Научная статья на тему 'Информационные цифровые технологии в деятельности налоговых органов'

Информационные цифровые технологии в деятельности налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2792
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грунина Джемма Константиновна

В статье рассмотрены результаты работы налоговых органов в процессе внедрения цифровых технологий. Автором также проанализировано влияние электронных сервисов налоговых органов на различные категории налогоплательщиков (физические лица, субъекты малого бизнеса). Исследование выполнено в рамках общеуниверситетской комплексной темы Финансового университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Digital Technology and Activity of the Tax Authorities

The article considers the work results of the tax authorities in the course of digitization. The author also analyzed the impact of electronic services of the tax authorities on various categories of taxpayers (individuals, small business entities). The research was carried out within the university combined theme of the Financial University.

Текст научной работы на тему «Информационные цифровые технологии в деятельности налоговых органов»

© 2018 г. Д. К. Грунина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Грунина Джемма Константиновна - канд. экон. наук, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(E-mail: [email protected])

Налогообложение и налоговое администрирование неразрывно связаны с использованием мира цифр. Без выражения общественных явлений через цифры и их взаимосвязей не существует экономики. Само развитие математических (цифровых) знаний было обусловлено экономическими потребностями общества. Древние философы утверждали: «Все есть число».

Современный процесс характеризуется не тем, что настал период цифровой экономики (такой она была всегда), а тем что наступила эра развития и применения на практике электронных цифровых технологий.

В последние несколько лет ФНС России сделала качественный рывок в развитии электронных цифровых информационных технологий и собственной технологической инфраструктуры. Это обеспечило рост налоговых поступлений. Налоговые поступления, администрируемые ФНС России, росли более высокими темпами, чем темпы роста экономики и ВВП. В 2016 году сумма доходов консолидированного бюджета РФ по сравнению с 2015 годом выросла на 694,6 млрд руб., или на 5,1 %, а по сравнению с 2015 годом - на 1 812,7 млрд руб., или на 14, 3 %. Это отражают данные, зафиксированные на рис. 1.

О результативности работы налоговых органов и осуществляемого ими налогового администрирования в 2017 г. можно судить по итогам первого полугодия 2017 года. Так, за январь-июль 2017 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 9 977,9 млрд руб., что на 1 721,3 млрд руб., или на 20,8 % больше, чем в первом полугодии 2016 года. Рост отмечается по основным доходообразующим налогам, том числе: НДПИ на 44,6 %, по налогу на прибыль -на 18,2 %; по НДС - на 16,1 %, НДФЛ - на 8,9 %, акцизам - на 18,8 %, имущественным налогам -на 15, 2 %1.

1 Официальный сайт Федеральной налоговой службы.иИЬ www.nalog.ru 24 НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 1/2018

Рис. 1. Структура поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (% к итогу)

Источник: составлено автором на основе данных официального сайта ФНС России. [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.ru.

В структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации в первом полугодии 2017 г. вышеуказанные налоги занимали следующий удельный вес: НДПИ - 22,7 %, налог на прибыль - 20,6 %, НДС - 16,3 %, НДФЛ - 17,9 %, акцизы - 8,5 %, имущественные налоги - 6, 7 %. На долю прочих налогов приходилось 5,3 %. Примерно такое же соотношение важнейших налогов характерно и для 2016 г. (см. рис. 2).

■ Налог на прибыль ■НДС

□ Имущественные налоги

■ Остальные налоги и сборы "НДФЛ

■ Акцизы I НДПИ

5%

Рис. 2. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2016 год (% к итогу)

Источник: составлено автором на основе данных официального сайта ФНС России. [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.ru.

Одним из важнейших доходообразующих налогов является НДС. Поступления НДС существенно опередили рост экономики. В 2016 г. рост НДС по сравнению с предшествующим годом составил 8,5 %, а за 6 месяцев 2017 г. - 16,1 %. В первом полугодии 2017 г. абсолютная сумма поступления НДС по сравнению с первым полугодием предшествующего года увеличилась на 252,9 млрд руб. По данным службы, только благодаря системе АСК-НДС-2 за 7 мес. 2017 г. в бюджет поступило НДС на 93 млрд руб. ( за 8 мес. 2017 г. - 84 млрд руб.) [4].

Применение технологии больших данных концептуально изменило подход к проведению контрольных проверок НДС, сведя к минимуму влияние человеческого фактора. Система АСК-НДС-2 позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и

автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошенничества при возмещении НДС. Возможность АСК-НДС-2 полностью изменила процедуру контроля деклараций по НДС и автоматизировала процесс сопоставления операций и выявления расхождений в операциях с контрагентами. За период действия системы АСК-НДС-2 количество фиктивных компаний сократилось более чем в 2 раза, а количество случаев заявления возмещения НДС высокорискованными организациями - почти в 15 раз [4].

С июля 2017 г. налоговая служба изменила правила камеральной налоговой проверки (КНП) возмещения НДС, определив критерии, при выполнении которых проверка длится не 3, а 2 месяца. Ускорить КНП позволило то, что они проводятся в отношении организаций, которые уплатили в бюджет за 3 последних года больше налогов, чем заявлено возмещение.

Активное внедрение инновационных методов налогового администрирования, основанных на современных цифровых технологиях, позволило сместить фокус внимания налоговых органов с проверок на создание естественной доверительной среды между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Важное влияние на увеличение налоговых поступлений оказывает применение новой технологии передачи информации в налоговые органы с Контрольно-кассовой техники (ККТ). Она позволяет налоговым органам получать и анализировать данные о продажах, контролировать один из наиболее сложно администрируемых секторов экономики - розничную торговлю. Только за 3 месяца реформы ККТ оборот розничной торговли возрос на 50 %. По итогам первого этапа ККТ зарегистрировано 1,3 млн касс, выдано более 11,5 чеков, а средняя выручка по каждой кассе в 1,5 раза превышает аналогичный показатель до перехода на онлайн кассы [4].

Это выгодно всем, в том числе малым предпринимателям. Купив новую технику, можно получить законный налоговый вычет, который компенсирует понесенные расходы на его приобретение. Реформа ККТ в России позволила заменить старые кассовые аппараты новыми онлайн кассами. Это позволило создать систему, при которой все чеки о продаже товаров автоматически попадают в налоговую службу. Можно из облака достать электронный чек и посмотреть, что купил покупатель, кто производитель товара. Это делает прозрачными отношения с налогоплательщиками. Благодаря этой системе можно постепенно освобождаться от всех форм отчетности, снизить нагрузку на бизнес. Однако не стоит полагать, что все проблемы решены. Стоят такие вопросы, как освобождение от обязанности применять кассы, особенно в тех случаях, где это технически затруднено (подвоз воды в населенные пункты, услуги на дому).

С 01.02.2017г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.01.2017г. № 62 стартовал эксперимент - «О маркировке лекарственных препаратов». Совместная деятельность участников эксперимента по маркировке лекарств с Росздравнадзором, Минздравом и ФНС России позволила замкнуть технологическую цепочку оборота препаратов, начиная от производства и заканчивая его розничную продажу. Маркируется каждая упаковка лекарства, нанося на нее двухмерный штриховой код с индивидуальным идентификационным номером. Затем сообщаются в систему маркировки сведения о передаче данного лекарственного препарата в реализацию. Каждый покупатель сможет самостоятельно проверять легальность продаваемого лекарства. Для этого достаточно установить специальное приложение на смартфон или планшет и с его помощью отсканировать код на упаковке лекарства. Система автоматически выдаст всю информацию о товаре: наименование товара, производителя, подтверждения его легальности, срок годности, серию. Аналогичные устройства для сканирования и проверки лекарств должны появиться в аптеках.

Рост налоговых поступлений характерен и для консолидированных бюджетов субъектов РФ. Это отражают данные таблицы 1, с. 6. В 2016 году несмотря на слабые макроэкономические показатели, налоговые поступления, цифры выросли на 9,4 % и составили почти 7,6 трлн рублей.

Таблица 1

Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов рФ

Виды налогов 2014 2015 2016

млрд руб. в % млрд руб. в % млрд руб. в % в % к 2015

Всего поступило доходов 6455,6 100,0 6907,8 100,0 7553,7 100,0 109,4

из них:

Налог на прибыль 1961,5 30,4 2107,5 30,5 2279,1 30,2 108,1

НДФЛ 2679,5 41,5 2806,5 40,6 3017,3 39,9 107,5

Акцизы 478,1 7,4 486,5 7,0 661,7 8,8 136,0

Налог на имущество физических лиц 27,1 0,4 30,3 0,4 36,1 0,5 119,1

Налог на имущество организаций 634,6 9,8 712,4 10,3 764,5 10,1 107,3

Транспортный налог 117,5 1,8 140 2,0 139,1 1,8 99,4

Земельный налог 175,3 2,7 185,1 2,7 176,4 2,3 95,3

НДПИ 46,2 0,7 66,8 1,0 65,9 0,9 98,7

Остальные налоги и сборы 335,7 5,2 372,7 5,4 413,6 5,5 111,0

Источник: составлено автором на основе данных официального сайта ФНС России. [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.ru.

В консолидированном бюджете субъектов РФ, удельный вес которых в консолидированном бюджете Российской Федерации составил 52 %, основное место принадлежит: НДФЛ, налогу на прибыль организаций, акцизам, имущественным налогам.

Самым важным для региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц. В 2016 году его доля составила 40 %. Рост поступлений налога на 7,5 % соответствовал росту номинальной заработной платы (+7,7 % за 2016 год). Это свидетельствует о качественном администрировании платежей с фонда оплаты труда.

Другой важный налог, формирующий бюджет субъекта Российской Федерации, - это налог на прибыль организаций, доля которого в рассматриваемом периоде составила 30 %. В ряде регионов, особенно там, где экономика имеет сырьевую направленность, доля налога на прибыль значительно выше. Рост поступлений обусловлен не только положительной динамикой финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, но и повышением эффективности налогового администрирования. Применяемая при администрировании налога на добавленную стоимость аналитическая система АСК-НДС-2 также позволяет пресекать неправомерное увеличение расходов по налогу на прибыль. Так как контролируемые системой вычеты по НДС практически соответствуют расходам по налогу на прибыль, и налогоплательщики при корректировке своих обязательств по НДС автоматически увеличивают обязательства по налогу на прибыль, что особенно важно для региональных бюджетов.

В 2016 году в общем объеме поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации имущественные налоги занимали 15 %. В структуре имущественных налогов определяющую роль занимает налог на имущество организаций - 68,4 %. Поступления составили 764,5 млрд рублей, или на 7,3 % больше 2015 года. Высокую динамику удалось

достичь по налогу на имущество физических лиц - 11 % (36,1 млрд рублей), и это несмотря на перенос срока уплаты имущественных налогов с физических лиц с 1 октября на 1 декабря 2016года. Структуру налоговых поступлений в консолидированном бюджете субъектовРФ отражают данные рис. 3.

г 50

25

2014

2015

2016

Налог на прибыль

Налег на имущество физических лиц Земельный налог

НДФЛ

Налог на имущество организаций НДГИ

Акцизы

Транспортный налог Остальные налоги и сборы

рис. 3. Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ

Источник: составлено автором на основе данных официального сайта ФНС России. [Электронный ресурс] // URL: https://www.nalog.ru.

Среди факторов, которые повлияли на общий объем поступления имущественных налогов в 2016 году, отмечены:

- переход к исчислению налогов исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства (по 28 регионам в части налога на имущество физических лиц и по 48 регионам в части налога на имущество организаций);

- перенос предельного срока уплаты налогов физических лиц на 1 декабря 2016 года, а также принятие в девяти регионах законов о переносе на 1 мая 2017 года срока начала начисления пеней по налогу на имущество физических лиц за 2015 год;

- отмена обязанности по уплате авансов по земельному налогу для индивидуальных предпринимателей, исключение из числа налогооблагаемых объектов общего имущества в составе многоквартирных домов, изменения на региональном и местном уровнях налоговых ставок и налоговых льгот.

Также в 2016 году была качественно модернизирована работа налоговых органов по администрированию имущественных налогов. Внедрены автоматизированные системы для централизованного расчета более 109 млн налоговых обязательств, что позволило объединить в одном налоговом уведомлении начисления по всем объектам имущества.

Несмотря на рост поступлений по налогу на имущество физических лиц, увеличилось число жалоб налогоплательщиков - физических лиц по исчислению и уплате данного налога. Из представленного рисунка 4 видно, что большая часть жалоб (29 %) за 1 квартал 2016 г. поступила по поводу налогообложения имущества физических лиц.

29%

18%

о. о ю

о

X и

.0

I I ш со" о .0 н о ю

т го ^ с о ^ го ш о - го . тс

> I го

ш £ . н го т

I £ 3

э > ^

и I

X ш го

т I 1_

^ I I ш .

н с О

го . го ^ со"

ш и О

т .

о т ш о

ш ю

^ и

н

ш 5

Т

го

т

ю о о

о ^

ю о о 1_ о

о

-е-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рис. 4. Количествообращенийграждан,поступившихвЦАФНСРоссии вIквартале2017 года,

по тематике вопроса

Источник: составлено автором

С 2015 г. в Москве, Московской области и 26 регионах России - налог на объекты недвижимости физических лиц (дома, квартиры, комнаты, иные строения, сооружения) рассчитываются исходя из кадастровой стоимости. Основная часть обращений граждан в налоговые органы связана с разъяснением порядка определения кадастровой оценки, так как от нее зависит налоговая база по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. Однако налоговые органы разъяснений по данному вопросу не дают и отсылают налогоплательщиков к органам, уполномоченным по ведению Кадастра недвижимости. Данные организации являются не государственными, а коммерческими структурами. Как коммерческие организации, они заинтересованы в завышении стоимости, поскольку от этого зависят получаемые ими доходы. Соответственно, налоговые органы при обращении к ним граждан за разъяснением порядка определения стоимости имущества, отсылая их в органы «Кадастра» или в суд, по существу, вынуждают их на дополнительные расходы: услуги кадастровых органов и суда не бесплатны. Таким образом, получается, выполнение обязанности по уплате налогов для налогоплательщиков становятся«платными».

Не позднее 01 ноября текущего года налоговые органы высылают налогоплательщикам налоговые уведомления об уплате земельного налога, транспортного налога, а также налога на имущество физических лиц за истекший налоговый период (год), а заплатить налоги предстоит не позднее 01.12. текущего года. В противном случае образуется налоговая задолженность.

Более того, с 2017 г. согласно ст. 23 п. 2.2.1 НК РФ, налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (в ред. Федерального Закона от 03.07.2016 г. № 240-ФЗ). Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляются в налоговый орган по каждому объекту налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сообщение о наличии объекта налогообложения не предоставляется в налоговый орган только в случаях, если физическое лицо получает налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получает налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы. По истечении крайнего срока уплаты налогов, все налоговые уведомления превращаются в налоговую задолженность. При невыполнении вышеуказанных обязанностей в случае неуплаты налога налогоплательщику не только начисляются пени, но и он привлекается к ответственности за неуплату налога в результате занижения налоговой базы. Поправки в Налоговый кодекс РФ были внесены в связи с коллизиями с уплатой транспортного налога, когда при продаже транспортных средств ни продавец, ни покупатель не сообщали в налоговый орган об изменении права собственности на транспортные средства. Но справедливо ли это для другого имущества физических лиц? Местонахождение недвижимого имущества (дома, квартиры и т.п.), принадлежащего физическому лицу, может не совпадать с адресом его постоянного места жительства, в том числе может находиться в удаленных от его места жительства регионах России. Представить документы о регистрации, например, вновь возникшего права собственности на объект недвижимости, находящийся в ином регионе страны, для физического лица может быть весьма обременительным и дорогостоящим мероприятием.

Обеспечение высокого качества предоставления госуслуг - задача налоговых органов и МФЦ. Одна из целей - это перевод госуслуг в электронный вид и создание Единого государственного реестра России о регистрации об имуществе и имущественных правах физических лиц.

Приказ ФНС России от 10.04.2017 г. № ММВ-7-21/302 «Об утверждении формы, формата предоставления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ними и о владельцах недвижимого имущества» предусматривает введение нового порядка информационного обмена налоговых органов с органами Росреестра сведениями об объектах недвижимости и правах на них. Согласно Приказу, устанавливается возможность предоставления сведений об адресе объекта, внесенном в ЕГРН (едином госреестре недвижимости) на основании записей федеральной информационной адресной системы.

Таким образом, в налоговые органы должны предоставляться сведения о кадастровой стоимости объекта имущества с указанием даты его внесения в ЕГРН и даты начала применения, в т.ч. в случае изменения стоимости после исправления ошибок, либо по результатам оспаривания. В предоставляемых сведениях должна будет указана информация о включении объекта в состав общего имущества многоквартирного дома, а также сведения о дате снятия объекта с кадастрового учета для завершения налогового администрирования по объектам прекратившим существование, в т.ч. снесенным, разрушенным.

Для администрирования НДФЛ Приказ предусматривает указание полной информации о цене сделки с объектом недвижимости в России, условий определения цены в натуральном выражении и размера арендной платы. В соответствии с приказом планируется на постоянной

основе передавать налоговым органам информацию о прекращении ранее возникших прав на земельные участки.

Для «обкатки» системы Единого Россреестра требуется определенный переходный период. На этот период целесообразно освободить физических лиц от начисления пени и налоговых санкций. Более того, следует учесть, что пока не создана методика объективной оценки объектов недвижимости. В этих условиях перекладывать бремя оценки имущества, в том числе при оспаривании кадастровой стоимости объекта и передачи информации о регистрации прав на недвижимость на физических лиц является весьма спорным и несправедливым. У налоговых органов для этого имеется больше возможностей.

На сайтах ФНС России действует 50 электронных сервисов, благодаря которым реализуется принцип экстерриториальности обслуживания: налогоплательщик может получить весь спектр услуг - от регистрации бизнеса до уплаты налогов - в любой точке страны и мира. Сайт разрабатывался с учетом потребностей разных категорий пользователей. Кроме того, на портале размещено 40 видеороликов, которые доступно рассказывают, как пользоваться сервисами. Таким образом, можно решать задачи, связанные с налогами, не приходя в налоговую инспекцию.

Ключевые сервисы сайта - это «личные кабинеты» для всех категорий налогоплательщиков -физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С 1 января 2017 года запущен «Личный кабинет для налогоплательщиков - иностранных организаций», продающих электронный контент на территории нашей страны и обязанных платить с этого года НДС. В сервисе уже зарегистрированы 100 крупнейших компаний, в том числе Google, Apple, Facebook, Microsoft, Samsung, Bloomberg, Netflix, Wargaming, Garmin, Nintendo и другие. Сотым иностранным плательщиком НДС зарегистрирован Facebook [4].

Личный кабинет налогоплательщика - это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС России в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет». Он может быть использован для реализации налогоплательщиками - физическими лицами и налоговыми органами своих прав и обязанностей, Это зафиксировано в ст. 11.2. Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 04.11.2014 г. № 347-Ф3 [1]. Она предоставляет налогоплательщикам право путем создания личного кабинета налогоплательщика оптимизировать свои функции по уплате налогов. С 2017 года в «Личном кабинете для налогоплательщиков - физических лиц» кроме сведений о налоговой базе, начислениях, сумме задолженности по имущественным налогам и НДФЛ, будет отражаться информация о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

Электронные сервисы сайта ФНС России - «Личные кабинеты налогоплательщиков» пользуются большой популярностью. Так, в «Личном кабинете для юридических лиц» зарегистрировано более 304 тысяч организаций; в «Личном кабинете для индивидуального предпринимателя» -590 тысяч ИП. Самый популярный сервис - «Личный кабинет для налогоплательщиков - физических лиц», в котором зарегистрированы 25 млн человек. Если в 2011 году, когда был создан сервис, с помощью него было оплачено 132 млн рублей, то в 2016 году - более 60 млрд руб. [4].

Личный кабинет налогоплательщиками - физическими лицами используется для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме.

Для получения документов в электронной форме через «Личный кабинет налогоплательщика» налогоплательщик - физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика. После получения уведомления налоговый орган более не направляет налогоплательщику документы на бумажном носителе (до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика^ случае, если пользователь данного сервиса проинформировал

налоговый орган о необходимости получения документов на бумажном носителе, единое налоговое уведомление на уплату имущественных налогов за 2016 г. будет направлено по почте и размещено в его Личном кабинете. Рассылка бумажных уведомлений не осуществляется в адрес москвичей, подключенных к сервису «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» на официальном Интернет - сайте ФНС России. То же касается, если общая сумма налогов составит менее 100 руб.

Документы, передаваемые в электронной форме в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленным ФНС России в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи». Они признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика. Однако эти положения не распространяются на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой, в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением ими указанной деятельности.

С 2016 года Налоговая служба отказалась от «дублирования» направления налоговых уведомлений по почте почти 8 млн физическим лицам - пользователям Личного кабинета налогоплательщика. Благодаря этому удалось сократить почтовые расходы налоговых органов на 843 млн рублей, при том что общий объем налоговых поступлений от физических лиц вырос на 2,5 %, составив 181 млрд рублей.

Ежегодно налогоплательщики направляют в налоговые органы 50 млн налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также 62 млн справок 2-НДФЛ. Анализ показывает, что представление отчетности на бумажных носителях значительно увеличивает нагрузку на налоговых инспекторов в результате ручного ввода данных.

Автоматизировать обработку данных невозможно без создания системы налоговой отчетности в электронном виде. В большинстве развитых стран законодательство устанавливает требование представления налоговых деклараций в электронном виде. В настоящее время, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации предоставление отчетности в электронном виде обязательно для налогоплательщиков со средним числом работников более 100 человек. Так, в 2016 г. в ИФНС РФ № 14 по г. Москве налоговые декларации были предоставлены: через личный кабинет 65 % общего количества; в письменной форме - 24 %; в форме почтовых отправлений - 8 %; при личном визите в письменном виде - 3 % [4].

IВ письменном виде ■ Почтовым отправлением ■ На носителе □ Через личный кабинет

24%

рис. 5. Способы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности за 2016 год в ИФНС России №14 по г. Москве

Источник: составлено автором.

Анализ показывает, что внедрение технологии представления налоговой отчетности в электронном виде влияет на показатели рейтинга налоговых органов. Это происходит за счет повышения качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам. Критерии удовлетворенности налогоплательщиков учитывает следующие факторы: оценка скорости обслуживания налогоплательщиков, профессиональность налоговых инспекторов, а также их точность и внимательность.

Как отмечалось ранее, предельное значение среднесписочной численности работников организаций, обязанных представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде - 100 человек. В будущем предполагается уменьшить этот порог. Переход к обязательному представлению налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде будет вменен налогоплательщику, если среднее число сотрудников (количество сотрудников - для вновь созданных организаций) будет более 50 человек. Целью снижения порога до 50 работников является целесообразность унификации требований к отчетности по налогам и страховым взносам, ранее представляемым не в налоговые органы, а во внебюджетные фонды. Но предлагаемый порог перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде не соответствует пороговому значению 01.01.2015 в отношении плательщиков страховых взносов (п. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» был равен - 25 человек.

Ежедневно ФНС России работает с огромным массивом данных. В Информационной среде ФНС России хранятся и используются сведения о 4,5 млн юридических лиц, 3,8 млн действующих индивидуальных предпринимателей и 155 млн физических лиц [4].

Важным проявлением использования информации, заложенной в определенной последовательности цифровых знаков, является идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который присваивается юридическим и физическим лицам при их постановке на учет в налоговом органе. Идентификационный номер налогоплательщика - это цифровой код состоящий из следующих в определенной последовательности цифровых знаков, каждое место которых несет определенную информацию о налогоплательщике, позволяющее его выделить среди остальных юридических и физических лиц. У налогоплательщика - юридического лица ИНН состоит - из десяти а, у физического лица - из двенадцати цифровых знаков:

Например, ИНН налогоплательщика-физического лица можно схематично представить, как МЫЫЫХХХХХХСС. где:

ЫЫЫЫ - первые четыре знака - код инспекции (при этом первые два знака- код субъекта федерации, последующие два цифровых знака- номер инспекции);

ХХХХХХ - последующие шесть цифровых знаков- порядковый номер налогоплательщика;

СС - последние два числа (соответственно, одиннадцатый и двенадцатый цифровые знаки) -это числа, рассчитанные по специальному алгоритму, устанавливаемым ФНС России.

ИНН налогоплательщика - юридического лица можно схематично представить, как МЫЫЫХХХХХС. где:

ЫЫЫЫ - первые четыре знака - код инспекции (при этом первые два знака - код субъекта федерации, последующие два цифровых знака - номер инспекции);

ХХХХХ - последующие шесть цифровых знаков - порядковый номер налогоплательщика;

С - последнее (10-е число) рассчитывается по специальному алгоритму, устанавливаемым ФНС России.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер во всех подаваемых в налоговый орган декларациях, заявлениях и (или) иных документах. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) у юридического или физического лица может быть только один и не подлежит изменению. Он не может быть повторно присвоен другому лицу. Однако идентифицировать физическое лицо только на основе ИНН не всегда бывает возможным. Если в отношении юридических лиц подобных коллизий удается избегать, поскольку наряду с ИНН им присваивается еще код причины постановки на учет (КПП), которых может быть несколько. Практика показывает, что нередки случаи, когда разные физических лица имеют один и тот же ИНН. Физическому лицу доказать ошибку и установить ее причину бывает сложно. Целесообразно было бы и для налогоплательщиков физических лиц также ввести дополнительный цифровой индикатор.

Налоговые органы должны обеспечивать полноценную интеграцию информационных ресурсов в естественную среду налогоплательщиков. Это позволит не только повысить уровень налоговой дисциплины, но одновременно резко сократить налоговое и административное бремя. Налоговые органы, таким образом, станут своеобразным «провайдерами» прозрачности для всей экономики и будут способствовать укреплению доверия между государством и обществом.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: «Омега- Л», 2017.

2. Устойчивое развитие налоговой системы Российской Федерации в условиях глобальных изменений. Монография./под общей редакцией д.э.н., проф. Л.И. Гончаренко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017.

3. Д.К. Грунина. Функции налоговых органов по реализации и соблюдению конституционных принципов налогообложения // Сборник научных статей: Государство. Конституция. Родина: к поискам национальной идеи и новой доктрины государства / под. ред. Л.В. Голоскокова. М.: Проспект, 2015.

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы.URLwww.nalog.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.