ЕМКОСТЬ И СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
к. а. ивановская,
старший преподаватель костромская государственная сельскохозяйственная академия
На туристском рынке происходит обмен денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов производителя туристского продукта и его потребителя, а с другой — создаются условия для поступательного развития туристской индустрии. Туристский рынок характеризуется емкостью — способностью реализовать фиксированный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении в течение определенного промежутка времени (как правило, за год). Ёмкость рынка сельского туризма зависит от характера туристского предложения (направлений сельского туризма), платежеспособного спроса населения и уровня цен. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, туристское предприятие получает возможность оценить перспективность этого рынка для себя.
В результате проведенных исследований для Костромской области приоритетными и основными выделены следующие направления сельского туризма: агротуризм, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный туризм, отдых в деревне с использованием природных ресурсов, событийно-выходной, деловой, охотничий, рыболовный, экстремальный (приключенческий) туризм.
Особый интерес как направление сельского туризма представляет аграрный туризм. Агротуризм предусматривает отдых людей на базе фермерского или приусадебного хозяйства и непосредственное участие в аграрном производстве: огородничестве, садоводстве, доении коров, уходе за лошадьми, стрижке овец и т. п. Развитие аграрного туризма, помимо всего прочего, является одним из важных направлений диверсификации сельской экономики Костромской области.
Культурно-познавательное направление сельского туризма предполагает путешествия и поездки с познавательными целями. Значимость историко-культурного потенциала Костромской области не ограничивается совокупностью памятников, сосредоточенных на территории областного центра. Многочисленные и разновременные по происхождению (от эпохи мезолита до наших дней) объекты материальной и духовной культуры распространены на всей территории края: памятники археологии (мезолит, неолит, бронзовый век, мерянско-славянские комплексы), культовые сооружения (монастыри, храмы), мемориальные памятники православной культуры, дворянские усадьбы, памятники гражданской архитектуры, исторические фрагменты городской среды ХУШ—ХХ вв., мемориальные места, связанные с царствовавшей династией Романовых, а также с именами выдающихся деятелей российской культуры. Привлекательной особенностью местных историко-культурных объектов можно считать их сочетание с выразительными природными ландшафтами.
Лечебно-оздоровительное направление туризма является наиболее разработанным и распространенным по предложению туристских услуг и относится к категории наиболее дорогих, так как основано на применении ценных природных лечебных ресурсов, эксплуатация которых требует как наличия определенной техники, так и медицинских знаний. В ряде районов Костромской области имеются грязевые, минеральные источники, хвойные боры, другие компоненты оздоровительного комплекса, что создает условия для развития данного направления туризма.
Направление сельского туризма «отдых в деревне» подразумевает проживание в сельском доме. При
желании могут быть предоставлены дополнительные услуги: приготовление пищи в русской печи, питание с приусадебного участка, сбор ягод (черники, голубики, шиповника, земляники, жимолости, малины, брусники, клюквы), грибов (белых, лисичек, подосиновиков), трав (мяты, ромашки, зверобоя, можжевельника, иван-чая, брусничного листа, березовых почек и др.), обучение различным ремеслам (плетение из лозы, бересты, лыка; ткачество; вязание; плетение на коклюшках; бондарное, гончарное ремесла; роспись и резьба по дереву).
Событийно-выходное направление сельского туризма представляется в форме специально организованных поездок на праздничные мероприятия, отмечаемые на Костромской земле и славящие ее. На территории области проводятся фестивали, праздники, концерты, выставки, ярмарки, базары: «Узоры озерного края» (г. Галич), «Иван Купала», «Играй гармонь» (г. Чухлома), «День Гуся» (г. Ко-логрив), «Золотое Красноселье» (пос. Красное-на-Волге), «День Святого Пахомия» (г. Нерехта), «Костромская кадриль» (пос. Караваево), «Мы с Ветлуги-реки» (с. Павино) и др.
Костромская область в силу своего выгодного географического положения: близость к центру России — Москве, является превосходным местом для осуществления делового направления сельского туризма. В область можно попасть по шоссейным, железным дорогам, водным путем, возобновляют свою работу местные и междугородние авиалинии, что располагает к проведению различных совещаний, конгрессов, симпозиумов. Данный вид путешествия очень выгоден в экономическом плане, так как не зависит от сезонного фактора.
Отдельными направлениями сельского туризма являются охота и рыболовство. Костромская область изобилует рыбными и охотничье-промыс-ловыми ресурсами, способствующими развитию данных направлений туризма на ее территории. Рыболовный и охотничий туризм, кроме духа состязательности и азарта, способствует восстановлению душевного равновесия и единению с природой, что благотворно сказывается на повседневной жизни отдыхающих. Следует отметить, что эти направления могут сочетать какие-либо деловые стороны поездки.
Особую роль среди направлений туризма занимает экстремальный (приключенческий) туризм. Экстремальный туризм объединяет все виды спортивного туризма: водный, горный, пеший, лыжный, велосипедный и другие нетрадиционные виды. Главная задача спортивного тура — обеспе-
чение возможности гостям заниматься выбранным спортом. К необходимому оснащению спортивных туров следует отнести специальные трассы, подъемники, спортивные площадки, сооружения, разнообразный инвентарь. Среди основных требований, которые предъявляются к спортивным турам, — обеспечение безопасности отдыхающих.
При определении емкости рынка сельского туризма в целом и по его отдельным направлениям в ходе анкетирования туристским фирмам был задан вопрос: «Какая доля туристских услуг может быть востребована по линии сельского туризма от общего объема оказываемых туристских услуг в регионе?». Обработка полученных ответов показала варьирование доли услуг сельского туризма от 5 до 20 %, в среднем этот показатель составил 15 %. В 2008 г. число принимаемых Костромской областью туристов планировалось на уровне 420 тыс. чел. [2]. Следовательно, емкость рынка сельского туризма составит 63 тыс. чел. Ёмкость рынка сельского туризма нами определена по формуле:
ЁР,Т = ЧВ,Т /100, где ЁРст — емкость рынка сельского туризма; Ч — число принимаемых областью туристов, чел.; Вст — доля востребованности услуг сельского туризма в общем объеме оказываемых услуг, %.
Кроме того, емкость рынка сельского туризма была рассчитана в показателях туродней. Нами были обследованы мнения по наиболее оптимальным срокам каждого направления сельского туризма. Во время этих сроков достигается цель туристской поездки. За основу для расчета среднего срока по каждому направлению нами взяты средневзвешенные данные анкетирования туристских предпочтений с амплитудой колебания в пределах 20 %.
Исходя из показателей доли направлений в общем объеме услуг сельского туризма (данные анкетирования), востребованности и средней продолжительности тура по данному направлению была определена емкость рынка сельского туризма в разрезе направлений. Полученная и рассчитанная информация обобщена в табл. 1.
Таким образом, емкость рынка сельского туризма Костромской области составила 589 932 туродня.
В результате запланированных мероприятий предполагается увеличение числа принимаемых областью туристов по линии сельского туризма до 131 975 чел. (табл. 2).
Костромской рынок туристских услуг в отличие от российского характеризуется тенденциями
Таблица 1
Расчет емкости рынка по направлениям сельского туризма Костромской области
Направления сельского туризма Доля, % Объем востребованности туристских услуг, чел. Средняя продолжительность 1 тура, дней Ёмкость рынка, туродни
Культурно-познавательный 27,1 17 073 7 119 511
Лечебно-оздоровительный 24,5 15 435 15 231525
Событийно-выходной 11,3 7 119 3 21 357
Отдых в деревне 9,8 6 174 14 86 436
Агротуризм 7,6 4 788 14 67 032
Охотничий и рыболовный 7,3 4 599 5 22 995
Религиозный 6,2 3 906 3 11 718
Экстремальный 4,0 2 520 10 25 200
Деловой 2,2 1 386 3 4 158
Всего: 100,0 63 000 - 589 932
Таблица 2
Ёмкость рынка сельского туризма Костромской области (проект)
Показатель Год
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Ёмкость рынка, чел. 63 000 69 300 79 695 91 649 109 979 131 975
Ёмкость рынка, туродни 589 932 648 925 746 264 858 204 1 029 844 1 235813
Рост по отношению к предыдущему году, % 100 110 115 115 120 120
формирования и становления. На современном этапе большинство туристских фирм обладают ограниченными финансовыми и трудовыми ресурсами и поэтому не могут распылять свои усилия с целью удовлетворения потребностей всех клиентов. Кроме того, немаловажное значение как для занятия определенной ниши на рынке туристских услуг, так и для специализации туристских фирм имеет обостряющаяся конкуренция между ними. Для решения задач, направленных на достижение эффективной и прибыльной деятельности, туристские предприятия определяют приоритетные направления в своей работе, в результате этого формируется сегментация рынка туристских услуг.
Принимая во внимание, что сегментацией рынка является его деление на части, характеризующиеся общностью требований потребителей, можно любой из этих сегментов выбрать в качестве отдельного целевого рынка туристских услуг. В связи с тем, что не каждый туристский продукт может отвечать запросам сразу всех потребителей, сегментация обеспечивает адресность туристского продукта и дает ответы на вопросы о поведении, интересах, убеждениях, восприятиях, ценностях и нуждах представителей каждого сегмента.
Рынок сельского туризма не является исключением и обладает рядом признаков, градаций, индикаторов, позволяющих сегментировать данный сектор сферы услуг.
В настоящее время нет единых критериев сегментации туристского рынка. Наиболее полно отвечает современным задачам развития туристской деятель-
ности, на наш взгляд, метод сегментации туристского рынка, предложенный В. Сапруновой [3].
Сегментацию целесообразно проводить по трем группам критериев:
• географические критерии. Названные критерии являются самыми распространенными, сегментация может осуществляться по странам или группам стран, имеющих историческую, этническую, религиозную и другую общность. Сегменты на основе данного критерия — туристы из ближнего или дальнего зарубежья, преодолевающие длительные расстояния с целью отдыха, региональные посетители и туристы, являющиеся местными жителями;
• психологические критерии. При психолого-поведенческой сегментации потребителей разделяют на группы по признакам образа жизни и целевым установкам относительно их свободного времени, по характеристике личности и поведенческим особенностям, а также по стереотипам в отношении потребления туристского продукта. К этим критериям туристского поведения относятся мотив поездки, психологический портрет туриста, сезонность, организация и форма поездки, используемые транспортные средства, средства размещения, длительность поездки, удаленность туристской цели, а также источники финансирования поездки, консультанты и посредники в принятии решения о совершении туристских поездки;
• социальные критерии. Социальные критерии определяются возрастом, полом, профессией,
национальностью туриста, величиной места постоянного проживания. К социальным критериям относятся некоторые признаки, характеризующие семейное отношение, например, положение, которое турист занимает в семье, число членов семьи, сопровождающее туриста, тип, религиозные убеждения семьи, доход семьи в целом и на одного ее члена, наличие или отсутствие в семье личных транспортных средств. Для выявления, в каких туристских группах сельский туризм будет пользоваться наибольшей популярностью, в данном исследовании произведена сегментация рынка сельского туризма по названным критериям.
По географическому признаку нами было выделено три группы потребителей туристских услуг — жители г. Костромы и Костромской области, других регионов России и иностранные туристы. Для определения емкости рынка сельского туризма возникает проблема уточнения соотношения российских и иностранных туристов. С целью решения названной задачи воспользуемся данными анкетирования туристских фирм города Кострома. Обоснованием использования данных опроса выступают владение работниками туристских фирм ситуацией на рынке туристских услуг, знание ими туристского рынка, в частности сельского туризма, интересов туристов.
На вопрос: «Будет ли, на Ваш взгляд, пользоваться спросом сельский туризм по Костромской области?» 32 % респондентов ответили, что спрос на сельский туризм будет у иностранных граждан. 29 % участвующих в опросе туристских фирм считают, что спрос на сельский туризм по Костромской области оправдан для жителей других регионов РФ, а 15 % туристских фирм предполагают, что спрос возникнет у жителей Костромской области. 24 % участников анкетирования сомневаются в заинтересованности туристов сельскими турами.
Исходя из произведенной экспертизы, при условии оценки положительных ответов на уровне 100 %, было осуществлено распределение групп потребителей сельского туризма по географическому критерию (табл. 3).
Таким образом, из данных табл. 3 можно предположить, что соотношение иностранных и российских туристов в общем туристском потоке будет примерно 40:60. Причем, доля жителей г. Костромы и других городов Костромской области довольно незначительна, составляет всего 19 % (11 970 чел.). Однако, на наш взгляд, структура туристского потока будет меняться в сторону увеличения доли туристов из г. Костромы за счет рекламы и низких цен на предлагаемый туристский продукт.
Сезонные колебания как один из психологических критериев также значительно влияют на объем туристского спроса. Изучение сезонности в туризме позволяет определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока, установить продолжительность туристского сезона, разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов.
Для определения уровня сезонных колебаний и влияния данного фактора на емкость рынка сельского туризма было осуществлено исследование предпочтительного времени отдыха и путешествий по Костромской области. В опросе принимали участие туристские фирмы, предоставившие следующую информацию (табл. 4):
• 44 % турфирм отметили, что сельский туризм предпочтителен летом;
• сельский туризм будет актуален в праздничное и каникулярное время — 20 % туристских фирм;
• 36 % туристских фирм считают, что сельский туризм возможен в зимний, осенний и весенний периоды.
На основании распределенных групп потребителей по сезонам, следует предположить, что максимальное количество туристских услуг, характеризующихся продолжительностью и разнообразием путешествий, будет предоставляться летом. Для рынка сельского туризма характерен значительный объем продаж в каникулярные и праздничные дни. В этот период необходимо предусмотреть краткосрочные виды и направления сельского туризма. Отдых в весенний, осенний и зимний периоды, как правило, средний по продолжительности.
Таблица 3
Сегментация рынка сельского туризма Костромской области по географическому признаку
Сегменты рынка Ёмкость ынка Доля сегмента, %
чел. туродни
Население Костромской области 11 970 112 087 19,0
Население других регионов РФ 24 570 230 073 39,0
Иностранные граждане 26 460 247 772 42,0
Всего: 63 000 589 932 100,0
Таблица 4
Сегментация рынка сельского туризма Костромской области по сезону
Время отдыха Ёмкость рынка Доля сегмента, %
Чел. Туродни
Лето 27 720 259 570 44,0
Праздники и каникулы 12 600 117 986 20,0
Осень 8 190 76 691 13,0
Весна 7 560 70 792 12,0
Зима 6 930 64 893 11,0
Всего: 63 000 589 932 100,0
Таблица 5
Результаты анкетирования относительно участия в сельских турах туристов разных возрастных групп
Возраст участника анкетирования Предложенные ответы, %
«Да» «Нет» «Затрудняюсь ответить»
Дети до 14 лет 84,2 10,5 5,3
Молодежь (15—24 года) 62,1 27,6 10,3
Экономически активные люди (25—44 года) 73,5 20,4 6,1
Люди среднего возраста (45—64 года) 86,2 6,9 6,9
Туристы «третьего» возраста (65 лет и старше) 94,7 - 5,3
По социальному критерию наиболее значимым является возрастной признак, определяющий и уровень дохода, и семейное положение, и прочие составляющие.
По возрастному признаку нами были выделены следующие сегментные группы:
• дети до 14 лет, которые могут путешествовать индивидуально или в группе;
• молодежь (15—24 года);
• экономически активные люди (25—44 года), путешествующие в основном семьями с детьми;
• люди среднего возраста (45—64 года), путешествующие в основном без детей;
• туристы «третьего» возраста (65 лет и старше). Анализируя представленные сегменты туристского рынка, достаточно сложно определить, какие группы туристов предпочтут тур в сельскую местность. Для того чтобы наиболее точно выявить сегменты сельского туризма, воспользуемся данными анкетирования туристских предпочтений. Респондентам был задан вопрос: «Хотели бы Вы воспользоваться услугами сельского туризма на территории нашей области?». Результаты анкетирования представлены в табл. 5.
Данные опроса свидетельствуют о необычайном интересе всех возрастных групп к сельскому туризму. Положительный ответ о согласии на участие в сельском туре дали более 62 % опрашиваемых. Указанный факт говорит о высоком потенциале и перспективах развития сельского туризма в Костромской области. Наиболее активными по социальному критерию являются следующие сегментные группы: дети до 14 лет, люди среднего
возраста и туристы старше 65 лет. Следует отметить, что среди людей в возрасте 25—44 лет сельский тур предпочитали те, кто уже обзавелся семьей и у которых есть маленькие дети. Необходимо также обратить внимание на сегментную группу — молодежь 15—24 лет (незамужний, холостяцкий период, недавно созданные семьи). Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления к общению, познанию и наличие свободного времени. Скорее всего, молодые люди предпочтут краткосрочный отдых на природе (выходные), в большой компании, с проживанием в отдельном доме.
При условии оценки положительных ответов на уровне 100 %, было осуществлено распределение групп потребителей сельского туризма по возрастному признаку (табл. 6).
Сегментация рынка сельского туризма в зависимости от возраста одновременно формирует сегментацию в аспектах доходности семьи или члена семьи или отдельного туриста. Спрос на туризм напрямую зависит от уровня доходов потребителей, поэтому необходимо проследить за тенденциями изменений в сфере личных доходов населения.
Учитывая, что каждый турист осуществляет свои расходы сообразно доходам, нами в анкете был предложен вопрос: «Какую сумму в сутки Вы готовы потратить на отдых в Костромской области (включая питание и проживание)?». В ответ мы получили следующую информацию: • дети в возрасте до 14 лет готовы потратить в
сутки на отдых по линии сельского туризма от
50 до 300 руб. (в среднем по группе 124 руб.);
Таблица 6
Сегментация рынка сельского туризма Костромской области по возрастному признаку
Сегменты рынка Ёмкость рынка Доля сегмента, %
Чел. Туродни
Дети до 14 лет 13 230 123 886 21,0
Молодежь (15—24 года) 9 450 88 490 15,0
Экономически активные люди (25—44 года) 11 340 106 188 18,0
Люди среднего возраста (45—64 года) 13 860 129 785 22,0
Туристы «третьего» возраста (65 лет и старше) 15 120 141 584 24,0
Всего: 63 000 589 932 100,0
Доля желающих участвоать, %
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 о
124
• молодежь 15—24 лет, располагающая большими доходами, может себе позволить израсходовать в сутки на сельский туризм от 200 до 1 000 руб. (467 руб.);
• группа экономически активных людей 25—44 лет, обладающая наибольшим уровнем дохода, предполагает выделять ежесуточно на сельский туризм от 300 до 2 000 руб. (868 руб.);
• люди среднего возраста, чей доход немного ниже, чем у экономически активных людей, тем не менее готовы расходовать на сельские туры даже меньше, чем молодежь, от 100 до 800 руб. (395 руб.);
• туристы «третьего» возраста, ввиду фиксированного дохода, в виде пенсии, при значительном желании участвовать в сельском туре могут себе позволить израсходовать от 100 до 600 руб. (263 руб.).
В зависимости от возрастной группы, желания участвовать и возможности оплатить услуги сельского тура можно уточнить емкость рынка, направления его развития и перспективы его движения (рис. 1).
Необходимо привлекать к участию в сельских турах те сегментные группы, которые располагают наибольшими доходами, посредством рекламы, предоставления услуг высокого качества, разработки соответствующих направлений сельского туризма в соответствии с их желаниями.
Для других сегментных групп следует разработать гибкую систему скидок. Так детям до 14 лет целесообразно предоставлять скидки на услуги проживания до 50 %, стоимость детской порции питания также должна составлять 50 % от стои-
* 46"
'+-■395
15 -24
До 14
1—участие в сельских турах
25 -44
-1-
45 — 64 Старше 65
- уровень расходов
Уровень расходов, руб. в сутки
- 1000
- 900
- 800
- 700
- 600
- 500
- 400
- 300
- 200 - 100 - 0
Возраст, лет
263
Рис. 1. Соотношение желания участвовать в сельских турах (%) и желательного уровня расходов (руб.) на эти цели
мости взрослой порции. Чтобы прием туристов данной сегментной группы был рентабельным, можно организовывать так называемые мини детские лагеря, которые будут альтернативой детским загородным лагерям.
Для туристов «третьего» возраста также возможно введение скидок, например с учетом их помощи местным сельскохозяйственным производителям. Особенностью туристов «третьего» возраста является также отсутствие ярко выраженной сезонности, и при выборе времени отдыха они не ограничены рамками отпускного периода. Поэтому введение сезонных скидок и ориентация на данную туристскую группу может повысить значение коэффициента сезонности.
Таким образом, по уровню дохода нами были выделены следующие сегментные группы:
• туристы с низким уровнем дохода — дети в возрасте до 14 лет и люди «третьего» возраста;
• туристы со средним уровнем дохода — путешественники в возрасте 15—24 лет и от 45 до 64 лет;
• туристы с высоким уровнем дохода — экономически активные люди в возрасте 25—44 лет.
Таблица 7
Цена услуг по категориям средств размещения в расчете на 1 туродень, руб. (проект)
Услуги «Туристское подворье» «Сельская гостиница» «Русская деревня»
Категория средств размещения
1-я 2-я 3-я 1-я 2-я 3-я 1-я 2-я 3-я
Услуги проживания 150 180 225 200 240 300 400 480 600
Услуги питания:
FB 250 300 375 300 360 450 350 420 525
НВ (завтрак + обед) / (завтрак + ужин) 175/138 210/165 263/206 210/165 252/198 315/248 245/193 294/231 368/289
ВВ 63 75 94 75 90 113 88 105 131
Всего (проживание + питание):
FB 400 480 600 500 600 750 750 900 1125
НВ (завтрак + обед) / (завтрак + ужин) 325/288 390/345 488/431 410/365 492/438 615/548 645/593 774/711 968/889
ВВ 213 255 319 275 330 413 488 585 731
В основу расчета цены услуг положен принцип участия туристов в зависимости от уровня дохода и их целевых предпочтений.
При расчете цены на туристские услуги используется несколько методов ценообразования [1].
1. Затратный метод. Суть его в том, что к подсчитанным издержкам производства (себестоимость — С) добавляется какой-нибудь фиксированный процент прибыли (П). Установленная исходная дорыночная цена (Ц) рассчитывается по следующей формуле:
Ц = С + С/100% • %П (П = 20, 30, 50, 100%) .
2. Агрегатный метод. Данный метод применяется при производстве товаров или оказании услуг, состоящих из отдельных элементов. Туристские услуги — это транспорт, услуги проживания, питание, обеспечение досуга, экскурсионные услуги. При использовании данного метода цена определяется по следующей формуле.
Ц = цена элемента 1 + цена элемента 2 +... +
+ цена элемента п.
3. Параметрический метод. Применяется при определении эффективности проектируемого оборудования или целых объектов.
Наиболее подходящим, на наш взгляд, является агрегатный метод. Согласно этому методу мы выделяем два элемента: услуги проживания и услуги питания. Расчет услуг проживания осуществляется по трем моделям средств размещения: «Туристское подворье» (в среднем с общим числом койко-мест круглогодичного использования — 5), «Сельская гостиница» (24 койко-места) и «Русская деревня» (42 койко-места). Сопутствующие услуги будут относиться к дополнительным платным услугам и предоставляться туристам по их желанию сверх стоимости тура, и не будут влиять на ценообразование. За основу расчетов принимается первая категория, имеющая наименьший уровень комфортности.
Важным вопросом при формировании цены тура является вид питания. При организации обслуживания питания туристов обычно применяется следующая классификация [1]:
• полный пансион (full board — FB) — трехразовое питание (завтрак, обед, ужин);
• полупансион (half board — НВ) — двухразовое
питание (завтрак—обед либо завтрак—ужин);
• только завтрак (bed and breakfast — ВВ).
Поэтому целесообразно подсчитать отдельно
цену завтрака, обеда и ужина. Для определения цены примем следующую структуру расходов на питание: завтрак — 25 %, обед — 45 %, ужин — 30 %.
Основой для установления цен для 1 -й категории средств размещения послужила обобщенная информация данных устного и письменного опроса туристских фирм различных регионов России с переложением ситуации на Костромскую область.
Цены на услуги размещения и питания для второй и третей категорий установлены исходя из тенденций возрастания цен на туристские услуги туристских фирм, работающих по линии сельского туризма, соответственно на 20 и 50 % от базовой цены (табл. 7).
Таким образом, информация, полученная при анкетировании населения и туристских фирм, обобщенная в различных аспектах, необходимых для решения задач исследования, позволила сформировать показатели емкости рынка сельского туризма и отдельных его направлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Здоров А. Б. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика. 2007. — 272 с.
2. Постановление Костромской областной Думы от 05.07.2007 № 2014 «Об утверждении областной целевой программы «Государственная поддержка развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области на 2007—2011 годы».
3. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма. — М.: Издательство РДЛ. 2007. — 480 с.