11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Digital audio workstation. Teoriya ipraktika: uchebnoe posobie. Saarbrucken, Germany. 2016.
13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 372.878
Khomutskaya N.Yu., teacher, Children's Art School, District of Krasnoselsky of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia),
Е-mail: [email protected]
PROBLEMS OF INVESTMENT IN THE DEVELOPMENT OF METHODS OF TEACHING SKILLS AND ARRANGEMENTS OF KEYBOARD SYNTHESIZERS WITHIN REFRESHER COURSES AND RETRAINING. Modern teachers witness the creation of a new school of methods of teaching the art of mastery on the piano keyboard. The popularization of this instrument in recent years and the creation of a variety of teaching methods that do not have a unified framework for the harmonized development trends, have led to a number of problems associated with incomplete, often one-sided presentation of the possibilities of electronic musical instrument. The article describes methodological aspects and the most important topics in teaching mastery and arrangements on the piano keyboard as part of refresher courses and retraining. The work has an example of the classification of the topics studied with a brief description and a focus on the creation of new high-tech information educational environment of professional development of music teachers that contribute to multidimensional process of teaching.
Key words: information technologies, musical education, musical articulation, synthesizer, sound synthesis, improvisation, electronic musical instrument.
Н.Ю. Хомутская, преподаватель ГБОУДополнительного образования детей «Детская школа искусств»
Красносельского района, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА И АРАНЖИРОВКИ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Мы являемся свидетелями и создателями новой школы методики преподавания искусства исполнительского мастерства на клавишном синтезаторе. Популяризация данного инструмента в последние годы и создание различных методик преподавания, не имеющих единой структуры согласованного направления развития, привела к ряду проблем, связанных с неполным, часто, односторонним представлением о возможностях электронного музыкального инструмента. В статье рассмотрены методические аспекты и наиболее важные темы в процессе преподавания исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, приведен пример классификации изучаемых тем с кратким описанием и ориентацией на создание новой высокотехнологичной информационной образовательной среды профессионального развития педагога-музыканта, способствующей наиболее полному и многоаспектному процессу формирования предметных знаний.
Ключевые слова: информационные технологии, музыкальное образование, музыкальная артикуляция, синтезатор, синтез звука, импровизация, электронный музыкальный инструмент.
В современном музыкальном мире мы, так или иначе, становимся свидетелями становления большой школы нового (с точки зрения методики преподавания исполнительского мастерства и аранжировки) музыкального инструмента - клавишного синтезатора. Это весьма масштабное и ответственное событие. В ряду бесконечного разнообразия уже сформировавшихся и апробированных методик преподавания есть ряд нерешенных общих задач, которые должны разрабатываться в едином информационном пространстве и учитывать определенные параметры новых техник использования цифрового инструментария и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [1; 2]. В попытках создания единой методики преподавания клавишного синтезатора на территории Российской Федерации пока не наблюдается целостности идей и общих форм структурирования информации. В связи с этим возникает ряд проблем в разработке курсов повышения квалификаций и профессиональной переподготовки, которые необходимо решать на стадии фундаментального инвестирования, направленного на формирование новой информационной среды для будущих преподавателей клавишного синтезатора.
В основу большинства курсов заложено изучение функциональных возможностей клавишных синтезаторов, музыкальных компьютеров (МК) [3; 4] определенного модельного ряда и определенных фирм производителей. Исходя из этого, выявляется ряд актуальных проблем: а) наличие необходимого аппаратного обеспечения у обучаемого идентичного образца; б) уровень изученного технического функционала; в) владение системной терминологией в контексте изучаемого инструмента; г) ограниченный диапазон предлагаемых к обучению клавишных инструментов.
Спектр выбора в среде классификаций клавишных синтезаторов настолько многообразен, что актуальность разработки методики под конкретные фирмы производителей и модельные ряды, в конечном счёте, теряет свою функциональность. В связи с этим необходимо расширить диапазон инвестируемых тем, и построить фундамент, учитывая все классификации и постоянно обновляемые технические возможности и параметры ЭМИ.
Исходя из технической природы создания предшественников цифрового клавишного синтезатора, в разработку новых методик преподавания исполнительского мастерства и аранжировки, помимо уже состоявшихся тем, важно активизировать и внедрить углубленное изучение следующих тем:
1. Основные виды и принципы работы синтезаторов
• Классификация инструментов;
• обзоры современных аппаратных и программных, аналоговых и цифровых синтезаторов;
• изучение принципов работы аналоговых синтезаторов и синтезаторов типа sample playback;
• Основные блоки синтезаторов, управляющие сигналы, ADSR огибающая, LFO-генераторы;
2. Архитектура современных цифровых клавишных синтезаторов
• общие точки соприкосновения аппаратного пользовательского интерфейса;
• классификация midi клавиатур;
• средства управления (controllers);
3. Музыкальная артикуляция
• работа над звукоизвлечением, предназначенная для точной имитации того или иного звука (тембра) с точки зрения
использования всех технических средств и контроллеров электронного музыкального инструмента.
• Максимальная передача всех нюансов звукоизвлечения, штрихов, техники исполнения;
4. Исполнительские интерпретации музыкальных произведений
• построение структурных схем работы над произведением, в создании собственного оригинального репертуара;
• способы фиксация информации;
• индивидуальные трактовки исполняемых произведений;
5. Импровизация на ЭМИ
• основы импровизации и джазовой гармонии
• стилевая импровизация (в основе идиоматическая импровизация);
• тембровая импровизация, предполагающая различного рода эксперименты в создании собственных индивидуальных звуков, вдохновляющих на импровизацию в реальном времени [5];
• свободная импровизация (импровизация без заданных изначально правил, отсутствие ограничений жанровых, стилистических, гармонических, мелодических и ритмических).
6. Синтез звука
• аддитивный синтез;
• субтрактивный синтез;
• форматный синтез;
• FM- синтез;
• аналоговый синтез;
Библиографический список
• векторный синтез;
• волновой синтез);
7. Интеграция клавишного синтезатора/МЮ1-клавиатуры с виртуальной студией (основные понятия MIDI, технологии записи MIDI композиций, программирование/запись/редактирование/ импорт и экспорт midi данных).
Ориентируясь на постоянные обновления и развитие сфер современного технического музыкального инструментария, музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [6; 7; 8] необходимо постоянно поддерживать и внедрять вышеперечисленные темы в разработку курсов повышения квалификаций и профессиональной переподготовки [9], а также использовать на практике в контексте живого концертного исполнения и нового осознания форм перформанса.
Без создания такого важного тематического фундамента будет сложно сохранить существование клавишного синтезатора как яркого самостоятельного исполнительского инструмента в уже созданной нише профессионального музыкального образования. Клавишный синтезатор - это уникальный с ярко выраженной мультитембральной природой инструмент, позволяющий работать одновременно в нескольких художественных направлениях, раскрывая творческий потенциал музыканта. Высокотехнологичная среда и правильно направленное изучение ЭМИ откроют и укоренят новые пласты информационного музыкального образования [10; 11; 12] и создадут уникальный потенциал для нового музыкального поколения.
1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 6: 135 - 139.
2. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
3. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учебное пособие. Допущено УМО по направлениям педагогического образования. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
4. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития 2015; 11: 254 - 257.
5. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
6. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. 2015. № 3. С. 44 - 47.
9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
10. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.
11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции 29 - 31 октября 2014, Санкт-Петербург: СПОИСУ, 2014: 320 - 322.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
References
1. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 6: 135 - 139.
2. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.
3. Informacionnye tehnologii vmuzyke. T. 3: Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Dopuscheno UMO po napravleniyam pedagogicheskogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya 2015; 11: 254 - 257.
5. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
6. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015. № 3. S. 44 - 47.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
10. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii 29 - 31 oktyabrya 2014, Sankt-Peterburg: SPOISU, 2014: 320 - 322.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
Статья поступила в редакцию 12.12.16