11. Ходанович А.И., Соколов Д.А., Сорокина И.В. Вероятностные закономерности иррациональных чисел в компьютерном эксперименте. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник научных статей. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 257 - 259.
12. Ходанович А.И., Соколов Д.А., Сорокина И.В. Компьютерные иллюстрации математических гипотез в интерактивной графике. Современные проблемы науки и образования. 2015; 5.
References
1. Kondrat'ev A.S., Hodanovich A.I. Metody vychislitel'nogo 'eksperimenta. Uchebnye programmy imetodicheskie rekomendacii dlya studentov i slushatelej vseh form obucheniya i specializacii. Sankt-Peterburgskij institut gumanitarnogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2002.
2. Hodanovich A.I. Modifikaciya algoritma generacii sluchajnyh chisel na komp'yutere. «Realizaciya nacional'noj obrazovatel'noj iniciativy «Nasha Novaya Shkola» v processe obucheniya fizike, informatike, matematike»: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2011; Ch. 2.
3. Hodanovich A.I., Sorokina I.V., Sokolov D.A. Izobretatel'skie zadachi pri izuchenii metodov v matematicheskoj fizike. Formirovanie inzhenernogo myshleniya v processe obucheniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. redaktor T.N. Shamalo. 2015: 252 - 256.
4. Hodanovich A.I., Sokolov D.A., Sorokina I.V. Matematicheskoe i komp'yuternoe modelirovanie v uchebnyh issledovaniyah: monografiya. Saarbrucken, 2012.
5. Kondrat'ev A.S., Hodanovich A.I. Metody vychislitel'nogo 'eksperimenta. Uchebnye programmy imetodicheskie rekomendacii dlya studentov i slushatelej vseh form obucheniya ispecializacii. Sankt-Peterburgskij institut gumanitarnogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2002.
6. Hodanovich A.I. Matematicheskoe modelirovanie na komp'yutere. Sbornik zadach i uprazhnenij. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGUKiT, 2009.
7. Hodanovich A.I., Atamanova O.E. Diffuziya i modeli sluchajnyh bluzhdanij pri uglublennom izuchenii fiziki. Fizika v shkole i vuze. Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Izdatel'stvo SZO RAO, RGPU im. A.I.Gercena, 2008; Vyp. 9.
8. Hodanovich A.I., Zykov D.S. Veroyatnostno-statisticheskie metody v soderzhanii uchebnyh issledovanij na komp'yutere. Metametodika kak perspektivnoe napravlenie razvitiya predmetnyh metodik obucheniya. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2011; Vyp.8: 169 - 173.
9. Hodanovich A.I. Fizicheskie prilozheniya chislennogo integrirovaniya metodom Monte-Karlo. Sovremennye problemy obucheniya fizike v shkole i vuze. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Gercenovskie chteniya». Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 1999.
10. Hodanovich A.I. Stohasticheskoe modelirovanie pri reshenii fizicheskih zadach na komp'yutere. Mezhdunarodnyj sbornik «Fizika v shkole i vuze». Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2004.
11. Hodanovich A.I., Sokolov D.A., Sorokina I.V. Veroyatnostnye zakonomernosti irracional'nyh chisel v komp'yuternom 'eksperimente. Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve. Sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 257 - 259.
12. Hodanovich A.I., Sokolov D.A., Sorokina I.V. Komp'yuternye illyustracii matematicheskih gipotez v interaktivnoj grafike. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 5.
Статья поступила в редакцию 30.01.17
УДК 372.878
Khomutskaya N.Yu., teacher, Children's Art School of Krasnoselsky District (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS AS A NEW EDUCATIONAL PHENOMENON IN TEACHING THE ART OF MASTERY.
The article describes the most promising directions of development of the new phenomenon of the musical pedagogy and musical culture - an electronic musical instrument. The work describes approaches to the implementation of teaching methods in teaching to play the keyboard synthesizer in children's music schools and schools of arts. The paper discusses the way to introduce new educational disciplines in the musical subjects of teaching process for students of music and art schools. The author shows the need for changes in the contents of educational standards for children's art schools and music schools, caused by the active introduction of electronic musical instruments and musical computer technologies into te musical educational process.
Key words: electronic musical instrument, musical education, musical articulation, analog synthesizer, digital synthesizer, instrument interface, hardware, sound synthesis, method of teaching, music computer technologies, information technology in music.
Н.Ю. Хомутская, преподаватель ГБОУ ДОД «Детская школа искусств» Красносельского района,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
КАК НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
В статье рассмотрены наиболее перспективные направления развития нового феномена музыкальной педагогики и музыкальной культуры - электронного музыкального инструмента; освещены подходы к реализации методики преподавания клавишного синтезатора в детских музыкальных школах и школах искусств; обсуждается вопрос о введении новых образовательных дисциплин в процесс преподавания музыкальных предметов для учащихся музыкальных школ и школ искусств; обсуждается вопрос о необходимости введения изменений в содержание стандартов образования для детских школ искусств и детских музыкальных школ, вызванный активным внедрением электронных музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий в музыкально-образовательный процесс.
Ключевые слова: электронный музыкальный инструмент; музыкальное образование; музыкальная артикуляция; аналоговый синтезатор; цифровой синтезатор; интерфейс инструмента; аппаратное обеспечение; синтез звука; методика преподавания; информационные технологии в музыке.
Музыкальная индустрия XXI столетия насыщена инновациями и совершенно уникальными разработками в области информационных технологий в музыке [1; 2] и музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [3; 4; 5]. Создаются новые музыкальные инструменты, соответствующие новым цифровым технологиям и отвечающие художественным предпочтениям современных му-
зыкантов. Электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [6; 7; 8] все больше завоевывают особую популярность и становятся востребованными не только в профессиональной исполнительской среде, но также и в деятельности педагогов-музыкантов и учащихся детских музыкальных школ и школ искусств (ДМШ и ДШИ). методических пособий. Во многих городах Российской Фе-
дерации создаются классы по обучению искусству исполнительского мастерства на ЭМИ в ДМШ и ДШИ, и с каждым годом они продолжает набирать популярность в среде нового поколения воспитанников.
Классификация ЭМИ богата и разнообразна, а периодичность производства с совершенствованием форм управления и изменением интерфейса инструментов способствует постоянному обновлению мышления музыканта-педагога. Необходимо успеть за этим многообразием, возникла потребность разобраться в техническом, аппаратном и программном обеспечении различных ЭМИ и необходимость в упорядочении и систематизации, как самих музыкальных инструментов, так и в создании методики преподавания ЭМИ, учитывающей определенную специфику, программную направленность и художественную ценность нового музыкального инструмента.
Клавишный синтезатор - самый популярный и, вместе с тем, малоизученный инструмент в области современного музыкального образования. В связи с многообразием и определенной спецификой технических характеристик есть сложности в выборе инструмента и, соответственно, методического сопровождения для реализации процесса обучения на данном инструменте. Единого инструмента методического звена. (Например, классификация акустических скрипок ограничена размером деки, материалом дерева, из которого она изготовлена, материалов, из которых выполнены смычки; или флейты, корпус которой, например, выполнен из серебра или золота.) Классические инструменты имеют свою специфику, связанную с технологией их изготовления, но значительно больше этот спектр представлен сегодня в классификации электронных клавишных инструментов-синтезаторов.
Можно отметить две самые главные группы синтезаторов:
1. Аппаратные синтезаторы;
2. Программные (виртуальные) синтезаторы.
Эти категории задействованы в образовательном процессе: виртуальные - в классах, занимающихся по программам звукорежиссёрской направленностью, а также на занятиях по компьютерной аранжировке и композиции с использованием специализированного программного обеспечения; аппаратные инструменты востребованы в образовательном процессе подготовки исполнителя на ЭМИ, а также в концертно-сценической деятельности музыканта-исполнителя, педагога и ученика. Эти категории взаимодополняемы, так, например, в звукозаписывающих студиях задействована целая цепь аппаратного обеспечения с виртуальной студией, плагинами и аппаратными инструментами разных технических параметров. Активно практикуется соединение аппаратных и виртуальных инструментов: у музыканта есть специализированная MIDI-клавиатура с вспомогательными контроллерами (средствами управления) и подключенный через MIDI-интерфейс компьютер, где в виде виртуального инструмента установлены соответствующие плагины, выполняющие роль музыкальной библиотеки звуков, - по сути, музыкальный компьютер (МК) [9; 10]. Аппаратные инструменты имеют ряд различных категорий, и их можно представить следующим образом:
1) аналоговые синтезаторы;
2) аналого-цифровые синтезаторы;
3) синтезаторы типа sample playback.
Аналоговые синтезаторы работают по принципу синтеза звука с помощью звуковых генераторов (тон-генераторов), управление которыми осуществляется в процессе исполнения в реальном времени. Музыканту открывается новая возможность в творческой работе над дизайном звука, палитра которого ничем не ограничена и всегда индивидуальна.
Цифровые синтезаторы типа sample playback в отличие от аналоговых работают по принципу воспроизведения сэмплов (заранее записанных музыкальных образцов классических инструментов), которые хранятся во внутренней памяти инструмента. Характерное отличие таких инструментов заключается в мультитембральности, благодаря которой стало возможным воспроизводить звучание одновременно нескольких инструментов (в отличие от аналоговых, где звучание монофоничное).
В категории цифровых инструментов можно выделить следующие виды:
1) клавишный синтезатор;
Библиографический список
2) интерактивный синтезатор;
3) звуковой модуль;
4) цифровая рабочая станция.
Богатство категорий и видов ЭМИ предопределяет большие трудности в выборе инструментов. Как определить будущему педагогу-музыканту, какой инструмент выбрать в качестве основного с точки зрения построения образовательного процесса? С одной стороны, логично предполагать, что каждому конкретному ЭМИ нужна специализированная и правильно выстроенная методика освоения искусства исполнительского мастерства. Но с другой стороны, учитывая технологический прогресс и создание новых усовершенствованных моделей того или иного вида или групп инструментов, следует определить четкую структуру выстраивания методической базы и распределить ее по целевому назначению инструментов.
Целевое назначение, ориентированное на определенную аудиторию, можно условно разделить на две категории: образовательную и профессиональную. В первую категорию входят учащиеся ДМШ и ДШИ, а также учащиеся средних и высших профессиональных образовательных учреждений, вторая категория - музыканты, преподаватели, звукорежиссеры, аранжировщики, композиторы. Исходя из этого, можно выстроить определенную цепь методических основ и создать единую систему освоения исполнительского мастерства на ЭМИ [11; 12].
Остается открытым вопрос о необходимости создания новой образовательной среды, направленной на изучение и укрепление позиций нового творческого пространства. С каждым годом популяризация и интерес со стороны учащихся возрастает, профессиональные музыканты-исполнители на клавишных синтезаторах - не ограничивают выбор лишь одной категорией инструментов, стараясь выбрать инструменты с такими техническими характеристиками, которые позволят максимально обогатить библиотеку звуков, иметь доступ к большему спектру управляемых контроллеров и др. Синтезатор по типу sample playback -инструмент мультитембральный, характерной чертой которого является программируемость (настройки индивидуального характера, с возможностью сохранения, редактирования, создания определенного алгоритма действия, так и создание собственных звуков). Это его главная отличительная черта от других инструментов, в связи с этим и высокий интерес со стороны педагогов и профессиональных музыкантов.
Синтезатор не имеет ограничений в реализации творческих идей, наоборот, он обогащает музыканта новыми возможностями самореализации, расширяет границы музыкального творчества и культуры исполнительского мастерства в целом.
Безусловно, для освоения нового музыкального инструмента необходимо расширить и дополнить уже имеющиеся методические нормативы и стандарты обучения новыми дисциплинами, такими как: основы звукорежиссуры, основные виды и принципы работы современных синтезаторов, синтез звука, музыкальная артикуляция, музыкальное программирование, звукотембраль-ное программирование (этот вопрос подробно освещён в ряде работ, среди которых [13; 14]). Не стоит забывать о том, что процесс совершенствования не может иметь финальной черты. Развиваются информационные технологии в музыке. Открываются новые перспективы и области реализации творческого потенциала музыкантов, появляются новые средства общения [15; 16] и особенности и возможности самовыражения в пространстве ново музыкальной культуры исполнительского мастерства, что создает безграничные горизонты для творчества. Музыкант, исполняющий свои произведения на клавишном или любом другом синтезаторе, раскрывается и как художник, и как звуковой дизайнер. ЭМИ интегрируется с любым видом творчества, активно занимает позиции в разных направлениях музыкальной деятельности: в театре, в интерактивных музеях, в звуковых лабораториях. Это оказывает колоссальное влияние на культурное полотно современного общества и поколение будущих музыкантов. При правильно выстроенном подходе в обучении игре на ЭМИ мы сможем стать свидетелями кардинальных перемен и переоценки ценностей, а также рождения новой музыкальной планеты, благодаря которой развитие музыкальной культуры выстроит новые уникальные формы искусства исполнительского мастерства и культуры в целом.
1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ - 2014. Материалы конференции, Санкт-Петербург, 29-31 окт. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.