Научная статья на тему 'Электронные информационные технологии как инновационный элемент налоговой культуры'

Электронные информационные технологии как инновационный элемент налоговой культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касимов Дмитрий Олегович

Культура построения налогового процесса проявляется также и в развитии процесса предоставления электронных услуг налогоплательщикам, оказывая которые, налоговики имеют возможность избежать очередей в своих инспекциях, сэкономить время на бумажную переписку, а также драгоценный в наше время ресурс – время, как свое, так и налогоплательщиков. В статье раскрыты современные формы электронных информационных технологий, применяемые в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные информационные технологии как инновационный элемент налоговой культуры»

Электронные информационные технологии как инновационный элемент налоговой культуры

Касимов Дмитрий Олегович аспирант кафедры финансов Саратовского государственного социально-экономического университета e-mail: [email protected]

Dmitry Olegovich Kasimov Postgraduate Department of Finance

Saratov State Socio-Economic University e-mail: [email protected]

Аннотация

Культура построения налогового процесса проявляется также и в развитии процесса предоставления электронных услуг налогоплательщикам, оказывая которые, налоговики имеют возможность избежать очередей в своих инспекциях, сэкономить время на бумажную переписку, а также драгоценный в наше время ресурс - время, как свое, так и налогоплательщиков. В статье раскрыты современные формы электронных информационных технологий, применяемые в России.

Ключевые слова: налоговый процесс, налоговая культура, информационные системы, электронные услуги налогоплательщикам, налоговое администрирование.

Electronic information technology as an innovative element of tax culture

Annotation

Culture building tax process is also manifested in the development process of electronic services to taxpayers, providing that tax authorities have the ability to avoid queues in their inspections, saving time for paper correspondence, as well as a precious resource in our time - the time as his own, and taxpayers. In the article the modern forms of electronic information technology, used in Russia.

Key words: tax process, the tax culture, information systems, electronic services to taxpayers and tax administration.

Введение

Термин «электронные госуслуги» говорит о том, что его взаимодействие с государственными органами частично или полностью осуществляется в электронном виде. Степень развития электронных государственных услуг в существенной степени зависит от общей макроэкономической ситуации в стране. Программа развития электронных госуслуг поначалу была воспринята обществом скептически. Казалось, что и эта очередная ИТ-инициатива, не будет реализована. Однако постепенно, электронные госуслуги становятся необходимым атрибутом современной жизни. В предоставление госуслуг в электронном виде сейчас наиболее активно вовлечены пять ведомств — Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба и Пенсионный фонд, которые, по мнению чиновников, хранят основной объем информации, необходимой гражданам и бизнесу.

Информационные системы в администрировании ФНС России

Одним из направлений современного этапа развития налоговой культуры является создание удобных и комфортных условий для налогоплательщиков во взаимодействии их с налоговыми органами в процессе исчисления и уплаты налоговых платежей. По мнению руководителей ФНС России федеральная налоговая служба - сервисная компания, ориентированная в первую очередь на клиентов. Несмотря на то, что на данный момент времени это, скорее, цель, чем реальность, но прогресс в улучшении администрирования и установления контактов с налогоплательщиками заметен. Положительные сдвиги в работе службы в первую очередь связаны с внедрением электронных сервисов. Так, сегодня на сайте налоговой службы работает 23 онлайн-сервиса, на стадии поэтапного внедрения находится онлайн-сервис "личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", в 2012 году планируется ввести в эксплуатацию сервис "личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц". Кроме этого внедрены и развиваются ряд информационных систем, таких как Федеральная информационная адресная система (ФИ-

АС), содержащая достоверную единообразную и структурированную адресную информацию по территории Российской Федерации, доступную для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами; в открытом доступе размещена база разъяснений ФНС.

Принятые в прошлом году поправки в законодательство позволили обязать государственные структуры, предоставляющее данные о налогоплательщиках и объектах налогообложения, содержать данные в электронном виде. Это условие позволило создать автоматическую систему «Налог-3», которая начала внедряться в 2011 году: 14 ведомств будут вводить информацию обо всех происходящих изменениях в единую базу, доступную многим заинтересованным пользователям практически в прямом доступе, в том числе и сотрудникам налоговых органов. Это должно способствовать созданию дополнительных условий для сокращения налоговых споров и укреплению налоговой базы формирования соответствующих бюджетов.

Кроме этого, культура построения налогового процесса проявляется также и в развитии процесса предоставления электронных услуг налогоплательщикам, оказывая которые, налоговики имеют возможность избежать очередей в своих инспекциях, сэкономить время на бумажную переписку, а также драгоценный в наше время ресурс - время, как свое, так и налогоплательщиков. Работа 1Т-подразделений ФНС России направлена как на совершенствование администрирования налогов и сборов, так и на оптимизацию работы с налогоплательщиками, предоставление им качественного сервиса.

Руководство налоговой службы уверено, что чем меньше случается личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговой службы, тем меньше возможности появления прецедентов коррупции в следствие минимизации условий для этих явлений. Электронное общение гарантирует беспристрастность и объективность, к тому же, все электронные обращения граждан регистрируются, и ответ на них обязательно поступит в установленные сроки: здесь уже не будет играть роль работа почтовой службы.

Анализ современного состояния электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков

Все большее развитие получает внедрение электронного документооборота, в частности, развитие информационной системы представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, совершенствование процессов.

Перспективы развития электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков на ближайшее время, планы и приоритетные задачи ФНС России по развитию информационно-технологических систем и ресурсов, направленных на совершенствование администрирования налогов и сборов и оптимизацию взаимодействия с налогоплательщиками, формируют предмет для обсуждения профессиональными участниками налоговых отношений.

Федеральная налоговая служба России активно внедряет в практику взаимоотношений с налогоплательщиками различные электронные сервисы (электронные счета-фактуры, единый комплекс ГНИВЦ Прием Регион, портал госуслуг, личный кабинет налогоплательщика, технологии сдачи отчетности по каналам связи и другие), что позволяет перейти на бесконтактное взаимодействие налоговых инспекторов и граждан.

Теперь и государство много делает в этом направлении. В 2002 году был принят Закон «Об электронной цифровой подписи», которым установлена юридическая значимость электронных документов, подписанных ЭЦП. К сожалению, нормы этого закона не действовали на счета-фактуры, о чем была специальная норма в НК РФ. Теперь это ограничение снято.

В 2009 году налоговыми органами был запущен пилотный проект по взаимодействию плательщиков между собой и с налоговыми органами по счетам-фактурам, который был инициирован крупными сетевыми налогоплательщиками, которые представляют сетевую торговлю.

Технология обмена счетами-фактурами позволяла формировать данные для сдачи отчетности в электронных модулях, имеющихся у налогоплатель-

щиков. Были дописаны части, касающиеся возможности направления счетов-фактур в электронном виде между контрагентами. Те части, которые касались налоговых органов, сильно не менялись. Была реализована возможность набить счет-фактуру, выгрузить в электронном виде в необходимом формате. Приемная часть дорабатывалась с точки зрения возможности прочитать этот файл в формате и обработать. Проект учитывал интересы налогоплательщиков и налоговых органов.

Данный проект вызвал интерес и у налоговых органов, поскольку при выездных проверках крупных плательщиков "первичку" привозят грузовиками. Это неудобно для налогоплательщиков, поскольку им нужно делать копии всего первичного материала. И в то же время неудобно работать инспекторам, обобщать всю представленную информацию. Если документы в электронном виде - сокращаются расходы, не требуется размножение первичной документации. Второй момент: упрощается обработка. Все становится прозрачным. Реализация пилотного проекта позволила получить положительные результаты.

Летом 2010 года в НК РФ были внесены изменения, предусматривающие возможность составления и выставления счетов-фактур в электронном виде при взаимном согласии сторон сделки и наличии технических средств и возможностей для приема и обработки таких счетов-фактур (ст. 169 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

6 апреля 2011 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 63-Ф3 «Об электронной подписи». Новый закон направлен на устранение недостатков действующего Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», а также на расширение сферы использования электронных подписей.

И, наконец, 25 мая 2011 года приказ Минфина России от 25.04.2011 № 50н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением

электронной цифровой подписи» прошел регистрацию в Минюсте России (регистрационный номер 20860).

Порядок устанавливает, что выставление и получение счетов-фактур в электронном виде осуществляется через одного или нескольких, имеющих совместимые технические средства, операторов электронного документооборота. Применение электронных счетов-фактур допускается только по взаимному согласию сторон сделки. Таким образом, использование электронных документов является правом, а не обязанностью контрагентов.

Порядок вступил в силу с момента его официального опубликования (п. 2 Минфина России от 25.04.2011 № 50н). Фактически его можно применять после появления аккредитованных операторов электронного документооборота и утверждения ФНС России форматов счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в электронном виде (абз. 2 п. 9 ст. 169 НК РФ). Внедрение электронных счетов-фактур послужило стимулом к максимально широкому использованию в электронном виде других документов бухгалтерского, налогового и финансового учета.

В технологии сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи сейчас задействовано и участвует более 53% от всех плательщиков, которые сдают отчетность. Это более 2 000 000 налогоплательщиков, 1 100 000 юридических лиц и примерно 1 000 000 налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей. Участники электронного взаимодействия: налогоплательщики, спецоператоры, налоговые органы. Деятельность спецоператоров осуществляется на конкурентной основе. На этом рынке есть лидеры, есть менее успешные компании, но, в общем и целом, рынок не монополизирован, т.е. всего порядка 80 фирм-участников. И если еще учитывать, что практически каждая крупная фирма создает сеть своих партнеров, то участников там получается очень много. Все участники используют для работы более двух десятков технологий и софтверных решений.

В какой-то момент налоговые органы столкнулись с проблемой, когда для того, чтобы очередной спецоператор участвовал, имел соглашение с каким-то

определенным регионом, в каждой инспекции необходимо было ставить дополнительную технику, чтобы его приемные модули имели возможность принимать и обрабатывать отчетность. Было принято решение создать унифицированный приемный комплекс (ГПР), то есть программный комплекс, который принимал бы отчетность, направленную от всех спецоператоров, неважно, где они находятся, по единым форматам. Сначала были утверждены форматы взаимодействия - транспортные модули. После этого был реализован ГПР, который позволяет принимать отчетность, направленную через спецоператоров. Создав, реализовав ГПР, налоговые органы решили все проблемы сортировки по инспекциям, при этом остаются вопросы по массовому переходу.

Информационным технологиям, в части взаимодействия с налогоплательщиком, уделяется большое внимание, поскольку руководителем Федеральной налоговой службы М. Мишустиным поставлена задача - качественно поднять взаимоотношения с налогоплательщиком с использованием всех возможных телекоммуникационных технологий. В этой связи был разработан официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, который по посещаемости занимает первое место среди федеральных органов исполнительной власти. Он посещаем не потому, что там содержится интересная информация с точки зрения различных картинок, а потому, что она востребована всеми участниками гражданского оборота. Это услуги связанны с регистрацией и учетом, с возможностью подачи заявлений о регистрации предприятий, индивидуальных предпринимателей, с возможностью получения сведений из федеральных реестров, которые веден ФНС России, возможностью встать на учет, получить информацию из единого государственного реестра налогоплательщиков и другие.

Однако, существуют и проблемные аспекты взаимодействия и осуществления этих услуг в электронном виде. Например, подача заявления о регистрации предусмотрена законодательством только в виде личной явки заявителя в регистрирующий орган, либо по почте. Правительство РФ до сих пор не

установило иные способы. Это касается и способов подачи заявления об учете, получения выписок из реестра в электронном виде.

Также портал позволяет узнать, не зарегистрирован ли партнер по бизнесу на каком-то странном адресе. Есть адреса, указанные несколькими юридическими лицами при государственной регистрации в качестве места нахождения. У каждого региона есть свой порог массовости адреса. Всегда можно посмотреть, зарегистрирован ли партнер по адресу массовой регистрации. Если его нашли, это говорит о том, что на том юридическом адресе числится еще столько-то предприятий. Одновременно вы можете узнать, не входит ли в состав исполнительного органа дисквалифицированное лицо, с которым придется иметь дело. МВД ведет реестр дисквалифицированных лиц. Лица туда вносятся в том числе по инициативе ФНС России, то есть территориальных органов. В настоящее время МВД направило ФНС России через Минэкономразвития предложение о передаче ведения реестра дисквалифицированных лиц. Этот реестр должен быть в свободном пользовании всеми участниками гражданского оборота, сведения из него должны предоставляться бесплатно.

ФНС России как субъект предоставления электронных госуслуг

Федеральная налоговая служба является одним из активных участников в части предоставления услуг, выработки технических, стратегических решений по реализации этой государственной задачи. Налогоплательщик может зарегистрироваться в личном кабинете пользователя портала госуслуг. Для этого потребуется ввести фамилию, имя, отчество, номер пенсионного страхования, ИНН, при помощи которого по базам данных Пенсионного фонда и ФНС России будет проведена проверка. После регистрации будет создан личный кабинет, по почте придут соответствующие коды доступа. И в этом личном кабинете налогоплательщик сможет получать все услуги, которые на данный момент времени доступны на портале в соответствии с распорядительными документами.

Через портал возможна как регистрация налогоплательщиков, так и сдача налоговых деклараций, которая организована следующим образом: в своем личном кабинете, в разделе ФНС налогоплательщик получает возможность заполнить и направить налоговую декларацию в соответствующий налоговый орган. Будет предложена возможность установить на своем компьютере бесплатный программный продукт, разработанный ФНС России, "Налогоплательщик-ЮЛ". С помощью этого ПО налогоплательщик формирует налоговую декларацию. Через справочник кодов налоговых органов, которые также предоставляются через ресурсы налоговых органов, определяется правильный номер налоговой инспекции, где налогоплательщик стоит на учете и куда направляет декларацию. После чего отправляется файл налоговой декларации, заполненный налогоплательщиком. Налоговая декларация по транспортной системе налоговых органов доставляется в соответствующую налоговую инспекцию.

К сожалению, на данном этапе налоговая декларация, направленная через портал, не подписана ЭЦП. Разработчики портала еще не реализовали подписную часть. И поэтому при всем нашем желании налоговый орган не может рассматривать эту налоговую декларацию как сданную, и поместить ее в свой информационный ресурс. Каждой отправке присваивается уникальный идентификационный номер, который необходимо запомнить, чтобы в дальнейшем сообщить в налоговом органе. Во всех налоговых инспекциях организован приоритетный порядок приема посетителей, воспользовавшихся порталом госуслуг. Назначены ответственные сотрудники, выделены отдельные окна в операционных залах для приема таких налогоплательщиков. Декларация, которую налогоплательщик принес на бумаге, подписал своей подписью, сдается, с указанием того самого идентификационного номера. Декларация будет принята и обработана. Если при сверке декларации с тем электронным образом, который уже пришел, не будет выявлено отличий, то декларация будет загружена автоматически, а не набита вручную. Такие функции на сегодняшний день уже реализованы.

В скором времени электронный документооборот через портал станет юридически значимым в терминах российского законодательства, а функция сдачи деклараций будет реализована через портал полноценно. Представляется, что это будет востребованная услуга, она будет работать и развиваться.

Помимо посещений, плательщики активно пользуются этой услугой «Узнай свою задолженность», формируют платежные поручения и по ним погашают задолженность. По оценкам налоговых органов, за март месяц 2011 года посредством этого ресурса было сформировано 870 000 платежных поручений. Сумма задолженности в этих платежных поручениях составляет около 232 млн. руб. По оценкам налоговых органов порядка 1 миллиарда рублей уже поступило в региональные местные бюджеты, потому что налоги, задолженность по которым содержится в кабинете, поступают именно в эти бюджеты. Это существенный вклад в экономику территорий. Здесь, безусловно, положительную роль сыграла сознательность плательщиков, которые, воспользовавшись этой услугой, оплатили налоги.

Расширяя и детализируя информацию, которую налоговые органы готовы раскрыть плательщику, они обязуются ее защищать от несанкционированного доступа. Поэтому предполагается заявительный порядок пользования этой услугой. Плательщик должен будет сам прийти в налоговый орган с паспортом, собственноручно написать заявление, согласиться с тем, что он будет пользователем этой услуги, получить в налоговом органе логин и пароль для доступа к услуге. При желании, может оставить свои координаты в виде электронной почты, мобильного телефона, куда ему будет приходить информация о том, что в его лицевом счете произошли изменения и ему надо зайти в свой личный кабинет, поинтересоваться, с чем связаны эти изменения, принять для себя какие-то важные решения. Пока, к сожалению, электронноцифровая подпись не получила массового распространения среди физических лиц, поэтому налоговые органы будут продолжать действовать по системе логин, пароль до внесения изменений. При этом сохраняется возможность плательщику-пользователю услуги "Личный кабинет налогоплатель-

щика" изменять логин, пароль по удобному для него графику. Информация, которая будет раскрываться на втором этапе, будет гораздо более содержательна. Это будет информация об объекте налогообложения, о начислениях налогов с разбивкой по налоговым периодам и по объектам налогообложения, будут текущие начисления в режиме практически реального времени. Там должны идти платежи, которые налогоплательщик осуществляет по своим налоговым обязательствам.

Еще один проект, касается не физических, а юридических лиц. В первую очередь - крупнейших налогоплательщиков, имеющих огромную филиальную сеть. Это реализация, так называемых очень популярных на сегодняшний день ИОН-услуг, услуг информирования плательщиков о состояния расчетов с бюджетом по каналам связи. Все эти организации сдают налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде. ФНС обязана обеспечит возможность предоставить по запросам плательщика информацию о состоянии его расчетов с бюджетом в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса, регламентом 9Н, утвержденным приказом Минфина. Налогоплательщик, направив запрос в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, в пятидневный срок должен будет получить информацию о состоянии расчетов головной организации, всех своих филиалов, по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств. Информация о состоянии расчетов должна быть объективной, юридически значимой, будет подтверждена электронно-цифровой подписью соответствующего налогового органа и доставлена плательщику на его рабочее место.

Стоит особо отметить предоставление отчетности по телекоммуникационным каналам связи, поскольку преимущества сдачи отчетности по ТКС неоспоримы. Участниками документооборота являются: налогоплательщик, спе-цоператор и налоговый орган, при этом документооборот составляют: квитанция о приеме, уведомление об отказе, извещение о вводе, подтверждение даты отправки, уведомление об уточнении, извещение о получении, сообще-

ние об ошибке. На первый взгляд этот набор документов кажется избыточным, но каждый документ не случаен. Часть из них - это чисто технологические документы. Для обеспечения мониторинга прохождения отчетности в ответ на каждый документ его получатель отправляет извещение о получении документа. Благодаря этому налогоплательщик узнает, что его декларация точно доставлена до налоговой инспекции и сейчас происходит ее обработка, а налоговая инспекция знает, что отправленное налогоплательщику уведомление об уточнении им получено.

Новая система сдачи более четкая, понятная, а главное полностью соответствовать требованиям Налогового кодекса, нормативным документам Минфина и ФНС России.

Среди проблем при внедрении информационных технологий на практике, с которыми сталкиваются органы ФНС на сегодняшний день, стоит отметить: недостаток финансовых ресурсов и концепции организации единого пространства доверия электронно-цифровых подписей налогоплательщиков; не-сформированные нормативные акты, позволяющие осуществлять электронный документооборот; недостаток технологической оснащенностью рабочих мест и развития информационного общества.

Необходимость перехода на безбумажные технологии назрела в экономике уже давно. Внедрение электронного документооборота несет в себе положительный экономический эффект: снижение затрат организаций на расходные материалы, на почтовые услуги, на ведение архива документов на бумажном носителе (затраты на бумагу, персонал, аренду площадей для архива и т.д.), сокращение времени на обработку и обмен данными, сокращение количества ошибок, возможность оперативного поиска нужного документооборота в электронном архиве. Поэтому реализации новых форм информационнотехнологического сотрудничества позволит повысить эффективность бизнеса, организации взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Заключение

Формы электронных систем, участвующих в развитии налоговых отношений, достаточно широки и охватывают взаимодействие, как с госструктурами, так и с налогоплательщиками. Это обуславливает необходимость внедрения новых и совершенствование имеющихся способов взаимодействия.

На основе проведенного анализа состояния информационных технологий в налоговых отношениях было выявлено, что на общем объеме электронных государственных услуг напрямую сказывается макроэкономическая ситуация в стране, налоговая культура и налоговая дисциплина субъектов налогообложения.

Развитие информационно-технологических систем и ресурсов, направленных на совершенствование администрирования налогов и сборов и оптимизацию взаимодействия с налогоплательщиками, формируют предмет для обсуждения профессиональными участниками налоговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.