Научная статья на тему 'Электронное пространство знаний: назначение и пример реализации'

Электронное пространство знаний: назначение и пример реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / DISTRIBUTED INFORMATION RESOURCE FOR THE EDUCATIONAL PURPOSE / EDUCATIONAL PORTALS / E-SPACE OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касторнова Василина Анатольевна

В статье рассматриваются направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в систему образования, затрагиваются вопросы содержательного наполнения распределенных информационных ресурсов образовательного назначения и объединение их в ассоциированные порталы с целью создания электронного пространства знаний, раскрываются технические, экономические и правовые аспекты организации доступа к электронному пространству знаний всех участников образовательного процесса, приводится пример создания и функционирования электронного про-странства знаний во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-SPACE OF KNOWLEDGE: PURPOSE AND AN EXAMPLE OF IMPLEMENTATION

The paper considers some directions of introducing information and communication technologies (ICT) in the educational sys-tem, deals with the content filling of distributed information resources of educational purpose and their combining into associated portals with the aim of creating e-space of knowledge, reveals technical, economic and legal aspects of the access to the e-space of knowledge for all participants in the educational process, shows an example of creation and functioning of the e-space of knowledge in France.

Текст научной работы на тему «Электронное пространство знаний: назначение и пример реализации»

3. Сушенцов, A.A. Материалы второй научно-практи- коммуникационных технологий в образовании» / A.A. ческой конференции «Использование информационно- Сушенцов.-Йошкар-Ола, 2005.

Бвстратова Галина Анатольевна - старший преподаватель кафедры прикладной информатики Института информационных технологий Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8-921-137-95-55.

Смирнова Елена Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики Института информационных технологий Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8-921-250-51-61.

Evstratova Galina Anatolievna - Senior Lecturer, Department of Applied Information Science, Institute of Information Technologies, Cherepovets State University.

Tel.: 8-921-137-95-55.

Smirnova Elena Anatolievna - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Department of Applied Information Science, Institute of Information Technologies, Cherepovets State University.

Tel.: 8-921-250-51-61.

УДК 37.016:002

В.А. Касторноеа

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ: НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕР

РЕАЛИЗАЦИИ

V.A. Kastornova

E SPACE OF KNOWLEDGE: PURPOSE AND AN EXAMPLE OF IMPLEMENTATION

В статье рассматриваются направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в систему образования, затрагиваются вопросы содержательного наполнения распределенных информационных ресурсов образовательного назначения и объединение их в ассоциированные порталы с целью создания электронного пространства знаний, раскрываются технические, экономические и правовые аспекты организации доступа к электронному пространству знаний всех участников образовательного процесса, приводится пример создания и функционирования электронного пространства знаний во Франции.

Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), распределенный информационный ресурс образовательного назначения, образовательные порталы, электронное пространство знаний.

The paper considers some directions of introducing information and communication technologies (ICT) in the educational system, deals with the content filling of distributed information resources of educational purpose and their combining into associated portals with the aim of creating e-space of knowledge, reveals technical, economic and legal aspects of the access to the e-space of knowledge for all participants in the educational process, shows an example of creation and functioning of the e-space of knowledge in France.

Information and communication technologies (ICT), distributed information resource for the educational purpose, educational portals, e-space of knowledge.

Интеграция средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в систему образования должна основываться на двух показателях: профессиональной компетентности преподавательского состава и наполнении распределенного информационного ресурса образовательного

назначения, под которым понимается совокупность научно-педагогической, учебно-методичес-кой, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечи-

вающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальных сетях и хранящихся на различных серверах. Что касается наполнения информационных образовательных ресурсов, то здесь наблюдается тенденция к их постоянному пополнению. Однако остается вопрос получения прав на их использование в учебном процессе. Особенно это касается продуктов, созданных на коммерческой основе.

Система национального образования, предназначенная исполнять социальный заказ по образовательной подготовке населения страны, должна при решении этой задачи использовать современные технологии обучения, предусматривающие демократизацию (общедоступность) и простоту в использовании образовательных ресурсов. Для этой цели необходима разработка концепции электронного пространства знаний (распределенных образовательных ресурсов), объединяющих фундаментальные знания, доступные при соблюдении принципов бесплатности и свободного доступа к ним всех участников образовательного процесса. Эти образовательные ресурсы могут быть собраны в один или несколько ассоциированных друг с другом образовательных порталов, ресурсами которых могут пользоваться преподаватели, методисты, студенты, учащиеся и вспомогательный персонал учебных заведений. Имея свободный доступ к такому электронному пространству знаний, все участники образовательного процесса в любой момент имеют возможность, например, обратиться к некоторому текстовому источнику, загрузить географическую карту или произведение изобразительного искусства (изображение картины, скульптуры), получить сведения по медицине (различные схемы человеческого организма), прочитать газетную или журнальную публикацию, просмотреть видеоролик (кинофильм, учебный фильм), прослушать музыку или включить в сценарий занятия компьютерную обучающую программу.

Существует мнение, что доступ к таким информационным ресурсам должен осуществляться только через рабочие места в учебных заведениях и что адрес URL этого образовательного портала либо вообще не должен существовать, либо должен быть недоступен в Интернете.

Данная работа должна осуществляться под руководством одной из структур Министерства образования и науки РФ. Например, во Франции реализацией данного проекта занимается департамент TICE (Информационно-коммуникационные технологии в образовании). Реализация идеи раз-

работки электронного пространства знаний должна начинаться, прежде всего, с определения наполнения (контента) этого пространства (заказчиков) и его разработчиков (создателей программных продуктов). Это довольно трудная задача, которая требует согласованности усилий как заказчиков, так и разработчиков в реализации данного проекта.

При реализации данного проекта возникает множество проблем, одной из которых является финансовая (экономическая) сторона вопроса. Даже если информационные ресурсы являются бесплатными, их практическое использование в системе образования все равно затрагивает ряд правовых вопросов, связанных с соблюдением принципа их использования только в педагогических, а не в коммерческих целях, что предполагает осуществление контроля за возможным пиратским копированием программных продуктов. Необходимо также иметь средства и на разработку нового наполнения информационных образовательных ресурсов. Все вместе это составляет значительные средства, которые необходимы как отдельно взятым учебным заведениям, так и системе национального образования в целом. Возникает также вопрос определения ареала использования электронного пространства знаний участниками образовательного процесса. Речь идет об определении места доступа пользователей: только рабочие места в стенах учебного заведения или возможность доступа к ним с домашних компьютеров. Разработчики информационных ресурсов опасаются, что доступ к электронному пространству знаний вне учебных заведений может отрицательно сказаться на их финансовом положении. Однако запрет выхода в электронное пространство знаний с домашнего компьютера связан с определенными техническими трудностями, так как доступ к ним как из дома, так и из учебного заведения идет через Интернет. Необходима разработка некоторой системы легального входа на соответствующий образовательный портал, поддерживающий электронное пространство знаний. Следует также осуществлять постоянный мониторинг востребованности того или иного информационного ресурса электронного пространства знаний.

Определение контента и эффективности использования электронного пространства знаний должно начинаться с проведения некоего эксперимента (теста), для реализации которого требуется определение списка «пилотных» учебных заведений. Во Франции это тестирование (эксперимент) проводилось в 2003/04 уч. г. В эксперименте

приняли участие 130 виртуальных университетов (IUFM), а также 550 школ, 390 колледжей и 330 лицеев. Предварительно учебные заведения были оповещены о добровольном участии в этом эксперименте. До конца июня 2003 г. были решены проблемы технического подключения учебных заведений к образовательному порталу, а также решены вопросы определения педагогических кадров, принимающих участие в проведении эксперимента. Перед этой акцией была поставлена задача дать количественную и качественную оценку наполнения электронного пространства знаний, а также выяснить необходимые дополнительные потребности его эффективного использования. На всю эту работу было выделено более двух миллионов евро.

Для внедрения этого проекта необходим широкий эксперимент, который должен ответить на вопросы, решение которых необходимо при реализации внедрения проекта во всю систему образования. Одним из этих вопросов является проблема незаконного копирования программных продуктов, входящих в контент электронного пространства знаний. Необходимо также решить вопрос стоимости подключения к образовательному порталу, которое, по мнению некоторых специалистов, должно быть сравнимо со стоимостью учебников. Следует также распределить роли между государством, региональными и муниципальными властями и самими учебными заведениями. После широкого внедрения проекта станут возникать и другие проблемы, связанные как с финансовой стороной вопроса (отношениями с разработчиками ПО), так и с правовой (соблюдением международных норм и стандартов в области образования).

Реализация данного проекта целиком базируется на разработанной под эгидой министерства национального образования Франции программе «Информационные (электронные) ресурсы», которая преследует две цели:

- дать учащимся, студентам и преподавателям высококачественные учебные материалы, которые отвечали бы их потребностям, и обеспечить доступ к ним;

- создать индустрию по производству электронных учебных ресурсов как носителей знаний.

Реализация программы предусматривает разработку вспомогательных подпроектов, ориентированных на подготовку и внедрение в практику обучения этих ресурсов. Даная программа:

- уточняет эти проекты и осуществляет их взаимодействие с другими программами министерства образования и науки;

- осуществляет руководство всеми структурами в области информационных учебных ресурсов;

- управляет работой образовательных порталов.

Эта программа предусматривает тесный "контакт с тремя проектами, ориентированными на школьное и высшее образование:

- проектом по созданию электронных учебных материалов;

- проектом по поддержке издательств электронных учебных материалов;

- проектом по организации электронного пространства знаний (ENS).

1. Проект по созданию электронных учебных материалов

Основной задачей этого проекта является сбор информации от органов образования о потребностях учебных заведений в электронных учебных материалах и последующая их реализация.

Проект собрал многих участников процесса создания электронных учебных материалов: консультантов по применению средств ИКТ, представителей виртуальных университетов (центров дистанционного обучения), преподавателей школ и университетов. Всего было создано 28 рабочих групп из 19 регионов страны. Общее количество участников проекта составило 350 человек.

Вся работа проводилась по двум направлениям:

- анализ существующих учебных ресурсов, доступных ресурсов, плохо и мало используемых ресурсов, продуктов мало известных и требующих своей доработки;

- обращение к педагогическому сообществу с целью определить пакет «электронных материалов» на основе программы учебной дисциплины, служащих для лучшего ее преподавания и усвоения учащимися.

В результате этих усилий за период с апреля по июль 2005 г. было собрано 67 пакетов документов, 54 из которых требовали дополнительной поддержки для завершения работы, представленных 22 издательствами (разработчиками). 13 проектам Комиссией по мультимедиа было выделено финансирование.

2. Проект по поддержке издательств электронных учебных материалов

В рамках реализации проекта создания электронного пространства знаний во Франции под эгидой министерства образования и науки создана Комиссия по мультимедиа. Ее основная роль заключается в поддержке процесса создания информационных образовательных ресурсов (по техно-

логии мультимедиа), которая в качестве эксперта оценивает полезность того или иного образовательного проекта и в случае положительного вердикта рекомендует министерству образования утвердить его для исполнения. Она же оценивает качество ППС, присваивая им марку «Педагогически значимый продукт» (RIP). Кроме того, эта комиссия является официальной государственной структурой, которая решает все вопросы, связанные с проведением политики по созданию информационных образовательных ресурсов: присваивание марки RIP, их помещение в образовательные порталы, мониторинг необходимости создания новых программных продуктов учебного назначения, заказ на создание ППС структурой Schene (электронные учебные материалы).

В состав Комиссии по мультимедиа входят:

- представители различных департаментов: министерства образования, Генеральной инспекции образования, национального Совета по программам, министерства культуры (службы компьютерной видеографики национального Центра по кинематографии);

- специалисты, компетентные в области мультимедийных образовательных ресурсов (CNDP, SFRS-CERIMES, CNED), а также советник по TICE (ИКТ в образовании), генеральный инспектор национального образования TICE, представитель из системы виртуальных (цифровых) университетов (IUFM);

- преподаватели-исследователи в области информационных и коммуникационных технологий;

- представители частных издательских структур учебного назначения.

Меры по реализации поддержки создания цифровых учебных материалов для нужд системы образования были определены министерством образования в 1998 г. и пересмотрены в августе 2000 г. Все они замыкаются на Комиссии по мультимедиа, которая либо рекомендует финансирование министерством программного продукта, либо присваивает готовому продукту знак качества «Имеет педагогическую ценность», после чего он может быть использован в учебных заведениях.

Эти меры направлены, прежде всего, на расширение использования средств ИКТ в образовании. Они должны соответствовать нуждам преподавателей и учащихся (проект Schene), использовать возможности Интернета для распространения информационных цифровых ресурсов (проект ENS) и осуществлять более тесное взаимодействие со всеми структурами (общественными или

частными), занимающимися проблемами информатизации системы образования.

В 2005 г. в Комиссию по мультимедиа было представлено 128 программных продуктов: 41 был признан годным для педагогического использования, 34 было предложено доработать для повторной экспертизы.

3. Проект по организации электронного пространства знаний (ENS)

Первые шаги по созданию электронного пространства знаний были сделаны в феврале 2003 г., и работа по его практическому внедрению в систему французского образования завершилась в июне 2004 г. На этом этапе перед участниками проекта стояла задача создать прообраз будущей технологии обучения за счет свободного доступа к информационным ресурсам учебного назначения, размещенным на образовательном портале под эгидой министерства образования. К нему были подключены 1500 учебных заведений. Эксперимент показал, что он-лайновый доступ к учебным ресурсам на единой платформе (образовательный портал ENS) отвечает, в первую очередь, чаяниям преподавательского корпуса.

Департамент министерства по информационным технологиям (SDTICE) был инициатором создания нескольких структур, работа которых была направлена на разработку и внедрение программных продуктов в контент этого пространства. Самыми заметными из этих структур стали Электронный канал знаний (ENS) и Образовательный цифровой киоск (KNE), которые объединили 45 государственных и частных издательств.

Содержание электронного пространства знаний представлено в таблице.

Кроме того, SDTICE совместно с CNS и KNE всячески поддерживало «пилотные» учебные заведения, принимающие участие в первой стадии эксперимента, для того чтобы они стали своеобразной «витриной» педагогического наполнения электронного пространства знаний. Это министерское подразделение координирует работу как создателей ENS, так и его пользователей в лице учащихся и студентов, а также преподавателей школ и вузов.

Итоги работы за 2005 год:

- создана рабочая группа для сбора пожеланий от учебных заведений и распределения заказов на их реализацию;

- осуществлялось вовлечение региональных структур системы образования в процесс приобретения (покупки) информационных ресурсов учеб-

привлечения тех, кто еще не был вовлечен в разработку и реализацию данного проекта;

- привлечение к проекту учебных заведений, ориентированных на работу с людьми со специальными потребностями;

- установление связи с мировым педагогическим сообществом.

Реализация данного проекта уже приносит определенные плоды, и учебные заведения Франции накопили определенный опыт использования средств ИКТ в практике обучения.

Использование средств ИКТ в среднем образовании

Широко распространенный опыт использования средств ИКТ в образовании опирается на региональные органы образования (во Франции это академии). В этом плане необходимо продолжить мероприятия по накоплению информации в области использования различными учебными заведениями средств ИКТ в учебном процессе и по выявлению технических трудностей, препятствующих этому процессу.

Таблица

Разделы Назначение

Школа Колледж Лицей

Специальный (учебный) сайт агентства Франс Пресс X X

Словари «Robert» и «Le Robert Junior» X X X

Энциклопедии «Всемирное пространство» X X

«Магазин мультимедиа» X X X

«Маяки памяти», аудиовизуальные архивы в форме видеоклипов из истории Франции XX в. (выступление де Голля, бунт студентов Парижа и пр.) X X X

Экономические и статистические данные Евросоюза X X X

Сайт Louvre.edu - образовательный сайт Лувра X X X

Картины с сопроводительным текстом (шедевры мирового искусства) X X

Сайт «Basile» (литературный сайт) X X

Снимки из космоса (география) X X X

Компьютерная анимация (демонстрационные программы) из области математики, физики, химии, социологии, биологии, сделанные на основе флэш-технологии с использованием интерактивного диалога для иллюстрации динамических процессов и явлений X X X

Сайты телеграфных агентств, журналов и газет (центральных и региональных) с возможностью копирования материалов X X

ного назначения на паях с министерством образования;

- введен принцип тендера (выбора из нескольких предлагаемых продуктов) самими учебными заведениями;

- разработана технология доступа к информационным ресурсам (идентификация пользователя) как с рабочего места учебного заведения, так и с домашнего компьютера;

- разработано сервисное программное обеспечение для удобства входа и совершения операций на сайтах СШ и КЫЕ.

В 2007 г. все усилия будут направлены на:

- активизацию всех учебных заведений по вовлечению их в процесс подключения к образовательным ресурсам на примере «пилотных» школ, принимающих участие в эксперименте;

- подписание региональными учебными структурами контрактов с разработчиками контента электронного пространства знаний при согласовании с министерством образования;

- расширение ареала учебных заведений и разработчиков программного обеспечения за счет

Что касается средней школы, то здесь нужно:

- развивать и распространять опыт использования средств ИКТ в образовании, делая упор на простоту и легкость их освоения всеми пользователями (преподавателями и учениками) как нового инструмента в усвоении той или иной учебной дисциплины (интерактивная электронная доска, карманный компьютер и пр.);

- руководить работой инициативных групп по внедрению новых технологий организации учебного процесса на базе использования средств ИКТ как в преподавании отдельных дисциплин, так и в установлении межпредметных связей;

- проводить анкетирование всех участников, работающих по новой технологии обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоги работы за 2005 год можно охарактеризовать следующими результатами:

- повысился интерес пользователей к образовательным сайтам портала Educnet для средней школы;

- проведена работа по получению доступа учебными заведениями к внешним образовательным ресурсам (помимо сети Интернет);

- привлечены новые технологии к преподаванию двенадцати школьных дисциплин: гимнастики, биотехнологии, документооборота, экономики, физвоспитания, истории и географии, языков, математики, экономических и социальных наук, физики и химии, экологии.

В 2006 г. все усилия были направлены на:

- обновление учебных программ с учетом новой технологии обучения;

- установление связей с местными органами образования по пропаганде новых учебных технологий (с использованием средств ИКТ);

- создание педагогических центров (банков электронной учебной информации) с предоставлением доступа к ним заинтересованным учебным заведениям в режиме on-line;

- организацию поддержки и развития четырех образовательных сайтов для дисциплин «Метеорология» (при патронаже Метео-Франс), «Социальные и экономические науки», «Musagora» (древние языки).

Использование средств ИКТ в системе высшего образования

Вся политика внедрения средств ИКТ в высшее образование базируется на создании информационной учебной среды по примеру работы университетов дистанционного образования (1ЖГ). Это означает, что доступ к ресурсам учебного назначения должен осуществляться либо через университетскую интрасеть из студенческих кампусов, либо посредством использования технологии доступа через Интернет. Эти виртуальные (электронные) университеты были созданы как центры по накоплению электронных ресурсов учебного назначения в зависимости от тематики (направления) образовательного процесса: медицина, право, инженерия, управление экономикой, гуманитарные науки, экология, лингвистика и т.д.

В 2006 г. вся работа по реализации проекта была направлена на решение следующих вопросов:

- предоставление всем высшим учебным заведениям широкой информации о наличии системы виртуальных университетов, способных открыть доступ к электронным образовательным ресурсам;

- создание центров, работающих по новым образовательным программам;

- координация работы виртуальных университетов.

В мае 2006 г. в Париже был созван международный коллоквиум «Университет в эпоху информатизации», который собрал много участников и затронул все вопросы, связанные с решением проблемы информатизации системы высшего образования: виртуальные тематические университеты (дистанционное обучение), формирование педагогических кадров, использование карманных компьютеров, присвоение сертификатов по овладению информационно-коммуникационными технологиями, информационные цифровые ресурсы.

Касторнова Василина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики Института информационных технологий Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 21-16-13.

Kastornova Vasilina Anatolievna - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Department of Applied Information Science, Institute of Information Technologies, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 21-16-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.