Научная статья на тему 'Электронные ресурсы в учебном процессе'

Электронные ресурсы в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / PHARMACEUTICAL CHEMISTRY / PRACTICAL SKILLS / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саттарова О. Е., Курбатов Е. Р.

The possibility of implementing electronic educational resources as means to improve the quality of obtaining practical skills on pharmaceutical chemistry was studied. It was stated that most students of the Perm State Pharmaceutical Academy are ready to work with electronic educational resources. The demonstrational materials on analysis of pharmaceutical substances and drugs were created. The research has shown that the usage of electronic educational resources in teaching situation contributes to the better acquisition of practical skills on pharmaceutical chemistry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттарова О. Е., Курбатов Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC RESOURCES IN TEACHING SITUATION

The possibility of implementing electronic educational resources as means to improve the quality of obtaining practical skills on pharmaceutical chemistry was studied. It was stated that most students of the Perm State Pharmaceutical Academy are ready to work with electronic educational resources. The demonstrational materials on analysis of pharmaceutical substances and drugs were created. The research has shown that the usage of electronic educational resources in teaching situation contributes to the better acquisition of practical skills on pharmaceutical chemistry.

Текст научной работы на тему «Электронные ресурсы в учебном процессе»

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Саттарова О.Е., Курбатов Е.Р.

Пермская государственная фармацевтическая академия, кафедра фармацевтической химии факультета очного обучения, г. Пермь

Как показывает практика, использование современных информационных технологий в учебном процессе повышает интерес к обучению, способствует развитию навыков самостоятельной работы и творческого потенциала обучающихся [1]. Переведение обучающих материалов в цифровой формат позволяет создать электронные образовательные ресурсы (ЭОР), необходимые для поддержки традиционных форм и методов обучения.

С целью изучения возможности создания ЭОР по фармацевтической химии проводилось анкетирование студентов очного и заочного факультетов Пермской государственной фармацевтической академии. Было обработано 479 анкет. Установлено, что 83,5% респондентов имеют возможность работы с ЭОР. Интересным оказался тот факт, что для 86,0% студентов характерен визуальный (зрительный) способ восприятия информации. 88,7% опрошенных считают, что иллюстративные материалы (эффекты реакций подлинности, переход окраски индикатора при количественном определении и т.д.) способствуют лучшему усвоению учебного материала. Результаты анкетирования показали, что большая часть студентов готова работать с ЭОР.

Основными источниками информации, используемыми студентами при традиционном изучении курса фармацевтической химии, являются учебники, практические руководства, учебно-методические пособия, курсы лекций, сборники тестовых заданий и др., составленные в соответствии с Программой по фармацевтической химии для студентов фармацевтических вузов. Однако в данных изданиях отсутствуют иллюстративные материалы, отражающие основные этапы проведения фармацевтического анализа. Создание таких материалов позволило бы студентам избежать трудностей, связанных с техникой проведения анализов, работой на приборах и др.

Нами разработаны в программе Microsoft Power Point иллюстративные материалы по анализу субстанций неорганических лекарственных средств, включающие правила и пошаговую детализацию проведения испытаний. На 190 слайдах представлены иллюстрации к известным и вновь разработанным методикам анализа. Например, в анализе стабилизатора натрия бензоата, содержащегося в 3% растворе перекиси водорода, использована разработанная и валидированная спектрофотометрическая методика [2].

Для оценки эффективности использования подготовленных электронных иллюстративных материалов проведен формирующий эксперимент с участием экспериментальной и контрольной групп, состоящих из студентов третьего курса. Группы в течение одной недели проходили подготовку к практическому зачету по теме «Анализ фармацевтических субстанций». Экспериментальная группа использовала при этом традиционные печатные учебные материалы и созданные электронные иллюстративные материалы, контрольная - только печатные материалы. На завершающем этапе эксперимента сравнивали уровень овладения практическими навыками студентами экспериментальной и контрольной групп. Студенты сдавали зачет по практическим навыкам, который оценивался по пятибалльной системе. Сравнивались оценки студентов обеих групп, в каждой из групп определялся средний балл: в контрольной группе он составил 3,30, а в экспериментальной - 3,70. Коэффициент эффективности данной методики (Ср. балл эксп. / Ср. балл контр.) - 1,12.

Важным этапом исследования явилось анкетирование студентов экспериментальной группы. Большинство участников эксперимента дали положительную оценку ЭОР по различным показателям. 96,3% опрошенных считают необходимым создание иллюстративных материалов по фармацевтической химии. По мнению студентов, ЭОР необходимы для подготовки к занятиям (92,6%), зачетам (85,2%), экзаменам (55,5%). 81,5% студентов отметили, что применение ЭОР по фармацевтической химии способствует повышению уровня знаний и качества обучения. Студенты выразили желание использовать подобные ресурсы при дальнейшем обучении.

Разработанные нами ЭОР можно включать в учебный процесс, как при очной, так и при заочной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Студенты, изучающие теоретическую часть дисциплины дистанционно, могут применять подобные ЭОР для подготовки к лабораторным занятиям, которые будут проводиться во время очной фазы обучения.

Исследование показало, что использование ЭОР в учебном процессе способствует лучшему усвоению практических навыков по фармацевтической химии. Необходимо создание новых и постоянное обновление существующих ЭОР с учетом современных научных достижений; это будет повышать интерес к обучению, активизировать познавательную деятельность студентов, что положительно скажется на уровне их знаний и умений.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

Литература

1. Саттарова О.Е. Информационные технологии как средство совершенствования качества подготовки и повышения квалификации провизоров // Фармация. - 2009. - №7. - С. 44-47.

2. Ярыгина Т.И., Саттарова О.Е. Определение бензоата натрия в растворе перекиси водорода // Фармация. - 2010. - №5. - С. 10-12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

ELECTRONIC RESOURCES IN TEACHING SITUATION Sattarova О.Е., Kurbatov Е.R

The Perm State Pharmaceutical Academy, Pharmaceutical Chemistry Department of Full-time Faculty. Perm. 614990. Polevaya st 2.

The possibility of implementing electronic educational resources as means to improve the quality of obtaining practical skills on pharmaceutical chemistry was studied. It was stated that most students of the Perm State Pharmaceutical Academy are ready to work with electronic educational resources. The demonstrational materials on analysis of pharmaceutical substances and drugs were created.

The research has shown that the usage of electronic educational resources in teaching situation contributes to the better acquisition of practical skills on pharmaceutical chemistry.

Key words: Electronic educational resource, pharmaceutical chemistry, practical skills, distant educational technologies.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.