ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ...
УДК 378.02
Халиса Эзединовна Рамазанова
Старший преподаватель кафедры вычислительной техники Дагестанского государственного технического университета, [email protected], Махачкала
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБЕСПИЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Halisa Ezedinovna Ramazanova
The high teacher of chair of computer of the Dagestan state university, [email protected], Makhachkala
THE ELECTRONIC UCHEBNO-METHODICAL COMPLEX AS A RESOURCE OF INFORMATIONAL PREPARATION OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE
Сегодня любое современное образовательное учреждение активно и в обязательном порядке использует новые информационные технологии в своем учебном процессе. Использование компьютера, компактных информационных носителей, сети Интернет помогают расширить сферу образовательных услуг и радиус их действий, активизировать воздействие на обучаемого, разнообразить подачу учебного материала, систематизировать методическое обеспечение учебного процесса, оперативно актуализировать учебные курсы. Учебный процесс благодаря поддержке его современными инфокоммуникационными технологиями (ИКТ), системе автоматизации закономерно становится технологическим процессом по воспроизводству знаний и их организации.
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования инфокоммуникационных технологий в преподавании информатики [1; 2].
В тоже время необходимо отметить, что на современном этапе процесса информатизации учебных курсов информатики выявлен целый ряд проблем, наиболее актуальными из которых, с нашей точки зрения, являются две:
- отсутствие методического сопровождения, дидактической обоснованности электронного продукта (в электронных учебниках практически не реализована интегрирующая функция того или иного учебного предмета);
- отсутствие должного междисциплинарного взаимодействия.
Студент в процессе обучения должен на своем опыте оценить свойства
объектов учебной дисциплины, почувствовать их свойства, взаимосвязи, получить навыки работы с ними. Таким образом, процесс обучения в новых обстоятельствах удаленного образования требует нахождения адекватных инструментов его поддержки. А именно, формы взаимодействия студента с
преподавателем, с учебным предметом должны быть не хуже тех, которые предоставляются традиционной технологией обучения, а система образования в целом должна стать прогрессивнее, логичнее, понятнее.
От единичных экспериментов учебные заведения постепенно переходят к повседневному использованию, а некоторые к построению целостных систем дистанционного образования на своей базе, помогающей централизовать, ревизовать и заново упорядочить собственные образовательные ресурсы [2; 3; 5].
В Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ) широко применяются различные ИКТ в образовании. ИКТ, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
Технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы; компьютерные модели физических процессов; демонстрационные программы; компьютерные лаборатории; лабораторные работы; электронные задачники; контролирующие программы; дидактические материалы);
Сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Интернет, развивающиеся в системе дистанционного обучения.
На многих кафедрах широко применяются программные комплексы для тестирования и оценки знаний учащихся. Эти программные системы интегрированы в учебный процесс по-разному и обеспечивают разнообразные подходы к автоматизации образовательных методик.
Нами разработан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по дисциплине «Информатика» для специальностей «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».
В теоретической части учебника изложены:
математическое моделирование систем; информация и ее меры, методы ее хранения, обработки и передачи; современные методы изучения информационных моделей и место информатики в ряду естественнонаучных дисциплин; системы счисления, используемые в ЭВМ, элементная база построения ЭВМ, кодировка и декодировка информации; математические модели информационных систем и процессов в технике; базовые понятия вычислительной техники; предмет и основные методы информатики, закономерности протекания информационных процессов в искусственных системах, принципы работы технических и программных средств в информационных системах; основные положения теории информации, основные методы анализа информационных процессов в сложных технических системах; принципы построения машинной арифметики в заданной системе счисления; использование логических элементов для построения простейших вычислительных устройств.
Практические занятия, как основной компонент процесса обучения имеет особую значимость, так как она в первую очередь формирует прикладную направленность обучения информатике. Здесь рассматриваются прямые и
обратные алгоритмы преобразования чисел из одной принятой системы счисления в другую, формы представления чисел в ЭВМ, представление отрицательных чисел и арифметические операции над числами, представленными в прямых, обратных и дополнительных кодах в двоичной системе счисления, двоично-десятичной системе счисления, системе остаточных классов (СОК), системе счисления в кодах Фиббоначи.
Практические занятия способствуют созданию мотивационной сферы обучаемых (внутренних побуждений к учению, осмыслению студентами своей работы, стимулированию мотивационной сферы обучаемых системой психологически продуманных приемов).
Данный ЭУМК реализован с использованием Delphi 7.0 и интерфейс разработан таким образом, чтобы учитывать все возникающие проблемы пользователя при работе с программной системой. Следует обратить внимание на то, что ЭУМК выступает в качестве инструмента преподавателя. Благодаря нему преподаватель избавлен от множества рутинной работы, которую ЭУМК выполнит лучше его. Толкование электронного учебника, обеспечение его свежим и актуальным иллюстрированным материалом будет способствовать успеху обучения.
ЭУМК рассматривается как средство организации учебного процесса, способствующее повышению эффективности решения задач профессиональной подготовки. ЭУМК позволяет реализовать следующие компоненты технологического процесса подготовки специалистов к профессиональной деятельности: постановку учебной цели, определение образовательных ориентиров; отбор содержания обучения; определение путей и способов гарантированного достижения, заранее запланированных конечных результатов; оперативную обратную связь, обеспечивающую своевременную коррекцию процесса подготовки; оценку результатов деятельности. Электронный учебник удовлетворяет таким основным методологическим требованиям - критериям технологичности, как системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, в электронном учебнике заложена возможность решения проблемы индивидуализации обучения, т. е. учета индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Преподаватель должен хорошо знать электронный учебник: его содержание, последовательность расположения материала, приемы объяснения, правила работы с ним, какие вопросы недостаточно или плохо истолкованы, теоретические и методические ошибки авторов учебника. Он должен продумать вопросы, которые могут возникнуть у учащихся при работе с ЭУ, а также вопросы, которые надо будет предложить учащимся для расширения и углубления понятий и представлений, изложенных в электронном учебнике. Присутствие преподавателя на занятиях с ЭУ все же обязательно. Преподаватель пояснит студентам оставшиеся неясные вопросы, даст новейшие сведения по предмету, не вошедшие в ЭУ, кроме того, что немаловажно, наблюдая за работой студентов, увидит «слабые» места ЭУ, сможет в дальнейшем дать рекомендации по его корректировке.
Экспериментальное исследование эффективности использования разработанного ЭУМК проводилось на базе Дагестанского государственного технического университета со студентами первого курса специальностей «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», где по учебному плану изучается дисциплина «Информатика».
В ходе эксперимента сопоставлялся уровень обученности студентов (экспериментальные группы), изучающих дисциплину «Информатика» с помощью электронного учебника, с уровнем обученности студентов контрольных групп, изучавших данную дисциплину по традиционной методике.
В структуре обученности определялись мотивационный, теоретический, практический и оценочный компоненты.
Эксперимент показал:
1. Студенты, работающие с электронным учебником, ощущают больший психологический комфорт, чем при контакте с преподавателем. Как правило, это мотивируется субъективным подходом к оценке самой личности обучаемого и его деятельности со стороны педагога. Как показало анкетирование, свыше 60% студентов, так или иначе, сталкивались с субъективизмом преподавателя. В какой-то степени эта проблема может быть разрешена путем использования ЭУМК.
Наличие психологического комфорта при работе с ЭУМК подтверждают данные проведенного нами теста САН.
Рис. 1. Результаты теста САН в экспериментальной группе.
Как видно из представленной диаграммы 46% студентов на первое место поставили ощущение комфорта, на второе место - интерес (38%), на третье - психическую активность и эмоциональный тонус, на четвертое - напряжение.
В контрольных группах только 24% студентов ощущают комфорт, 26% - напряжение, 17% - интерес, 19% - психическую активность, 14% -эмоциональный тонус.
Интерес к изучению «Информатики» в экспериментальных группах возрос. Как мы считаем (это подтвердило анкетирование, данные наблюдения и бесед), в первую очередь, основную роль сыграла новизна предлагаемой студентам работы с ЭУМК. Действительно, ЭУМк - совершенно 102
необычная форма работы с учебной дисциплиной, он еще не стал чем-то традиционным.
Во-вторых, работа с ЭУМК требует большой самостоятельности и ответственности в плане работы с учебным материалом. Здесь важна систематичная и целенаправленная работа с материалом, что, в конечном итоге, позволит прийти к конечному результату - сдаче экзамена. Сдача отработок программе тоже невозможна: пока не пройден и не закреплен предыдущий материал, переход к новому материалу не разрешен.
Работа с ЭУМК повлекла за собой необходимость делиться впечатлениями, оценивать свою работу, разбирать сделанные ошибки, передавать опыт своей работы с программным продуктом.
Содержание экспериментальной работы представляло собой изучение уровня мотивационного, теоретического, практического и оценочного компонентов обученности.
Мотивационный компонент определялся путем наблюдения за деятельностью студентов, а также анкетированием, беседой, тестированием («Измерение мотивации достижений»).
Теоретический компонент определялся путем проверки знания основных понятий, положений, принципов и прочих составляющих теории базы данных.
Практический компонент определялся путем выполнения специально разработанных практических заданий по изученному курсу.
Оценочный компонент определялся соотношением реального уровня обученности (по результатам выполнения практических заданий) и по самооценке студента (наблюдение, беседа, метод незаконченных предложений, методика выявления самооценки С. Будасси).
Обобщенные результаты заключительного этапа эксперимента представлены в табл. 1. и рис. 2.
Таблица 1
Обобщенные результаты заключительного этапа эксперимента
Группа к1 к2 кз к4 к
Экспериментальные группы
У631 0,67 0,74 0,62 0,70 0,69
У641 0,65 0,74 0,64 0,72 0,69
Среднее 0,66 0,74 0,63 0,71 0,69
Контрольные группы
У642 0,59 0,49 0,42 0,49 0,50
У643 0,60 0,52 0,46 0,51 0,52
Среднее 0,60 0,51 0,44 0,50 0,51
Рис. 2. Обобщенные результаты заключительного этапа эксперимента
Можно сделать вывод, что уровень обученности студентов экспериментальных групп выше уровня обученности студентов контрольных. Такое положение наблюдается по всем четырем компонентам обученности.
Сравнение результатов начального и заключительного этапов по уровню мотивационного компонента позволяет сделать выводы:
Использование ЭУМК в учебном процессе, действительно, влияет на изменение деловой или соревновательной мотивации в сторону познавательной.
По сравнению с начальным этапом эксперимента увеличилось количество студентов, имеющих познавательную мотивацию, в экспериментальных группах. В контрольных группах изменения незначительны (см. рис. 2).
Ш Экспериментальная группа
Контрольная группа
Познавательная
мотивация
Соревновательная
мотивация
Рис. 3. Показатели видов мотивации на заключительном этапе эксперимента 104
Особо следует подчеркнуть тот факт, что коэффициент оценочного компонента у студентов экспериментальных групп выше, чем у студентов контрольных, т. е. в экспериментальных группах обучающиеся давали себе более объективную оценку в плане усвоения изучаемой дисциплины. Как нам представляется, это связано с тем, что каждая порция теоретического материала в рамках электронного учебника отрабатывалась через систему заданий и вопросов для самопроверки с последующим выходом на итоговый тест-контроль. При традиционной системе обучения преподаватель не в состоянии таким образом отработать с каждым обучающимся изучаемый материал.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. В ходе эксперимента оценивалось влияние ЭУМК на уровень обученности в структуре, которой мы выделили четыре компонента: мотивационный, теоретический, практический и оценочный.
2. Анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что использование ЭУМК в учебном процессе оказывает влияние, прежде всего на мотивацию. Мотивация, в свою очередь, влияет на уровень теоретического и практического компонентов.
3. Проведенное анкетирование студентов экспериментальных групп показало, что использование электронного учебника также влияет на создание психологического комфорта в процессе изучения дисциплины, формирование самостоятельности и ответственности.
4. Эксперимент показал, что уровень обученности студентов экспериментальных групп выше уровня обученности студентов контрольных групп по всем четырем компонентам обученности.
С точки зрения материально-технического обеспечения внедрения ЭУМК, в идеале должно быть выделено по одному компьютеру на одного студента.
Библиографический список
1. Ваграменко, Е.А. Информационные технологии и модернизация образования [Текст] / Е. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. -С. 3-10.
2. Волков С. В. Аспекты создания и применения в процессе обучения в высшей школе электронного учебника [Текст] / С. В. Волков // Материалы Региональной научно-практической конференции «Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи». Ставрополь: СГУ, 2002. - С. 117-119.
3. Волков С. В. Проблема обучения проектированию и использованию баз данных в процессе подготовки специалиста в области информатики и способы ее разрешения [Текст] / С. В. Волков // Материалы 6 региональной научно-практической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Общественные науки. Ч. 4. - Ставрополь, 2002. - С. 49-50.
4. Иванов Л. В. Структура электронного учебника [Текст] / Л. В. Иванов // Информатика и образование. - 2001. - № 6. - С. 63-72.
5. Иванов Л. В. Электронный учебник: системы контроля знаний [Текст] / Л. В. Иванов // Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 71-81.
6. Босикова, К. Н. Условия повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей средствами новых информационных технологий [Текст] / К. Н. Босикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 333-339.
7. Копеин, А. В. Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Копеин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 264-275.
8. Зайнутдинова, Л. Х. Электронные учебные пособия для самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные еденицы [Текст] / Л. Х. Зайнутдинова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 256-264.
9. Богачева, Н. С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н. С. Богачева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 204-214.
10. Зайнутдинова, Л. Х. Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума [Текст] / Л. Х. Зайнутдинова, В. Н. Миронов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 281-288.
УДК 37:001.12/18
Фатима Хасановна Киргуева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Хетагурова», [email protected], Владикавказ
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Fatima Khasanovna Kirgueva
The North-Ossetian State University named after K. Khetagurov, [email protected], Vladikavkaz
TECHNOLOGY OF THE DEVELOPING OF A FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER’S PEDAGOGICAL COMPETENCES
Стоящая перед высшим образованием задача обеспечение качества подготовки учителей начальных классов, владеющих современными диалоговыми и информационно-коммуникативными технологиями, требует модернизации в целом учебного процесса и процесса преподавания в частности. Разработка инновационных педагогических технологий рассматривается как системное последовательное внедрение управленческих действий, учебных процедур и операций, современных средств и методов обеспечения предполагаемых качественных результатов. Под педагогической технологией, по мнению Г. Ю. Ксензовой, следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в опре-