Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 378.091.398+004
Проблемы и возможности
электронного повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации образования
С. Н. Усова
https://orcid.org/0000-0001 -6729-2544 usova.svetlana@mail.ru
Problems and opportunities of teachers' web advanced training in the context of digitalization of education
8. N. ^оуя
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности.
Россия активно развивает цифровую экономику, и образование становится важнейшей отраслью экономики цифрового общества. Государственные программы и федеральные проекты целенаправленно ориентируют образовательные организации на активное применение цифровых технологий при реализации образовательных программ в целях обеспечения доступности образовательных услуг при соблюдении их качества и соответствия реальным запросам обучающихся. Однако, как показывает практика, электронное повышение квалификации педагогов чаще всего сводится к использованию в образовательной деятельности простейших электронных ресурсов (в некоторых случаях с наличием мультимедийных средств) и базы простейших тестовых заданий. Это не приводит к качественной подготовке специалистов, ориентированных на применение цифровых технологий в их практической деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос организации электронного повышения квалификации педагогов, поиск новых эффективных форматов
электронного обучения не в ущерб традиционным (очным) методикам.
Цель исследования. Выявление источников рисков и возможностей в существующей практике применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ; определение тенденций и перспектив развития электронного повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций в условиях цифрови-зации образования.
Методология (материалы и методы). В исследовании были использованы следующие методы: изучение и анализ педагогической литературы, SWOT-анализ, синтез и обобщение.
Результаты. В статье анализируются условия реализации и ресурсы электронного повышения квалификации в России в «цифровую» эпоху.
Автором выделены и охарактеризованы сильные и слабые стороны электронного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в Московской области; выявлены проблемы существующей практики применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в повышении ква-
лификации специалистов образования; определены возможности дальнейшего развития электронного повышения квалификации педагогов и руководителей с учетом прогнозируемых изменений в требованиях к федеральной и региональным системам образования, к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников.
Делается вывод о том, что апробированная система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области - перспективный ресурс профессионального развития педагогов, поскольку она отвечает запросам проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»: разнообразие моделей, возможности развития базовых компетенций, персональное развитие и удовлетворение образовательных потребностей обучающегося.
Материалы статьи могут быть использованы менеджерами институтов повышения квалификации педагогических кадров при определении цифровой стратегии развития образовательной организации, а также будут полезны специалистам дополнительного профессионального образования при проектировании электронных учебных курсов повышения квалификации.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. Russia is actively developing digital economy, and education is becoming the most important sector of economy of digital society. State programs and federal projects purposefully orient educational organizations towards the active use of digital technologies in the implementation of educational programs in order to ensure the availability of educational services while respecting their quality and meeting the real needs of students.
However, as practice shows, teachers' web advanced training often boils down to the use of the simplest web resources in educational activities (in some cases with the presence of multimedia tools) and the base of the simplest test tasks. This does not lead to high-quality training of specialists focused on the use of digital technologies in their practical activities. In this regard, the issue of organizing teachers' web advanced training and the search for new effective formats of e-learning is
not particularly detrimental to the detriment of traditional (full-time) methods.
The goal of research. Identification of sources of risks and opportunities in the existing practice of e-learning, distance learning technologies in the implementation of additional professional programs; identification of trends and prospects for the development of teachers' web advanced training and heads of educational organizations in the context of digitalization of education.
Methodology. The following methods were used in the research: the study and analysis of pedagogical literature, SWOT analysis, synthesis and generalization.
Results. The article analyzes the conditions of implementation and the resources of web advanced training in Russia in the "digital" era.
The author emphasized and characterized the strengths and weaknesses of e-training teaching and managerial personnel in the Moscow region; identified problems of existing practice of e-learning application, distance educational technologies in training of specialists of education; identified opportunities for further development of e-training of teachers and managers based on anticipated changes in requirements for Federal and regional education systems, to professional education of teachers. It is concluded that tested system of teachers' web qualification and the heads of educational organizations of Moscow region - a promising resource for the professional development of teachers because it meets the needs of the project "the teacher of the future" national project "Education": a variety of models, possibilities of development of basic competences, personal development and educational needs of a student.
The materials of the article can be used by managers of teacher training institutes to determine the digital development strategy of an educational organization, and they will also be useful to specialists in additional professional education when designing web training courses for continuing education.
Ключевые слова: образование взрослых, дополнительное профессиональное образование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронное повышение квалификации, электронная обучающая среда, электронный тьюторинг, электронные учебные курсы, электронный смарт-курс, микрообучение.
Keywords: adult education, additional professional education, e-learning, distance education technology, web advanced training, e-learning environment, e-tutoring, e-learning courses, web smart course, microlearning.
Введение
В «цифровую» эпоху образование становится важнейшей отраслью экономики цифрового общества.
Государственные программы и федеральные проекты целенаправленно ориентируют образовательные организации на активное применение цифровых технологий при реализации образовательных программ в целях обеспечения доступности образовательных услуг при соблюдении их качества и соответствия реальным запросам обучающихся. Так, в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» поставлены амбициозные задачи - к 2024 году создать сеть центров цифрового образования детей с годовым охватом не менее 136 тыс. детей; во всех субъектах Российской Федерации внедрить целевую модель цифровой образовательной среды; в школах 75 субъектов Российской Федерации реализовывать основные общеобразовательные программы с использованием современных цифровых технологий.
Очевидно, в условиях цифровизации образования современному учителю практически невозможно «избежать» электронного обучения при организации учебной деятельности школьников, следовательно, он сам должен быть ИКТ-компетентным. В случае если эта профессиональная компетенция «западает», развитие ее целесообразно в период повышения квалификации. Причем нам, как и многим другим исследователям (Л. Н. Горбунова и Е. В. Сорокина [1], В. А. Лабутина и В. Б. Лабутин [2], Г. В. Монахова и Н. В. Монахов [3], О. Н. Протасова и Г. Б. Паршукова [4]), представляется достаточно очевидным положение о том, что развитие профессиональных компетенций в области применения современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) будет происходить интенсивнее в электронной обучающей среде, которая объединяет «программный и педагогический комплекс, а ИКТ являются и средством обучения и технологической основой обучающей среды» [4, с. 108].
Однако, как показывает практика, в существующих программах электронных курсов повышения квалификации педагогов имеется реальный дефицит качественного обучающего контента, электронные учебные курсы чаще всего сводятся к включению в контент их содержания простейших электронных ресурсов (в некоторых случаях с мультимедийной поддержкой) и простейших тестовых заданий. Это не приводит к качественной подготовке специалистов образования, ориентированных на применение цифровых технологий в их практической деятельности. Соответственно, актуальным становится вопрос поиска новых эффективных форматов курсовой подготовки по программам повышения квалификации в электронном виде.
Более того, по справедливому замечанию О. Н. Протасовой и Г. Б. Паршуковой, в системе повышения квалификации специалистов прослеживается постепенный разворот от централизованной модели обучения в сторону горизонтальных сетевых взаимодействий, что «требует не только совершенного владения информационно-коммуникационными технологиями, но и создает предпосылки для формирования индивидуально-образовательных маршрутов» [4, с. 122].
Подход, при котором на первый план выдвигается модель горизонтального обучения, является педагогически оправданным, поскольку педагоги имеют различный опыт и в сфере применения ИКТ, и в других направлениях подготовки (предметной, методической, психолого-педагогической, коммуникативной). Площадками для продвижения горизонтальной модели обучения педагогов в настоящее время могут стать центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые созданы в каждом регионе России.
За прошедшие три года на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» (далее - АСОУ, Академия) апробирована система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области (далее - ЭПК МО), которая создавалась в 2017-2018 годах под научным руководством
профессора Л. Н. Горбуновой при содействии Правительства Московской области.
С октября 2018 года апробация ЭПК МО проходила в рамках ведомственного проекта Министерства образования Московской области. В настоящее время ЭПК МО работает в штатном режиме. Реализация электронных курсов повышения квалификации проходит на эксклюзивной образовательной платформе nsepku.mosreg.ru, технологический компонент которой имеет следующие характеристики:
- отображение учебных материалов для воспроизведения на персональных компьютерах обучающихся в различных форматах: видеолекции, скринкасты, интерактивные таблицы, интеллект-карты, инфографика, «ленты времени», игры, короткие видеоролики, обучающие мультимедийные лонгриды, практические электронные образовательные материалы (сценарии занятий и мероприятий, конспекты уроков, электронные учебные пособия, статьи авторов курса, визуальные, звуковые фрагменты мероприятий, проектов, мастер-классов и др.);
- включение интерактивного контента (гиперссылок, всплывающих подсказок, интерактивных справок и др.) в содержание курса;
- использование интерактивных заданий промежуточного контроля (контрольные задания «ранжирование», «соответствие», тренажеры и др.), тестов входной диагностики и итоговой аттестации;
- сохранение результатов текущего, промежуточного и итогового контроля в электронном журнале оценок;
- возможность коррекции содержания учебных материалов и дополнения курса новыми учебными материалами;
- обеспечение коммуникации между субъектами учебной деятельности.
Среди моделей, предлагаемых педагогам и руководителям образовательных организаций Подмосковья, - электронное обучение в форме он-лайн-курсов, электронное обучение в форме адаптивных модульных электронных курсов для учителей-предметников (АМЭК), электронное обучение в форме виртуальной стажировки, электронное обучение в форме электронного практикума, смешанное обучение (сочетание очного и дистанционного компонентов в разном соотношении), электронное обучение на базе смарт-курса (ЭСК), электронное микрообучение.
Результаты, полученные в ходе апробации ЭПК МО в АСОУ, позволяют с помощью методики SWOT-анализа провести оценку внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на организацию электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций (далее - ОО), разделив их на 4 категории: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Следует отметить, сильные и слабые стороны - это внутренние особенности образовательной организации, которые она может изменить. Возможности и угрозы связаны с внешней средой (политические, экономические, социальные, технологические факторы). Большую долю внешних факторов поменять невозможно, на определенные можно отчасти воздействовать (например, изменить свой подход к тому или иному направлению или технологическому решению).
Такая оценка необходима с точки зрения выявления источников проблем в существующей практике курсовой подготовки с электронной поддержкой и определения возможностей электронного повышения квалификации. Выявленные проблемы и потенциальные возможности важно учитывать, с одной стороны, при формировании стратегического плана вуза в части проектирования его цифрового развития, а, с другой, - при разработке новых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее - ДПП ПК) с применением ЭО, ДОТ.
Цель настоящего исследования: выявление источников рисков и возможностей в существующей практике применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ; определение тенденций и перспектив развития электронного повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций в условиях цифровизации образования.
Обзор литературы
В значительном количестве современных работ предлагается авторское толкование понятий «электронное обучение», «дистанционное обучение». Анализ имеющихся в научной литературе точек зрения позволяет сделать выводы: эти понятия достаточно многоаспектны; очевидна единая ориентация в толко-
вании этих понятий на применение дистанционных образовательных технологий (далее -ДОТ); некоторые отечественные специалисты приравнивают друг к другу понятия «обучение с применением дистанционных образовательных технологий» и «электронное обучение» (далее - ЭО).
По нашему мнению, не корректно и ошибочно подменять эти понятия, как минимум, по следующим двум позициям. В первом случае речь идет о такой организации обучения, при которой с помощью дистанционных образовательных технологий осуществляется доставка материалов к обучающемуся, при этом нет непосредственного контакта обучающегося с преподавателем.
Во втором - о педагогическом процессе, организованном особым образом, - при помощи информационно-коммуникационных технологий; контакт обучающегося с преподавателем при ЭО может быть как непосредственным, так и опосредованным; ЭО предполагает как индивидуальное (просмотр предложенных электронных образовательных ресурсов и электронных образовательных материалов), так и совместное (телеконференции, вебинары, форумы) обучение. Значит, ключевой компонент электронного обучения -это доставка учебных материалов обучающемуся с помощью ДОТ [5, с. 46].
Таким образом, ЭО можно понимать как обучение с помощью ДОТ, при котором преподаватель организует деятельность обучающихся в электронной обучающей среде; взаимодействие преподавателя с обучающимся может быть как синхронным, так и асинхронным, групповым и индивидуальным.
Весомый вклад в развитие электронной дидактики внесли М. Е. Вайндорф-Сысоева и ее коллеги Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. Они под электронной дидактикой понимают теорию обучения в виртуальной образовательной среде1.
Модели повышения квалификации посредством цифровых технологий описаны в научных работах Е. В. Василевской [6], Л. Н. Горбуновой и Е. В. Сорокиной [1], О. М. Гущиной и О. П. Михеевой [7], Н. Е. Копытовой [8], Д. О. Красновой [9], Е. В. Чернобай [10] и др.
1 Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2018. 194 с.
Е. В. Василевская [6] в поисках альтернативы формальному повышению квалификации педагогов для развития компетенций и обмена опытом предлагает организовывать сетевые мероприятия (виртуальные мастер-классы, лаборатории, интернет-диалоги, сетевые дискуссии, воркшопы, интернет-трансляции круглых столов и др.) в интернет-пространстве (в сетевой школе).
Основная характеристика такого образования - не презентация знаний и технологий, а формирование/совершенствование профессиональных компетенций в деятельности.
Обучение в сетевой школе строится на изучении учебно-методических (дидактических) материалов прикладного характера, упакованных в кейсы, и размещенных в сети, с обязательным диалогом/комментариями модератора. Это позволяет организовать активную работу обучающихся с заданиями, непосредственно связанными с практическими ситуациями, встречающимися в их профессиональной деятельности.
Изучение материалов сетевой школы показало, кроме специалистов муниципальных методических служб, активными пользователями школы также являются учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители образовательных организаций, преподаватели вузов.
Очевидно, практико-ориентированные материалы привлекают внимание педагогов-практиков.
Л. Н. Горбунова и Е. В. Сорокина в своей статье [1] описали систему электронного повышения квалификации, созданную на основе автоматизированной системы WebTutor, предназначенную для автоматизации процесса повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области. Характерные особенности ЭПК МО:
1) распределенная ответственность (слушатель, руководитель ОО, территориальный методист, методист учебного отдела, преподаватель, слушатель) за качество повышения квалификации, которая устанавливается уже «на входе» в систему электронного повышения квалификации;
2) уход от единообразия подходов к построению учебных модулей и электронных учебных курсов;
3) разнообразие ЭУК по дизайну и содержанию;
4) практическая направленность ЭУК (обязательный компонент ЭУК - методические материалы в виде образцов инновационной практики образовательных организаций и педагогов Подмосковья и других регионов РФ, которые содержат в себе элементы новаторства);
5) разноуровневость ЭУК с учетом потребностей, профессиональных дефицитов и возможностей педагогов;
6) диагностика уровня освоения содержания учебного материала;
7) автоматизация управления повышением квалификации через систему личных кабинетов субъектов повышения квалификации.
Таким образом, новизна новой системы ЭПК МО состоит в том, что это не просто электронные версии курсов повышения квалификации, выложенные на эксклюзивной образовательной платформе.
Особенность ее - в автоматизации процесса повышения квалификации, при которой все -от заявки на курсы до получения удостоверения о повышении квалификации - осуществляется дистанционно, в том числе при помощи специального программного обеспечения.
Приведенные в статье [1] ключевые характеристики семи моделей электронного повышения квалификации (см. во введении) заслуживают внимания специалистов повышения квалификации и менеджеров организаций дополнительного профессионального образования.
Важно подчеркнуть, традиционно специалисты рассматривают три модели организации учебного процесса: обучение с веб-поддержкой, смешанное обучение, онлайн-обучение2.
О. М. Гущина и О. П. Михеева [7] в своем исследовании представили инновационную модель повышения квалификации педагогических кадров на основе массовых открытых онлайн-курсов (далее - МООК), разработанную и апробированную в Тольяттинском государственном университете. Авторы убеждены, что модель МООКов - перспективная форма элек-
2 Семеновских Т. В., Шляпина С. Ф. Методика электронного обучения : методическое пособие. Тюмень, 2015. С. 9. URL: http://distance.ru/assets/files/ teacher/method_estudy.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
тронного обучения в сетевых профессиональных сообществах вследствие максимальной индивидуализации учебной деятельности обучающихся.
Н. Е Копытова, исследуя вопросы реализации массовых открытых онлайн-курсов повышения квалификации педагогических кадров на специализированных ресурсах Coursera, Лекто-риум, Универсариум, Фоксфорд, пришла к выводу, что модели МООК можно применять в системе повышения квалификации в качестве отдельного модуля программы или как самостоятельный факультативный курс [8].
Однако при всей очевидности преимуществ МООС-платформ они обладают существенным недостатком, состоящим в отсутствии системы мотивации обучающихся. Так, по статистике, приведенной И. В. Лысак, не более 5-10% лиц завершают обучение по образовательным программам, размещенным на MOOC-платформах [11, с. 132].
Д. О. Краснова [10] в своей работе предлагает оптимизировать процесс повышения квалификации, используя электронный сервис Getcourse. На примере дистанционного обучающего центра «Азбуха» автор раскрыла практические вопросы организации обучения на курсах без обратной связи при непрерывном наборе в группы.
В исследовании Л. Н. Нугумановой и Г. А. Шайхутдиновой [12] рассматривается ресурсный потенциал комплексной программы наставничества, которая реализуется в Республике Татарстан в рамках инновационного проекта «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия».
По заключению Л. Н. Нугумановой и Г. А. Шайхутдиновой, «организация наставничества в системе ДПО на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) может способствовать увеличению доли самостоятельной работы учителей, совершенствованию индивидуальной консультационной работы, активизации взаимодействия наставника и учителя для совместного поиска нового знания» [12, с. 186].
Следует отметить положительный опыт коллег из Татарстана по созданию персонифицированной системы электронного повышения квалификации работников образования: про-
хождение педагогическими работниками анкетирования через личный кабинет; составление перечня тем для разработки дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации; направление списка приоритетных направлений повышения квалификации в образовательные организации дополнительного профессионального образования; прием дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации на экспертизу и их оценка экспертным советом; загрузка планов-графиков повышения квалификации педагогических работников на платформу; организация работы модуля в единой информационной системе «Электронное образование в Республике Татарстан».
Такой подход к организации курсовой подготовки и формированию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации представляется целесообразным, поскольку каждому слушателю предоставляется возможность выбрать актуальную по тематике программу и записаться в группу, максимально удобную по срокам обучения, месту проведения, форме обучения.
Е. В. Чернобай в монографии [10] изложила основы методической подготовки педагогов к проектированию учебной деятельности в информационно-образовательной среде общеобразовательной организации.
Различные аспекты реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с применением ЭО, ДОТ описаны и представлены достаточно подробно в значительном количестве научных статей, публикаций и видеоматериалов отечественных специалистов - В. А. Лабутиной и В. Б. Лабу-тина [2], Г. В. Монаховой и Н. В. Монахова [3], М. П. Нечаева, Т. Н. Трунцевой и С. Н. Усовой [13] и др.
На основе проведенных наблюдений и анализа статистических данных исследователи раскрывают положительные аспекты реализации ДПП ПК с применением ЭО, ДОТ: теоретические вопросы и инновационные педагогические практики изучаются слушателями в любое время, в любом месте, в удобном темпе; у них есть возможность вернуться к повторному просмотру учебных материалов; сокращается расстояние между профессионалами - опыт успешных педагогов-практиков доступен каж-
дому обучающемуся; имеется тесное общение с преподавателем в режиме онлайн и др.
Ф. С. Жафярова и О. М Кукушкина [14], наряду с широкими возможностями ЭО, выделяют в технологии е-1еагш^ ряд недостатков и ограничений:
- обязательное владение обучающимися минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере и умением пользоваться интернетом;
- необходимость стимулирования слушателей (с помощью технологий вовлечения в учебную деятельность) с целью повышения качества освоения учебного материала;
- высокая зависимость процесса обучения от технических возможностей персональных компьютеров обучающихся и процесса организации, управления и сопровождения дистанционного обучения;
- отсутствие достаточного количества е-^г-ш^-специалистов;
- трудоемкость и высокие инвестиции в написание качественного контента и его наполнение.
Исследовательская практика автора статьи позволяет полностью согласиться с перечисленными недостатками и ограничениями, добавив при этом еще одно важное обстоятельство в связи с этим: имеется часть педагогов, которая психологически не готова в период курсовой подготовки полностью перейти в онлайн-формат. Они предпочитают общение с преподавателем «вживую». Сказанное означает следующее: при поиске новых конструктов повышения квалификации в электронных учебных курсах желательно планировать, пусть не в большом объеме, очные занятия (инструктивные семинары, образовательные сессии и т. п.).
Таким образом, обзор научной литературы в аспекте разработанности проблемы электронного повышения квалификации в условиях цифровизации образования, приводит к следующим выводам:
- электронное повышение квалификации -востребованное направление в подготовке педагогов, оно расширяет горизонты развития дополнительного профессионального образования;
- под электронным повышением квалификации следует понимать не просто выложенные на сайт электронные версии курсов повышения
квалификации, а систему, в которой есть образовательная платформа, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, электронные обучающие среды с набором ЭОР и ЭОМ, электронный офис, другая технология маркетинга и управления;
- в настоящее время в нашей стране в большей степени проводятся не теоретико-методологические, а практико-ориентированные исследования, связанные с разработкой электронных учебных курсов;
- специалистами предлагаются различные модели электронного повышения квалификации педагогических кадров, инновационная составляющая которых: авторский подход к проектированию образовательного пространства, моделирование электронной обучающей среды, новый дизайн электронных курсов, уни-
кальный качественный контент собственного производства, технологические решения в управлении электронным повышением квалификации и/или в программном обеспечении электронных учебных курсов.
Методология (материалы и методы) В исследовании были использованы следующие методы: изучение и анализ педагогической литературы, SWOT-анализ, синтез и обобщение.
В апробации ЭПК МО были задействованы более 50 электронных учебных курсов, приняли участие 49 преподавателей, представляющих кафедры дополнительного профессионального образования АСОУ.
Результаты и их описание Результаты SWOT-анализа приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты SWOT-анализа внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в курсовую подготовку педагогов и руководителей ОО в АСОУ
Сильные стороны Слабые стороны
S1 Работа с педагогами и руководителями ОО в электронной обучающей среде: опыт массового электронного повышения квалификации W1 Управление: согласно нормам времени за разработку дополнительных профессиональных программ с применением ЭО, ДОТ преподавателю засчитыва-ется то же количество часов, что и за разработку дополнительных профессиональных программ для очной и очно-заочной форм обучения
S2 Профессорско-преподавательский состав: профессиональная компетентность сотрудников, хорошо развитая корпоративная культура W2 Управление: согласно нормам времени в учебной нагрузке преподавателей учитываются учебные часы онлайн-занятий, проведенных только в синхронном режиме
S3 Лидирующие позиции АСОУ на региональном рынке образовательных услуг по многоообразию моделей электронного обучения и количеству ЭУК для педагогов W3 Недостаточная подготовленность обучающихся к работе в электронной обучающей среде
S4 Качество обучающего контента ЭУК: все учебные материалы отобраны, откорректированы и структурированы автором-разработчиком курса, который является специалистом в предметной или межпредметной области
S5 Разнообразие форм представления обучающего контента ЭУК: видео лекции, вебинары, интерактивные материалы (демонстрационный, мотива-ционный, контрольный), мультимедийные лон-гриды и др.
S6 Повышенное внимание в ЭУК представлению и тиражированию передовых педагогических практик, апробированных в школах-лидерах образования Подмосковья
Сильные стороны Слабые стороны
S7 Доступность: свободный и быстрый доступ обучающихся к учебным материалам, коммуникация и сотрудничество, независимо от времени и места их пребывания
S8 Статистика в реальном времени
Возможности Угрозы
О1 Увеличение количества пользователей ЭУК за счет разнообразия моделей, количества доступных курсов, повышения эффективности онлайн-обучения Т1 Технико-технологические ограничения системы и «сбои» в ее работе
О2 Вывод на рынок новых ЭУК, в том числе и смарт-курсов, за счет расширения тематики курсов, использования новых инструментов ИКТ и др. Т2 Несоответствие программного обеспечения персональных компьютеров обучающихся минимальным системным требованиям интерактивной образовательной платформы
О3 Увеличение доли электронных учебных микромодулей как главной составляющей микрообучения Т3 Ориентация педагогов на совершенствование Hard skills, чем на развитие Soft skills и Digital skills
О4 Расширение образовательного пространства АСОУ за пределами Московской области
Обсуждение
Проведенный SWOT-анализ позволяет перейти к обсуждению полученных результатов.
Параметр S1. АСОУ имеет шестилетний опыт реализации ДПП ПК с применением ЭО, ДОТ. Массовое внедрение электронного обучения в курсовую подготовку педагогов и руководителей ОО в Академии началось в 2017 году в связи с апробацией ЭПК МО. «В период апробации ежегодно наращивались объемы курсового контента и совершенствовалась электронная платформа системы. За три года в апробации ЭПК МО, как в полном объеме (в качестве участников курсов повышения), так и в сокращенном варианте (ознакомление с системой, авторизация, создание личных кабинетов, выбор курсов и подача заявки на повышение квалификации), приняло участие 63480 педагогов» [1, с. 11].
В текущей образовательной ситуации этот опыт положительно сказывается на деятельности вуза. Однако в ближайшей перспективе в условиях жесткой конкуренции этот фактор не будет иметь столь важного значения и потребует апгрейда взаимодействия высшего и дополнительного профессионального образования.
Параметр S2. С учетом стремительного развития регионального рынка онлайн-образования, уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава для педагогов Подмосковья приобрета-
ет весомую значимость: пользователи электронных учебных курсов стремятся снова получить услуги в той образовательной организации и у того преподавателя, где их обучение было полезным, интересным и комфортным.
С учетом этого совершенствование профессиональных компетенций сотрудников АСОУ в части освоения цифровых технологий и инструментов ИКТ является актуальным и перспективным. В этом контексте далеко не бесспорные очевидности и противоречия, выявленные Л. Н. Горбуновой и Е. В. Сорокиной, тем не менее представляются заслуживающими внимание: «...сетевая коммуникация обучающихся нуждается в сопровождении, что невозможно при несформированной компетенции модерировать курсы повышения квалификации педагогических работников в дистанционной среде со стороны преподавателей дополнительного профессионального образования. Отсюда очевидна необходимость в разработке не только технологии «е-тьюторинга» (электронного тьюторинга), но и в обеспечении ее освоения преподавателями курсов, в ее педагогическом нормировании» [1, с. 13].
Параметр S3. Лидирующие позиции АСОУ по многообразию моделей электронного обучения и количеству электронных учебных курсов, адресованных педагогам и руководителям Московской области, имеют важное значение для репутации Академии как значимой образо-
вательной организации на региональном рынке образовательных услуг.
Однако нельзя с высокой долей уверенности судить об этом параметре в перспективе в силу фактора времени и ввиду разворачивания в Подмосковье центров непрерывного профессионального мастерства учителей, а также наличия в России значительного количества образовательных организаций, которые также организуют повышение квалификации педагогических работников в очно-заочной форме с применением ЭО, ДОТ.
Параметр S4. Повышенное внимание к качеству обучающего контента ЭУК, разработанного и/или отобранного и откорректированного автором-разработчиком курса, специалистом в той или иной предметной или межпредметной области, безусловно, сказывается на качестве электронного обучения.
Более того, считаем этот параметр значимым и перспективным с учетом серьезных нареканий у экспертов, специалистов и педагогов-практиков в отношении качества учебных материалов, размещаемых на различных образовательных интернет-платформах. Так, Московская электронная школа (МЭШ) позиционируется как масштабный информационный проект, содержащий более 500 тысяч сценариев уроков (более 20 тыс. - в открытом доступе). Тем не менее, в действительности, как отмечает И. Ю. Синельников, старший научный сотрудник РАО, «...материалы МЭШ, являющиеся авторскими разработками московских учителей, вряд ли можно признать «методически грамотными» [15, с. 77].
Некоторые дополнительные замечания о проекте «Московская электронная школа» представил директор ГАОУ города Москвы «Школа № 548 «Царицыно» Е. Л. Рачевский в интервью «Новым Известиям»: «.Это контент низкого качества! Я видел эти материалы. Их давать нельзя. .На мой взгляд, проект под названием МЭШ на сегодня не готов» [16].
Параметр S5. Разнообразие форм представления обучающего контента ЭУК способствует активизации познавательной деятельности педагогов и развитию их базовых компетенций (предметной, психолого-педагогической, методической и коммуникативной) через эффективное взаимодействие «обучающийся -контент».
Несомненно, при разработке цифровой стратегии электронного повышения квалификации педагогических работников в АСОУ в ближайшей перспективе этот параметр обязательно следует учитывать и «закладывать».
Параметр S6. Повышенное внимание в ЭУК к представлению и тиражированию передовых педагогических практик, апробированных в школах-лидерах образования Подмосковья и/или созданных авторами-разработчиками курсов в сотрудничестве с педагогами - победителями конкурсов профессионального мастерства, безусловно, является привлекательным для педагогов-практиков. Тем более что критерии отбора таких учебных материалов в АСОУ - новизна, оригинальность идей и содержания, качество исполнения с точки зрения методики. Считаем перспективным дальнейшее тиражирование передового педагогического опыта через контент электронных учебных курсов.
Параметр S7. Свободный и быстрый доступ обучающихся к учебным материалам и образовательным ресурсам платформы, коммуникация и сотрудничество с коллегами на форумах и веби-нарах, независимо от времени и места их пребывания в режиме 24/7, - значимый показатель, поскольку свидетельствует о доступности онлайн-обучения и возможности обучающихся получать качественное образование в удобном формате (не выходя из зоны «личного комфорта»).
Параметр S8. Наличие в электронной обучающей среде (далее - ЭОС) инструментов мониторинга активностей обучающихся и результатов непрерывного профессионального роста обучающихся с возможностью автоматического формирования отчетов позволяет получить статистические данные в реальном времени. Статистика в реальном времени открывает широкие возможности не только в перспективе, но уже и в настоящее время.
Параметр Опыт показывает, эффективное электронное обучение возможно в том случае, если в параметрах ЭОС уже на стадии разработки определена и описана система взаимодействия «обучающийся - контент», «обучающийся - преподаватель» и «обучающийся -обучающийся». Создание этих условий требует значительных личностных затрат преподавателя (разработчика электронного учебного курса) на этапе разработки программы при проектиро-
вании электронной обучающей среды курса (а впоследствии и в процессе сопровождения учебной деятельности обучающихся).
С учетом этого следует пересмотреть нормативы расчета объема учебно-методической работы преподавателя. За разработку ДПП ПК с применением ЭО, ДОТ следует запланировать значительно большее количество часов, чем за разработку этих же программ, но реализуемых в очной или очно-заочной формах обучения.
Более того, объем учебно-методических материалов для обеспечения учебных занятий в электронной обучающей среде нецелесообразно измерять в печатных листах (как это практикуется в настоящее время).
В случае если нормирование труда разработчика ЭУК не будет пересмотрено, уже в ближайшей перспективе у преподавателей не будет мотивации разрабатывать электронные учебные курсы.
Параметр W2. При переходе на электронное повышение квалификации в учебном процессе существенно повышается доля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (работа с ЭОР и ЦОР, просмотр вебинаров в асинхронном режиме и т. д.), что изменяет роль преподавателя - от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития педагога.
В настоящее время, согласно нормам времени для расчета объема выполненной преподавателем учебной и учебно-методической работы, в учебной нагрузке преподавателя учитываются только учебные часы занятий, проведенных в синхронном режиме. Все учебные занятия, в которых преподаватель и обучающийся имеют контакт в асинхронном режиме (например, семинарские занятия с обсуждением учебных материалов на форуме), а также сопровождение учебной деятельности обучающихся (проверка практических заданий/работ, выполненных обучающимся, с написанием преподавателем комментария/отзыва и др.), в учебной нагрузке преподавателя не учитываются. В итоге за организацию и проведение ЭУК преподавателю засчитывают незначительное количество часов, которые далеко не сопоставимы с его личностными затратами (физическими и временными). Такая ситуация в соответствии с теорией справедливости Дж. Адамса
может быть в будущем одной из основных причин демотивации персонала [17].
В рамках теории справедливости Дж. Адамс утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждениями других людей, выполняющих аналогичную работу. Согласно теории Дж. Адамса справедливый подход к системе оплаты труда является важнейшим мотиватором эффективной и продуктивной деятельности. В этой связи критически важно оперативное внесение поправок в действующие нормативы расчета объема учебной работы, выполняемой преподавателем при реализации дополнительной профессиональной программы с применением ЭО, ДОТ.
Параметр W3. Недостаточная подготовленность обучающихся к работе в ЭОС (невысокий уровень знаний в области ИКТ, слабое владение цифровыми технологиями, несформиро-ванный навык сетевой коммуникации и др.), с одной стороны, влечет за собой снижение интереса педагогов к учению дистанционно. С другой стороны, на электронных курсах повышения квалификации «...обучающиеся не только знакомятся с разнообразными инструментами, технологиями, но и видят на практике, как можно использовать их в образовательном процессе. Происходит отработка профессиональных компетенций педагога в условиях смены ролей» [3, с. 272]. Второе - является важным обстоятельством с учетом задач федерального проекта «Цифровая образовательная среда», входящего в национальный проект «Образование».
Но, как показывает исследовательская практика автора, а также результаты мониторингового исследования, выполненного под руководством Л. Н. Горбуновой [1, с. 13], педагоги считают, что развитие Digital skills должно проходить только в рамках обучения по специальным программам, непосредственно ориентированным на это. Они не рассматривают площадку электронного повышения квалификации как образовательную территорию, полезную для самосовершенствования в области ИКТ, хотя по крайней мере 30% из них получили консультации по технологическим вопросам, связанным с работой в системе, практически в режиме «нон стоп».
Параметр О1. Архитектура ЭУК отображена различными моделями, многообразие моделей диктуется образовательными запросами педагогов и руководителей и уровнем их подготовки. Все это открывает широкие возможности в перспективе.
Параметр О2. Вывод на рынок новых ЭУК (в том числе и смарт-курсов3, микрокурсов) за счет расширения тематики курсов, использования новых инструментов ИКТ и др. позволит АСОУ подчеркнуть свою незаменимость и успешность не только на региональном, но и на российском рынке образовательных услуг.
Параметр О3. Увеличение доли электронных учебных микромодулей как главной составляющей микрообучения привлечет потенциальных пользователей цифровых образовательных продуктов на обучение в АСОУ. Убеждение в этом основано на следующем. Выделить длительное время на обучение особенно сложно, если педагог повышает квалификацию без отрыва от основной работы. В подобной ситуации более продуктивно дозированное, поэтапное поступление учебной информации обучающемуся в доступной для него форме в удобное для него время.
Смеем предположить, что эффективность электронного микрообучения будет возрастать в связи с широким распространением смартфонов, планшетных компьютеров, ноутбуков. С их помощью можно обучаться не только дома, но и на работе, в транспорте.
Параметр О4. Расширение образовательного пространства АСОУ за пределами Московской области видится перспективным и оправданным. Мы намерены тиражировать не решение, а подход. Есть разработанная структура электронных учебных курсов: мы знаем, каким должен быть учебный контент, чтобы процесс обучения педагогов и руководителей образовательных организаций был эффективным. Есть платформа, на которой мы организуем обучение: мы знаем, как ее смоделировать, чтобы
3 Электронный смарт-курс - это проявление предельного случая электронного обучения, где в части организации взаимодействия субъектов обучения с образовательными ресурсами не содержатся элементы традиционного (очного) обучения. Обучение на базе смарт-курса организовано без участия преподавателя [13, с. 27].
обучение для пользователя стало полезным, комфортным и мобильным. Есть понимание организационно-методического обеспечения электронного обучения: подготовка учебного контента в ЭО связана не только с обеспечением качества содержания учебного материала, но и с формами его подачи (непосредственно оказывающими влияние на мотивацию учебной деятельности обучающихся), а также организацией коммуникации преподавателя с пользователями курса посредством ЭОС. Есть преподаватели - профессионалы в этом вопросе.
Все это в совокупности «работает» на результат - повышение качества и доступности дополнительного профессионального образования [13, с. 27].
Параметр Т1. В ходе апробации были установлены технико-технологические проблемы в работе системы. В случае если эти недостатки не будут устранены, этот фактор в будущем может негативно повлиять на развитие электронного повышения квалификации в регионе.
Параметр Т2. Несоответствие программного обеспечения персональных компьютеров обучающихся минимальным системным требованиям интерактивной образовательной платформы приводит к неудовлетворенности педагогов организацией электронного обучения.
Справедливости ради отметим, несоответствие программного обеспечения персональных компьютеров обучающихся в большей степени, как показывает многолетний опыт работы автора статьи в системе электронного повышения квалификации, происходит вследствие того, что софт персональных компьютеров не обновляется. Этот фактор в перспективе может существенно повлиять на выбор педагогами и руководителями образовательных организаций формы обучения (не в пользу электронного повышения квалификации).
Параметр Т3. Результаты апробации привели к установлению следующей закономерности: педагоги в период курсовой подготовки уделяют особое внимание совершенствованию жестких навыков (Hard skills) и в меньшей степени обращают свой взгляд и должное внимание на развитие мягких навыков (Soft skills), цифровых навыков (Digital skills). Данная ситуация может негативно проявиться либо в приверженности учителей главным образом традиционным методам и формам обучения, либо в
инерционном использовании ими новейших технических аудиовизуальных средств и цифровых ресурсов (пассивная трансляция информации учащимся при помощи интерактивной доски, когда интерактивная доска используется только в качестве экрана, механическое «вырезание/вставка» онлайн-материалов в документы Microsoft Word, презентации PowerPoint и др.).
Важно иметь в виду, что «мягкие» навыки (личные качества и социальные умения) являются общими для всех. При этом они необходимы для реализации навыков «жестких». Цифровые навыки - объективная необходимость в условиях цифровизации образования.
Заключение
Проведенное исследование приводит к заключению, что у электронного повышения квалификации есть сильные и слабые стороны, имеются проблемы и перспективные возможности. Необходимо выдерживать определенный баланс возможностей и рисков, параметры которого должны быть определены дальнейшими исследованиями онлайн-обучения взрослых в нашей стране.
Обобщая вышесказанное, отметим, что результаты апробации системы электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Московской области наглядно показали, ЭПК МО - перспективный ресурс непрерывного развития профессионального мастерства ее пользователей. ЭПК МО отвечает запросам проекта «Учитель будущего», в ней сконцентрированы необходимые конструкты обучения педагогов в системе повышения квалификации - разнообразие моделей, возможности развития базовых компетенций, персональное развитие и удовлетворение образовательных потребностей обучающегося.
Библиографический список:
1. Горбунова, Л. Н. Система электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций московской области - перспективный ресурс профессионального роста педагога в проекте «Учитель будущего» / Л. Н. Горбунова, Е. В. Сорокина. - Текст : электронный // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2019. -Вып. 1. - С. 10-23. - URL: http://new.asou-mo.ru/
%86%D0%B8%D1%83%D0%BC_1_2019_1 .pdf (дата обращения: 15.01.2020).
2. Лабутина, В. А. Микрообучение в контексте
непрерывного совершенствования педагогического мастерства / В. А. Лабутина, В. Б. Лабутин. -Текст : электронный // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2019. - Вып. 4. -Ч. 2. - С. 181-198. - URL: http://new.asou-mo .ru/images/2019/12/000/000/000000/%D0%A 1 % D0%B 1 %D0%BE%D 1 %80%D0%BD%D0%B8%D 0%BA_2019_4%D1%872_9.01.pdf (дата обращения: 17.01.2020).
3. Монахова, Г. В. «Брокколи в шоколаде», или Приемы мотивации в электронном курсе / Г. В. Монахова, Н. В. Монахов. - Текст : электронный // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно -практических конференций. - Вып. 3. - Ч. 1, 2019. - С. 270-276. - URL: http://new.asou-mo.ru/images/00001/003/%D0%A 1%D0%B 1%D0 %BE%D 1 %80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_201 9_3-1.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
4. Протасова, О. Н. Средовый подход к формированию электронной среды обучения / О. Н. Протасова, Г. Б. Паршукова. - Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 15. - С. 106-113.
5. Усова, С. Н. Электронное обучение в профессиональном образовании: тенденции и направления развития / С. Н. Усова. - Текст : непосредственный // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - № 1 (115). - С. 46-53.
6. Василевская, Е. В. Сетевая школа методиста как механизм реализации сетевого подхода в методическом сопровождении педагога / Е. В. Василевская. - Текст : непосредственный // Наука, образование, бизнес: проблемы, перспектива, интеграция : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 28 февраля 2013 г. В 4 частях. Часть I. - Москва : Арт-Консалт, 2013. - С. 96-98.
7. Гущина, О. М. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / О. М. Гущина, О. П. Михеева. - Текст : электронный // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 7. - С. 119-136. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-sisteme-podgo
tovki -i -povysheniya-kvalifikatsii-pedagogiche skih-kadrov (дата обращения: 22.01.2020).
8. Копытова, Н. Е. Массовые открытые он-лайн-курсы повышения квалификации педагогов / Н. Е. Копытова. - Текст : электронный // Гаудеамус. - 2015. - № 2 (26). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (дата обращения: 23.01.2020).
9. Краснова, Д. О. Оптимизация образовательного процесса с использованием электронного сервиса Getcourse (на примере дистанционного обучающего центра «Азбуха») / Д. О. Краснова. -Текст : непосредственный // Цифровое образование и наука. - 2019. - С. 51-55.
10. Чернобай, Е. В. Подготовка учителей к созданию электронных образовательных ресурсов: монография / Е. В. Чернобай. - Москва : ГОУ Педагогическая академия, 2009. - 103 с. -Текст : непосредственный.
11. Лысак, И. В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва / И. В. Лысак // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 7. -С. 129-135. - Текст : непосредственный.
12. Нугуманова, Л. Н. Наставничество в повышении квалификации педагогических кадров (на примере Республики Татарстан) / Л. Н. Нугумано-ва, Г. А. Шайхутдинова. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 4 (32). - С. 182-186.
13. Трунцева, Т. Н. Электронный учебный смарт-курс: основные направления проектирования и реализации / Т. Н. Трунцева, М. П. Нечаев, С. Н. Усова. - Текст : непосредственный // Образование и общество. - 2019. - № 4 (117). -С. 23-28.
14. Жафярова, Ф. С. О возможностях технологии e-Learning / Ф. С. Жафярова, М. С. Кукушкина. - Текст : непосредственный // Сборник статей XII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». - Москва, 2012. - С. 51-55.
15. Синельников, И. Ю. Обновление образования в цифровую эпоху: вызовы, возможности, риски / И. Ю. Синельников. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 4 (64). -С. 73-80.
16. Шаг в пропасть: учителя и родители о проекте «Московская электронная школа» //
Сайт газеты «Новые Известия». - 2018. -27 августа. - URL: https://newizv.ru/news/ society/27-08-2018/shag-v-propast-pedagogam-ne-nravitsya-proekt-moskovskaya-elektronnaya-shkola (дата обращения: 17.01.2020). - Текст : электронный.
17. Adams, J. S. Inequity in social exchange / J. S. Adams. - Текст : непосредственный // In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 2). - New York: Academic Press, 1965, pp. 267-299.
References:
1. Gorbunova L. N., Sorokina E. V. System of web advanced training of teachers and heads of educational organizations of the Moscow region -a promising resource for professional growth of a teacher in the project "Teacher of the future" [Sistema elektronnogo povisheniya kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov i rukovoditelei obra-zovatelnih organizacii moskovskoi oblasti - per-spektivnii resurs professionalnogo rosta pedagoga v proekte "Uchitel buduschego"], Conference of Social Management Academy: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences, 2019, Vol. 1, pp. 10-23, Available at: http://new.asou-mo.ru/images/2019/06/06/%D0%9 A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%8 0%D0%B5%D0%BD%D 1 %86%D0%B8%D 1%8 3%D0%BC_1_2019_1.pdf (accessed date: 01/15/2020).
2. Labutina V. A., Labutin V. B. Micro-Education in the context of continuous improvement of pedagogical skills [Mikroobuchenie v ko-tekste neprerivnogo sovershenstvovaniya pedagog-icheskogo masterstva], Conference of Social Management Academy: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences, 2019, Vol. 4, part 2, pp. 10-23, Available at: http://new.asou-mo.ru/images/2019/12/000/000/ 000000/%D0%A 1%D0%B 1%D0%BE%D 1%80% D0%BD%D0%B8%D0%BA_2019_4%D 1%872_ 9.01.pdf (accessed date: 01/17/2020).
3. Monakhova G. V., Monakhov N. V. "Broccoli in chocolate ", or motivation techniques in an electronic course ["Brokkoli v shokolade", ili priemi motivacii v elektronnom kurse], Conference of Social Management Academy: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences, 2019, vol. 3, part 1, pp. 270-276, Available at: http://new.asou-mo.ru/images/000
01/003/%D0%A 1 %D0%B 1%D0%BE%D 1%80% D0%BD%D0%B8%D0%BA_2019_3-1.pdf (accessed date: 01/15/2020).
4. Protasova O. N., Parshukova G. B. Environmental approach to the formation of an electronic learning environment [Sredovyj podhod k formi-rovaniyu elektronnoj sredy obucheniya], Siberian pedagogical journal, 2008, No. 15, pp. 106-113.
5. Usova S. N. E-learning in professional education: trends and directions of development [El-ektronnoe obuchenie v professional'nom obra-zovanii: tendencii i napravleniya razvitiya], Distance and virtual learning, 2017, No. 1 (115), pp.46-53.
6. Vasilevskaya E. V. Network Methodist school as a mechanism for implementing the network approach in the methodological support of the teacher [Setevaya shkola metodista kak mekhanizm realizacii setevogo podhoda v metodicheskom soprovozhdenii pedagoga], Science, education, business: problems, prospects, integration: Collection of scientific papers of the International scientific-practical conference on February 28, 2013, Part I, Moscow, 2013, pp. 96-98.
7. Gushchina O. M., Mikheeva O. P. Massive open online courses for pedagogical staff training [Massovye otkrytye onlajn-kursy v sisteme podgo-tovki i povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov], The Education and Science Journal, 2017, Vol. 19, No. 7, pp. 119-136; Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-sisteme-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov (accessed date: 01/22/2020).
8. Kopytova N. E. Mass opened online courses in professional development of teachers [Massovye otkrytye onlajn-kursy povysheniya kvalifikacii pedagogov], Gaudeamus, 2015, No. 2 (26); Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (accessed date: 01/23/2020).
9. Krasnova D. O. Optimization of the educational process using the electronic service Getcourse (on the example of the remote training center "Azbukha ") [Optimizaciya obrazovatelnogo processa s ispolzovaniem elektronnogo servisa Getcourse: na primere distancionnogo obuchayuschego centra "Azbuha"], Digital education and science, 2019, pp. 51-55.
10. Chernobay E. V. Training teachers to create electronic educational resources: monograph [Podgotovka uchiteley k sozdaniyu elektronnykh obrazovatel'nykh resurso: monografiya], Moscow: State Pedagogical Academy, 2009. 103 p.
11. Lysak I. V. New educational technologies as a means of bridging the digital divide [Novye obrazovatel'nye tekhnologii kak sredstvo pre-odoleniya cifrovogo razryva], Modern high technology, 2017, No. 7, pp. 129-135. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id= 36743 (accessed date: 01/15/2020).
12. Nugumanova L. N., Shaukhutdinova G. A. Mentoring in the advanced training of pedagogical staff (on the example of the Republic of Tatarstan) [Nastavnichestvo v povishenii kvalifikacii peda-gogicheskih kadrov na primere Respubliki Ta-tarstan], Professional education in Russia and abroad, 2018, No. 4 (32), pp. 182-186.
13. Truntseva T. N., Nechaev M. P., Usova S. N. Electronic training smart course: the main directions of design and implementation [Elektronnii uchebnii smart-kurs: osnovnie napravleniya proek-tirovaniya i realizacii], Education and society, 2019, No. 4 (117), pp. 23-28.
14. Zhafyarova F. S., Kukushkina M. S. The possibilities of e-Learning technology [O voz-mozhnostyakh tekhnologii e-Learning], Collection of articles of the XII international scientific and practical conference "New information technologies in education", 2012, pp. 51-55.
15. Sinelnikov I. Yu. Updating education in the digital age: challenges, opportunities, risks [Ob-novlenie obrazovaniya v cifrovuyu epohu: vizovi, vozmojnosti, riski], Innovative projects and programs in education, 2019, No. 4 (64), pp. 73-80.
16. A step into the abyss: teachers and parents about the project "Moscow electronic school" [Shag v propast: uchitelya i roditeli o proekte "Moskovskaya elektronnaya shkola"], 2018. Available at: https://newizv.ru/news/society/27-08-2018/shag-v-propast-pedagogam-ne-nravitsya-pro ekt-moskovskaya-elektronnaya-shkola (accessed date: 01/17/2020).
17. Adams J. S. Inequity in social exchange, In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 2), New York: Academic Press, 1965, pp. 267-299.