Научная статья на тему 'Элементы HR-бенчмаркинга как инновационного процесса управления персоналом предприятия'

Элементы HR-бенчмаркинга как инновационного процесса управления персоналом предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HR-БЕНЧМАРКИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ПРОЦЕССЫ / ПРОИЗВОДСТВО / HR-BENCHMARKING / COMPETITIVENESS / LABOR POTENTIAL / CONTROL SYSTEM OF THE PERSONNEL / PROCESSES / MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафиятуллина А. З.

В данной статье рассматриваются особенности HR-бенчмаркинга, выявляются его виды, предлагается упрощенный алгоритм процесса HR-бенчмаркинга, определяются цели организации при проведении HR-бенчмаркинга. Автор обосновывает процессы HR-бенчмаркинга как способствующие развитию организации в избранном направлении, актуализирует цели HR-бенчмаркинга, позволяющие предприятию обойти конкурентов, повысить прибыльность своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HR-benchmarking elements as an innovative process of enterprise personnel management

This article discusses the features of HR-benchmarking its forms, it is proposed simplified algorithm for the HR-benchmarking process, and it is defined goals of the organization during the HR-benchmarking. The author substantiates the HR-benchmarking process as contributing to the development of the organization, updates HR-benchmarking purposes, allowing the company to beat the competitors and to increase the profitability of its work.

Текст научной работы на тему «Элементы HR-бенчмаркинга как инновационного процесса управления персоналом предприятия»

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

А. 3. Гафиятуллина, соискатель,

кафедра экономической теории и социальной работы, Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Россия, [email protected]

ЭЛЕМЕНТЫ HR-БЕНЧМАРКИНГА КАК ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

До недавнего времени понятие HR-бенчмаркинг — Human Resources Benchmarking — в российском управленческом лексиконе отсутствовало. Тем не менее, предпосылки теории и практики развития конкурентного трудового потенциала в исходных положениях производственного опыта передовых работников или предприятий наблюдаются в опыте управления социалистическим соревнованием. Главной целью управления социалистическим соревнованием являлось представить достижения передовиков производства всем работающим в той или иной отрасли производства, а, следовательно, обеспечить подъем производительности труда.

Исследуя различные источники1, в которых представлена природа HR-бенчмар-кинга, можно сделать вывод о том, что в настоящее время единого подхода к выделению видов HR-бенчмаркинга не существует.

Автор считает целесообразным выделить следующие виды: -

Внутренний HR-бенчмаркинг. Внутренний H R- бенчмаркинг является исходной точкой любого процесса бенчмар-кинга, реализация которой необходима в первую очередь. При разработке организацией собственной программы HR-бенчмаркинга,

На сегодняшний день успех

производителя зависит от скорости его адекватной реакции на удовлетворение нужд потребителя.

внутренний ИЯ-бенчмаркинг является превосходным средством формирования этой программы, кроме того, он может использоваться при обучении персонала. Данный подход эффективен для организаций, имеющих большое количество дочерних подразделений и (или) работающих относительно автономно и занятых аналогичной деятельностью. Внутренний ИЯ-бенчмаркинг заключается в следующем: вначале необходимо определить подобие в работе различных филиалов внутри организации, а затем выявить лучшие из наблюдаемых практик. Практически всегда внутренний ИЯ-бенчмаркинг должен быть предпринят в первую очередь, поскольку он наименее затратен, но предоставляет очень подробные данные. Кроме того, этот тип ИЯ-бенчмаркинга осуществим легче всего, так как в этом случае не возникает проблем конфиденциальности или безопасности, которые необходимо решать.

_ Внешний конкурентный ИЯ-бенчмаркинг. Данный тип ИЯ-бенч-маркинга результативен в отраслях промышленности с высоким уровнем конкуренции, в отраслях с различным управленческим подходом, а также в отраслях, использующих новые процессы и

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

технологии мотивации и управления трудовым потенциалом. Однако использование данного типа ИЯ-бенчмаркинга требует от организации определенного опыта в бенч-маркинге в целом.

Внешний внутриотраслевой (сочетаемый) HR-бенчмаркинг. Сочетаемый ИЯ-бенчмаркинг сопоставляет деятельность подразделения, для которого проводится ИЯ-бенчмаркинг, с деятельностью подобных подразделений ведущих организаций в рамках промышленной категории. Этот тип ИЯ-бенчмаркинга применяется в тех случаях, когда организация может улучшить свою деятельность путем сравнения производственных процессов своих подразделений, для которых проводится ИЯ-бенчмаркинг, с деятельностью аналогичных подразделений других организаций, не являющихся прямыми конкурентами, действующих в данной отрасли промышленности.

Внешний межотраслевой HR-бенчмар-кинг. В этом случае процесс распространяется за пределы не только конкретной организации, но и отрасли промышленности, а использование процессов ИЯ-бенчмаркинга позволяет получить ценную информацию из организаций различных отраслей промышленности. Проведение ИЯ-бенчмаркинга в несходных отраслях позволяет внедрить новаторские процессы из других отраслей производства, не применяемые в данное время организациями — инициаторами ИЯ-бенчмаркинга, что позволит достигнуть наивысшей эффективности данным организациям.

Комбинированный межотраслевой и внешний HR-бенчмаркинг. Использование особенностей внешнего и внутреннего (внутриотраслевого конку- : рентного и/или межотраслевого) ИЯ-бенч-маркинга является наиболее распространенным подходом, приносящим, как правило, наилучшие результаты.

Процесс ИЯ-бенч-маркинга автор представил в виде алгоритма, изображенного на рис.1.

На сегодняшний день успех производи теля зависит от скорости его адекватной ре

Та организация, которая быстрее сможет среагировать на быстро меняющиеся запросы потребителя

при меньших издержках на обеспечение качества, и станет победителем в борьбе за качество, а значит и за потребителя, следовательно, и за прибыль.

акции на удовлетворение нужд потребителя. Успех такого управления во многом зависит от того, насколько ясно определены поставленные цели для работников организации, насколько осознанно и активно они участвуют в процессе управления качеством.

Главная цель многих организаций — это снижение затрат на производство, высокое качество продукции, быстрый выход на рынок. Та организация, которая быстрее сможет среагировать на быстро меняющиеся запросы потребителя при меньших издержках на обеспечение качества, и станет победителем в борьбе за качество, а значит и за потребителя, следовательно, и за прибыль.

Правильно организованный процесс управления подразумевает четко определенные руководством организации направления деятельности всех ее служб и подразделений и подчинение их работы достижению общей цели. При этом ИЯ-бенчмаркинг служит инструментом, способствующим развитию организации в избранном направлении путем систематического внедрения передового опыта в рамках программы непрерывного совершенствования.

В любой компании возможно построить систему управления персоналом исходя из двух различных подходов: «оценка по прецедентам» (опора на конкретные примеры кадровой работы, применима для очень небольших компаний) и «оценка по ключевым показателям» (опора на показатели эффектив-

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций

Рис.1. Совокупность процессов ЫЯ-бенчмаркинга

ности). ЫЯ-бенчмаркинг — это исследование ключевых показателей эффективности ЫЯ-служб. Главное преимущество подобного исследования состоит в том, что оно позволяет измерить результаты в достаточно слабо измеримой сфере — управление человеческими ресурсами. В условиях повышенной нестабильности и неопределенности во времени факторов внешней среды отечественные предприятия все чаще начинают использовать принципы ЫЯ-бенчмаркинга, который ориентирован на создание сети взаимосвязанных субъектов рынка труда в целях обеспечения их информацией о лучших методах взаимодействия между формально независимыми субъектами рынка труда.

Подводя итоги, можно сказать, что цель ЫЯ-бенчмаркинга состоит в нахождении, развитии и защите конкурентного положения внутреннего рынка труда в рыночной сети. ЫЯ-бенчмаркинг позволяет выявить в управлении конкурентоспособностью персонала в компании такие области, при воз-

действии на которые можно изменить модель ведения бизнеса, либо отыскать такие методы управления, которые способствовали бы проведению стратегических изменений, а целью организации должно быть не просто сравнение с другими и ликвидация выявленных отставаний, но поиск путей, позволяющих ей обойти конкурентов, повысить прибыльность своей работы и удовлетворить другие ожидания всех заинтересованных сторон.

1. Конкина О. В. ЫЯ-бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности деятельности ЫЯ-службы // Корпоративная культура. 2008. № 5. С. 23-25; Лукьянчикова М. Р. ЫЯ-ЪепсИтагЫод: все познается в сравнении // Справочник по управлению персоналом. 2008. № 3. С. 12-14; Сафанюк А. В. ЫЯ-бенчмаркинг как способ оценки ЫЯ-бренда компании // Материалы семинара «Диагностика и оценка эффективности построения ЫЯ-бренда», 28.04.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.