В. И. Решетняк*
электронное правосудие и транспарентность судебной системы
Рассматриваются вопросы внедрения информационных технологий в гражданское и арбитражное судопроизводство. Анализируется идея электронного правосудия с точки зрения повышения открытости и доступности судебной власти, преодоления правового нигилизма, снижения конфликтности в обществе.
Ключевые слова: электронное правосудие, информационные технологии, гражданский процесс, открытость и доступность суда
The article deals with the introduction of information technology in civil and arbitration judicial proceedings. The author analyzes the idea of e-justice in terms of increasing openness and accessibility of the judiciary, overcoming of legal nihilism, reduction of conflict in society.
Key words: electronic justice, information technology, civil process, the openness and accessibility of the court
Стандарты Совета Европы в области гражданского судопроизводства, в частности положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривают право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона1.
Эффективное функционирование судебных органов, призванных обеспечить защиту нарушенных или оспоренных прав, возможно при условии информированности общественности о месте нахождения и компетенции судов, а также о порядке обращения в суд или же защиты своих интересов в судебном разбирательстве.
В соответствии с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. R(81)7 «Комитет министров государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию»2 государство обязано обеспечить права граждан на получение информации о деятельности судов (порядок обращения в суд и сроки, в течение которых такое обращение возможно, процессуальные требования и необходимые документы, средства выполнения решения суда и, по возможности, издержки по его выполнению).
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007— 2011 гг.3 (далее — Программа), предусматривающая дальнейшую судебную реформу в Российской Федерации, направлена на формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, повышение эффективности и качества правосудия, достижение открытости и прозрачности судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, приведение законодательства РФ в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека. Достижение поставленных целей должно способствовать, в частности, развитию системы «электронного обеспечения правосудия» (разд. VI Программы).
И. С. Соловьев отмечает, что в ходе реализации Программы судебная власть планирует перейти к новому формату работы, предполагающему широкое использование
* Решетняк Владимир Ильич — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия (Ростов-на-Дону). E-mail: [email protected].
информационных технологий как внутри системы, так и гражданами, обращающимися в суд4.
По мнению В. В. Яркова, «электронная система разрешения споров может включать такие элементы, как:
руководство судебным процессом и судебным разбирательством;
оборот судебных документов;
доступ к судебной информации;
судебные извещения;
правовой поиск;
внутренние судебные процедуры»5.
Принятие Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»6 в цивили-стическом процессе стало важным шагом, способствующим обеспечению открытости судебной власти, доступности судебной защиты прав граждан и юридических лиц, их охраняемых законом интересов. В настоящее время в соответствии со ст. 14 указанного Закона у каждого федерального суда, мирового судьи появился сайт в сети Интернет, на котором размещены общая информация о суде (организационная структура, полномочия, регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда, фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда); информация, связанная с рассмотрением дел в суде (требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд, сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащим рассмотрению в суде); сведения о находящихся в суде делах (регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде), а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства), тексты судебных актов по большинству гражданских дел, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, порядок обжалования судебных актов; номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел; информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей.
Однако, на наш взгляд, при разработке и принятии Закона не удалось регламентировать некоторые важные аспекты информационной открытости судов. Так, не установлена ответственность работников судебной системы в случае, когда материалы дела, свободное ознакомление с которыми запрещено, оказались доступными для всех пользователей сети Интернет, а также в случае, когда в судебном акте, доступном для общественности, содержится неверная информация, затрагивающая интересы участников судебного процесса.
Информатизация деятельности судебных органов, широкое использование компьютерной техники в судебном делопроизводстве для ведения статистической работы, внедрение достижений научно-технического прогресса для обеспечения открытости,
3/2011
транспарентности цивилистического судопроизводства, безусловно, являются неотъемлемым направлением совершенствования судебной деятельности, но информатизация предполагает, что суды используют в своей деятельности компьютеры и иную технику в качестве вспомогательного, а не процессуального средства7.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. А. Иванов справедливо указывает, что концепция электронного правосудия не может быть сведена к информатизации судов, внедрению информационных технологий. Говорить об электронном правосудии можно только тогда, когда применение этих технологий будет облечено в процессуальные формы8.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»9 открыл возможности для «электронизации» арбитражного судопроизводства, использования достижений научно-технического прогресса в арбитражном процессе при рассмотрении и разрешении дел. Так, предусмотрена подача исковых заявлений, заявлений и жалоб в электронной форме (в частности, подача в электронной форме искового заявления, отзыва на исковое заявление, заявления об отмене решения третейского суда, заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, апелляционной и кассационной жалобы, заявления о пересмотре в порядке надзора, заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам), регламентировано использование видео-конференц-связи в судебном заседании, введено обязательное протоколирование судебного заседания с использованием аудиозаписи, извещение о процессе с использованием сайтов арбитражных судов либо по электронной почте.
Приказом от 12 января 2011 г. № 1 Высший Арбитражный Суд РФ ввел в действие Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, который предусматривает возможность такой подачи документов посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Первый опыт применения электронной формы подачи исковых заявлений, других документов в арбитражный суд показывает, что представители субъектов предпринимательской деятельности, споры с участием которых относятся к подведомственности арбитражных судов, в основном оказались готовы к внедрению электронных технологий в арбитражное судопроизводство, стали использовать возможности дистанционного обращения в суд с помощью сети Интернет. Так, в Арбитражный суд Ростовской области менее чем за месяц функционирования системы подачи документов в электронном виде «Мой арбитр», которая доступна на сайте суда в разделе «Подача документов on-line», поступило более 80 документов. Всего было зарегистрировано 60 документов, из них четыре исковых заявления, апелляционная и две кассационных жалобы. Через Интернет в суд было направлено шесть отзывов на исковые заявления и 47 ходатайств10.
Теперь субъекты предпринимательской деятельности прямо из своего офиса в электронной форме могут обратиться в арбитражный суд первой инстанции с исковым заявлением (заявлением), направить отзыв на исковое заявление, предъявить встречный иск, направить заявление о вступлении в дело, подать заявление (ходатайство). Экономятся рабочее время, финансовые средства, т. е. все преимущества налицо.
За первым положительным опытом использования информационных технологий в судопроизводстве должны последовать дальнейшие шаги. Так, Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает возможность участия в предварительном судебном заседании и в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, протоколирования судебного заседания при помощи аудиозаписи и др.
Примером успешной реализации новелл АПК РФ может послужить проведенное 14 января 2011 г. в Арбитражном суде Омской области судебное заседание с использованием системы видео-конфренц-связи, обеспечившей участие в рассмотрении дела лиц из четырех регионов Российской Федерации. В результате на рассмотрение дела ушло чуть более двух недель. Было проведено два заседания (предварительное и основное). В целом на разрешение спора ушло четыре дня, хотя участвующие в деле лица находились на значительном расстоянии и друг от друга, и от места рассмотрения дела — в Красноярске, Тюмени, Новосибирске и Омске11. Очевидно, что широкое использование видео-конференц-связи при рассмотрении дел в суде потребует от государства значительных финансовых затрат, однако эти расходы полностью оправданы с точки зрения государственных и общественных интересов, поскольку указанное нововведение позволит эффективно решить предусмотренные законом (ст. 2 АПК РФ) задачи: обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливого публичного судебного разбирательства в разумный срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду.
Нельзя не согласиться с С. Н. Мироновой, которая считает, что информационному обществу, характеризующемуся возрастанием значимости и проникновением информационных технологий во все сферы общественных отношений, нужна соответствующая данному этапу развития система защиты прав. В целях обеспечения эффективных механизмов урегулирования разногласий в условиях нового типа производственных отношений экономически развитые страны внедряют современные технологии в судопроизводство и сферу альтернативного разрешения споров. Россия, будучи полноправным членом мирового сообщества, не стоит в стороне от общемировых тенденций12.
По мнению Е. В. Кудрявцевой, информационные технологии будут широко использоваться в арбитражных судах: предполагается создание видеоархивов, проведение в режиме реального времени специальных трансляций из залов судебных заседаний на внешние мониторы и в сеть Интернет, а также различного рода совещаний и семинаров13.
Реализация концепции электронного правосудия, таким образом, касается различных аспектов судебной деятельности. Однако, как правильно отмечает Г. А. Жилин, главным критерием при совершенствовании процессуального законодательства является достижение основной цели — защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, и эта цель должна оставаться неизменной независимо от перемен в общественной жизни14.
Представляется, что государство, внедряя информационные технологии в арбитражный процесс, а в перспективе и в гражданское судопроизводство, реализуя модели электронного правосудия в целом, должно рассматривать в качестве стратегической задачи изменение взаимоотношений между государством и гражданским обществом, между судом как ветвью государственной власти и гражданами.
Электронное правосудие должно стать главным инструментом преодоления правового нигилизма посредством обеспечения открытого и доступного правосудия, ускорения сроков рассмотрения споров и повышения качества судебных актов. Использование элементов электронного правосудия может сделать результаты судебной деятельности прогнозируемыми, создать возможность общественной реакции на них. Необходимо, чтобы лица, участвующие в деле, любой пользователь соответствующей судебной информации понимали логику развития процесса и закономерность его исхода. Выносимые судом постановления и мотивы их принятия не должны оставаться загадкой для общества, чтобы не возникало оснований для догадок и предположений, зачастую не
имеющих отношения к судебной деятельности. Все это поможет увеличить доверие к судебной системе, создать условия для установления, как указывает Л. В. Туманова, системы гражданского контроля за судебной властью15 и будет способствовать снижению конфликтности в обществе16.
1 Подробнее см.: Еременко М. С. Стандарты Совета Европы в области гражданского судопроизводства и проблема доступа к правосудию // Проблемы доступности и эффективности арбитражного и гражданского судопроизводства. М., 2001. С. 375.
2 Рос. юстиция. 1997. № 6.
3 Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 «О Федеральной целевой программе „Развитие судебной системы России" на 2007—2012 годы» // СЗ РФ. 2006. № 41. Ст. 4248.
4 Электронное правосудие — это ни в коем случае не реформа. Интервью с начальником Управления информатизации и связи Высшего Арбитражного Суда РФ И. С. Соловьевым // Закон. 2011. № 2. С. 40—43.
5 Ярков В. В. Электронное правосудие // ЭЖ-Юрист. 2006. № 41.
6 Рос. газ. 2008. 26 дек.
7 Федосеева Н. Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 9.
8 В России появится электронное правосудие // Странами. 2006. 16 янв.
9 СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4197.
10 URL: http://rostov.arbitr.ru/news/15952.
11 Подробнее см.: Применение новых технологий в арбитражном процессе: первый опыт // Закон. 2011. № 2. С. 33—36.
12 Миронова С. Н. Использование возможностей сети Интернет при разрешении гражданско-правовых споров. М., 2010. С. 3.
13 Кудрявцева Е. В. Внедрение информационных технологий в гражданское судопроизводство // Закон. 2011. № 2. С. 55.
14 Жилин Г. А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. М., 2000. С. 7—8.
15 Туманова Л. В. Транспарентность гражданского судопроизводства // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве. М., 2004. С. 23.
16 Чуча С. Ю., Сорокина И. В., Кулагина Е. А. Электронное судопроизводство как фактор снижения конфликтности в российском обществе // Закон. 2011. № 2. С. 73—76.
О О
Ш
•з
О а с
о
m <
а с
ш
о *
0
1
<
с!
*
< а