ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мельникова Н. В. Элементы структурной нравственной компетентности личности // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75188. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75188.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 75188
УДК 159.9
Мельникова Нина Васильевна,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск [email protected]
Элементы структурной нравственной компетентности личности
Аннотация. В статье обоснована категория личности знаковыми функциями триады компонентов, являющимися программными установками развития личности. Утверждается наличие нравственного компонента, который должен стать связующим звеном в единении формирования эмоционального и поведенческого интеллекта, индивидуальной адаптации к социуму.
Ключевые слова: структура, личность, теории, сознание, самосознание, компоненты, отношения, нравственность.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Индивид - общественное существо, а проявление его жизни есть утверждение общественной человеческой жизни. Задачами становится: всестороннее развитие общих и специальных способностей, создание своего вклада в прогресс общества и его культуру Их плодотворное единение способствует образованию личности, которая становится организующей и управляющей силой индивида. Ее функции - интегрировать базисные и метапсихологические категории, которые определяют личность и помогают осознавать её прошлое, настоящее и будущее.
Личность локализована в мозге и ей необходимо постепенно, системно обновляться субстратами высшей нервной деятельности, стремиться к самореализации под воздействием внутренней и внешней среды. Она должна научиться саморегуляции высших психологических функций и самоконтроля над ними. Отсюда, в личностной сфере не может быть что-то нарушено. В противном случае её просто нет, как личности.
Структуру личности составляет множество разных компонентов, среди которых приоритет отдается когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам. Они отражают свои функции под действием психофизиологических механизмов, разновидность и наличие которых обусловлено методологической ориентацией теоретических концепций в отечественной и зарубежной психологии. На наш взгляд, есть необходимость выделить отдельно еще и нравственный компонент, который как бы окрашивает традиционные компоненты, но почему-то егознаковое влияние не всегда учитывают, считая, что это само собой разумеющееся (Н. В. Мельникова [1]).
Трудами Л. С. Выготского выделены конструктивные идеи, характеризующие методологию становления отечественными учеными психологической концепции о человеческой личности. В ней особая роль отведена явлению социализации, которая не только утверждает психологию адаптации к социуму, но и характеризует творческое самовыражение в каждом виде ведущей деятельности (совместной или идивидуальной) на возрастных этапах формирующейся личности [2].
Личность по-разному трактуется с теоретических позиций отечественными учеными. По мнению К. К. Платонова, это - носитель сознания. Личность окрашивается интерактивным общением с окружающими людьми, которое характеризует развитие
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мельникова Н. В. Элементы структурной нравственной компетентности личности // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75188. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75188.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
самосознания и создает вербальный характер творческого самовыражения (И. С. Кон [3]). Стержнем формирования личности является система отношений (В. Н. Мясищев [4]). Согласно исследованию философа В. С. Соловьева [5], смысл человеческой жизни заключается в отсутствии противопоставления личности и общества. Человек - субъект общественно-исторической деятельности. Он наделён сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности, быть субъектом, творцом своей истории.
Он создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия существования, которые не даны ему природой в готовом виде. Это смысл отдельной личности, реализуемой через общество. Оно возможно за счет способности, сознания человека, активной работы его духа. Способ включения в окружающую среду носит принципиальный характер - путь активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира. Формируется специфическая форма отношения к действительности - это деятельность, ограничивающая приспособление к существующим условиям природной или социальной среды.
Сознание и мышление возникают в человеке как общественный продукт и оказываются вторичными по отношению к общественному бытию. На этой основе формируются специфически материальные и духовные потребности, которые определяют сущность человека. Он их перестраивает, преобразует, постоянно пересматривая собственные действия. Основу создают биологические механизмы и социальные программы, которые не подвергаются пересмотру. Создателями и творцами новых программ действий выступают люди, у которых целенаправленно появляется приспособительное поведение, а деятельность становится целеполагающей. Неповторимость личности кроется в ее динамике, в индивидуальности и своеобразии ее комбинаций, которые и делает человека уникальным, то есть создается различия между людьми, делая их непохожими друг на друга.
Критериями, на основании которых можно судить о степени нравственного развития личности, являются когнитивно-интеллектуальный, поведенческий и эмоциональный компоненты.
Когнитивный компонент - представление о себе, как активном субъекте жизнедеятельности, который несет об этом знания; о других, как уникальных и равноправных участниках процесса жизнедеятельности, мнений, эмоций, чувств, творчества, мыслительной деятельности. Социальную информированность человеческой личности раскрывает именно когнитивно-познавательный компонент. Он составляет социальную компетентность как субъект поведения и взаимодействия, но наличие определённых знаний у личности ещё не значит, что она всегда будет ими руководствоваться.
К интеллектуальному критерию относятся знания соответствующих нравственных норм и способность на их основе высказывать суждения. Нравственный смысл жизни - процесс совершенствования её социальной сущности и духовных оснований. Л. С. Выготский подчеркивает, что знания должны приходить из будущего (школа мышления), где образование - созидание человеком образа мира в себе самом формируется посредством активного полегания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры. При этом важна не передача информации, а развитие способности личности компетентно выполнять все функции с опорой на неё.
Эмоционально-нравственная сфера индивидуальной психики формируется под воздействием норм и идеалов нравственного общественного сознания в процессе развития культуры человечества. Эмоциональный компонент включает способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мельникова Н. В. Элементы структурной нравственной компетентности личности // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75188. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75188.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
мира с акцентом на его позитивных сторонах. Духовно-нравственной категорией определяется интеллигентность, которая характеризует уровень культуры, степень нравственного и гражданского развития, наличие способности к сопереживанию чужой боли и беде. Человек приобретает своеобразную систему эталонов ценности, сопоставление с которыми он оценивает наблюдаемые явления, как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Социальное развитие, по мнению О. С. Барило [6], характеризуется адекватностью ориентации в социальном окружении, выражению чувств и отношений к миру в соответствии с культурными традициями общества; процессом положительных изменений личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания и личного опыта; состоянием, достигнутым личностным уровнем духовно-нравственной воспитанности.
Процесс нравственного развития личности связан с качественными изменениями нравственного сознания и поведения, культуры человека в обществе. Поведенческий компонент состоит из действий: по отношению к себе, направленных к самопознанию, саморазвитию, самореализацию; по отношению к другим - это социально компетентное поведение, основанное на доброжелательности и уважении личности других; по отношению к миру - есть преумножение, а иногда и восстановление ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации. Человек сам объект практической деятельности и её субъект.
Нравственное поведение личности определяется условиями его прошлой жизни, значимыми для него обстоятельствами, наследственными и врожденными особенностями. Это - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период, в постоянных или изменяющихся условиях. Внешними регуляторами поведения выступают образцы, нормы и правила поведения.
Л. С. Выготский предупреждал, что если сознание правильного поступка не гарантирует совершения этого поступка, то сознание неправильного, содействует ему. Это недостатки морального воспитания. Моральная зрелость и творческая актуализация являются наивысшими. Люди много получают от доверительных отношений друг с другом.
По мнению А. В. Петровского [7], специфика поведения личности даётся в виде установки. Это - готовность, предрасположенность субъекта к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы, возникающие при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающими устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к объекту. Установка имеет конкретное функциональное назначение. С её помощью эффективнее выполняется действие. Ощущая на себе доброту, человек сам начинает относиться к себе, как к доброму, нравственному человеку. У него возникает нравственная самооценка, а это мотив подлинно нравственного поведения. В этот период люди строят свои общественные отношения, преобразуя самих себя. Их, формирование и развитие является необходимостью практически-преобразовательной деятельности, направленной на природу, себя и других людей.
В теоретических концепциях зарубежных ученых утверждаются разные подходы к данной проблеме. Так, в теории личности А. Адлера [8] постулировалось стремление к самозначимости:
если усиливается чувство неполноценностиличности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности;
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Мельникова Н. В. Элементы структурной нравственной компетентности личности // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75188. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75188.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности;
если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.
В теории личности Г. С. Салливена, решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройствах приписывается межличностным отношениям, которые выступают матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. В тоже время, признается: при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармония личности.
Единение личностного и общественного неодинаково на разных этапах истории и в разных формациях. Так, в психосоциальном подходе Э. Эриксона - это результат социокультурных взаимодействий с миром.
В теории личности Э. Фромма [9], постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений. Они рассматриваются социально, а не просто в биологической обусловленности. Человек теряет инстинктивные связи с природой, тогда на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия - как источники общественно обусловленных потребностей.
Теория личности К. Хорни - это чувство «базальной тревожности», характерное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество формирует у индивида конкретную структуру потребностей, но стоит преградой для их реализации. Это основа к возникновению чувства тревоги и поведения, построенного на достижение безопасности, к формированию агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества типа личности.
Бихевиористическая модель личности создана на внешне наблюдаемом поведении, взаимодействия с другими людьми в проблемных ситуациях. В современном бихевиоризме личность понимается как система генерированных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения. В поведенческой теории личности, разработанной Дж. Роттером в качестве исходных данных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях, когда: - исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. Само поведение осуществляется в пространстве и во времени. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления, но определяется и антиципацией. В теории персонологии Мюррея личность индивида - абстракция, а не просто описание поведения индивида. В определении личности должны отражаться стабильные и повторяющиеся элементы поведения, равно как новые и уникальные.
Изучая формы духовного бытия, человек реально выявляет природу и жизненный статус психической активности. К.К. Платонов, считая высшей формой направленности личности мировоззрения и убеждения, определяющие моральные качества, рассматривает нравственные нормы в качестве образующего фактора морального воспитания и основного критерия уровня активной моральной воспитанности личности.
Активность человека - это инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и на себя. Она зависит от мотивов поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, характера и темперамента. Она может быть социально полезной, прогрессивной или вредной, наносящий моральный и материальный ущерб другим людям. Ценными формами активности личности являются: защита гуманистических принципов, борьба с проявлениями зла, самовоспитание у себя общечеловеческих качеств. Это нравственный строй, способность руководствоваться в своём по-
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мельникова Н. В. Элементы структурной нравственной компетентности личности // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75188. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75188.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ведении ценностями общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Где нет выбранных нравственных добродетелей и обязанностей, там проявляется общая деградация человека.
Процесс совершенствования социальной сущности и духовных оснований характеризует нравственный смысл жизни, ибо человек взаимодействует с окружающей действительностью и теми возможностями активного преобразования окружающей среды, которые приобретаются им в процессе духовно-нравственного развития системы материальной духовной культуры.
Факторы форм духовно-нравственного развития проявляются в типах взаимоотношений. Это способность активно решать возникшие связи и осуществлять ориентировочную деятельность во внешнем мире. Этот подход отражается и на появление сознания. Система, внутри которой возникает и развивается сознание и её анализ, позволяет понять способ бытия в мире и связь с ним. Опыт такого созидания составляет содержание человеческого сознания.
Сознание - условие программирования человеческой совместной деятельности по созиданию и развитию форм культуры. Это функция человеческой памяти, матрицы воспроизводства опыта, накопленного человечеством. Фиксация навыков совместной практической деятельности, норм поведения предполагает общение людей, что входит в содержание человеческих представлений, где отражается опыт культуры, принципиальное основание общественной природы человеческого сознания.
Осуществляя оценку ситуаций человек, фиксирует отношение к действительности, выделяя себя как субъекта отношений к ней, составляет характерную черту сознания как формы отражения. Взгляд сознания на мир - это взгляд с позиции мира культуры и опыта деятельности. Осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную включенность в это процесс схемы мира.
Сознание целенаправленно отражает действительность, настраивая и перестраивая психику человека. Это способность воли - управлять и регулировать свое поведение. Развивается и способность смотреть на мир глазами общества, через призму выработанных абстракций и понятий. Эмоциональная сфера индивидуальной психики тоже воспитывается под воздействием норм и идеалов общественного сознания в процессе развития культуры. Высокий уровень возникновение сознания -появление самосознания «Я», как особое уникальное и неповторимое образование, могущее совершать свободные поступки и нести за них ответственность, осуществлять контроль над своими действиями, давая им оценку.
Нужны формы самосознания, которые изначально не даны. Их надо усвоить и сконструировать. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе практической деятельности и межличностных человеческих взаимоотношений. Самосознание это всегда самооценка и самоконтроль. умение увидеть себя со стороны. Это может только другой человек. Человек должен всматриваться в зеркало других людей и сопоставлять себя с ними. Есть два фактора, влияющих на формирование отношения личности к себе: собственные достижения в разных видах деятельности, их оценка ею, соотнесение с общественной оценкой; отношение других людей, партнеров по совместной деятельности к данному человеку как личности.
В процессе развития осуществляется переход от внешнего, формального принятия требований взрослого к усвоению их, превращению их в мотивы поведения. В связи с этим, подчеркивает Т. М. Титаренко, нравственное развитие необходимо строить так, чтобы развивать эмоциональные отношения к людям, благодаря которым поведение в соответствии с моральными требованиями становится личностно-
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Мельникова Н. В. Элементы структурной нравственной компетентности личности // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75188. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75188.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
значимым. Значимость исследования нравственного развития состоит в не разработанности нравственной сферы (нравственно-этических компонентов) на всех возрастных этапах; неопределенности содержания базисных этических понятий, на которых строится развитие нравственности детей; отсутствие конкретной технологии нравственного развития.
Приобщение человека к духовной и материальной культуре активный процесс, возможный только в деятельности, где проявляются особенности взаимодействия с окружающими людьми, влияющие на формирование нравственной личности.
В основе совершенствования - системно-деятельностный подход, который обеспечивается высоким нравственным потенциалом социальной микро и макро среды, активностью личности в освоении нравственного опыта. Для того чтобы стать человеком, надо расти среди людей, и получать человеческое воспитание. Это путь к развитию самосознания.
Самосознание постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межличностных отношений. Самосознание может судить самого себя и проявляться активно, многообразно. Ясные формы самосознания носят название рефлексии, когда феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, Рефлексия это то, что есть в человеке. Человек рефлексивно анализирует себя, каким он хотел или не хотел быть. Это его перестройка. В этом процессе происходит изменение и развитие своего сознания, но при осмыслении себя бывает много ошибок. Значит нужно учитывать объективную оценку себя, возникшую в процессе активной совместной деятельности.
Благодаря духовно-нравственной информации человек знает, что ему следует ожидать и что может его осмысленно интерпретировать. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания, опыт человека. Внешний контекст - предметные, социокультурные, пространственно-временные характеристики ситуации, в которых он действует. Прежде чем действовать, человек стремится собрать всю информацию, знание того, что произойдет в будущем. Это позволяет ему легче воспринимать настоящее. Без сохранения в памяти контекста, в котором протекает целенаправленно поведение, оно нарушается, и организм находится во власти мгновенных состояний, которыми он не может регулировать.
В рамках культурно-исторической парадигмы для объяснения разных феноменов используется экспериментально-генетический метод: для того, чтобы понять явление, надо его построить. Внутренний мир личности формируется в процессе развития и реализации многообразных отношений и взаимодействий человека в обществе. Внутренняя работа личности состоит в интериоризации, а внешняя проходит через субъективность личности. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Отношение к духовно-нравственному развитию, как к процессу обусловленному общественно-историческими законами, материализовано в культурноисторической парадигме
Ссылки на источники
1. Мельникова Н. В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника: монография. - М.: Изд-во ПО Исеть, 2005.
2. Выготский Л. С. Психология как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
3. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003.
4. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности: хрестоматия. - СПб., 2000. - С. 123-127.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Мельникова Н. В. Элементы структурной нравственной компетентности личности // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 12. - ART 75188. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75188.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
5. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 47-548.
6. Барило О. С. Проектирование ситуаций, стимулирующих общеличностное развитие старших дошкольников // Актуальные проблемы современного учебно-воспитательного процесса. - М.: Изд-во МИПС. - 1998. - № 11.
7. Петровский А. В. Быть личностью. - М., 1990.
8. Адлер А. Наука о характере. Понять природу человека. - М.: Академический проект, 2013.
9. Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. - М.: АСТ Астрель, 2009. - С. 541-547.
Nina Melnikova,
Doctor of Psychology, professor of developmental psychology and educational psychology, Shadrinsk State
Pedagogical Institute, Shadrinsk
Structural elements of moral competence of personality
Abstract. In the article the category of personality triad sign function components are software settings of personality development. Approved by the presence of a moral component to become a link in union formation of emotional and behavioral intelligence, individual adaptation to society.
Key words: structure, personality theory, consciousness, self-consciousness, components, relationships, morality.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 20.02.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.02.2015
Принята к публикации Accepted for publication 22.02.2015 Опубликована Published 08.04.2015
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Мельникова Н. В., 2015
www.e-koncept.ru
7