zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
10. Sivak A. N., Dymov, S.A. and Chistyakov V.A. (2013), Information technologies of distance training (for higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia): education guidance, Publishing house of Polytechnical university, St. Petersburg.
11. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
12. Chistyakov, V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: Minyaylenko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.12.2016
УДК 796.011.3
ЭЛЕКТРОННЫЙ МЯЧ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Максим Николаевич Оробей, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ), Александр Юрьевич Тарасов, кандидат медицинских наук, доцент, Иркутский государственный медицинский университет (ИГМУ), Иркутск
Аннотация
В статье представлена возможная система контроля для измерения скорости и силы удара при работе с футбольным мячом. Благодаря данной системе, мы можем оценивать результат ребенка не только по количеству попаданий по воротам, но и по скорости и силе выполнения удара по мячу. Полученные данные позволили разработать 10-и бальную нормативную таблицу для оценки уровня физической и технической подготовки учащихся. Благодаря разработанной системе повышается мотивация и меняется отношение к занятиям физической культурой.
Ключевые слова электронный мяч, младшие школьники, мотивация на занятиях физической культуры.
ELECTRONIC BALL AS A MEANS OF MONITORING AT PHYSICAL EDUCATION
LESSONS
Maxim Nikolayevich Orobey, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk,
Alexander Yurievich Tarasov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Irkutsk State Medical University, Irkutsk
Annotation
This article presents the possible monitoring system intended to measure the speed and force of the kick when the ball is punched. Due to this system we can evaluate the child's results not only from the number of kicks on goal but in terms of speed and force of the kicks. The 10-score standard tables for the evaluation of pupils' physical and technical training have been developed on the basis of the obtained data. The given system allows improving the motivation and attitude to physical education lessons.
Keywords: e-ball, junior schoolchildren, motivation at Physical Education lessons.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие основных физических качеств - быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости - имеет огромное значение для разносторонней физической подготовки детей и успешного освоения ими подвижных основ в игровых видах спорта [3]. Мини-футбол, как одна из самых популярных и массовых коллективных игр позволят сочетать в себе все данные параметры, а также требует смелости, эмоциональной устойчивости, настойчивости, волевых качеств в принятии самостоятельных решений, в игре появляется мотивация, присутствует высокая положительная эмоциональность [2, 4]. Мяч - удивитель-
но интересная игрушка и воспринимается ребенком как нечто живое. Мяч чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным [1]. Планомерное и целенаправленное применение в тренировочном процессе различных физических упражнений в контакте ребенок + мяч, направленном на обучение детей младшего возраста игре в мини-футбол, способствует разностороннему развитию двигательного потенциала детей, что положительно влияет на освоение детьми сложных двигательных технических элементов [3].
В настоящее время в практику внедрена и успешно используется идея, разработанная В.К. Бальсевичем, относительно широкого привлечения специальных средств спорта к процессу обязательного физического воспитания. Суть идеи заключается в адаптации высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания, что соответствует задачам государственного образовательного стандарта по физической культуре в общеобразовательной школе [5].
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать средства контроля при работе с футбольным мячом у школьников младших классов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогическом эксперименте участвовали дети в возрасте от 3 до 12 лет, в количестве 98 человек. В начале и по окончанию педагогического эксперимента среди детей младшего школьного возраста был проведен опрос на предмет желания игры с мячом, по разработанному нами опроснику. Для проведения эксперимента также был разработан «электронный» мяч, принцип работы которого заключается в следующем: при ударе учащегося по мячу, он приходит в движение, что фиксирует установленная внутри мяча электрическая схема. Схема производит измерения ускорения мяча и отправляет данные с помощью Bluetooth модуля на электронное вычислительное устройство (компьютер, планшет, ноутбук), с установленной программой («Программное обеспечение для исследования параметров удара по футбольному мячу». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016610497 от 13.01.2016), благодаря которой мы получаем результаты скорости и силы удара по мячу. Удар выполняется по команде, испытуемый выполняет по три удара (попытки) правой и левой ногой по мячу, все результаты фиксируются в электронную таблицу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обследуемые нами дети в возрасте от 3-х до 5 лет различия при ударе правой и левой ногой не имели (p>0,05), это показывает, что в данном возрасте могут выполнять упражнение как правой, так и левой ногой, разносторонне одинаково (рисунок 1). При этом отметим, что скорость удара увеличилась более чем в 2 раза, а прирост скорости с 3 до 5 лет ежегодно составлял 1,4 м/с правой и 1,2 м/с левой ногой.
12 i04 10.8 11.3
Згода 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет | I правая нога I I левая нога -Линейная (правая нога) -Линейная (левая нога)
Рисунок 1 - Средний показатель скорости удара по мячу правой и левой ногой с учетом возрастной группы, м/с
0
У детей в возрасте от 6 до 8 лет наблюдается значимый прирост в скорости и силе удара, где уже присутствует различие в показателях между правой и левой ногой (р<0,001), в этом возрасте начинает проявляться «ведущая» нога. Тем не менее, в данной возрастной группе скорость удара правой ногой увеличилась только на 9%, а левой на 14%, сила удара увеличивается пропорционально скорости. Годовой прирост скорости правой ногой составлял ~ 0,35 м/с, а левой ногой 0,4 м/с.
У школьников в возрасте 9-11 лет показатели скорости и силы удара правой и левой ногой также отличались (р<0,001). Скорость и сила удара правой ногой увеличилась на 11%, а левой на 13%, ежегодный прирост скорости удара правой и левой ногой составил ~ 0,5 м/с. (рисунок 1).
По результатам, показанным учащимися на начальном этапе, мы разработали и внедряем 10-и бальную оценочную шкалу для каждого возраста. Эта оценочная система является нормативной таблицей для определения роста показателей подготовленности учащихся. На основе результатов данной таблицы школьники получают баллы за выполненную работу, а по окончании каждой четверти подводятся итоги по полученным результатам. В конце учебного года результаты обрабатываются, и подводится итог.
Данные, полученные на основании анкетирования, проведенного в начале и конце обследования, показали, что благодаря предложенной нами методике, мотивация к занятиям физической культурой у учащихся младших классов повысилась.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в динамике исследования у детей от 3-х до 12 лет, скорость (м/с) удара с возрастом увеличивалась ежегодно в среднем на 1 м/с, правой и левой ногой. Также надо отметить, что начальное обучение при работе с «простым» мячом слабо формирует интерес детей к упражнению - удар по мячу в створ ворот. Качественно выполненная работа определяет состояние «удовлетворения» если ребенок попадает в створ ворот. В нашем случае, развивающее обучение при работе с мячом и разработанная бальная система, способствуют повышению качества выполняемой работы, от которой во многом зависит успешность дальнейшего обучения и овладения двигательными навыками. Благодаря разработанной системе электронного мяча и нормативной таблице у 95% школьников вырос интерес к выполнению упражнения с мячом, одновременно повысилась мотивация к занятиям физической культурой с применением элементов игры мини-футбола, в то время как на начальном этапе интерес проявляли только 63% школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валькова, Л. Л. Школа мяча : методические рекомендации по организации кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста / Л.Л. Валькова, С.Е. Шивринская ; под ред. В.А. Касаткиной. - Москва : Флинт, 2012. - 59 с.
2. Карасев, Е.С. Начальная подготовка молодых людей с умеренной умственной отсталостью в мини-футболе / Е.С. Карасев, Л.В. Шапкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 61-68.
3. Метелкин, В.П. Влияние физических упражнений в контакте с мячом, выполняемых детьми 6-7 лет в мини-футболе, на развитие физических качеств / В.П. Метелкин, В.И. Прокопенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 97-102.
4. Павлов, В.В. Эффективность физического воспитания детей 8-10 лет при различном планировании учебного процесса : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.04 / Павлов В.В. ; Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, Камский гос. ун-т физ. культуры. - Чебоксары, 2000. - 192 с.
5. Чуева, И.А. Физическое воспитание младших школьников с применением средств настольного тенниса в условиях трёх уроков физической культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Чуева И.А. ; Московский гос. обл. ун-т. - Москва, 2006. - 153 с.
REFERENCES
1. Valkova, L.L. and Shivrinscaya, S.E. (2012), Ball School. The guidelines on the organization of club activities working with preschool children, Flint, Moscow.
2. Karasev, E.S. and Shapkova, L.V. (2013), "The initial mini-football training of young people with moderate mental retardation", Uchenye zapiski university imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No .1, pp. 6168.
3. Metelkin, V.P. and Prokopenko ,V.I. (2012), "The influence of the physical exercises in contact with a ball, practiced by 6-7 years children in mini-football, on the physical qualities development", Uchenye zapiski university imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp.97-102.
4. Pavlov, V.V. (2000), The effectiveness of the 8-10 years children's physical training in the different planning of the educational process, dissertation, Cheboksary.
5. Chueva, I.A. (2006), Physical training of junior schoolchildren with the application of table tennis means under the conditions of three physical education lessons, dissertation, Moscow.
Контактная информация: Max_1376@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.12.2016
УДК 378.14
НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВКАХ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Регина Ивановна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются особенности современного целеполагания в подготовке магистров по профилю «Образования в области безопасности жизнедеятельности» в условиях реформирования высшего педагогического образования. Представлено авторское видение факторов, оказывающих влияние на изменение целевых установок подготовки магистров. На теоретическом уровне раскрывается содержание образовательных, воспитательных и развивающих целей подготовки магистров с учетом особенностей предметно-профильной области «Безопасность жизнедеятельности». Это позволило уточнить систему ценностей магистров, конкретизировать значение и содержание их методической подготовки, а также обозначить границы ее использования в образовательном процессе.
Ключевые слова: педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности, цели образования магистров, система ценностей магистров.
NEW PRIORITIES IN TARGET SETTINGS OF MAGISTERS TRAINING IN THE EDUCATIONAL FIELD OF LIFE SECURITY
Regina Ivanovna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the features of the modern definition of objectives in the preparation of masters with the profile "Education in the field of health and safety" in the conditions of reforming of the higher pedagogical education. It presented the author's vision of the factors influencing on the change of targets in the process of the magister training. On a theoretical level, it reveals the content of education, educational and developmental goals of the Master's preparation, taking into account the features of subject-profile area "Health and Safety". It made it possible to detail the system of masters' values, to specify the meaning and content of their methodical preparation, as well as indicating the limits of its use in the educational process.
Keywords: teacher education in the field of life safety, objectives of education of masters, masters system of values.