19 (157) - 2013
Банковский сектор
УДК 336.711
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ И ПРОБЛЕМА СЕНЬОРАЖА
О. В. СМИРНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: smirnova-ranhigs@yandex. ru Тверской филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В статье раскрывается влияние вытеснения электронными деньгами наличных на получение центральными банками дохода от эмиссии денег (сеньоража).
Ключевые слова: центральный банк, электронные деньги, наличные деньги, сеньораж, норма обязательного резервирования.
Сегодня в мире все большее распространение приобретают электронные деньги - денежные средства в виде записей на электронных носителях, которые могут использоваться как средства обращения и сбережения. Теоретически в качестве эмитента таких денег могут выступать институты, которые обладают возможностью создавать записи на электронных носителях и производить расчеты между экономическими агентами.
В России вопросы функционирования электронных денег определяет принятый в 2011 г. Федеральный закон «О национальной платежной системе», который предоставляет право Центральному банку РФ принимать нормативные акты в области регулирования национальной платежной системы, включая функционирование электронных денег [4].
Процесс все большего использования электронных денег сопровождается постепенным отказом от наличных - одного из важнейших источников формирования дохода и прибыли центральных
банков. И теперь последних объективно лишают этого источника [6, с. 15-21].
Однако в условиях даже полного отказа от использования электронных денег центральные банки будут получать сеньораж. Правда, в гораздо меньших размерах, так как отказ от наличности не приводит к полному отказу от денег центрального банка, которые имеют не только наличную, но и безналичную форму, а на этой основе создаются деньги коммерческих банков (на расчетных счетах организаций, депозитах, электронные деньги и пр.). При полном отказе от наличных денег сеньораж будут генерировать только безналичные деньги центрального банка - резервы коммерческих банков (обязательные и избыточные1), размещенные в центральном банке, а также средства бюджетов бюджетной системы и пр. [5, с. 24-29].
В условиях налично-денежного обращения величину денег центрального банка, формирующую сеньораж, можно рассчитать следующим образом: Наличные деньги центрального банка, находящиеся в обращении + (Счета юридических и физических лиц, открытые в коммерческих банках х 100 % / Норма обязательных
1 Методология деления резервов банков на обязательные и избыточные принята в США. В России деньги коммерческих банков в Банке России следует подразделять на обязательные резервы и корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в Центральном банке РФ.
19 (157) - 2013
Банковский сектор
резервов, %) + Избыточные резервы коммерческих банков + Прочие счета, открытые в центральном банке и формирующие сеньораж.
Величину сеньоража в этом случае можно рассчитать так:
[Наличные деньги центрального банка, находящиеся в обращении + (Счета юридических и физических лиц, открытые в коммерческих банках х 100 % / Норма обязательных резервов, %) + Избыточные резервы коммерческих
банков + Прочие счета, открытые в центральном банке и формирующие сеньораж] х
х (Процентная ставка по размещаемым средствам - Процентная ставка по привлеченным средствам) / 100 % - Затраты на реализацию налично-денежного обращения.
При отказе от налично-денежного обращения из последней приведенной формулы следует исключить показатель «наличные деньги центрального банка, находящиеся в обращении», и тогда величину денег центрального банка, формирующих сеньораж, можно будет представить следующим образом: Счета юридических и физических лиц, открытые
в коммерческих банках х 100 % / Норма обязательных резервов, % + Избыточные резервы коммерческих банков + Прочие счета, открытые в центральном банке и формирующие сеньораж.
В этом случае величину сеньоража можно рассчитать так: (Счета юридических и физических лиц, открытые в коммерческих банках х 100 % / Норма обязательных резервов, % + Избыточные резервы коммерческих банков + Прочие счета, открытые в центральном банке и формирующие сеньораж) х х (Процентная ставка по размещаемым средствам - Процентная ставка по привлеченным средствам) / 100 %.
Как видим из последней формулы, отказ от на-лично-денежного обращения приведет к экономии центрального банка на его обеспечение.
В условиях отказа от использования наличных денег величина обязательных резервов будет больше, чем при налично-денежном обращении, так как все кассовые остатки экономических субъектов будут иметь форму записи на счетах, т. е. произойдет замещение безналичными (преимущественно электронными) деньгами наличных. При норме обязательного резервирования N %, замещение М руб. наличных денег на соответствующее количество безналичных приведет к потере центральным
банком базы для получения сеньоража от наличных денег на М руб., но одновременно с увеличением обязательных резервов наМ х N/ 100 руб. В итоге такое замещение приведет к не полной, а частичной потере сеньоража. База его формирования уменьшится с Мдо М х N/ 100 руб., а ее потеря составит (100 - N х М/ 100 руб.
Рассмотрим возможные потери в сеньораже Центрального банка РФ при отказе от налично-де-нежного обращения.
Пример. На 1 января 2013 г. наличные деньги Банка России, находящиеся в обращении (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) составляли 9 852,8 млрд руб., а норма обязательных резервов по большему объему привлеченных средств коммерческими банками - 4 %. Величина обязательных резервов равнялась 425,6 млрд руб. При замещении электронными деньгами наличных при прочих равных условиях прирост электронных должен составить 9 852,8 млрд руб.2, а прирост обязательных резервов - 394,1 млрд руб. (4 % от 9 852,8 млрд руб.), а общая величина обязательных резервов составит 819,7 млрд руб.
В приводимой таблице представлены данные расчета денежной базы Центрального банка РФ, по которой у него происходит формирование сеньора-жа. Так, по состоянию на 1 января 2013 г. в условиях существующего налично-денежного обращения с учетом нынешних масштабов электронного денежного обращения величина этой денежной базы составляла 11,6 трлн руб., а при полном отказе от налично-денежного обращения она составила бы 2,2 трлн руб., т. е. снизилась бы в 5,3 раза. С учетом экономии на поддержание налично-денежного обращения можно считать, что величина сеньора-жа у Центрального банка РФ сократилась бы в 5,2 раза.
При реализации денежно-кредитной политики центральные банки могут получать сеньораж не в том объеме, что показывают представленные выше расчеты. Это связано с тем, что центральные банки при стабилизации экономики могут проводить операции, которые приносят им доходность меньшую, чем та, которую получают остальные участники рынка. Таким образом, можно считать, что сеньораж (его часть или полностью) не формируется у центрального банка, а используется для обеспечения
2 В реальности не произойдет эквивалентной трансформации количества наличных денег в электронные из-за разной скорости обращения тех и других.
Банковский сектор
19 (157) - 2013
Денежная база, формирующая сеньораж у Центрального банка РФ (на 1 января 2013 г.), млрд руб.
При налично-
денежном обраще- При полном
Показатель нии (с существующим масштабом отказе от налично-
электронного денежного
денежного обращения
обращения)
Наличные деньги в 9 852,8 -
обращении
Обязательные 394,1 819,7
резервы кредитных
организаций в Центральном банке РФ
Средства на кор- 1 356,3 1 356,3
респондентских
счетах кредитных
организаций в Центральном банке РФ
Всего... 11 603,2 2 176,0
Источник: [2].
макроэкономической стабильности. В этом случае сеньораж не будет поступать в государственный бюджет в форме перечисления части прибыли центрального банка, а будет использоваться множеством экономических субъектов. Это позволяет структурно представить величину сеньоража так: Величина сеньоража = Фактический сеньораж + + Потенциальный сеньораж.
Под фактическим следует понимать сеньораж, получаемый центральным банком в форме доходов, а под потенциальным - величину, которую центральный банк не получает в форме доходов, но мог бы получать, имея целью получение прибыли от проведении своих операций.
Кроме сеньоража Центральный банк РФ получает дополнительно и квази-сеньораж - доход от использования средств бюджетов, которые находятся на его счетах и по которым начисления процентов не производится. Так, по состоянию на 1 января 2013 г. из средств Правительства РФ на счетах в Банке России в сумме 6,2 трлн руб. 3,9 млрд руб. приходилось на средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния [3], которые обеспечивали получение дохода правительством от данных средств, а на остальные 2,3 трлн руб. процентные начисления не производись. Таким образом, базой для формирования квази-сеньоража выступали 2,3 трлн руб.
В настоящее время система платежей с использованием пластиковых карт в России находится
в стадии развития. В конце 2011 г. банками было выпущено 200,2 млн пластиковых карт, в том числе 15,0 млн кредитных. В 2011 г. с их помощью было проведено 4,2 млрд операций, или по 30 на каждого жителя страны, в том числе 155,8 млн операций -с использованием кредитных пластиковых карт. Общий объем операций составил 17,7 трлн руб. (1/3 ВВП), в том числе 482,7 млрд руб. - с использованием кредитных пластиковых карт [1, с. 276].
При отказе от налично-денежного обращения объем таких операций должен был бы увеличиться в несколько раз при одновременном сокращении затрат банков на трансформацию клиентами денег из преимущественно безналичной в наличную форму, а также на экономию при перевозке и хранении наличных денег и организации работы касс. Экономия Центрального банка РФ выразится в экономии на организации и обеспечении налично-денежного обращения, включая производство банкнот и разменной монеты.
Теперь рассмотрим вопрос: будет ли формироваться сеньораж у коммерческих банков?
Переход от налично-денежного обращения приведет к увеличению кассовых остатков электронных денег, представляющих собой обязательства кредитных учреждений. Здесь логично возникает вопрос о способности электронных денег создавать сеньораж.
Он будет формироваться в том случае, если банки по таким деньгам не будут начислять процента или его величина будет ниже среднерыночных ставок по вкладам с аналогичными условиями или близкими им. Однако рыночный механизм, основанный на конкуренции, не позволит банкам в долгосрочном периоде получать сеньораж, который по своей природе является рентой.
По мнению автора, было бы целесообразно в отношении создаваемых банками электронных денег ввести более высокую норму обязательного резервирования, например 90 %. Это обеспечит получение сеньоража центральным банком, а экономия процентов на остальные 10 % от остатка средств клиентов на пластиковых картах (в случае отсутствия процентных выплат по ним) может быть использована на покрытие расходов на организацию электронного денежного обращения и формирование прибыли кредитных организаций.
Надо заметить, что отказ от налично-денеж-ного обращения приведет к сокращению затрат на функционирование системы электронных денег,
19 (157) - 2013
Банковский сектор
потому что в структуре расходов большую часть занимают траты на преобразование электронных денег в наличные.
Достаточно высокая норма обязательного резервирования (вплоть до 100 %) позволит:
• обеспечить бесперебойность платежей по электронным деньгам между кредитными организациями. Это связано с тем, что электронные деньги, создаваемые кредитными организациями, будут обеспечены деньгами центрального банка, имеющими форму обязательных резервов. Тогда перечисление электронных денег между кредитными организациями должно сопровождаться соответствующими перечислениями на счетах по учету обязательных резервов этих кредитных организаций, открытых в центральном банке;
• сохранить для центрального банка источник получения прибыли, большая часть которой, как правило, перечисляется в государственный бюджет.
Подытоживая, можно сделать выводы. Во-первых, полный отказ от наличных денег не приведет к бесконтрольному росту электронных денег, которые по-прежнему должны будут создаваться на базе денег центрального банка.
Во-вторых, полный отказ от использования наличных денег не означает полного отказа от получения сеньоража центральным банком как основного источника его дохода и формирования прибыли. В условиях сохранения нормы обязательного резервирования на уровне, соответствующем нормам обязательного резервирования по остальным счетам, вкладам и депозитам, отказ от
наличных денег приведет к существенному сокращению сеньоража.
В-третьих, центральный банк может сохранить получение сеньоража на прежнем уровне при введении 100 %-ной ставки нормы обязательного резервирования, что способно оказать позитивное воздействие на обеспечение межбанковских расчетов в рамках электронного денежного обращения.
Список литературы
1. Годовой отчет Банка России за 2011 г.: М.: Агентство экономической информации «Прайм», 2012.
2. Денежная база в широком определении в 2013 г. Официальный сайт Центрального банка РФ. URL: http:// www. cbr. ru/statistics/credit_statistics/ MB. asp.
3. Информационное сообщение о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния от 09.01.2013. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http:// www1.minfin. ru/ru/official/index. php?id4=18266.
4. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.07.2011. № 27. Ст. 3872.
5. Смирнова О. В. Сеньораж: механизмы формирования и методы расчета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 40.
6. Сухарев А. Н. Механизм образования прибыли центральных банков // Финансы и кредит. 2011. № 23 (455).
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:[email protected]