Научная статья на тему 'ЕЛЕНА ФАБИАНОВНА ГНЕСИНА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ (К 150-летию со дня рождения)'

ЕЛЕНА ФАБИАНОВНА ГНЕСИНА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ (К 150-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Елена Фабиановна Гнесина / подготовительные упражнения / фортепианная педагогика / фортепианная техника / методика обучения игре на фортепиано / Elena F. Gnesina / preparatory exercises / piano pedagogy / piano technique / methods of teaching piano playing

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федосеева Алина Андреевна

статье рассматривается методическое пособие известной русской пианистки, педагога и музыкально-общественного деятеля Е. Ф. Гнесиной «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники». Проблемы начального периода обучения остаются актуальными во все времена для многих педагогов, независимо от их опыта работы. Данное же пособие вызывает интерес еще и потому, что упражнения Гнесиной обращены в основном к педагогам и предназначены не только для начинающих пианистов, но и для учеников средних и старших классов музыкальных школ, и даже для студентов. Кроме того, в 2024 году весь музыкальный мир отмечает 150-летний юбилей со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной, что, естественно, способствует желанию обратиться к трудам выдающегося педагога. Основная цель данной статьи — привлечь внимание педагогов и музыкантов к пособию Гнесиной, к которому обращаются не так часто, как, к примеру, к ее же «Фортепианной азбуке». В статье рассматриваются как сами упражнения, так и подробнейшие и чрезвычайно ценные методические комментарии Гнесиной, направленные на воспитание профессионального владения инструментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELENA FABIANOVNA GNESINA. PREPARATORY EXERCISES TO VARIOS TYPES OF PIANO TECHNIQUE (For the 150th anniversary of her birth)

The article discusses the methodological manual of the famous russian pianist, teacher and musical public figure E. F. Gnesina’s «Preparatory exercises for various types of piano technique». The problems of the initial period of study remain relevant at all times and for many teachers, regardless of their work experience. This manual is also of interest because Gnesina’s exercises are addressed mainly to teachers and are intended not only for novice pianists, but also for students оmiddle and high schools of music. In addition, in 2024, the entire musical world celebrates the 150th anniversary of the birth of Elena F. Gnesina, which naturally contributes to the desire to turn to the works of an outstanding teacher. The main purpose of this article is to draw the attention of teachers and musicians to Gnesina’s manual, which is not used as often as, for example, her “Piano Alphabet”. The article examines both the exercises themselves and Gnesina’s detailed and extremely valuable methodological comments aimed at fostering professional mastery of the instrument.

Текст научной работы на тему «ЕЛЕНА ФАБИАНОВНА ГНЕСИНА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ (К 150-летию со дня рождения)»

УДК 780.7

Федосеева А. А.

ЕЛЕНА ФАБИАНОВНА ГНЕСИНА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ (К 150-летию со дня рождения)

Аннотация. В статье рассматривается методическое пособие известной русской пианистки, педагога и музыкально-общественного деятеля Е. Ф. Гнесиной «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники». Проблемы начального периода обучения остаются актуальными во все времена для многих педагогов, независимо от их опыта работы. Данное же пособие вызывает интерес еще и потому, что упражнения Гнесиной обращены в основном к педагогам и предназначены не только для начинающих пианистов, но и для учеников средних и старших классов музыкальных школ, и даже для студентов. Кроме того, в 2024 году весь музыкальный мир отмечает 150-летний юбилей со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной, что, естественно, способствует желанию обратиться к трудам выдающегося педагога. Основная цель данной статьи — привлечь внимание педагогов и музыкантов к пособию Гнесиной, к которому обращаются не так часто, как, к примеру, к ее же «Фортепианной азбуке». В статье рассматриваются как сами упражнения, так и подробнейшие и чрезвычайно ценные методические комментарии Гнесиной, направленные на воспитание профессионального владения инструментом.

Ключевые слова: Елена Фабиановна Гнесина, подготовительные упражнения, фортепианная педагогика, фортепианная техника, методика обучения игре на фортепиано

Fedoseeva A. A.

ELENA FABIANOVNA GNESINA. PREPARATORY EXERCISES TO VARIOS TYPES OF PIANO TECHNIQUE (For the 150th anniversary of her birth)

Abstract. The article discusses the methodological manual of the famous russian pianist, teacher and musical public figure E. F. Gnesina's «Preparatory exercises for various types of piano technique». The problems of the initial period of study remain relevant at all times and for many teachers, regardless of their work experience. This manual is also of interest because Gnesina's exercises are addressed mainly to teachers and are intended not only for novice pianists, but also for students оmiddle and high schools of music. In addition, in 2024, the entire musical world celebrates the 150th anniversary of the birth of Elena F. Gnesina, which naturally contributes to the desire to turn to the works of an outstanding teacher. The main purpose of this article is to draw the attention of teachers and musicians to Gnesina's manual, which is not used

as often as, for example, her "Piano Alphabet". The article examines both the exercises themselves and Gnesina's detailed and extremely valuable methodological comments aimed at fostering professional mastery of the instrument.

Keywords: Elena F. Gnesina, preparatory exercises, piano pedagogy, piano technique, methods of teaching piano playing

Елена Фабиановна Гнесина — пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, представительница московской фортепианной школы, во многом сформировавшая систему музыкального воспитания и образования в стране.

С 1885 года Елена Гнесина обучалась на младшем отделении консерватории у Э. Л. Лангера. В 1888 году В. И. Сафонов, директор Московской консерватории, выдающийся музыкант и педагог, приглашает Гнесину в свой класс сразу на старшее отделение. В 1890-1891 учебном году она учится в классе Ферруччо Бу-зони, а заканчивает консерваторию в 1893 году в классе П. Ю. Шлёцера.

Елена Гнесина унаследовала пианистическую школу своих великих учителей и в полной мере приняла от них эстафету — как педагогическую, так и общественно-организаторскую. По свидетельствам коллег, учеников и современников, Елена Фабиановна привлекала своей творческой энергией, открытостью к новому, отзывчивостью, будучи при этом требовательной и принципиальной.

Гнесина прожила долгую жизнь, что позволило ей осуществить множество масштабных планов, проектов и воспитать целую плеяду учеников. В числе ее подопечных были, например, Лев Оборин, Арам Хачатурян, Арно Бабаджанян, Борис Чайковский, Геннадий Рождествен-

ский, Александр Николаев, автор известнейшего сборника, полюбившегося многим педагогам, — «Школа игры на фортепиано», — который вышел в свет не без активной поддержки Е. Ф. Гнесиной.

Гнесина обладала необыкновенным организаторским талантом. В Москве в 1944 году открылся Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнеси-ных, в котором Елена Фабиановна заняла посты директора и заведующего фортепианной кафедрой. Она возглавляла весь гнесинский «комбинат», в состав которого вошли: школа-семилетка, десятилетка, училище и ВУЗ.

Вклад в отечественную культуру, который внесла Гнесина, будучи главой этого музыкально-образовательного комплекса, переоценить невозможно. Благодаря ее стараниям не только возникла знаменитая Гнесинка с ее четырехступенчатой системой обучения: именно Елена Гнесина добилась строительства здания училища, общежития для студентов, кооперативного дома для педагогов-гнесинцев и так далее. А в конце 1920-х — начале 1930-х годов в кружке, организованном Еленой Фабиановной еще в 1907 году, сформировалась учебная дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано». Гнесина сама читала лекции и вела практические занятия. Впоследствии

учебно-методическая структура, сформированная на базе училища и института, легла в основу российских музыкальных училищ и вузов.

Гнесина содействовала активной методической работе в подведомственных ей учреждениях. Елена Фабиановна — автор множества сборников пьес для фортепиано соло и в четыре руки, а также методических пособий, в числе которых: «Маленькие этюды для начинающих» (1919), «Фортепианная азбука» (1930), «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники» (1939), «Музыкальные диктанты» (1958), «Дуэты для маленьких скрипачей» (1966).

Несмотря на громадный масштаб творческих замыслов, проектов и их реализаций, из перечисленных сборников видно, что начальный период профессионального обучения заботил Елену Фабиановну весьма глубоко. Под руководством Гнесиной находились среднее и высшее звенья, — казалось бы, она могла и не уделять начальному образованию столько внимания. Тем не менее она отчетливо сознавала, что, во-первых, необходимо растить не только специалистов, но и музыкально грамотных слушателей; а во-вторых, что для формирования будущего пианиста чрезвычайно важны самые первые уроки, в ходе которых осваиваются базовые навыки, например правильная постановка руки, посадка и т. д., являющиеся фундаментом и условием профессионального существования. При этом работа с начинающим для педагога неред-

а, ко чрезвычайно сложна. Альфред

(а Корто говорил: «Самое серьезное

с- и ответственное — начинать учить

щ на фортепиано. Я утверждаю, что для педагога нет более значитель-

й ного испытания, чем то, которое

- заключается в первом прикоснове-а нии пальцев ребенка к клавиатуре» ¡а [6, с. 172].

[о Обратимся к «Подготовитель-

е- ным упражнениям для различных

о- видов фортепианной техники» — не

- самому популярному, но безусловно я заслуживающему отдельного вни-е мания пособию Елены Гнесиной.

м «Подготовительные упражне-), ния... » Гнесиной — опус инструк-), тивный, в него входят не только » упражнения и этюды для закрепления приобретенных навыков, но 1б и методические комментарии ав-и тора. Сама Елена Фабиановна не-х однократно подчеркивала в свой их высказываниях, что пособие у- предназначено прежде всего для у педагогов. При этом подробней-м шие методические комментарии и на протяжении всего пособия мо, гут особенно помогать в самостоя-о- тельных занятиях — как самому а- ученику, так и его родителям, при о идеальном раскладе контролирую-

0- щим процесс обучения дома. При-

1- мечательно, что при надобности х Гнесина давала подготовительные :я упражнения и взрослым студена там. А стоит отметить, что коллеги е часто отправляли к Елене Фабиа-

т- новне студентов со сложностями

а- и зажимами в пианистическом ап-

;а парате, будучи убеждены, что если

м она не сможет исправить и наладить

у- корпус и руки при игре на фортепи-

^а ано, то помочь в этом уже не сможет

д- никто.

Исходя из личного педагогического опыта, можно отметить, что данное пособие — незаменимый помощник и пригождается в работе как с начинающими пианистами ДМШ, так и со студентами консерватории.

Пособие включает 11 разделов, которые содержат упражнения для достижения хорошего legato и певучего звука; для развития первого пальца, а также его подкладывания под третий и четвертый; подготовительные упражнения к гаммам, аккордам, арпеджио, двойным терциям; упражнения для развития самостоятельности каждой руки, что служит основой виртуозности; упражнения для растяжения пальцев и беглости; подготовки к двух-и многоголосной полифонии, к мордентам, трелям и другим украшениям, а также к соединению различных метроритмических фигур и к педализации.

Рассмотрим более подробно упражнения, которые представляются обязательными к прохождению во время обучения игре на фортепиано. Понятно, что пособие ориентировалось преимущественно на начинающих пианистов, но к этим подготовительным упражнениям полезно возвращаться на любом этапе обучения, в любом возрасте. Например, Елена Фабиановна убедила одну из своих учениц, Р. Жив (Ми-хайлову-Микулинскую), пришедшую к ней в класс уже в довольно взрослом возрасте, начать с базовых навыков педализации, прибегая на занятиях как раз к «Подготовительным упражнениям» [5, с. 199].

Самые первые упражнения в пособии направлены на достижение

legato. Как правило, на начальных уроках фортепиано постановку руки осваивают через игру non legato по белым клавишам вторым или третьим пальцем, затем переходя на соединения двух звуков legato теми же пальцами. Елена Гнесина предлагает менее стандартный вариант (ил. 1). Во-первых, упражнение основано на подмене двух пальцев на одной ноте (в первом упражнении вверх по белым клавишам, во втором вверх по хроматической гамме). Такая задача помогает избежать распространенной ошибки во время формирования навыка игры legato, а именно задержания первой ноты пальцем при переходе на вторую клавишу. Во-вторых, применяется не только наиболее сильная и устойчивая аппликатура, но и более сложные комбинации: третий и четвертый, а также четвертый и пятый пальцы. Последние два варианта аппликатуры менее удобны, особенно для начинающего пианиста, поскольку физиологически четвертый палец крайне несамостоятелен, а потому наиболее слаб и неустойчив. Первый палец используется начиная с третьего упражнения. Кроме того, упражнения имеют четкую временную организацию. Таким образом, Гнесина с первых уроков приучает юного музыканта к тому, что все пальцы должны быть равны по силе и самостоятельности, а из этого умения в будущем и вырабатывается навык виртуозной игры.

Елена Фабиановна придает большое значение первому пальцу. Как показывает практика, ему, к сожалению, уделяется недостаточно внимания, хотя о важности правильной постановки первого пальца

Ил. 1. Е. Гнесина. «Подготовительные упражнения...». 1-е упражнение для достижения legato [3, с. 4]

задумывались многие пианисты и педагоги — Г. Нейгауз, А. Бирмак, А. Шмидт-Шкловская, С. Мальцев и другие. Среди них — известный джазовый музыкант, получивший академическое музыкальное образование и славившийся виртуозной игрой, — Оскар Питерсон. Понимание того, как важен навык владения первым пальцем, подвигло его на сочинение этюдов для фортепиано, многие из которых направлены именно на достижение хорошей постановки первого пальца.

В пособии Гнесиной целый раздел посвящен упражнениям для развития первого пальца. Поначалу они довольно стандартные. А далее Елена Фабиановна предлагает два развернутых упражнения (отдельно для правой и для левой рук) на подкла-

дывание первого пальца под третий и четвертый (ил. 2). Что удивительно: через методические указания чувствуется непосредственное присутствие Елены Фабиановны, ощущаются ее принципиальность и даже некоторая назидательность. Например, через такие формулировки:

«3. Повторяю: первый палец должен опускаться на клавишу легко и плавно, и рука не должна при этом „валиться" на первый палец» [3, с. 6].

Эти упражнения в высшей степени ценны, потому что они помогают подготовить пианистический аппарат к гаммам и этюдам на небольшой по объему последовательности. Владея навыком подкладывания, ученик будет технически легче осваивать новый репертуар.

Ил. 2. Е. Гнесина «Подготовительные упражнения...». ...на подкладывание первого пальца под третий и четвертый [3, с. 6]

В настоящее время дети практиче- и различными занятиями в круж-ски не играют упражнений, посколь- ках. В такой ситуации уже хорошо, ку зачастую перегружены уроками если ребенок успел позаниматься

дома хотя бы основной программой. Конечно, некоторые ученики играют, например, два-три упражнения Ш. Ганона. В обязательном порядке юный пианист проходит гаммы, нередко — из-за технического зачета, который проводится обычно со 2-го класса. К этому моменту ученик успевает пройти не так много материала, соответственно, навыки еще в процессе формирования, поэтому комплекс, включающий и гаммы, и аккорды, и арпеджио, для ребенка труден. Вот в этот момент чрезвычайно актуальны гнесинские подготовительные упражнения к гаммам,

на которых педагогу с учеником хорошо бы задержаться на какое-то время. В пособии предлагается начать с четырех нот, причем сразу в расходящемся движении: с координационной и аппликатурной точек зрения оно для учащегося более удобно (ил. 3). Постепенно усложняется и детализируется ритмический рисунок упражнений, увеличивается количество нот, — соответственно возрастает и трудность заданий. Кроме того, на этих упражнениях можно сразу закрепить новоприоб-ретенный навык подкладывания пальцев.

С самых первых упражнений Гнесина обращает внимание на самостоятельность каждого пальца, а затем и каждой руки, предлагая в пятом разделе интересные упражнения. Педагогам зачастую трудно добиться от учеников баланса между руками, дифференци-

ации фактуры. Решать эту проблему отлично помогают гнесинские упражнения на более простом материале благодаря различным штрихам и динамике для каждой руки (ил. 4). Кроме того, эти упражнения улучшают координацию1 и активизируют слуховой контроль.

1 Кстати, Л. ван Бетховен, среди учеников которого были, например, Фердинанд Рис и Карл Черни, динамическим упражнениям придавал большое значение. В своем упражнении № 20 он ставит задачи, сходные с гнесинскими, но на более трудном материале, на котором уже в большей степени отрабатываются навыки динамического расчета и выстроенного баланса между руками [1, с. 10].

Ил. 4. Е. Гнесина «Подготовительные упражнения...». Упражнения для развития самостоятельности каждой руки [3, с. 13]

Важное место занимают в пособии полифонические упражнения. Для Гнесиной именно Бах был основой ее пианистической школы. Во многом так сложилось благодаря году обучения в классе Бузони, который уже на первых уроках требовал от своих студентов знания наизусть всех двухголосных инвенций Баха. Всего за год обучения Елена Гнесина прошла десять прелюдий и фуг, не считая инвенций и произведений других композиторов.

Начиная знакомство с полифонией с двухголосных секвенций и

усложняя нотный текст, Гнесина приводит ученика к многоголосным упражнениям. Благодаря этим секвенциям ребенок на практике понимает, что такое полифония. А поскольку мотивы короткие и исполняются разными руками, то у подопечного не возникает испуга от визуальной записи нотного текста, зато есть возможность услышать и понять и вертикальные интервалы, и особенности голосоведения, включая диссонирующие задержания (ил. 5):

Ил. 5. Е. Гнесина «Подготовительные упражнения...». Подготовка к полифонии. Двухголосные секвенции [3, с. 16]

Л. Б. Булатова, ученица и ассистент Е. Ф. Гнесиной, выделяет три основные закономерности исполнения полифонии по методике своего учителя:

1. «Длительность звука прямо пропорционально влияет на массу звучания» [2, с. 24];

2. «Смысловое значение сопряжения двух и более голосов, соотношение их мелодических рисунков, выраженное в образующихся по вертикали интервалах, различие в них "ведущего" и "ведомого" или равных по значению» [2, с. 26];

3. «Ощущение пространственно-сти, слышание пауз в голосах» [2, с. 26].

Наконец, последняя область, на которой хотелось бы остановиться подробнее, — педализация. Существуют педальные прелюдии, этюды, пьесы, созданные для развития и закрепления данного навыка. Тем не менее в художественных произведениях у исполнителя чрезвычайно много различных задач, и уследить за педалью, качеством ее взятия и снятия и за другими параметрами весьма непросто, если этот навык еще прочно не закреплен.

Елена Гнесина начинала учить взятию педали с посадки и беззвучного нажимания на ножной рычаг, без игры на инструменте.

Затем ученик приступал к игре гаммы до мажор non legato одной рукой, зачастую одним и тем же пальцем, сразу с применением самого распространенного вида педализации — запаздывающего, а не прямого. (Как показывает практика, освоить прямую педаль проще и легче, но используется она нечасто.) После гаммы до мажор, сыгранной с запаздывающей педалью (ил. 6), необходимо выполнить то же самое при игре хроматической гаммы. Затем нужно снова вернуться к гамме до мажор, но педализировать уже потребуется быстрее, так как происходят ритмические изменения. В пособии впечатляет тщательность, с какой выписано применение педали и счета в этих упражнениях:

Ил. 6. Е. Гнесина «Подготовительные упражнения...». ...к педализации (запаздывающей) [3, с. 23]

В последующих упражнениях Гнесина знакомит юного пианиста с художественной педализацией. Упражнения направлены на освоение прежде всего романтического

стиля разных композиторов, таких как Чайковский, Шопен, Мендельсон, Франк, Скрябин.

Раздел о педализации Елена Гне-сина хотела дополнить и в целом

добавить в пособие новые упражнения, но, увы, не успела... Тем не менее Гнесина первая в советской методической литературе систематизировала обучение навыку педализации на начальном этапе.

Вряд ли кто-то не согласится, что отыскать аналог данному пособию непросто. Как правило, со многими перечисленными проблемами ученик сталкивается уже непосредственно в конкретных произведениях, а благодаря упражнениям Гнесиной он имеет возможность освоить профессиональные навыки и закрепить их на материале более легком по тексту и объему задач.

Помимо этого, практически все упражнения направлены на развитие не только правой, но и левой руки1. Ее разработанность и самостоятельность влияют как на технику пианиста, так и, например, на его умение выстраивать баланс звучностей, извлекаемых каждой рукой. Автор указывает, что многие упражнения нужно транспонировать для развития слуха, освоения на клавиатуре и изучения ключевых знаков тональностей. Кроме того, одной из важнейших педагогических установок Гнесиной была следующая: «чем лучше владеешь правилом, тем свободнее себя чувствуешь в исключениях» [2, с. 33].

Елена Фабиановна Гнесина оставила весьма значительный след в фортепианной педагогике. Вся жизнь этой женщины была связана с ее детищем — Гнесинкой, которая

по праву носит имя своих создателей — Елены, Евгении и Марии Гне-синых. «Гнесинский комбинат» продолжает активно функционировать и воспитывать новые поколения профессиональных музыкантов, творческих личностей и будущих педагогов. По словам В. В. Троппа2, «масштаб деятельности Гнесиной как создателя самого большого комплекса музыкальных учебных заведений, одной из главных действующих лиц на важнейшем этапе становления системы музыкального образования в России сопоставим только с деятельностью А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов — основателей первых профессиональных учебных заведений в стране в XIX столетии» [7]. Пособия же, включающие в себя упражнения, пьесы, этюды, — с одной стороны, занимательные и простые, а с другой, предельно практичные и методически продуманные — помогают растить юных пианистов. Одной из важных целей Елены Гнесиной было сближение педагогики и исполнительства, поэтому она так много сил и времени вкладывала в создание теории исполнительства и стремилась научно обосновать собственную методику. Пособия, созданные Еленой Фабиановной, в частности «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники», незаменимы как для опытного, так и для начинающего педагога-практика, поэтому их по праву можно отнести к жемчужинам русского педагогического репертуара.

1 Л. Б. Булатова в своей брошюре рассказывает о том, что «если в классе на уроке изучался какой-нибудь несложный этюд, написанный автором только для правой руки, Елена Фабиановна предлагала тут же импровизировать его для левой» [2, с. 36].

2 Пианист, музыковед, профессор, заслуженный деятель искусств РФ и директор мемориального музея-квартиры Е. Ф. Гнесиной.

Список литературы:

1. Бетховен Л., Клементи М., Штейбельт Д. Избранные этюды и упражнения / идея, сост., вступ. ст., ред. Н. Терентьева. СПб.: Композитор, 2004.

2. Булатова Л. Б. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной. М.: Музыка, 1976.

3. Гнесина Е. Ф. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники. СПб: Композитор, 2016.

4. Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников / сост. М. Э. Риттих. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Практика, 2003.

5. Захаренкова Е. И. В классе Елены Фабиановны Гнесиной // Преподаватель XXI век. 2020. № 2. С. 192-202.

6. Корто А. О фортепианном искусстве / Альфред Корто; сост., пер., ред. текста, вступ. ст. и коммент. К. Х. Аджемова. М.: Классика XXI, 2005.

7. Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной [Электронный ресурс]. URL: https://www.gnesina-museum.com/elena-fabianovna (дата обращения: 11.09.2024).

Сведения об авторе:

Федосеева Алина Андреевна — концертмейстер оркестрового факультета и преподаватель кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.