ние базы данных требований, компьютерную технику, услуги программиста. Подобные проблемы могло бы решить создание так называемых организаций-агрега-торов, которые осуществляли бы необходимые работы для небольших однотипных предприятий. Снизить совокупный уровень их расходов и значительно ускорить процесс развития ЕРИП помогла бы разработка и внедрение унифицированных отраслевых подходов.
Следует также отметить, что одной из целей создания ЕРИП было повышение доли безналичных платежей при оплате услуг населением. При наличии такой возможности каждый потребитель задумается - стоять ли ему в очереди в кассу или воспользоваться банковской карточкой. Но хотя технологии безналичных оплат реализованы уже давно, до сих пор наличные расчеты существенно преобладают над остальными способами оплаты.
Совершенно очевидно, что затраты по приему платежей банком, к примеру через Интернет, несравнимо меньшие, нежели чем при оплате наличными - в первом случае не нужно оплачивать работу кассиров по приему денег, аренду помещения, инкассирование и перевозку денег. К примеру, в соседней Литве сложно найти очереди в кассах банков - большинство предпочитает оплачивать услуги либо через платежные терминалы, либо через Интернет.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь активно развиваются системы безналичных расчетов по розничным платежам, снижается себестоимость предоставляемых услуг, и Национальный банк четко следует установленному курсу. К тому же данная политика полностью отвечает мировым тенденциям и лучшим международным практикам.
Электронные аукционы в Беларуси
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 г. №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» является основным законодательным актом, регулирующим порядок проведения электронных аукционов. С 1 января текущего года они обязательны к применению для осуществления госзакупок по преобладающему большинству товаров (работ, услуг). Наряду с государственными закупками электронные аукционы активно проводятся для осуществления закупок за счет собственных средств организаций.
%
Белорусская универсальная товарная биржа является оператором электронной торговой площадки м^иг^акирИ. ЬиШ.Ьу, на которой проводятся электронные аукционы. Ведущий специалист отдела государственных закупок биржи Анна Гутыр-чик рассказывает об электронных аукционах и перспективах их дальнейшего развития.
- Анна Сергеевна, какие особенности есть у электронных аукционов? В чем их преимущества?
- Основные отличительные черты электронного аукциона заключены в самом названии процедуры закупки.
Понятие «электронный» означает осуществление закупки в электронном формате с использованием средств электронной цифровой подписи - ЭЦП. Электронный документооборот позволяет обеспечить высокий уровень
о
X X
5
X
Тема номера
о
X X
5
X
безопасности сделок и защиты информации, а также минимизировать временные и финансовые затраты на получение и предоставление необходимых документов при проведении закупки.
Термин «аукцион» предполагает состязательность между участниками за право стать победителем. В ходе торгов, проводимых в рамках электронного аукциона, участники делают ставки на понижение цены, конкурируя друг с другом за право заключения контракта. Шаг снижения равен 0,1% от начальной цены аукциона, максимальное время для ставки - 10 минут. Благодаря уменьшению начальной цены заказчики получают возможность значительно сэкономить денежные средства.
Среди неоспоримых преимуществ электронных аукционов в первую очередь стоит отметить прозрачность. Вся информация, в том числе о заказчике, закупаемом товаре (работе, услуге) и результатах проведения процедуры закупки, размещается в открытом доступе в сети Интернет на электронной торговой площадке. При этом данные об участниках - поставщиках, подрядчиках, исполнителях - являются закрытыми, гарантируется их анонимность вплоть до завершения торгов. Это обеспечивает равные права для всех участников электронных аукционов и добросовестную конкуренцию.
- С какими препятствиями пришлось столкнуться белорусским специалистам при организации электронных аукционов?
- Такой вид процедуры закупки появился в нашей стране еще в 2011 г. В течение двух лет -до 1 января 2013 г. - проведение электронных аукционов являлось правом субъектов хозяйствования и осуществлялось в рамках временного законодательства. Такой длительный «переходный период» был предоставлен организациям для освоения новой процедуры закупки. С этой целью биржей как оператором электронной торговой площадки
еженедельно на безвозмездной основе проводились и проводятся в настоящее время обучающие семинары в Минске и во всех областных центрах республики.
У специалистов, которые в течение «переходного периода» провели хотя бы один электронный аукцион, не возникло больших трудностей, когда было введено их обязательное применение. Те же организации, которые откладывали все на последний день, в начале текущего года столкнулись с проблемой изучения процедуры электронного аукциона в авральном режиме. По этой причине первые месяцы 2013-го были очень напряженными для операторов электронных торговых площадок: за получением ЭЦП выстраивались очереди, запись на семинары велась на месяц вперед, телефоны раскалялись от количества звонков. Всего этого можно было бы избежать, если бы специалисты заблаговременно подготовились к введению нового законодательства, в том числе обязательности применения электронных аукционов.
- Много ли вопросов поступает в службу поддержки? Что обычно вызывает трудности у пользователей?
- В начале текущего года пользователи чаще всего обращались к оператору электронной торговой площадки по вопросам получения ЭЦП, прохождения процедуры аккредитации на площадке, объявления электронных аукционов, подачи предложений для участия в них.
В целях оказания оперативных консультаций по указанным вопросам биржей были разработаны и размещены на электронной торговой площадке обучающие материалы: памятка для начинающих с пошаговой инструкцией (раздел «С чего начать?») и презентация в слайдах с интерфейсами электронной торговой площадки на всех стадиях проведения аукциона (раздел «Обучение»).
Вместе с тем зачастую специалистам биржи приходится сталкиваться с низким уров-
нем правовой и компьютерной грамотности как заказчиков, так и участников. Незнание основ законодательства в сфере госзакупок и отсутствие элементарных навыков работы с компьютерной техникой не позволяют уполномоченным работникам организаций ни объявить процедуру закупки в форме электронного аукциона, ни поучаствовать в аукционах, проводимых иными заказчиками.
- Насколько эффективна торгово-закупочная деятельность через Интернет?
- Сегодня эффективность торгово-закупочной деятельности через Интернет не вызывает ни у кого сомнений. Во-первых, совершать сделки можно практически из любой точки мира. Во-вторых, есть возможность охватить максимальный круг участников при минимальных затратах. В-третьих, обеспечивается самая высокая оперативность заключения сделок. Убеждена, что с развитием компьютерных технологий торговля через Интернет станет таким же обыденным делом, как сегодня - осуществление платежей с использованием пластиковых карт.
Если говорить о показателях эффективности функционирования электронной торговой площадки биржи, стоит отметить, что за девять месяцев текущего года завершились подписанием договора 979 аукционов, в том числе 939 - по госзакупкам. Общая сумма заключенных договоров составила 2,1 трлн руб., при этом заказчики сэкономили более 320 млрд руб. Средний показатель снижения начальной цены составил 14%.
- В каком направлении вам видится дальнейшее развитие электронных аукционов?
- Сегодня процедура электронного аукциона проводится в электронном формате на всех стадиях, кроме подписания договора. Это обусловлено тем, что органы казначейства не готовы принимать к оплате договоры,
заключенные в форме электронного документа. Решение данного вопроса осуществляется на государственном уровне. Полагаю, что будущее электронных аукционов - в обеспечении электронного документооборота на всех стадиях процедуры закупки и повышении прозрачности ее проведения, прежде всего, на этапах планирования закупок и исполнения договоров. Это может быть достигнуто посредством размещения в открытом доступе на электронной торговой площадке обоснований ориентировочной стоимости закупки, а также документов, подтверждающих факт поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Развитие электронных аукционов, безусловно, коснется и инструментария электронных торговых площадок. Уже сегодня операторы активно работают над усовершенствованием функциональных возможностей площадок, созданием дополнительных сервисных приложений для пользователей: рассылка сообщений об объявленных аукционах по интересующим товарам (работам, услугам) с помощью SMS и e-mail, формирование статистических отчетов. Кроме того, рассматривается вопрос о возможности работы на электронных торговых площадках посредством использования мобильных устройств -сотовых телефонов и планшетов -с операционными системами Android, iOS.
Еще одна важная задача, которую предстоит решить, связана с внедрением в республике государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи (ГосСУОК). Отсутствие такой системы приводит к тому, что организациям приходится получать разные ключи ЭЦП для использования в различных целях: участие в электронных аукционах, предоставление документов в налоговые органы, оформление таможенных деклараций. Внедрение ГосСУОК позволит пользователям применять один ключ для работы во всех информационных системах.
- Участвуют ли в электронных аукционах компании-нерезиденты из других стран?
- Да, по состоянию на 1 октября 2013 г. на электронной торговой площадке биржи аккредитовано более 9,2 тыс. пользователей, из них 87 - это иностранные компании. География участников на сегодняшний день представлена 19 странами. Среди них наиболее активно осваивают белорусские электронные аукционы компании из России (41), Литвы (7), Германии (5) и Швейцарии (5).
Для участия в аукционах на электронной торговой площадке биржи российские поставщики (подрядчики, исполнители) используют ключи ЭЦП, полученные в авторизованных российских удостоверяющих центрах. Это стало возможным в 2012 г. после обеспечения взаимного признания электронных цифровых подписей, применяемых в сферах госзаказа Беларуси и России. Участники из иных стран получают ключи ЭЦП в удостоверяющем центре биржи.
В текущем году 13 иностранных компаний стали победителями 17 электронных аукционов, проводимых на площадке биржи. Среди них лидирующую позицию занимают участники из Литвы (8 аукционов) и России (5 аукционов). Общая сумма договоров, заключенных с участниками-нерезидентами, составляет порядка 180 млрд руб.
- Схожи ли механизмы проведения электронных аукционов в Казахстане, России и Беларуси? Рассматривается ли возможность создания единой системы с общей интернет-площадкой в странах Таможенного союза?
- В целом алгоритмы проведения электронных аукционов в странах Таможенного союза схожи. При этом в каждом государстве есть особенности. Например, в Беларуси шаг электронного аукциона является стандартной величиной, равной 0,1% от начальной цены аукциона, а в России - это диапазон от 0,5 до 5%.
У нас победитель выбирается
из двух участников, сделавших наилучшие предложения в ходе торгов, в России - из десяти. Размеры преференциальных поправок, предоставляемых для товаров белорусского и российского происхождения, в наших странах совпадают (15%), но значительно отличается принцип их применения.
В Беларуси функционируют две электронные торговые площадки, в России - пять, в Казахстане - одна. Возможность создания единой платформы для проведения электронных аукционов в настоящее время не рассматривается.
В соответствии с нормами Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, с 1 января 2014 г. предусмотрено введение национального режима для всех трех стран Таможенного союза. Под ним понимается равноправный доступ товаров (работ, услуг), происходящих с территории трех стран, а также поставщиков, предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок на территории этих стран. В рамках обеспечения национального режима заинтересованными органами и организациями Беларуси, России и Казахстана ведется активная работа по созданию условий для беспрепятственного участия в электронных закупочных процедурах поставщиков из трех стран. Сегодня такая взаимная возможность реализована только для участников из России и Беларуси.
о
X X
5
X
ОльгаКИЕВЛЯКИС