УДК: 37.037.1
Величко И.В.
кандидат филологических наук доцент кафедры историко-филологических дисциплин Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В статье рассмотрено использование элементов проблемного обучения русскому языку в начальной школе, определены функции проблемного обучения и правила создания проблемных заданий с учетом специфики начального образования.
Ключевые слова: проблемное обучение, функции проблемного обучения, специфика начального образования, методические требования, уроки русского языка, начальные классы.
Одной из важнейших задач современного образования является его гуманизация, которая предполагает особое внимание к всестороннему развитию личности каждого ребенка. Реализация этого принципа требует изменения характера обучения на основе личностно-ориентированного подхода при активизации познавательной деятельности учащихся.
Необходимым условием для этого является создание новых педагогических технологий и новаторских методов обучения. Ученые-методисты пришли к выводу, что учебная деятельность наиболее полноценно осуществляется в развивающем обучении при реализации проблемного подхода к обучению.
Идея проблемного обучения не нова, так как теория проблемного обучения интенсивно разрабатывалась в России уже в 70-е годы XX века.
Она получила свое научное освещение в трудах М.И. Махмутова, Т.А. Ильиной, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, И.С. Якиманской и др.
В конце XX — начале XXI века технологии проблемного обучения стали активно включаться в учебный процесс.
Один из основоположников проблемного обучения М.И. Махмутов определяет проблемное обучение как «дидактическую систему развивающего обучения, обуславливающую общее интеллектуальное развитие школьника, которое обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, глубину убеждений и творческое применение знаний» [3, с.118].
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Именно проблемное обучение направлено на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития школьников, развития их способности к самообучению, самообразованию.
Проблемное обучение основано на «создании особого вида мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных заданий, создающих проблемные ситуации» [2, с.278]. Создание проблемных ситуаций на уроке дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и новых способов действия.
Однако проблемный метод представляет определенную трудность для учителей начальных классов. Это связано с тем, что до сих пор недостаточно изучены некоторые стороны проблемного обучения именно в начальной школе, не разрешены трудности в подготовке и систематизации дидактического материала, содержащего упражнения и задания проблемного характера. Вероятно, именно по этой причине в учебном процессе начальной школы проблемные задания используются реже, чем бы этого хотелось.
Поэтому особенно актуальным в современной школьной практике является поиск средств успешной организации проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах.
В настоящее время учителям начальной школы предоставляется широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем, учебно-методических комплектов обучения. Однако школьная практика показывает, что изменение содержания без изменения технологии обучения, без внедрения в практику инновационных технологий, которые способствуют формированию у детей младшего школьного возраста главных компетенций, ведущих к успешности в современном обществе, не дает положительных результатов обучения.
Сегодня использование элементов проблемного обучения в начальных классах становится все более актуальным:
- создаются методические пособия и учебники для поисково-исследовательской работы младших школьников;
- вводятся в систему обучения начальной школы развивающие творческие задания, которые позволяют детям активно включаться в поисковую деятельность, что способствует совершенствованию и гуманизации начального образования;
- на уроках создаются условия для развития у детей младшего школьного возраста познавательных интересов, формируется стремление к размышлению и поиску, к овладению формами самосознания и самоконтроля, что, в свою очередь, вызывает у учащихся чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Актуальность использования технологии проблемного обучения определяется и развитием высокого уровня мотивации учащихся начальных классов к учебной деятельности, активизации их познавательных интересов и
оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей.
На уроках, на которых учитель использует элементы проблемного обучения, у учащихся формируются такие важные качества, как гибкость ума, глубина мышления, творческое воображение, самостоятельность, а также развивается и такое важное качество, как критичность.
Систематичность использования поисково-творческих задач создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая дает учащимся возможность самостоятельно управлять своей мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке целей и находить способы их достижения.
Кроме того, «умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы, классифицировать и структурировать учебный материал, самостоятельно работать с текстом — все это ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности и умение быть успешным» [5, с.83].
Говоря о методике применения элементов проблемного обучения, следует указать функции проблемного обучения, которые особенно важны с учетом специфики начального образования:
- развитие интеллекта учащихся, их творческих способностей и самостоятельности;
- формирование всесторонне и гармонично развитой личности;
- применение в практике системы логических приемов и различных способов творческой деятельности;
- применение усвоенных знаний в новой ситуации и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности;
- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Одним из важнейших методических аспектов использования проблемной технологии в начальных классах является требование учета уровня проблемности, поскольку он отражает содержание учебного материала, наличие в нем учебных проблем разной сложности. Уровень проблемности определяется двумя показателями:
- сложностью проблемных задач, вопросов и заданий (с учетом их количества и качества);
- соотношением четырех основных типов самостоятельной работы учащихся:
а) репродуктивного (воспроизводящего);
б) познавательно-практического;
в) репродуктивно-поискового;
г) творческого.
Для реализации проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах учителю необходимо:
- правильно отобрать такие темы учебного материала, которые дают возможность использовать на уроках проблемные ситуации и задания;
- знать особенности и специфику проблемного обучения учащихся младших классов;
- построить оптимальную систему проблемных заданий, создать учебные и методические пособия;
- продумать различные виды учебной деятельности, которые помогут вызвать заинтересованность учащихся, активизировать их работу на уроке.
При организации учебного процесса необходимо также учитывать основные психологические условия для успешного применения элементов проблемного обучения:
- проблемные задания должны отвечать главной цели — формирование системы знаний по предмету;
- проблемные задания должны учитывать возрастные особенности учащихся и соответствовать их познавательным способностям;
- проблемные задания должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- проблемные задания не должны быть легкими, чтобы учащиеся не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но и не должны быть трудными, чтобы дети могли самостоятельно анализировать проблемы и находить неизвестное.
Проблемное обучение в начальных классах осуществляется в трех формах, различающихся по степени познавательной самостоятельности учащихся в них:
I форма — проблемное изложение, которое предполагает наименьшую познавательную самостоятельность учащихся: учитель сообщает новый материал, а учащиеся вовлекаются в активную мыслительную деятельность посредством разных видов работы (рассказ, беседа, объяснение с проблемными вопросами, задания). Этот вид деятельности имеет место на этапе сообщения нового материала (эвристическая беседа). Учитель ставит проблемную задачу в виде вопроса, организует процесс размышления учеников, предлагает обсудить выдвинутый вариант решения задачи, подводит учеников к правильному выводу, поощряет активность учеников, ставит вопросы для закрепления новых знаний и предлагает упражнения по применению полученных знаний на практике. В зависимости от сложности проблемы, уровня знаний, умений детей, дидактической целесообразности может быть использован такой вариант взаимодействия учителя и
учащихся: проблему ставит и решает учитель, ученики наблюдают, участвуют в обсуждении и действуют по образцу.
II форма — частично-поисковая деятельность предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учитель формулирует проблемный вопрос-задание, а учащиеся воспринимают задачу, осмысливают пути ее решения, высказывают варианты решения, доказывают предпочтительность одного из вариантов решения, а вот делают обобщения и выводы уже вместе с учителем. Закрепляются полученные новые знания путем повторения выводов и самоконтроля. То есть используется такой вариант взаимодействия учителя и учащихся: проблему ставит учитель, а решают ее с его помощью сами ученики.
III форма — самостоятельно-исследовательская деятельность, при которой учитель обозначает наличие проблемы, а ученики коллективно формулируют ее, самостоятельно ищут пути решения, выполняя последовательно поисковые действия, необходимые для ее решения: наблюдение над языковым материалом, практические задания, эксперименты, сбор информации, опыты. При такой форме деятельности проблему формулируют и решают учащиеся, а учитель лишь направляет их, помогает, контролирует, оценивает их деятельность и корректирует вывод.
Для организации учебного процесса необходимо знать также, какие методические действия определяют успешную работу учителя на уроках русского языка в начальных классах при использовании элементов проблемного обучения.
Решение любой проблемы начинается с правильной формулировки ее. Задача учителя четко и грамотно сформулировать проблему, которую предстоит решать учащимся на уроке, учитывая их возрастные особенности и способности.
Прежде чем предложить ученикам решение поисково-творческих задач, учитель сначала должен систематизировать, а затем актуализировать имеющиеся знания и накопленный опыт учащихся.
Невозможность решить проблему уже известными способами потребует от учащихся поиска новых знаний или других способов деятельности, что приведет к формированию предположения, гипотезы относительно способов решения данной проблемы. В ходе коллективного обсуждения (а это одно из главных условий применения элементов проблемного обучения в начальных классах) в классе часто возникает несколько предположений о способах решения проблемы. Одно из них берется в качестве рабочей гипотезы, которая доказывается или опровергается с помощью языковых фактов, самостоятельно подобранных примеров, личными суждениями или сведениями из учебника.
Построение гипотезы — кульминационный момент решения учебной проблемы. Методисты предлагают несколько вариантов действий:
а) дедуктивное формулирование гипотезы с опорой на уже известные правила, определений, принципов, законов;
б) индуктивное обобщение фактов, полученных в результате наблюдения над языковым материалом или поисково-экспериментальной работы;
в) аналогия, то есть гипотеза выстраивается учащимися по аналогии.
На этапе построения гипотезы учитель должен:
- добиваться чтобы учащиеся осмыслили поставленную перед ними учебную задачу, четко сформулировали проблему;
- помогать учащимся проводить анализ проблемы с точки зрения путей ее решения: что дано, чего нужно достичь, какие действия и т. д.;
- организовать деятельность учащихся по подбору дополнительных языковых данных, необходимых для решения проблемы;
- следить за правильностью выдвижения предположений;
- требовать от учащихся подробного обоснования их предположений, выбора правильного предположения и доказательства гипотезы.
Возникает вопрос: как же управлять деятельностью учащихся на этапе анализа ситуации и постановки проблемы? Какие приемы может использовать учитель для активизации мыслительной деятельности учеников?
Прежде всего надо помнить, что «проблемная ситуация создается с учетом противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности» [, с.31].
Чтобы научить учащихся «видеть» и решать проблему, необходимо заранее готовить их к восприятию и осмыслению проблемных ситуаций, заданий, вопросов. Это означает, что учащихся необходимо учить:
а) «видеть» проблему, т.е. воспринимать противоречивую информацию, интересоваться разными точками зрения, рассматривать одно и то же языковое явление с разных сторон;
б) анализировать информационно-познавательные противоречия, т.е. не бояться высказывать разные точки зрения, предлагать свои варианты решения задач, вычленять несогласованные суждения, несовместимую информацию, сравнивать, противопоставлять, определять их связи;
в) формулировать проблему, т. е. словесно выражать ее в форме вопроса, задачи, задания.
Роль мотивации для выполнения учебной работы такого типа чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что любая проблемная ситуация вызывает определенное изменение психического состояния учащегося -состояние «открытия» новых знаний доставляет ребенку радость преодоления трудностей, преодоления своей нерешительности, сомнения, и побуждает к активной работе.
Следующим этапом является непосредственная работа с проблемными ситуациями. На уроках русского языка учитель должен использовать разнообразные приемы и методы создания проблемных ситуаций различных типов: проблемные задания теоретического характера и практического характера, проблемные вопросы, проблемные задачи и т.д.
Несомненно, работа с проблемной ситуацией должна проводиться с учетом структуры познавательной деятельности учащихся на этапе решения проблемы и строго по плану:
1. Актуализация прежнего опыта.
2. Поиск известных способов решения.
3. Обоснованный отказ от них.
4. Формулирование гипотезы о способах решения проблемы.
5. Доказательство и проверка гипотезы.
6. Выводы.
Вся работа по решению проблемы должна вестись учащимися самостоятельно, но при этом она не исключает помощи учителя. Учитель должен оказывать помощь, но строго дозированную и своевременную.
Чтобы проблемное обучение на уроках в начальных классах дало ожидаемый положительный результат, необходимо помнить, что использование единичных, бессистемных проблемных заданий не способствует активному развитию абстрактного и логического мышления учащихся и формированию навыков самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Одно из главных требований проблемного обучения — это системность и последовательность работы учителя.
Перед тем, как начинать работу по созданию системы проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах, учитель должен ознакомиться с методическими требованиями:
1) такая система должна охватывать основные типы доступных для усвоения учащимися начальных классов проблем;
2) использовать как традиционные, так и инновационные методы проблемного обучения, доступные детям младшего школьного возраста;
3) предусматривать формирование важнейших навыков самостоятельной творческой и поисково-исследовательской деятельности учащихся;
4) охватывать разные уровни сложности проблемных ситуаций, оптимальных для начального образования;
5) учитывать требования к усложнению проблемных задач по содержанию, структуре, последовательности решения в процессе обучения.
Не лишним будет знать и основные правила, которых следует придерживаться при создании проблемных заданий.
Правила создания проблемных заданий
Правила Методические рекомендации
1. Перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого они должны открыть для себя новые знания или способ действия 1.Задание должно базироваться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеют учащиеся. 2. Неизвестное, которое нужно открыть, отражает общую закономерность, общий способ действия. 3.Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащихся потребность в получении новых знаний. 4.Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их возрастным особенностям и интеллектуальным возможностям
2. Проблемное задание должно предшествовать объяснению нового учебного материала В качестве проблемных заданий могут служить: учебные задачи, проблемные вопросы, практические задания с вариативными ответами, упражнения творческого характера и т.п.
3. Нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию 1. Проблемное задание не является проблемной ситуацией, но оно может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях. 2. Одна и та же проблемная ситуация может быть создана различными типами заданий: - рассмотреть явление с различных позиций; - провести сравнение, обобщение, классификацию; - сформулировать выводы; - сопоставить факты; - сформулировать вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию. 3. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель, объяснив ученикам причины невыполнения ими поставленного проблемного задания
В школьной практике на сегодняшний день используются такие методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель должен последовательно подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- учитель предлагает различные точки зрения на один и тот же вопрос и дает возможность учащимся выбрать правильную, с их точки зрения, и обосновать свой выбор;
- учитель предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций и определить существенные черты явления, помогающие ответить на проблемный вопрос;
- учитель побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- учитель задает конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
- учитель сам определяет проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера;
- учитель ставит перед учениками проблемные задачи: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, задачи на преодоление «психологической инерции» и др.
Исходя из задач проблемного обучения и особенности роли учителя в учебном процессе, можно сформулировать следующие требования к урокам русского языка:
- необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы она носила поисковый, исследовательский, самостоятельный характер;
- учитель должен решать возникающие вопросы вместе с учащимися, осуществлять совместный поиск решения проблемы;
- для достижения наибольшей эффективности учебного процесса учитель должен ориентироваться на прогностическую оценку возможности учащихся, определить направление и содержание очередного этапа поисков;
- организация проблемного обучения требует от учителя умения анализировать реальный ход процесса и на этой основе строить прогноз его дальнейшего развертывания, изменяя в соответствии с ним условия учебной задачи, а для этого учитель должен обладать способностями рефлексии и оперативным мышлением;
- в процессе решения проблемной задачи учитель должен своевременно выявлять и устранять обстоятельства, которые тормозят ход мыслительной деятельности учащихся: фиксировать внимание на ином способе действия, выделять существенные факты в проблемной задаче и т.д.;
- учитель должен стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций;
- учитель обязан проявлять терпимость к ошибкам учеников, которые они допускают при попытках найти правильное решение поставленной перед ними задачи [1].
Сама система проблемного обучения предполагает уважительное отношение учителя к личности ребенка. Ученик становится соратником учителя, совместно с ним решает проблему, обсуждает разные предположения, формулирует гипотезу, определяет способы доказательства. В итоге школьник получает удовлетворение от самого процесса обучения, познания.
«Проблемное обучение способствует формированию активной личностной позиции по отношению к усваиваемым знаниям, что вырабатывает склонность к умственной работе. Энергия усвоения зависит не только от учителя, но и от работы ученика. Чем выше внутренняя познавательная активность самих ребят, тем прочнее усваиваются знания» [4, с.125].
Специфика проблемного обучения в начальных классах состоит в том, что оно должно сочетаться с другими методами обучения: объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым и т.д., так как использование только проблемного обучения непосильно для младших школьников.
Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся — одно из главных условий проблемного обучения. Следует учитывать особенности психики детей этого возраста: излишнюю эмоциональность, неуверенность в себе, нетерпеливость, отсутствие усидчивости и настойчивости, неустойчивость произвольного внимания, быструю утомляемость и т.д. Поэтому проблемное обучение в начальных классах нельзя превращать в универсальный метод обучения, т. к. решение проблемной ситуации — сложная и тяжелая работа для детей младшего школьного возраста.
Таким образом, проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором на первый план выходит самостоятельная поисковая деятельность учащихся, а система
методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Реализация этого принципа позволяет модернизировать современный урок русского языка в начальной школе. А это требует серьезной теоретической и методической подготовки учителя начальных классов к осуществлению своей деятельности в условиях проблемного обучения.
Литература
1. Львов М. Р. Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 464 с.
2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении // Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем: хрестоматия / Сост. Е. А. Мухортова. — Москва: АНО ПЭБ, 2008. — С. 278-297.
3. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с.
4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. — М.: АПКиПРО, 2006. — 168 с.
5. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1997. — 175 с.
6. Юркина С. В. Место проблемной ситуации в обучении младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2009. — № 8. — С. 29-32.