УДК 323 ББК 66.02
Григорян Давид Kpoмвeлoвич Grigoryan David Kromvelovich
доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации кандидат политических наук.
Associate Professor of Political Science and Ethnic Policy Department of Southern-Russian Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, PhD in Political Sciences. E-mail: davo-davo23@mail.ru
Apoян Aшxeн Cepгeeвнa Aroyan Ashkhen Sergeevna
доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации кандидат политических наук.
Associate Professor of Political Science and Ethnic Policy Department of Southern-Russian Institute of Management -Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, PhD in Political Sciences. E-mail: ashkhen-aroyan@yandex.ru
Bepeнич Игорь Гeннaдьeвич Verenich Igor Gennadievich
магистрант Московского государственного института международных отношений.
Master's Degree Student of the Moscow State Institute of International relations. E-mail: ruverenich@gmail.com
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ B ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
The role of political elites in the harmonization of the interethnic relations
В статье приводятся причины возникновения межнациональной розни между этническими группами и возможные пути разрешения межнациональных конфликтов. Кроме того, авторами выявляются основные направления гармонизации межнациональных отношений, а также определяется роль, которую в этом процессе играют политические элиты.
Ключевые слова: межнациональные отношения, национальная политика, политическая элита, гармонизация межнациональных отношений.
Межнациональные отношения выступают одной из наиболее сложных проблем как в истории человечества, так и в условиях современного общества. В ряде государств мира, в том числе и в России, межнациональные отношения являются значимой проблемой, проявляемой в разных форматах: 1) межнациональные столкновения; 2) межнациональная напряженность; 3) стабильное положение [6, с. 13].
In this article the author cites various reasons for ethnic discord between ethnic groups and possible ways of resolving ethnic conflicts. In addition, the article reveals the main directions of harmonization of inter-ethnic relations, as well as the role played by political elites in this process.
Keywords: interethnic relations, national policy, political elite, harmonization of interethnic relations.
В последние 20 лет в России эта проблема колеблется между первой и второй позициями с тенденцией постепенного смещения к большей напряженности в периоды экономических спадов.
В связи с этим в российском обществе в условиях, когда сохраняются факторы межэтнической напряженности и усиливаются миграционные потоки, остро стоит вопрос повышения эффективности государственной по-
литики в сфере межнациональных отношений. В современных условиях для данной политики актуальность приобретает решение задач, связанных прежде всего с национальной интеграцией и консолидацией полиэтнического российского общества. Как следствие появилась потребность в гармонизации межнациональных отношений в современной России [2, с. 13].
Гармонизация межнациональных отношений - динамическая характеристика состояния и регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений. Это процесс, который нацелен на обеспечение достижения мира между этносами, реализуя при этом совокупность социально-политических технологий, рассматриваемых в качестве средств достижения этой цели.
К основным аспектам гармонизации межнациональных отношений относятся толерантность в качестве значимой характеристики межгрупповых отношений, равенство этнических групп в правовом поле, межкультурная интеграция, преобладание в социуме установок на межэтническое сотрудничество [3, с. 28].
В качестве факторов гармонизации межнациональных отношений, взаимно усиливающих друг друга можно рассматривать [4, с. 51]:
- государственную и региональную национальную политику, определяющую баланс между этническими сообществами;
- идеологический консенсус в отношении форм национально-регионального устройства и национальной политики региона, поликуль-турализм межэтнического сообщества на индивидуальном и институциональном уровнях;
- функционирование на условиях равенства этнических групп, обеспечиваемое государственно-правовыми институтами;
- формирование преобладания в общественном сознании установок на межэтническое сотрудничество и институционализацию отношений межэтнической кооперации в виде различных форм социального партнерства;
- культурную диффузию в полиэтническом регионе.
Проводить эффективную государственную национальную политику в сфере гармонизации межнациональных отношений невозможно, не мобилизуя потенциал политической элиты общества [8, с. 174], которой должна отводиться ключевая роль в гармонизации межнациональных отношений как важного фактора обеспечения национальной безопасности Российского государства.
Большую часть межнациональных конфликтов можно избежать в случае достижения соглашения и стремления использовать гуманные способы дипломатии. Сформировавшиеся конфликты между отдельными национальностями важно ликвидировать именно на начальной стадии. Для этого региональные и местные политические элиты должны регулировать межнациональные отношения и пресекать попытки одного этноса дискриминировать другой. Так, задачи политических элит в гармонизации межнациональных отношений состоят в следующем [1]:
- содействие в формировании и укреплении взаимосвязей между различными национальностями, религиозными организациями, региональными и местными органами власти;
- помощь и поддержка деятельности национальных общественных объединений и религиозных организаций по сохранению и развитию языка, культуры, свободы вероисповедания и так далее;
- содействие в формировании межнационального диалога благодаря достижению обоюдной терпимости, понимания и уважения во взаимоотношениях среди представителей различных национальностей и этнических меньшинств.
Для достижения этих задач требуется [1] осуществление организационно-методических функций; разъяснение национальным общественным объединениям и религиозным организациям причин принятия органами власти различных решений; подготовка рекомендаций по совершенствованию применения федерального и регионального законодательства в области государственной национальной политики; подготовка рекомендаций совместного действия органов власти, национальных общественных, религиозных объединений, средств массовой информации с целью сохранения и развития национального языка, культуры, самобытности различных национальностей, проживающих в регионе; подготовка предложений по отдельным проектам федеральных законов, концепций, федеральным и иным программам в сфере государственной национальной политики и так далее.
В Российской Федерации деятельность политических элит проявляется и в нормативном закреплении основ гармонизации межнациональных отношений. Так, в целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной на-
циональной политики, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества в декабре 2012 года Президентом РФ утвержден Указ № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
В целях укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), гармонизации межнациональных отношений и содействия этнокультурному многообразию народов России Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 года № 718 принята федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [5]. Также важным документом, ориентированным на противодействие экстремистской деятельности националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, является «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». Следующей вехой на пути укрепления единства российской нации и решения проблем межнациональных отношений стало принятие в 2014 году «Основ государственной культурной политики».
В целях дальнейшего совершенствования системы реализации государственной национальной политики, а также осуществления комплекса мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации в 2015 году Указом Президента РФ было создано Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН).
Следует отметить, что межнациональный конфликт имеет свои этапы созревания, в каждом из которых политической элите необходимо применять определенные приемы и способы его урегулирования. Для предотвращения конфликта политическая элита, прежде всего, должна обеспечивать достижение практической реализации принципа гражданского равноправия; проведение политики по социально-экономическому выравниванию условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранее дискриминации; реализацию принципа федерализма равным образом для всех этнических групп [7, с. 137].
С целью снятия межнациональной напряженности политическая элита должна обес-
печивать создание этнически нейтральных подразделений полиции и армии, четко определяя при этом их функции и полномочия в конфликтных действиях; организацию подачи и изложения точной и непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации; осуществление особого контроля за сохранностью и движением оружия; максимально строгое преследование по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров [9, с. 269].
В период активного течения конфликта главная задача политической элиты будет состоять в том, чтобы удалить из зоны конфликта, арестовать или временно задержать сторонников экстремистских методов разрешения конфликта; предотвратить раскол по этническому признаку в государственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок; ввести особый контроль средств связи и обеспечивать объективность СМИ; создать механизм прекращения боевых действий и начать переговорный процесс; проводить меры, направленные на минимизацию человеческих жертв и материального ущерба (отводить вооруженные формирования, создавать нейтральные зоны, безопасные населенные пункты и города); предотвращать мародерство и военные преступления.
Четвертая фаза развития конфликта предусматривает необходимость устранения последствий конфликта и примирения конфликтующих сторон. Для решения этих задач политическим элитам необходим анализ общей оценки последствий конфликта и объявление программы воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения; придание восстановительному процессу этнически нейтрального характера; начало общественного диалога всех этнических групп для реформирования общества; отказ от драматизации конфликта и недопущение его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта» [7, с. 138].
В связи с этим можно выделить следующие задачи политической элиты в гармонизации межнациональных отношений:
1. В политической и государственно-правовой сфере необходимо создавать правовую базу для регулирования федеративных и национальных отношений; достигать межна-
циональное согласие; утверждать принцип равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий; разрабатывать меры раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков.
2. В социально-экономической сфере необходимо реализовывать экономические интересы народа, учитывая их традиционные формы хозяйствования и опыт трудовой деятельности; выравнивать уровень социально-экономического развития страны; осуществлять специальные программы занятости в трудоизбыточных районах.
3. В духовной сфере следует формировать и распространять идеи духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия; сохранять историческое наследие и развивать национальную самобытность и традиции взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, фино-угорских, монгольских и других народов; учитывать взаимосвязь национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддерживать усилия религиозных организаций в миротворческой деятельности.
4. В области внешней политики содействовать процессу переинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах; реализовывать международные соглашения о защите национальных меньшинств; вырабатывать и осуществлять на межгосударственном уровне механизмы решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев.
Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день в целом определились следующие основные направления деятельности политической элиты в сфере гармонизации межнациональных отношений:
- совершенствование стратегических основ государственной национальной политики, в том числе за счет актуализации традиционных для российской цивилизации ценностей, норм, обычаев, образцов поведения и мышления; концептуализация идеи о том, что культура и гуманитарное образование являются основой экономического процветания, го-
Литература
1. Бубликов В. В., Морщакова А. С. Институты и механизмы обеспечения межнациональной гармонии в региональном социуме // Региональное развитие: электронный научно-
сударственного суверенитета и цивилизацион-ной самобытности страны;
- создание организационно-структурных условий для реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений (например, ФАДН и другие);
- совершенствование нормативной правовой базы по укреплению межнациональных отношений, противодействию национальному и религиозному экстремизму и терроризму;
- создание системы профилактики межрасовых, межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
- принятие целевых программ различного уровня (в том числе федеральных), ориентированных на укрепление межнационального единства и содействие этнокультурному многообразию народов России;
- адресная работа с детьми и молодежью по формированию патриотизма, гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения;
- информационное обеспечение государственной национальной политики [5].
Разумеется, направления государственной политики в сфере межнациональных отношений не ограничиваются только вышеперечисленными, их можно дополнять, изменять и конкретизировать. Однако, на наш взгляд, они относятся к числу актуальных и приоритетных. Еще одним новым направлением государственной политики в заявленной сфере стало использование потенциала казачества, которое в современной России активно возрождается и развивается и направлено на выстраивание добрососедских, неконфликтных отношений с различными народами и культурами.
Основными субъектами в сфере гармонизации межнациональных отношений и реализации национальной политики являются политические элиты, так как именно они во взаимодействии друг с другом и институтами гражданского общества осуществляют мероприятия по удовлетворению этнокультурных потребностей, достижению гражданского и межнационального согласия и гармонизации межнациональных отношений граждан.
Bibliography
1. Bublikov V. V, Morshchakova A. S. Institutes and mechanisms for ensuring interethnic harmony in the regional society // Regional development: an electronic scientific and practical
практический журнал. 2016. № 4 (16). URL: https://regrazvitie.ru/instituty-i-mehamzmy-obe-spechemya-mezhnatsionalnoj-garmonii-v-region-alnom-sotsiume/.
2. Волков Ю. Г., Денисова Г. С., Лубский А. В. Регулирование межэтнических отношений: формирование ценностной политики и региональные практики управления в современной России // Власть. 2017. Т. 25. № 7.
3. Горлова И. И., Бычкова О. И. Социокультурный механизм гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом регионе // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 3 (58).
4. Ильченко Л. П. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессиональных отношений: сборник материалов III Всероссийской научной конференции. Славянск-на-Кубани, 2017.
5. Мациевский Г. О. Основные направления государственной политики Российской Федерации в сфере межнациональных отношений // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2016. № 4 (8).
6. Старостин А. М. Межнациональные отношения в современной России: «точки кризиса» и «точки роста» // Вопросы гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений: сборник статей Международной научно-практической конференции. М., 2016.
7. Фазлетдинов Р. Р. Способы регулирования этнических конфликтов в государственном управлении // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: сборник II Международной научной конференции / под общ. ред. С. А. Мартышкина, С. А. Ключникова. Самара, 2016.
8. Юсупова Г. И. Региональная элита как политический актор современной государственной национальной политики на Северном Кавказе // Вопросы гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016.
9. Артюхин О. А., Крицкая А. А. Некоторые идеологические направления исламского радикализма и экстремизма в контексте актуализации в Северо-Кавказском регионе // Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (отечественный и зарубежный опыт): сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2017.
journal. 2016. № 4 (16). URL: https://regra-zvitie.ru/instituty-i-mehanizmy-obespecheniya-mezhnatsionalnoj-garmonii-v-regionalnom-sot-siume/.
2. Volkov Yu. G., Denisova G. S., Lubsky A.V. Regulation of interethnic relations: formation of value policy and regional management practices in modern Russia // Power. 2017. Vol. 25. № 7.
3. Gorlova I. I., Bychkova O. I. Sociocultural mechanism of harmonization of interethnic relations in a polyethnic region // Cultural life of the South of Russia. 2015. № 3 (58).
4. Ilchenko L. P. Harmonization of interethnic relations in the regional society // North Caucasus: problems and prospects for the development of ethno-confessional relations: collection materials of the III All-Russian scientific conference. Slavyansk-on-Kuban, 2017.
5. Matzievsky G. O. The main directions of the state policy of the Russian Federation in the sphere of interethnic relations // Bulletin of the Krasnodar State Institute of culture. 2016. № 4 (8).
6. Starostin A. M. Interethnic relations in modern Russia: «points of crisis» and «points of growth» // Issues of harmonization of intercultural, interethnic and interreligious relations: collection of articles of the International scientific and practical conference. Moscow, 2016.
7. Fazletdinov R. R. Methods of regulating ethnic conflicts in public administration // Actual problems of state and municipal management: collection of articles of the II International scientific conference / under the society ed. S. A. Mar-tyshkina, S. A. Klyuchnikova. Samara, 2016.
8. Yusupova G. I. Regional elite as a political actor of modern state national policy in the North Caucasus // Issues of harmonization of intercultural, interethnic and interreligious relations: collection of articles of the International scientific and practical conference. 2016.
9. Artyukhin O. A., Kritskaya A. A. Some ideological trends of islamic radicalism and extremism in the context of actualization in the North Caucasus region // Counteraction to the ideology of extremism and terrorism in the youth environment (domestic and foreign experience): collection of materials of the interregional scientific and practical conference with international participation. 2017.