студентов ССУЗ в условиях реализации образовательного стандарта // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. Казань, 2009.
11. Шайхутдинова Г.А. Особенности подготовки педагога профессионального обучения для начального и среднего профессионального образования в регионе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 5. С. 89-91.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ ДРЕВНЕЙ РУСИ И XVIII ВЕКА У СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ВУЗОВ
А.Ф. Галимуллина, Ф.Г. Галимуллин
В статье представлены содержание и структура электронных образовательных ресурсов (ЭОР) «История древнерусской литературы» и «Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX-XXI вв.», созданных на базе сайта КФУ и методические приемы и формы внедрения их в учебный процесс.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс (ЭОР), методика преподавания литературы в вузе, формирование представлений, литературные традиции, преподавание литературы Древней Руси и XVIII века.
Electronic educational resources (EDR) as an effective means of forming the students' ideas about the literary traditions of ancient and XVIII.century Russia in the national branches of pedagogical universitiesThis article dwells on the content and structure of electronic educational resources (EDR) «History of Ancient Russian literature» and «Traditions of Russian literature of the XVIII century in the literary process of XIX - XXI centuries, created on the site KFU, and teaching methods and forms of their introduction into the educational process.
Keywords: electronic educational resources (EDR), the methodology of teaching literature at the university, the formation of ideas, literary traditions, the teaching of literature of ancient and XVIII. century Russia.
Разработка электронных образовательных ресурсов на базе системы MOODLE КФУ было связано со стремлением повысить эффективность
организации учебного процесса и соответствовала общей тенденции развития обучающих технологий в школе и вузе. Специальной литературы по
данной проблеме недостаточно: данное направление методических исследований находится на стадии становления. Однако в ряде работ С. Л. Атана-сян, Н. А. Беловой, Н. В. Беляевой, М. Ю. Бухаркиной, И. Г. Захаровой, И. В. Кузьмина, Е. С. Полат, Г. К. Се-левко уже намечаются пути решения данной проблемы и в области гуманитарного образования в школе и вузе. В частности, обосновывая необходимость и эффективность использования различных мультимедийных технологий в школе и вузе, И. В. Кузьмин отмечает, что «с одной стороны, использование современных технических средств обучения, включающих применение мультимедийных и дистанционных технологий, с другой - произвольная активизация самостоятельной работы студентов. Оба процесса, как показывает практика, не просто взаимосвязаны, - в данной ситуации существует и оборотная сторона: развитие современных технологий диктует возникновение и совершенствование новых форм обучения, научного общения со студентами [3: 215]. В этом плане актуализируется проблема организации систематической научно-исследовательской деятельности студентов в рамках историко-литературных дисциплин. По замечанию Е. В. Гетманской, главной задачей педагога является «подготовка и организация познавательной деятельности студента в процессе учебного исследования» [1: 38].В то же время при подготовке будущего учителя-филолога необходимо учитывать, что он будет вынужден работать в сложных условиях, метафорически охарактеризованных В. Ф. Чертовым в статье, посвященной острым проблемам современного школьного литературного образования, «проти-
водействуя чуть ли не в одиночку негативному влиянию на школьников очередного «века-волкодава», века торжествующей пошлости, цинизма и прагматизма, вслед за классиками пробуждая в них «чувства добрые», напоминая о существования «прекрасного и вечного» или возвращая к традициям смеховой культуры» [4: 27]. Следовательно, студенты-филологи, будущие учителя должны быть оснащены новейшими средствами обучения, не только осваивать мультимедийные технологии, но и сами обучаться при помощи новых средств обучения.
Исходя из практической необходимости повышения эффективности формирования представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов национальных отделений педагогических вузов нами были созданы ОЭР: «История древнерусской литературы» и «Традиции русской литературы XVIII века в литературе XIX - XXI вв.», предназначенные для студентов-бакалавров первого - второго курсов, обучающихся в очной и заочной форме по направлению 050302.65 «Педагогическое образование»: профиль подготовки «Родной (татарский) язык и литература».
ЭОР «История древнерусской литературы» рассчитан на 72 часа (в том числе 20 ч. - лекции, 10 ч. - практические занятия, 30 ч. - самостоятельная работа, 12 ч. -индивидуальная работа). Форма контроля - зачет; ЭОР «Традиции русской литературы XVIII века в литературе XIX - XXI вв.» изучается на втором курсе, трудоемкость его составляет: 72 часа (в том числе: 12 ч. - лекции, 24 ч. - практические занятия, 36 ч. - самостоятельная работа). Форма контроля: зачет. Электронные образовательные ресурсы созданы по
принципу «информационно-административного ^ЪЬ-сайта, размещены на сервере учебного заведения (официальный сайт КФУ ^*р://Ьаге.к£и-е1еагш^. ru/course/category.php?id=450)) и обеспечиваются информационной поддержкой административной, учебно-методической деятельностью виртуального учебного Центра дистанционного образования КФУ. Данные курсы соответствуют всем требованиям дидактических, методических и программно-технических требований: научности, гуманизации, доступности, полифункциональности, эстетичности, наглядности, систематичности и последовательности, интеграции русской и татарской литератур. Структура ЭОР соответствует структуре социальных сетей, в которых активно общаются современные студенты, поэтому у них не возникает психологических барьеров для восприятия научной, литературоведческой и культурологической информации, размещенной на ЭОР. Каждый ЭОР состоит из следующих разделов: новостной и технический форумы, глоссарий, цели и задачи дисциплины, методические рекомендации для студентов, планы и тексты лекций по дисциплине, перечень вопросов и тестов для внутрисе-местровых, тематических и итоговых контрольных работ и зачета, задания для контроля самостоятельной работы студентов, список тем рефератов и мультимедийных презентаций и методические рекомендации по созданию творческих проектов, список основ-нойи дополнительной литературы по курсу, ссылки на филологические интернет-ресурсы (в том числе на ФЭБ, Русскую виртуальную библиотеку, РГБ, Института русской литературы (Пушкинский Дом), Таткнигафонд.
ги (сайт татарской литературы), РЭБ-файлы с литературоведческим материалом и художественными текстами (в том числе переводы произведений русских писателей на татарский язык), подборку ссылок на фильмы об истории и культуре Древней Руси и XVIII века (в томчисле «Андрей Рублев», «Хождение за три моря», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Ермак», «Первопечатник Иван Федоров», «Легенда о княгине Ольге», «Юность Петра», «В начале славных дел», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Россия молодая», «Михайло Ломоносов» и другие ссылки на фильмы и видеоресурсы (Видеозаписи Ю. М. Лотмана о культуре и лекции А. Н. Ужанкова по древнерусской литературе на телеканале «Культура»). ЭОР содержит постоянно пополняемый архив лучших студенческих проектов (например, «Образ Петра I в литературе и культуре», «А.С. Пушкин и литература Древней Руси и XVIII века»).
Преподаватель заранее планирует проведение работы с использованием ЭОР. ЭОР позволяет организовать эффективную работу как в аудитории (чтение лекции с демонстрацией презентаций, фрагментов видеозаписей, таблиц, проведение блиц-тестирования), а также организовать контроль процесса выполнения студентами самостоятельной работы по дисциплине (на странице «Отчеты о деятельности» фиксируется время, проведенное каждым участником курса на ЭОР, его действия (просмотр кинофильма, чтение лекции, выполнение теста (сколько было попыток, статистика верных и неверных ответов), что позволяет преподавателю отслеживать динамику усвоения дисциплины каждым студентом. На ЭОР можно проводить работу
в малой группе (совместная деятельность по созданию творческого проекта, обсуждение тем). Еженедельно назначаются два студента, ответственных за проведение обсуждения по теме предстоящего практического задания, выполняющих роли модераторов, в обязанности которых входит ответы на вопросы своих товарищей, помогать в подготовке домашнего задания. Ежедневно преподаватель назначает время, когда он будет на сайте ЭОР, в это время студенты могут непосредственно обратиться к нему с вопросами, прислать выполненные задания. Общение с преподавателем в выделенное время может быть как коллективным (форум, чат, так и индивидуальным через личную электронную почту, размещенную на ЭОР). Например, в мае 2012 года было проведено обсуждение художественных фильмов, посвященных Петру I на тематическом форуме «Петр I в искусстве и литературе».
Одним из достоинств ЭОР является его мобильность, динамичность (студенты сами могут создавать тематические форумы, открывать любой информационный, контролирующий ресурс), техническая доступность (можно входить с любого компьютера, ноутбука, смартфона), можно распечатать или скопировать любой материал, при этом соблюдается принцип конфиденциальности и максимальной защиты данных (только преподаватель и сотрудник Центра дистанционного образования КФУ имеют доступ к результатам тестирования, к основной базе данныхЭОР). ЭОР предоставляет студентам максимальные условия для успешного освоения историко-литературного курса («История древнерусской литературы») и дисциплины по
выбору «Традиции русской литературы XVIII века в литературе XIX-XXI вв.», реализовывая на практике культурологический, интеграционный подходы. В условиях балльно-рейтин-говой системы обучения, преподаватель может легко, объективно, без сложных математических расчетов выявить средний балл по результатам тестов, отметить лучшие творческие работы студентов и в качестве поощрения оставить их в архиве ЭОР, таким образом создавая ситуацию успеха и публичного признания.
Студенты-заочники, получают реальную возможность общения с преподавателем в межссесионное время, потому что ЭОР имеет технические возможности для проведения индивидуальных и групповых занятий в формате видеоконференций. Таким образом, студенты в своей познавательной деятельности приобретают не только знания, умения и навыки по литературе, усваивают устойчивые межпредметные знания, в нашем случае - о литературных традициях Древней Руси и XVIII века, но и у них также формируются информационные, коммуникационные и методические (педагогические) компетенции.
Этому способствуют также и содержание и задания ЭОР, например, на специсеминаре «Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX-XXI веков» студентам предлагается выполнить творческие работы (рефераты или курсовую работу) по следующим темам: 1) Тео-рия межкультурного взаимодействия: региональный аспект. Русская литература и татарская словесность: типология формы и содержания. 2) Просветительские тенденции в русской и
татарской литературах XVIII - XIX вв. (На примере творчества М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Г. Г. Кандалыя, Г. Чокрыя и др.). 3) Своеобразие переводов стихотворений Г.Р. Державина на татарский язык. 4) Татары и другие народы России в путевых заметках А.Н. Радищева «В Сибирь» и «Из Сибири». 5) Перевод повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина на татарский язык (Р. Г. Рахмати «Мескинэ Фэизэ».
6) Перевод стихотворения «Осень» Н. М. Карамзина на татарский язык.
7) Переводы произведений А. Н. Радищева на татарский язык. 8) Эволюция жанра путешествия в русской и татарской литературах XI-XXI вв. 9) Эволюция жанра видения в русской литературе XI-XXI вв. 10) Трансформация жанра жития в русской литературе XI -XXI вв. 11) Татарская картина мира в сравнении с русской моделью мира. 12) Специфика формирования литературных направлений в татарской литературе. 13) Вопрос о классицизме как художественном методе и литературном направлении в татарской литературе. 14) Вопрос о сентиментализме как художественном методе и литературном направлении в татарской литературе. 15) Романтизм как литературное направлениев русской и татарской литературах. 16) Роль К. На-сыри в развитии русско-татарских взаимодействий. 17) Роль ученых и преподавателей Казанского университета в развитии русско-татарских литературных взаимосвязей. 18) Традиции сатирической литературы средневековья в русской и татарской литературах XVIII-XX вв. (Н. И. Новиков, Д. Фонвизин, И. А. Крылов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. Тукай). 19) Эволюция образа Дома в русской и татарской
литературах XI-XXI вв. 20) Образы татар в произведениях русских писателей. 21) Образы русских людей в произведениях татарских писателей.
Такой подход применительно к преподаванию литературы в школе разработал С. А. Зинин в монографии «Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса» (2004), отметив что выявление внутрипредметных преемственных связей в развитии русской литературы «требует мобилизации исследовательских способностей и нацеливает на «масштабное» видение курса. Исследование такого рода не является самоцелью, а дает возможность шире взглянуть на «корпус» произведений русской классики...» [2: 213]. На национальных отделениях педагогических вузов контекстный принцип изучения русской и татарской литератур позволяет проводить не только внут
Анкетирование, беседы, опросы показали, что большинство студентов восприняли ЭОР как эффективное учебное средство для изучения историко-литературных курсов, однако данная форма работы требует от студента мобильности, постоянной включенности в учебную, познавательную деятельность, заставляет его систематически овладевать предметом. К такой форме работы не все студенты были готовы. Студенты отмечали сложность, прежде всего психологическую в обучении с применением ЭОР. Студенты-татары испытывают объективные трудности в письменной форме общения по предмету. Будущим учителям татарской литературы более привычно получать информацию на татарском языке. К сожалению, Интернет-ресурсы на татарском языке сла-
бо представляют такую возможность, следовательно, ответ обусловлен спецификой преподавания русской литературы в иноязычной (татарской) среде, а не только характеристиками ЭОР. Объективно же студенты получают дополнительную языковую практику, что позволяет в их учебной деятельности овладевать навыками русской письменной речи.
Положительную гуманитарную и культурологическую мотивацию подтверждают и письменные ответы студентов о работе с ЭОР. Так, например, Миляуша А. (2 курс, гр. 0510-02) отмечает удобство работы с учебной информацией: «самый главный плюс, что все находится на одной странице, т.е. огромное количество информации. В любое время суток можно зайти и открыть любой источник. Также на сайте мы обсуждали, комментировали выступления наших однокурсников. Можно было заранее ознакомиться с их темой, подготовить ответы. Также на этом сайте мы обсуждали, комментировали выступления наших однокурсников. Можно было заранее ознакомиться с их темой, подготовить ответы. По-моему, есть большие плюсы для преподавателя: студенты в любое время заходят на сайт, пишут. И самое интересное: автоматически ставятся баллы. И студент может увидеть свои ошибки». Студенты видят преимущества ЭОР для более тесной коммуникации по предмету. Так, Ди-ляра Х. (2 курс, гр. 0510-02) пишет: «На этом сайте можно высказать свое мнение о пройденной теме, сделать предложения. Сайт помогает нам экономить время и содержит много полезной информации. Например, при написании реферата можно восполь-
зоваться ссылками. Тесты - on-lain помогают сэкономить время на занятиях, т.е., делая тесты дома, мы можем пройти больше материала на лекциях. Этот сайт помогает разнообразить учебный процесс, поддержать связь между преподавателями и студентами, найти малодоступную информацию и совместить приятное с полезным, т.е. учебный процесс с просмотром художественных фильмов». Об этом же вы-скавается Фируза Н. (2 курс, гр. 051002): «Сайт очень полезен для тех, кто хочет углубленно изучать литературу. Для нас, студентов, сайт полезен тем, что можно on-lain проходить тесты, вести свои личные блоги, выставлять свои работы, также на сайте можно следить за новостными событиями: узнать о теме будущей лекции и практического занятия, познакомиться с вопросами, оставлять комментарии к работам своих товарищей, обсудить впечатления о фильмах. Преподаватель нам часто напоминал о сроках выполнения тестов, контрольных работ. Очень полезен список литературы, по которому можно опираться в своих работах и Интернет-ресурсы, расположенные прямо на сайте».
Венере Г. (2 курс, гр. 0510-02) понравилась информативная насыщенность ЭОР: «Я первый раз пользовалась таким сайтом и осталась очень довольной. Мне очень понравилось то, что здесь есть все, что нужно по проблемам русской литературы: даны лекции и можно заранее готовиться к ним, преподаватель не диктует все занятие, а рассказывает, более подробную информацию, интересные факты можно прочитать самостоятельно, еще есть ссылки на Интернет-ресурсы, вопросы к зачету, ссылки, где можно найти
ответ на любой вопрос. Здесь можно разместить свои работы, друзья, преподаватели могут оценить эту работу, написать комментарии. Мне понравилась еще работа с модулями: все очень легко и просто, работа сразу же оценивается, можно увидеть свою ошибку. Этот сайт помогает нам экономить время, учебный процесс становится более доступным и удобным». Аль-фия Я. (2 курс, гр. 0510-02) отмечает удобство работы с ЭОР: «Подобная форма обучения мне показалась более удобной, чем привычная нам: с помощью книг и пособий. Я практически не вижу минусов данной формы - интерфейс очень прост в обращении, на портале можно выполнить те же действия и упражнения, что и на обычном занятии, экономя время. Например, обсудить на форуме какую-либо тему, а на занятии подвести итоги, остановившись на частных дискуссионных вопросах. Нет необходимости тратить массу времени на запись под диктовку лекций. Если студент пропустил лекцию или не успел что-то записать, он может посмотреть информацию. В общем, по-моему, самый оптимальный способ обучения», в завершении своего ответа на анкету, студентка выразила готовность работать в таком формате и со школьниками: «такая форма работы по литературе была бы полезной и в школе». Приведенные комментарии студентов свидетельствуют о том, что электронный образовательный ресурс по учебной дисциплине соответствует современным формам коммуникации молодежи, не вызывает у большинства студентов психологических барьеров, стимулирует их познавательную деятельность при изучении русской литературы.
Таким образом, внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов «История древнерусской литературы» и «Традиции литературы XVIII века в литературном процессе XIX -XXI веков» (ЭОР) позволяет организовать очную, заочную и смешанные типы обучения литературе в вузе,сочетать аудиторные занятия (лекции, практические) с самостоятельной работой студентов (получение учебной информации, выполнение тестов, контрольных и творческих заданий, общение с преподавателем в режиме форума или чата и т.д.). Преподаватель может контролировать процесс выполнения самостоятельных работ, организовать регулярность выполнения самостоятельной работы, а также фиксировать время и количество попыток, потребовавшихся студенту для выполнения того или иного задания.
Литература:
1. Гетманская Е. В. Стимулирование деятельности студентов на основе применения метода учебного исследования // Совет ректоров. - 2011. - № 1. - С. 34 - 39.
2. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. - М.: Русское слово, 2004. - 239 с.
3. Кузьмин И. В. Использование современных дидактико-коммуникативных технологий в преподавании филологических дисциплин: задачи и перспективы // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы: сб. ст.- Том 1.
- Н.Новгород: НГПУ, 2010. - 324 с. -С. 215
- 218.
4. Чертов В. Ф. От «литературы вопросов» к «литературе ответов»? // Литература в школе. - 2004. - № 4. - С. 25 - 27.