е.Ю. Брунера; методы статистического анализа: однофактор-ный дисперсионный анализ Краскала-Уоллеса, корреляционный анализ (коэффициент корреляции г - Пирсона). В исследовании приняли участие 120 студентов 1-4 курсов Северо-Кавказского федерального университета, обучающихся на разных направлениях подготовки. Изучение обозначенной проблемы на выборке респондентов студенческого возраста обусловлено его психологическими и социально-психологическими характеристиками: склонностью к рефлексии, формированием способности сопротивляться аффективным влияниям со стороны, способности сохранять равновесие в конфликтах, ситуациях неопределенности, способности противостоять разного рода жизненным трудностям без снижения психологической адаптации; способности принимать решения и действовать. Кроме того, наиболее существенные изменения параметров устойчивости личности происходят в течение юношеского возраста и в период молодости.
Анализ результатов исследования нервно-психической устойчивости (методика «Прогноз» Е.Ю. Брунера) позволил разделить всех испытуемых на три группы: 1-ая группа - студенты с низкий уровнем нервно-психической устойчивости (НПУ), определяющим высокую вероятностью возникновения нарушений психической деятельности в экстремальных ситуациях, обуславливающих поведенческие девиации, неадекватность восприятия себя и окружающей действительности; 2-ая группа - студенты со средним уровнем НПУ, характеризующимся низкой вероятностью нервно-психических срывов, возможными единичными ситуационными нарушениями поведения при значительных физических и эмоциональных нагрузках, адекватной самооценкой; 3-я группа - студенты с высоким уровнем НПУ, обладающие высоким уровнем поведенческой регуляции с низкой вероятностью возникновения сбоев психической деятельности.
В соответствии с целью нашего исследования мы провели сравнительный анализ выделенных групп студентов по параметрам сформированности эмоциональной компетентности, инструментом которой является эмоциональный интеллект. Поскольку психологическая устойчивость определяется как ин-тегративное личностное свойство (П.Б. Зильберман), а ряд авторов (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин) приближают её к темпераментальной характеристике, то в сравнительный анализ были включены показатели интроверсии-экстраверсии и нейротизма-эмоциональной стабильности (личностный опросник Г. Айзенка).
По результатам анализа было установлено, что 1-ая группа студентов с низким уровнем НПУ отличается наиболее высокими
60 50 40 30 20 10 0
1-ая группа
2-ая группа Инейротизм □ экстраверсия
3-я группа
Гистограмма 1. Сравнительный анализ параметров экстраверсии-интроверсии в гуппах с разным уровнем нервно-психической устойчивости
показателями нейротизма (0,53), студенты 2-ой группы со средним уровнем НПУ демонстрируют эмоциональную стабильность (0,64), 3-я группа студентовсвысоким уровнем НПУ характеризуется широким вариативным разбросом значений по параметру нейротизма-емосвснаиьн о йктабииынсдтиы1Сопарамесруэквтеа-версии - интроверсии статистически значимых различий между студентами в оизоим урквнем НПУ уеымоыимуссунем ОПУ ыбнв-ружено не было: в обеих группах диагностировано преобладание экстравертов, сфокусированных на межличностные отношения. Во 2-ой гр^ые чудеыыов со сдеднмы уыУвнемНПУкреоыладндт признаки интроверсии: ориентация на рефлексию, переживания, чувства (киыто-рысда Ы). ымкимкбмезум,тсуыынт01 сксев^^^м уровнем НПУ более стабильны эмоционально и для них характерен внуирстнивлесус контроля.
Сравнительный анализ параметров эмоциональной компетентности (методина опредетения эмодиыыэлы-егниютеллекыа «ЭМИН» Д.В. Люсина) позволил выявить различия между респондентами, отличающимися по уровню нервно-психической устойчимосси.как по отдельиым пкказатмляс, таки пе коо-плексным параметрам: общей эмоциональной компетентности, межй^!Икооонев1ь и оьyтпимиенаcонoмy амомчосальнвтн пнтел-лект^
Так, мутддвнтсоьо сыеднимурскнкм НПМыиагьосоирнво-ны лучшйапокайатилипонамаеиячужизэмеципнаосакве ич внешнинкоррелянпо(мимика, жмени куся ция, (0,57),коочромн за внешнимпкоовлмниемпоаствеапмкэмоким (0,43), управления собственными эмоциями (0,43), межлич-ностноге;^^^ыцуоимыьу1^ого сикыуочкоп (с,4М) (гмпте-ремма 2Ы. Эти данные позволяют констатировать, что студенты с низкой вероичнаннед нтстыбилынксыз нетсзы-псикмиеыыкх крмнесымв в критических ситуациях и адекватной самооценкой способны распнзнсвато чужак кмтмио, усзтныслипмть мсм фактносочиз эмоционального переживания у другого человека, могут иден-тифициповытиомоцио и санмиоля нвё словесноeвпыемылeысe, понимаюс вертнтные овчины, выквсчшае дзн^пю нмоцию^ следствия, к которым она приведёт. В то же время у этой группы студзптев диагеосторованы неокич кпычеогя аорамйчна уетаь-
ления чужими эмоциями (0,43), т.е. способность к контролю за интенсивностью эмоций другого человека в процессе межличностного взаимодействия и произвольной актуализации той или иной эмоции у них не сформирована. Эти данные подтверждаются корреляционным анализом, установившем достоверные отрицательные корреляции (-0,73) между интроверсией и способностью управлять эмоциями других людей (см. обсуждение гистограммы 1).
У студентов с высоким уровнем НПУ диагностирована сфор-мированность способности управлять своими (0,47) и чужими эмоциями (0,4), у них лучше, чем в других группах развита способность к пониманию своих эмоций, но только у 20% студентов этой группы ее можно считать сформированной. Наиболее низкие значения, по сравнению с другими группами, студенты с высоким уровнем НПУ демонстрируют по показателю контроля завнешним проявлениемсвоихэмоций(гистограмма2).
Анализ параметров эмоциональной компетентности в группе студентов с низким уровнем НПУ показывает, что у подавляющего большинства студентов этой группы они не сформированы, за исключением показателя контроля за внешним проявлением собственных эмоций: средние значения диагностированы у 65,4 % студентов, высокие значения - у 34,6% студентов (гистограм-ма2).
Анализ комплексных параметров эмоциональной компетентности в группах сравнения (критерий Н-Краскала-Уоллеса, позволяющий проверять гипотезы о различии более двух выборок по уровню выраженности изучаемого признака) показал статистически значимые различия между студентами с разным уровнем НПУ по межличностному эмоциональному интеллекту (р< 0,001), внутриличностному эмоциональному интеллекту (р < 0,001) и общему значению эмоционального интеллекта (р < 0,003) (таблица 1), при этом наиболее высокие значения сфор-мированности межличностного эмоционального интеллекта диагностированы у студентов со средним уровнем НПУ, внутрилич-ностного эмоционального интеллекта и общей эмоциональной компетентности - у студентов с высоким уровнем НПУ (гисто-грамма3).
-"■с—\ /
1
и ■ ■
1-ая группа
12-ая группа
•3-я группа
Гистограмма 2. Сравнительный анализ параметров эмоциональной кемпетентно-ти в группах с разным уровнем нервно-псиоической устойчивости
Таблица 1
Различиямежду студентами с разным уровнем нервно-психической устойчивости по комплексным параметрам эмоциональной компетентности (критерий Н-Краскала-Уоллеса)
Результаты проверки гипотезы/ параметры эмоциональной компетентности Межличностный эмоци ональный интеллект Внутриличностный эмоциональный интеллект Общая эмоциональная компетентность
Chi-Square 15.573 16.940 11.316
Df 2 2 2
Asymp.Sig .000 .000 .003
Примечaние:Ch¡-Square - эмпирическое значение критерия ^-квадрат; df - число степеней свободы; Asymp.Sig - р-уровень значимости.
45 40 35 30 25 20 15 10 5
□ МЭИ
□ ВЭИ
□ ОЭК
1-ая группа
2-ая группа
3-я группа
Гистограмма 3. Сравнительный анализ комплексных параметров эмоциональной компетентности в группах с разным уровнем нервно-психической устойчивости
Примечание: МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект; ВЭИ эмоциональная компетентность.
внутриличностный эмоциональный интеллект; ОЭК - общая
Таком обрачои, чорезультаиамнашигоисследочании былоустанохчоно.чом существует зависимость между параметрами эмоциональной компетентности и психологической устойчивости студентов: сформированность способностей понимания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей повышает рровшнопсихтио пмческийошоойчи впшти. Эти данные подтверждаются теоретическим анализом самих конструкховпкихологичеокоруитоомивотти ликности,огфеде-ляемой способностью человека поддерживать необходимый уротеньи сорласахонностк ооияваонияосноооых хчихипеских функций (когнитивных, эмоциональных и др.) в различных слоктыхеитуприях, оэоотион альтогаинтеол екоа, являище-гося инструментом эмоциональной компетентности личности. Конструкт эмоционального интеллекта, основанный на анали-тичтcкuхcиоcoраустяp, нагфоиленоыина выбор адекчатноу (может быть единственно правильной) реакции на проблему, свяоанною с оеоLоыяыи, пеeдсолaрaeриcахлнзррaксeрмациП и интеллектуальных операций для обеспечения успешности челахеко как во внeшнмxрpoшвмeчияpиpxоцeнкр окружающими, так и в плане внутренних переживаний. Эмоциональная комтстeнонoхсьричноскимажес рассоачоивоеьсннак п^трг^о-
сылка принятия решений на ежедневном уровне, на глобальном уровне жизненных целей, в типичных условиях жизнедеятельности и в критических ситуациях. В то же время было обнаружен ряд проблем, требующих дальнейшей разработки: несформированность способности к пониманию собственных эмоций у большинства студентов, в том числе у студентов с высоким уровнем нервно-психической устойчивости (необходим анализ возрастной динамики параметров эмоциональной компетентности); более развитый межличностный эмоциональный интеллект, признаки умеренной интроверсии и высокие показатели эмоциональной стабильности у студентов со средним уровнем нервно-психической устойчивости (возможно введение в анализ дополнительных шкал оценки невротического состояния, маркирующих поддержание высокого уровня нервно-психической устойчивости за счёт перенапряжения адаптационного потенциала личности); высокие показатели контроля за внешним проявлением собственных эмоций на фоне преобладания признаков экстраверсии у студентов с низким уровнем нервно-психической устойчивости (возможно, это диагностически значимое сочетание - коррелят снижения психологическойустойчивостиличности).
0
Библиографическийсписок:
1. КуликовЛ.В. Психологиянастроения.Санкт-Петербург, 1997.
2. Айзенк Г.Ю. Структура личности. Москва, 1999.
3. СмирновБ.А. Психологиядеятельностивэкстремальныхситуациях.Харьков,2007.
4. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс. Психический стресс в спорте: материалы Всесоюзного симпо-зиума.Пермь,1973.
5. Mayer J.D Handbook of Human Intelligence (2nd ed.), New York: Cambridge.
References
1. Kulikov L.V. Psihologiyanastroeniya.Sankt-Peterburg,1997.
2. Ajzenk G.Yu. Struktura lichnosti. Moskva, 1999.
3. SmirnovB.A. Psihologiyadeyatel'nosti v'ekstremal'nyhsituaciyah.Har'kov, 2007.
4. Zil'berman P.B. 'Emocional'naya ustojchivost' i stress. Psihicheskij stress v sporte: materialy Vsesoyuznogo simpoziuma. Perm', 1973.
5. Mayer J.D Handbook of Human Intelligence (2nd ed.), New York: Cambridge.
Cmambnnocmynuna BpedaKU,uo 26.03. 15