Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов
УДК 37.013.31
С. Н. Усова
Электронный учебный смарт-курс - инновационный ресурс
для развития педагогов Подмосковья
Аннотация
Современные технологии позволяют реализовать электронное обучение в сотнях различных форматов. Автор статьи представляет один из таких форматов — электронное повышение квалификации педагогических работников Московской области на смарт-платформе (на примере электронного учебного смарт-курса «Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации»).
I Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа, дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, смарт-образование, электронная обучающая среда, электронный учебный смарт-курс.
S. N. Usova
E-learning smart course - innovative resource for the development of Moscow oblast teachers
Abstract
It is obvious that modern technologies allow hundreds of various forms of E-learning. The author shares their experience with one of such forms — electronic professional development course for Moscow oblast teachers on the Smart Platform (case of e-learning smart course «Extracurricular activities of students: from design to realization»).
I Keywords: additional professional program; distance education technology; online training; smart-education; e-learning environment; e-learning smart course.
20
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2020
Сегодня в дополнительном профессиональном образовании Московской области всё большее распространение получает электронное обучение. Существуют различные модели внедрения и использования (реализации) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Так, с 2017 года в Академии социального управления (АСОУ) при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки используются:
1) электронное обучение в форме онлайн-курсов, в том числе адаптивных модульных электронных курсов для учителей-предметников (АМЭК);
2) электронное обучение в форме виртуальной (электронной) стажировки;
3) электронное обучение в форме электронного практикума;
4) интегрированное электронное обучение в смешанных формах (онлайн-курсы, виртуальная стажировка, электронные практики, чат-занятия и др.);
5) электронные учебные смарт-курсы (ЭУСК) [5, с. 69].
Электронные учебные смарт-курсы для системы персонифицированного электронного повышения квалификации педагогических и руководящих работников региона разработаны сотрудниками кафедр дополнительного профессионального образования АСОУ в 2018 году.
При проектировании ЭУСК разработчики придерживались основных принципов смарт-образования:
1. Использование в образовательной программе актуальных сведений для решения учебных задач.
2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся.
3. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения.
4. Взаимодействие обучающихся с профессиональным сообществом.
5. Гибкие образовательные траектории, индивидуализация обучения.
6. Использование инструментов в учебном процессе в соответствии с возможностями здоровья обучающихся, материальными и социальными условиями [2].
Главное отличие ЭУСК от других электронных и дистанционных курсов в том, что обучение и контрольные мероприятия курса проводятся а) без участия преподавателя; б) на смарт-платформе.
Инструменты смарт-платформы выполняют роль GPS — помогают обучающемуся справиться с обозначенными в курсе дидактическими задачами и выполнить задания (упражнения), предварительно составленные разработчиками курса [3, с. 25].
В апреле 2019 года в АСОУ успешно стартовал проект электронного повышения квалификации нового формата — обучение по программам повышения квалификации на базе электронных учебных смарт-курсов. В настоящее время подобное обучение педагогов организуется в региональной сети повышения квалификации не в тестовом, а в реальном режиме.
Смарт-курс «Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации», разработанный С. Н. Усовой, М. П. Нечаевым, Т. Н. Трунцевой, — новый цифровой продукт для всех категорий педагогических работников, реализующих программы курсов внеурочной деятельности (учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня, педагогов-организаторов, педа-гогов-психологов и т.д.).
Программа смарт-курса состоит из четырёх модулей (в каждом модуле — четыре микромодуля по шесть часов каждый):
Модуль 1. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Модуль 2. Проектирование программы курса внеурочной деятельности.
Модуль 3. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время.
Модуль 4. Организация профориентационной работы в пространстве внеурочной деятельности.
Тематика микромодулей внутри каждого модуля соотносится с одной из четырех компетенций педагога — предметной, психолого-педагогической, методической и коммуникативной.
Электронный учебный смарт-курс — курс новых возможностей, поскольку в ЭУСК запланировано четыре принципиально различных варианта освоения программы объёмом 72 часа. Пользователям с показателями входного тестирования выше среднего (количество правильных ответов > 65%) предлагается самостоятельно выбрать один из четырех планов обучения:
1. Модуль 1 + модуль 2 + модуль 3 (всего 72 ч).
Формат обучения — асинхронный. Всего три
инвариантных модуля с полной комплектацией микромодулей.
2. Модуль 1 + модуль 2 + модуль 4 (всего 72 ч).
Усова С. Н.
Электронный учебный смарт-курс - инновационный ресурс для развития педагогов Подмосковья
21
Формат обучения — асинхронный. Всего три модуля (модули 1 и 2 — инвариантные, модуль 4 — вариативный) с полной комплектацией микромодулей.
3. Модуль 1 + модуль 3 + модуль 4 (всего 72 ч).
Формат обучения — асинхронный. Всего три
модуля (модули 1 и 3 — инвариантные, модуль 4 — вариативный) с полной комплектацией микромодулей.
4. Модуль 2 + модуль 3 + модуль 4 (всего 72 ч).
Формат обучения — асинхронный. Всего три
модуля (модули 2 и 3 — инвариантные, модуль 4 — вариативный) с полной комплектацией микромодулей.
Новизна повышения квалификации, организованного на смарт-платформе, состоит в том, что каждый микромодуль включает видеолекцию, интерактивный демонстрационный, контрольный и мотивационный материалы, а также промежуточное тестирование. Соответственно, каждый микромодуль является законченным смысловым элементом курса с конкретной целью его изучения. При этом внутри каждого модуля содержание микромодулей составлено в порядке расширения знаний и закрепления практических навыков.
В каждом микромодуле все учебные материалы обязательно сопровождаются иллюстрацией эффективного опыта и инновационных практик, апробированных при участии авторов смарт-курса в школах-лидерах образования Подмосковья. Их включение обусловлено педагогической и методической целесообразностью: они стимулируют познавательную деятельность педагогов, развивают их критическое мышление, формируют навыки рефлексирования, совершенствуют умения принимать управленческие решения и др.
Тестовые вопросы для модулей и микромодулей ЭУСК обладают необходимым уровнем валидности и надежности. Они размещены в единой информационной системе электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области (ЕИС ЭПК МО) [3; 4; 5].
С целью саморефлексии обратимся к работам зарубежных коллег — R. Garrison, N. Vaughan [9], K. Swan [8], в которых авторы подробно и убедительно описали условия эффективного взаимодействия «студент1 — контент», «студент — преподаватель» и «студент — студент» в электронном обучении. По их мнению, в электронном обучении условия взаимодействия «студент — контент»,
1 Под «студентом» здесь и далее понимается любой учащийся.
«студент — преподаватель» и «студент — студент» должны закладываться в параметрах электронной обучающей среды (ЭОС) в виде системы «присутствия» (presence) участников образовательного процесса: познавательное «присутствие» (cognitive presence), обучающее «присутствие» (teaching presence) и социальное «присутствие» (social presence).
Таким образом, в электронном обучении при построении электронной образовательной среды необходимо смоделировать эффект «присутствия» преподавателя в среде в режиме 24/7 и обеспечить условия для трёх линий учебного взаимодействия.
С учётом вышесказанного проведём «ревизию» ЭУСК «Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации» с уточнением направлений проектирования.
Познавательное «присутствие» предполагает наличие условий для активизации познавательной деятельности обучающихся посредством эффективного взаимодействия «студент — контент». В анализируемом курсе оно обеспечивается за счёт использования электронных образовательных ресурсов (видеолекций; материалов визуального моделирования; наглядных материалов с элементами функций управления — интерактивная таблица, интеллект-карта, инфографика, «лента времени», обучающий мультимедийный лонгрид и др.), а также текстовых и графических электронных образовательных материалов с элементами навигации (сценарии занятий и мероприятий, конспекты уроков, электронные учебные пособия, статьи авторов курса и т. п.).
Более того, к электронному учебному смарт-курсу «Организация внеурочной деятельности обучающихся: от проектирования к реализации» подготовлен учебно-методический комплекс (УМК) [4], который получает каждый обучающийся. Кроме основной своей функции — методическое обеспечение смарт-курса, УМК представляет интерес и будет полезным для тех педагогов, кто хочет научиться работать в системе дистанционного обучения, — кто, обучая других, хотел бы реализоваться профессионально в электронном (дистанционном) обучении. Это важное обстоятельство — с учётом того, что в школах постепенно осуществляется переход на смешанное обучение (в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»), при котором часть учебных занятий переносится в электронную образовательную среду.
Перечисленные выше средства доставки и формы подачи контента работают на формиро-
22
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2020
вание комфортной атмосферы в электронной обучающей среде, вовлекают учащихся во взаимодействие с её элементами за счёт наличия интерактивности и мультимедийности контента. Итак, первое важное условие R. Garrison, N. Vaughan, K. Swan — выполнено.
Функция преподавателя по созданию условий и стимулированию учебной деятельности обеспечивает обучающее «присутствие». Посредством данной функции реализуется управляющее и организующее воздействие преподавателя, осуществляется поддержка учебной коммуникации [7].
Обучающее «присутствие» в смарт-курсе предполагает реальное присутствие преподавателя (но не в ходе процесса обучения, а для проведения вводного инструктивного занятия, на котором разъясняются особенности работы в электронной обучающей среде, а также организуется вводное тестирование обучающихся) и виртуальное «присутствие» преподавателя в электронной образовательной среде (информирование, консультации, комментирование и др.). Виртуальное «присутствие» преподавателя основывается на системе организационно-методических материалов, необходимых для ориентации обучающихся: рекомендаций по изучению предлагаемого контента, выполнению практических заданий и упражнений, организации саморефлексии и пр. И в этой части обучающего «присутствия» смарт-курс организован педагогически целесообразно.
Виртуальное обучающее «присутствие» — это ещё и создание эффекта «присутствия» преподавателя в электронной обучающей среде в режиме 24/7. С учётом того, что в смарт-курсе не предусмотрено участие преподавателя в обучении и контрольных мероприятиях, все коммуникации педагогов с преподавателем и друг с другом осуществляются в WhatsApp. Следовательно, второе условие R. Garrison, N. Vaughan, K. Swan обеспечено, в том числе с помощью дополнительных внешних источников в процессе сопровождения учебной деятельности обучающихся.
Создание и поддержка благоприятного микроклимата внутри учебной группы за счёт управления познавательными и социальными процессами — следующая функция преподавателя, обеспечивающая социальное «присутствие», — составляют основу взаимодействия «студент — студент» [6].
Правильно организованная электронная образовательная среда должна создавать условия для взаимодействия внутри учебной группы и стимулировать формирование саморазвивающихся учебных сообществ. Учебное сообщество необходимо для формирования среды продуктивного
общения, обмена информацией и сотрудничества учащихся с целью повышения эффективности и результативности учебного процесса [10].
Социальное «присутствие» преподавателя в электронной обучающей среде смарт-курса не предусмотрено техническим заданием. С учётом этого, все коммуникации с пользователями курса преподаватель осуществляет с помощью WhatsApp, электронной почты, сервера Google Документы. Таким образом, третье условие R. Garrison, N. Vaughan, K. Swan — выполнено, но при дополнительных личностных затратах преподавателя в процессе сопровождения учебной деятельности обучающихся.
Резюмируя вышесказанное, представим основные выводы.
Во-первых, все педагоги (всего 91 человек), обучающиеся по программе смарт-курса «Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации», успешно завершили обучение. Они высоко оценили организацию обучения, содержание учебных материалов, их подачу в интерактивной форме. Из отзывов пользователей смарт-курса: «Курс очень интересный, для себя узнала много нового!»; «Содержание было актуальным и практико-ориентированным. Теоретический материал представлен в доступной и интересной форме. Большое спасибо за разнообразие практических примеров в каждом микромодуле!»; «Я много раз проходила повышение квалификации, но это лучшее инновационное решение в повышении квалификации!»; «Реально информативно, интересно, современно и позитивно!». Это означает, электронный учебный смарт-курс — современная новация для развития педагогов, обеспечивающая разнообразие, возможности, персональное развитие и удовлетворение.
Во-вторых, реализация ЭУСК — это проявление предельного случая электронного обучения, где в части организации взаимодействия субъектов обучения с образовательными ресурсами не содержатся элементы традиционного (очного) обучения [3, с. 27].
В-третьих, при проектировании электронного учебного смарт-курса есть следующее чёткое понимание у разработчиков курса: в параметры электронной обучающей среды необходимо закладывать систему «присутствия» участников образовательного процесса: познавательное «присутствие», обучающее «присутствие» и социальное «присутствие».
В-четвёртых, опыт показывает, что именно личностная позиция как система «присутствия» преподавателя, отражённая в курсе (и вне его —
Усова С. Н.
Электронный учебный смарт-курс - инновационный ресурс для развития педагогов Подмосковья
23
как это случилось в случае с ЭУСК «Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации»), вовлекает и удерживает учащихся. Следовательно, эффективное электронное обучение становится реальностью при условии применения технологий вовлечения и удержания учащихся как на этапе разработки электронного курса, так и в процессе сопровождения учебной деятельности обучающихся.
В-пятых, при внедрении и использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий важно отработать не только технологии, но и нормативную базу для эффективной реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения.
Мы намерены тиражировать не решение, а подход. Есть разработанная структура ЭУСК: мы знаем, каким должен быть электронный образовательный контент, чтобы процесс обучения пе-
дагогов и руководителей образовательных организаций был эффективным. Есть платформа, на которой мы организуем обучение: мы знаем, как ее смоделировать, чтобы создать эффект «присутствия» преподавателя в среде в режиме 24/7 и обеспечить условия для трёх линий учебного взаимодействия. Есть понимание организационно-методического обеспечения: подготовка учебного контента в электронном обучении связана не только с обеспечением содержательности материала, но и с формами его подачи, гарантирующими организацию учебного взаимодействия без личного участия преподавателя и все коммуникации с пользователями курса посредством электронной образовательной среды. Есть преподаватели — профессионалы в этом вопросе. Всё это в совокупности «работает» на результат — повышение качества и доступности дополнительного профессионального образования Подмосковья.
Литература
1. Велединская, С. Б. Эффективное сопровождение электронного обучения: технологии вовлечения и удержания учащихся [Электронный ресурс] / С. Б. Велединская, М. Ю. Дорофеева // Образовательные технологии. — 2015. — № 3. — С. 104-115. — Режим доступа: http://iedtech.ru/ files/journal/2015/3/3_2015_104-115.pdf (дата обращения — 12. 12. 2019).
2. Днепровская, Н. В. Понятийные концепции смарт-образования [Электронный ресурс] / Н. В. Днепровская, Е. А. Янковская, И. В. Швецова // Открытое образование. — 2015. — № 6 (113). — С. 43-51.
3. Трунцева, Т. Н. Электронный учебный смарт-курс: основные направления проектирования и реализации / Т. Н. Трунцева, М. П. Нечаев, С. Н. Усова // Образование и общество. — 2019. — № 4 (117). — С. 23-28.
4. Усова, С. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: от проектирования к реализации: учебно-методический комплекс к электронному учебному смарт-курсу / С. Н. Усова, М. П. Нечаев, Т. Н. Трун-цева. — М.: АСОУ, 2019. —196 с.
5. Усова, С. Н. Электронный смарт-курс «Организация внеурочной деятельности обучающихся: от про-
ектирования к реализации» в системе повышения квалификации педагогов-воспитателей / С. Н. Усова, М. П. Нечаев, Т. Н. Трунцева // Воспитание школьников. — 2019. — № 6. — 68-73.
6. Anderson T., Rourke, L., Garrison, D. R., Archer, W. Assessing Teaching presence in a Computer Conference Environment. Journal of asynchronous learning networks, 2001, n. 5 (2), pp. 1-17.
7. Akyol Z., Garrison, D. R. The development of a community of inquiry over time in an online course: Understanding the progression and integration of social, cognitive and teaching presence. Journal of Asynchronous Learning Network, 2008, n. 12 (2-3), pp. 3-23.
8. Swan K. Relationships between interactions and learning in online environments. The Sloan Consortium, 2004. Available at: http://elc.fhda.edu/dev_workshop/ docs/interactions.pdf (accessed 12.12.2019).
9. Vaughan N., Garrison D. R. Creating cognitive presence in a blended faculty development community. Internet and Higher Education, 2005, n. 8, pp. 1-12.
10. Wilson B. G., Ludwig-Hardman S., Thornam Ch. L., Dunlap J. C. Bounded Community: Designing and Facilitating Learning Communities in Formal Courses. IRRODL, 2004, vol. 5, n. 3, pp. 1-22.
24
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2020
References
1. Veledinskaya S. B., Dorofeeva M. Yu. Effektivnoe
soprovozhdenie elektronnogo obucheniya: tekh-
nologii vovlecheniya i uderzhaniya uchashchikhsya [Effective e-learning maintenance: technologies
of involving and retaining students]. Obrazovatel-nye tekhnologii [Educational technologies], 2015, n. 3, pp. 104-115. Available at: http://iedtech.ru/ files/journal/2015/3/3_2015_104-115.pdf (accessed 12.12.2019).
2. Dneprovskaya N. V., Yankovskaya E. A., Shevtsova I. V. The conceptual basis of the smart education. Open education, 2015, n. 6 (113), pp. 43-51. (In Russian)
3. Truntseva T. N., Nechaev M. P., Usova S. N. Elek-tronniy uchebniy smart-kurs: osnovnye napravleniya proektirovaniya i realizatsii [Electronic educational smart-course: major directions of design and implementation]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and society], 2019, n. 4 (117), pp. 23-28.
4. Usova S. N, Nechaev M. P., Truntseva T. N. Vneu-rochnaya deyatelnost obuchayushchikhsya: ot proektiro-vaniya k realizatsii: uchebno-metodicheskij kompleks k elektronnomu uchebnomu smart-kursu [Extracurricular activities of students: from projection to realization: instruction materials for the electronic educational smart-course]. Moscow, ASOU Publ., 2019. 196 p.
5. Usova S. N, Nechaev M. P., Truntseva T. N. Electronic smart course «organization of extracurricular activities of students: from projection to realization» in the system of professional development of teachers-tutors. Vospitanie shkolnikov, 2019, n. 6, pp. 68-73. (In Russian)
6. Anderson T., Rourke, L., Garrison, D. R., Archer, W. Assessing Teaching presence in a Computer Conference Environment. Journal of asynchronous learning networks, 2001, n. 5 (2), pp. 1-17.
7. Akyol Z., Garrison, D. R. The development of a community of inquiry over time in an online course: Understanding the progression and integration of social, cognitive and teaching presence. Journal of Asynchronous Learning Network, 2008, n. 12 (2-3), pp. 3-23.
8. Swan K. Relationships between interactions and learning in online environments. The Sloan Consortium, 2004. Available at: http://elc.fhda.edu/dev_workshop/ docs/interactions.pdf (accessed 12.12.2019).
9. Vaughan N., Garrison D. R. Creating cognitive presence in a blended faculty development community. Internet and Higher Education, 2005, n. 8, pp. 1-12.
10. Wilson B. G., Ludwig-Hardman S., Thornam Ch. L., Dunlap J. C. Bounded Community: Designing and Facilitating Learning Communities in Formal Courses. IRRODL, 2004, vol. 5, n. 3, pp. 1-22.