Научная статья на тему 'Элементы формирования стратегии гармонизации межнациональных отношений в Северо-Западном федеральном округе'

Элементы формирования стратегии гармонизации межнациональных отношений в Северо-Западном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ ГАРМОНИЗАЦИИ / STRATEGY OF HARMONIZATION / INTERETHNIC RELATIONS / SOCIAL CONFLICTS / ELEMENTS OF THE STRATEGY OF HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кугай А. И., Васильев В. Г.

Рассмотрены основные подходы к формированию стратегии гармонизации межнациональных отношений в Северо-Западном федеральном округе (далее — СЗФО) в контексте существующих проблем. Сформированы базовые элементы для формирования стратегии гармонизации межнациональных отношений, а именно правовой, политический, социально-культурный, экономический. Исследованы статистические данные, позволяющие сделать вывод о наличии целого ряда проблем в области гармонизации межнациональных отношений в СЗФО, в том числе низкая правовая культура, пробелы в законодательстве, недостаточный уровень коммуникации власти и гражданского общества, сложившиеся национальные традиции и высокий уровень коррумпированности власти. Предложены подходы для формирования стратегии гармонизации межнациональных отношений с учетом особенностей СЗФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кугай А. И., Васильев В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements for the Formation of a Strategy for Harmonizing Interethnic Relations in the North-West Federal District

The main approaches to the formation of the strategy of harmonization of interethnic relations in the North-Western Federal District (hereinafter — NWFD) in the context of existing problems are considered. Formed the basic elements for the formation of a strategy for harmonization of interethnic relations, namely, legal, political, socio-cultural, economic. The statistical data that allow to draw a conclusion on the existence of a number of problems from the area of harmonization of interethnic relations in the Northwestern Federal District, including a low legal culture, gaps in legislation, insufficient communication between government and civil society, established national traditions and a high level of corruption of power. Approaches are proposed for forming a strategy for harmonizing interethnic relations taking into account the characteristics of the North-West Federal District.

Текст научной работы на тему «Элементы формирования стратегии гармонизации межнациональных отношений в Северо-Западном федеральном округе»

з DOI 10.22394/1726-1139-2018-9-94-99

§ Элементы формирования стратегии

1 гармонизации межнациональных отношений

2 в Северо-Западном федеральном округе

о

ш

3 Кугай А. И.1 *, Васильев В. Г.1

ш

о 1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; *Кидау3@уапс1ех.ги

РЕФЕРАТ

Рассмотрены основные подходы к формированию стратегии гармонизации межнациональных отношений в Северо-Западном федеральном округе (далее — СЗФО) в контексте существующих проблем. Сформированы базовые элементы для формирования стратегии гармонизации межнациональных отношений, а именно правовой, политический, социально-культурный, экономический. Исследованы статистические данные, позволяющие сделать вывод о наличии целого ряда проблем в области гармонизации межнациональных отношений в СЗФО, в том числе низкая правовая культура, пробелы в законодательстве, недостаточный уровень коммуникации власти и гражданского общества, сложившиеся национальные традиции и высокий уровень коррумпированности власти. Предложены подходы для формирования стратегии гармонизации межнациональных отношений с учетом особенностей СЗФО.

Ключевые слова: стратегия гармонизации, межнациональные отношения, социальные конфликты, элементы стратегии гармонизации

Elements for the Formation of a Strategy for Harmonizing Interethnic Relations in the North-West Federal District

Kugay A. I.a, *, Vasiliev V. G.a

a Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; *Kugay3@yandex.ru

ABSTRACT

The main approaches to the formation of the strategy of harmonization of interethnic relations in the North-Western Federal District (hereinafter — NWFD) in the context of existing problems are considered. Formed the basic elements for the formation of a strategy for harmonization of interethnic relations, namely, legal, political, socio-cultural, economic. The statistical data that allow to draw a conclusion on the existence of a number of problems from the area of harmonization of interethnic relations in the Northwestern Federal District, including a low legal culture, gaps in legislation, insufficient communication between government and civil society, established national traditions and a high level of corruption of power. Approaches are proposed for forming a strategy for harmonizing interethnic relations taking into account the characteristics of the North-West Federal District.

Keywords: strategy of harmonization, interethnic relations, social conflicts, elements of the strategy of harmonization

Введение

Вопросы развития межнациональных отношений в Российской Федерации традиционно занимают значимое место в политической повестке и являются одним из приоритетных вопросов государственной политики. В настоящее время правовое

регулирование межнациональных отношений осуществляется целым рядом норма- з тивных актов. При этом комплексным нормативным актом, регулирующим вопросы ^ построения стратегии, является Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 § «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на £ период до 2025 года». ^

В соответствии с Указом Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 основными ° факторами, негативно влияющими на конструктивное развитие межнациональных о отношений, являются следующие: ^

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной ш экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность1.

Также значимым нормативным правовым актом является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», регламентирующий особенности работы органов исполнительной власти по гармонизации межнациональных отношений2. Позже Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2012 г. № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» был создан совещательный и консультативный орган — Совет по межнациональным отношениям3.

1 Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 08.02.2018).

2 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [Электронный ресурс]. https://rg.ru/2012/05/09/nacio-dok.html (дата обращения: 08.02.2018).

3 Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2012 № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям» [Электронный ресурс] URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/35435 (дата обращения: 08.02.2018).

-о Материалы и методы

0 Северо-Западный федеральный округ (далее — СЗФО) традиционно является вос-£ требованным регионом среди мигрантов. Около восьмидесяти процентов миграции ^ в СЗФО приходится на субъекты Российской Федерации Санкт-Петербург и Ле-° нинградскую область. По данным Петростата за период январь-сентябрь 2017 г., о количество прибывших в Санкт-Петербург составило 183 982, из них 24 345 от-g носится к международной миграции, при этом 22 250 человек прибыли из стран ш СНГ, и только 2095 человек из других стран1.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации в январе — ноябре 2017 г. зарегистрировано более 1920 тыс. преступлений, т. е. на 4,3% меньше, чем за тот же период 2016 г.2 Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 31,6 тыс. преступлений, что на 8,6% меньше, чем за январь — сентябрь 2016 г., в том числе, гражданами государств-участников СНГ — 28,0 тыс. преступлений (7,6%), их удельный вес составил 88,5%3.

Как сообщил на оперативном совещании в Пскове председатель Следственного комитета Российской Федерации, число зарегистрированных преступлений в СЗФО за 5 месяцев 2017 г. снизилось на 18%4. Снижение уровня преступности отмечает и прокуратура Санкт-Петербурга: «доля преступлений, которые совершают на территории города иностранцы, абсолютно не чрезвычайна и не огромна. По многим составам тяжких и особо тяжких преступлений мы добились улучшения, так как количество совершенных преступлений уменьшается. У нас всего совершено и выявлено 2607 преступлений, что на 15% меньше, чем в прошлом году»5.

Помимо указанных выше факторов в СЗФО присутствует и ряд специфических факторов, влияющих на состояние межнациональных отношений:

1) особый исторически сложившийся уклад жизни в условиях мегаполиса, коррупция и клановый принцип (в том числе и при занятии должностей в органах власти различного уровня), сильное влияние национальных традиций;

2) коррумпированность государственных служащих различных уровней;

3) существенные различия в экономическом и социальном уровне различных слоев населения СЗФО.

Таким образом, образуется целый ряд проблем правового, экономического и политического характера, негативно влияющих на конструктивное развитие межнациональных отношений в СЗФО.

Результаты

На наш взгляд, разрешение существующих проблем невозможно только на правовом уровне. Здесь необходим комплекс мер по совершенствованию системы

1 Санкт-Петербург. Статистика миграции населения. Январь — сентябрь 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/d0dd4d004e 39a3ff9da1bdba5f1db840/02migr_g.pdf (дата обращения: 08.02.2018).

2 Краткая характеристика состояния преступности за январь — ноябрь 2017 года [Электронный ресурс] URL: https://мвд.рф/reports/item/11830347/ (дата обращения: 08.02.2018).

3 Состояние преступности в России за 9 месяцев 2017 года [Электронный ресурс] URL: http://prisonlife.ru/analitika/4577-sostoyanie-prestupnosti-v-rossii-za-9-mesyacev-2017-goda-kratkaya-harakteristika.html (дата обращения: 08.02.2018).

4 Александр Бастрыкин, интервью [Электронный ресурс]. URL: http://pln-pskov.ru/socie-ty/284402.html (дата обращения: 08.02.2018).

5 Прокуратура о преступлениях, совершенных мигрантами в Санкт-Петербурге за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: http://interfax-russia.ru/NorthWest/report.asp?id=904073 (дата обращения: 08.02.2018).

государственного управления, включая расширение национального представи- з тельства в отдельных городах СЗФО и совещательных органах федерального ^ уровня. 0

Кроме того, образовательный компонент может стать ключевым аспектом нор- £ мализации межнациональных отношений, поскольку именно образование позволя- ^ ет сформировать высокий уровень общегражданской патриотической культуры, что ° является необходимым условием для равноправного диалога между всеми заин- о тересованными сторонами. ^

Считаем необходимым применение в рассматриваемой ситуации методов госу- ш дарственного управления, сочетающих меры как императивного, так и диспозитив- О ного характера. Считаем, что применение государством механизма принуждения без возможности выбора варианта поведения и устранения указанных негативных факторов будет способствовать развитию социальной напряженности в межнациональных отношениях и будет стимулировать повышение уровня недоверия к государственному механизму. Полагаем, что основным способом урегулирования межнациональных проблем в СЗФО является равноправный диалог между обществом, государством и бизнесом, в рамках которого будут учитываться интересы всех сторон, а итоговое управленческое решение будет носить согласованный, консенсуальный, партнерский характер.

Обсуждение

Некоторые авторы высказываются за необходимость расширения теоретической базы государственной службы в целях преодоления указанных нами выше негативных факторов. На наш взгляд, это вряд ли будет иметь эффективное воздействие, поскольку разрешение указанных проблем лежит не в расширении теоретических концепций, которых в научной литературе представлено большое количество [4, с. 131-137; 5, с. 12-15], а в плоскости реальной управленческой практики.

Стоит также отметить, что для СЗФО характерна проблема так называемого «национального суверенитета». В научной литературе существует дискуссия о существовании национального суверенитета. В данной статье авторы определяют национальный суверенитет в системной взаимосвязи стт. 3 и 5 Конституции Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 ст. 2 Конституции Российской Федерации «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

При этом согласно ч. 3 статьи 5 Конституции России «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Таким образом, можно сделать вывод о существовании национального суверенитета, основываясь на общепризнанном принципе международного и российского права — равноправии и самоопределении народов. При этом национальный суверенитет по сути понимается не как государственный суверенитет, а как реализация принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

Исследователь С. Ю. Бежева считает, что при верном государственном воздействии на национальные отношения вопрос о национальном суверенитете исчезнет естественным путем [2, с. 38-42]. Данная проблема проистекает из конституционных положений, закрепляющих различный статус субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, невозможно решить проблему национального суверенитета в де-

з мократическом государстве исключительно административными средствами. Не-cl обходимо привлечение структур гражданского общества, систематическая работа 0 над формированием высокого уровня культуры.

ш

0 Выводы

о Таким образом, представляется, что решение вопроса с конструктивным развити-g ем межнациональных отношений лежит в плоскости комплексной стратегии гар-ш монизации межнациональных отношений на основе принципов и идей стратегиро-° вания [3, с. 15-21].

Стратегия гармонизации, на наш взгляд, должна включать несколько базовых

элементов.

1) Правовой элемент, предполагающий необходимость оптимизации существующего законодательства в соответствии с новыми тенденциями развития межнациональных отношений.

2) Социально-культурный элемент, выражающийся в том числе в обоснованной и справедливой социальной политике по отношению к мигрантам, и культурной политике, выражающейся в создании эффективных мер для культурной социализации мигрантов.

3) Политический элемент, выражающийся в соразмерном и целесообразном применении мер государственного убеждения и принуждения. Одним из путей эффективной политической коммуникации в рамках гармонизации межнациональных отношений может быть внедрение механизмов электронной демократии как политико-правового механизма согласования частных и публичных интересов [1, с. 38-41; 6, с. 32-36].

4) Экономический, выражающийся в экономической поддержке и стимулировании мигрантов для их оптимальной социально-экономической адаптации и интеграции.

Литература

1. Антонов Я. В. Электронная демократия как политико-правовой механизм согласования частных и публичных интересов // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 38-41.

2. Биджева С. Ю. Национально-территориальные и административно-территориальные начала в государственном устройстве Российской Федерации // История государства и права. 2012. № 2. С. 38-42.

3. Квинт В. Л. Поиск и исследование философских корней теории стратегии. Взаимосвязь философского и стратегического мышления // Управленческое консультирование. 2016. № 1. С. 15-21.

4. Матвеев С. П. Система государственной службы: проблемы развития и совершенствования // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 1. С. 131-137.

5. Трифонов Ю. Н. Принципы государственной службы: понятие, становление и развитие // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2012. № 9. С. 12-15.

6. Antonov Ja. V. Legal mechanisms of e-democracy for harmonization and coordination of relations between citizens, organizations and the state // Государственная служба. 2017. Т. 19. № 2 (106). С. 32-36.

Об авторах:

Кугай Александр Иванович, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), доктор философских наук, профессор; kugay3@yandex.ru

Васильев Владимир Геннадьевич, магистрант по направлению «Государственное и муниципальное управление», член Совета молодых ученых Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация); russian.force@bk.ru

o

o

References

1. Antonov Ya.V. Electronic democracy as political legal mechanism of coordination of private and public interests // Russian justice [Rossiiskaya yustitsiya]. 2017. N 12. P. 38-41. (In rus) è

2. Bidzheva S.Yu. The national and territorial and administrative-territorial beginnings in state system of the Russian Federation // History of state and law [Istoriya gosudarstva i prava]. 2012. N 2. P. 38-42. (In rus)

3. Kvint V. L. Search and Investigation of Philosophical Base of the Theory of Strategy. Interrelation of Philosophical and Strategic Thinking // Administrative Consulting [Upravlencheskoe konsul'ti-rovanie]. 2016. N 1. P. 15-21. (In rus)

4. Matveev S. P. System of public service: problems of development and improvement // Bulletin o of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii]. 2016. N 1. P. 131-137. (In rus)

5. Trifonov Yu.N. Principles of public service: concept, formation and development // Altai bulletin of the state and municipal service [Altaiskii vestnik gosudarstvennoi i munitsipal'noi sluzhby]. 2012. N 9. P. 12-15. (In rus);

6. Antonov Ja. V. Legal mechanisms of e-democracy for harmonization and coordination of relations between citizens, organizations and the state // Public administration [Gosudarstvennaya slu-zhba]. 2017. V. 19. N 2 (106). P. 32-36.

About the authors:

Alexander i. Kugay, Professor of the Chair of the State and Municipal Management of North-West institute of management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), Doctor of Science (Philosophy), Professor; kugay3@yandex.ru Vladimir G. Vasiliev, Master's degree student in "State and municipal management", Member of the Council of Young Scientists, of North-West institute of management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation); russian.force@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.