ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ТОВАРНОГО РЫНКА ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ФОМИНА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА,
кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, Институт менеджмента и экономики, кафедра «Экономика»,
e-mail: [email protected]
о
m
и
о ZD
1/5
_I
<
■z. о
Б
I—I LL-
О
_I
<
ZD О
ФОМИН ЭДУАРД ВЛАДИМИРОВИЧ,
Председатель правления Потребительского общества «Система электронных сделок», e-mail: [email protected]
^о На аграрном рынке, как и на любом другом рынке, существуют транзакционные издержки. Одним из путей их сокращения является более эффективная организация товар* ного рынка и использование информационных технологий.
^ В статье описан проект по созданию Электронной системы товарного рынка в Рос-
^ сии, целью которого является сокращение издержек рыночного обмена, не вытесняя ры-
2 ночные отношения.
=1 Первоначально проект разрабатывался преимущественно для аграрного рынка. ^
и и
Но разработанная технология и организационно-правовая структура позволят использовать проект и для других секторов товарного рынка, как в России, так и в странах ЕС.
Электронная система товарного рынка разработана на основе методологии системного подхода, в частности, синергетики и кибернетики, а также неоинститу-
х
.о -О
го ционализма.
о Ключевые слова: товарный рынок; электронная коммерция; сельское хозяйство; са-
и
моорганизацим.
On the agricultural market, like any other market, there are transaction costs. One of the ways to reduce the costs is a more effective organization of the commodity market and the use of ro information technologies.
^ The project on creation of the Electronic commodity market system is described in the article.
The aim of the project is to reduce costs of market transactions, without displacing of the market w) relations.
LU
Initially the project was designed primarily for the agricultural market. But the developed technology and organizational and legal structure will allow to use the project for other sectors of the commodity market, both in Russia and the EU countries.
Electronic commodity market system is developed on the basis of the system approach methodology, in particular the Synergetics and Cybernetics, as well as Neo-Institutionalism. Keywords: commodity market; e-commerce; agriculture; self-organizing.
Коды классификатора JEL: B52, L81, Q13, Q17.
© Ю.А. Фомина, Э.В. Фомин, 2011
1.ВВЕДЕНИЕ
На аграрном рынке, как и на любом другом рынке, существуют транзакционные издержки, такие как «издержки выяснения того, каковы соответствующие цены, издержки ведения переговоров и заключения отдельного контракта для каждой транзакции обмена» (Coase 1937, 390), и другие.
Измеряя транзакционные издержки, возникающие при продвижении товара на рынке, Уоллис и Норт (в работе 1986 г.) установили, что свыше 45% национального дохода приходится на транзакции, более того, эта доля за последнее столетие выросла примерно с 25% (Норт 1997, 46).
Как показали наши исследования 2006 г., транзакционные издержки малых и средних предприятий Омского региона в среднем составляют около 28% (от 10 до 60%) в расходах до налогообложения. ^
Если транзакционные издержки велики, то для их сокращения предприниматели могут организовать дополнительное производство данного товара внутри фирмы, за- с^'
меняя рыночные отношения на внутрифирменные. ^
Например, в России крупные производители зерна часто имеют собственные хранилища зерна (элеваторы) и мельницы, пекарни и даже магазины. Этот вариант со- ^ кращения транзакционных издержек приводит к укрупнению фирм и монополизации экономики.
Второй вариант — это установление на рынке долгосрочных отношений с постав- >:|
щиками и покупателями и заключение долгосрочных контрактов. ^
Ничто так не важно в России для сокращения транзакционных издержек (особен- о
но риск неисполнения контрактных обязательств), как наличие неформальных личных ^
связей. Такая экономия транзакционных издержек оборачивается тем, что фирма иг- У
норирует новые, более эффективные связи. х
И первый, и второй варианты сокращения транзакционных издержек приводят к вытеснению рыночных отношений, монополизации экономики, отмене принципов го
невмешательства капитализма свободного рынка. Следовательно, возможности адап- °
тации и развития аграрного сектора экономики в условиях изменяющейся внешней
среды снижаются.
Существует третий вариант — более эффективная организация самого товарного рынка. Эффективность установления новых рыночных связей должна быть сопостави- ^
ма с затратами поддержки долгосрочных отношений или внутрифирменными транзакциями крупных компаний и корпораций.
Следовательно, стоит задача — сократить издержки рыночного обмена, не вытес-
ш
няя рыночные отношения. Именно это является главной целью проекта Электронная система товарного рынка «Система электронных сделок». ^
Электронная система товарного рынка разрабатывалась в первую очередь для рынков сельскохозяйственной продукции, в частности, для рынков зерна и зерновых продуктов. Но в ходе разработки стало понятно, что необходимо создавать не региональную торговую систему продовольственных товаров, а электронную систему то- ^ варного рынка для Российской Федерации. {7;
Причины следующие: ^
♦ продовольствие часто экспортируется за пределы региона, где его произвели; о
♦ фермеру, производителю зерна, нужно не только продать зерно, но и купить < промышленные товары (горючее, запасные части, сельскохозяйственные машины, семена, удобрения и т.д.);
го сх
<
г о
♦ Кроме покупателя и продавца в сделках участвуют сторонние банки, склады, экспедиторы, перевозчики, страховые компании и т.д.
♦ Проект Система электронных сделок — это разработка как организационно-правовой структуры, так и программной и технологической частей Электронной системы товарного рынка.
о
т ,о
го со
0
<и
и
и ^
X -О
-О
го
1
о
и
го сх
ип
о и
Ьй
_I
<
г о
2. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА
Автоматизированная система управления (АСУ) разрабатывается на основе формализованного описания связей (отношений), элементов и процессов объекта автоматизации (товарного рынка).
Связи
Связи (отношения) на товарном рынке есть рыночные транзакции.
Рыночная транзакция описывается через ее параметры: товар, форма торговли, уровень торговли, вход и выход. Конкретные описания товара, формы торговли, уровня торговли и территории включены в соответствующие классификаторы.
Систематизированный классификатор товаров включает следующие уровни: отрасль, подотрасль, товар (тип товара), номенклатура товара, сорт, подробное описание товара (качественные и иные характеристики).
Например,
❖ Отрасли: Сельское хозяйство, Нефтехимия, Энергетика, Сырье, Машиностроение и т.д. Выбираем «Сельское хозяйство».
♦♦♦ Подотрасли Сельского хозяйства: Птицеводство, Растениеводство, Животноводство и т.д. Выбираем «Растениеводство».
♦♦♦ Типы товаров (типы товаров растениеводства): Зерновые, Масленичные, Бобовые и т.д. Выбираем «Зерновые».
♦♦♦ Номенклатура товаров (Зерновых): Ячмень, Просо, Пшеница мягкая, Пшеница твердая, Рожь, Овес и т.д. Выбираем «Пшеницу мягкую».
♦♦♦ Сорт (класс) (Пшеницы): высший, 1, 2, 3, 4, 5.
♦♦♦ Подробное описание товара: фото, видео, технические характеристики товара, ТУ, ГОСТ и т.д.
Классификатор форм торговли строится по критерию — наличие возможности у покупателя и/или продавца изменить цену товара (см. табл. 1)
Таблица 1
Классификация форм торговли
Кто изменяет цену в процессе осуществления экономической связи Кто конкурирует Пример
Цена изменяется покупателями Конкурируют покупатели Аукцион
Цена изменяется продавцами Конкурируют продавцы Тендер
Цена изменяется и покупателями, и продавцами Конкурируют покупатели и продавцы Торги
Цена фиксирована покупателем Конкурируют покупатели Скупка
Цена фиксирована продавцом Конкурируют продавцы Магазин
£ г
I—I
ц_
о
_I
<
г О
Источник: Фомина Ю.А. и Фомин Э.В. (2008). Электронный товарный рынок. Омск: Русь. 163.
Классификатор уровней торговли описывает границы движения товара. В пределах одной страны можно выделить следующие уровни: муниципальный (местный) — охватывает движение товара в пределах отдельного муниципалитета, региональный — в пределах отдельного региона (субъекта федерации), межрегиональный (федеральный) — в пределах федерации, и международный.
Вход и выход рыночной транзакции — это конкретные адреса, откуда и куда движутся товар или деньги.
Таким образом, в Электронной системе товарного рынка определен следующий принцип построения сегментов товарного рынка (см. табл. 2).
Таблица 2
Сегмент товарного рынка
Сегмент Пример
Товар(группа товаров) Пшеница, мягкая, био
Форма торговли Торги (форвард)
Уровень торговли Межрегиональный (в пределах РФ)
вания, экспедирования, страхования, перевозки и т.д.).
II процедура — заключение сделки.
В ходе выполнения этой процедуры покупатели и продавцы исследуют встречные и конкурентные коммерческие предложения, формируют свои коммерческие предложения на покупку и продажу товаров и услуг, ведут переговоры с владельцами встречных предложений, организуют схождения по условиям предложений, заключают сделки по факту схождения встречных предложений.
Работа с функциональными участниками — пользователь подключает под оформленную сделку функциональных участников (экспедиторов, перевозчиков, страховщиков) для реального выполнения условий заключенной сделки.
о
т ,о
Каждому сегменту соответствуют определенные текущие формализованные правила экономического обмена. Внутри сегмента осуществляются однородные рыночные транзакции. Формализованные правила сегмента описывают не только структуру рыночной связи, но и процесс ее осуществления.
Элементы
Элементами рыночной транзакции являются субъекты товарного рынка: покупатель, продавец, банк, склад, экспедитор, перевозчик, страховщик и др. То есть в ^ Электронной системе товарного рынка участниками являются не только покупатель и продавец, но и субъекты рынка, выполняющие функции, которые обеспечивают выполнение сделки на всех этапах ее реализации, так называемые функциональные го
со
участники. о
(V
Процессы ^
Процесс осуществления (алгоритм осуществления) рыночных связей в АСУ то- х
варного рынка — это строгая последовательность экономических процедур (операций), обеспечивающих полный цикл товарооборота в электронном виде (см. рис. 1). ^
В Электронной системе товарного рынка алгоритм осуществления рыночных свя- о
зей полностью автоматизирован.
Состав участников (активных элементов) и предложенная модель экономической связи в Электронной системе товарного рынка позволяет экономическим агентам осу- ^
ществлять в электронном виде последовательность всех необходимых процедур для ^
осуществления экономических сделок. ™
I процедура — организация взаимодействия.
При выполнении этой процедуры пользователь подключается к правилам тех сегментов, которые ему интересны. Тем самым он входит в сегменты рынка и становится виден всем участникам этих сегментов рынка. Теперь он может устанавливать так называемые функциональные связи с участниками рынка (договора банкинга, складиро- Ьо
£ ш
I—I
О
< О
I—I
I— !Э I—
I—I
Ьо г
I—I
о
_I
<
г
III процедура — исполнение сделки.
В ходе выполнения этой процедуры покупатель переводит деньги на свой счет в банке, продавец — товар на свою складскую карточку в складе.
Эта процедура позволяет покупателям и продавцам дать поручения другим пользователям выполнить реальные действия с товаром и деньгами по условиям сделки. Условия сделки в Электронной системе товарного рынка закреплены паспортом сделки, под которым стоят электронные цифровые подписи (ЭЦП) сторон сделки, участников исполнения сделки, а также организаций структуры сопровождения.
В соответствии с паспортом сделки и наступлением момента исполнения обязательств пользователи выполняют передачу товара/денег, банкинг, складирование, страхование, экспедирование, перевозку.
о
OJ
п .о
го со о
CI
ш ^
и и
X _а
_а
го
го
СР £
1Л
ио
_I
<
г о
ио г
I—I Ll_
о
_I
<
г
СИ ZD
о
Правила
сегментов
электронного
товарного
рынка
Элементы -экономические агенты
Типы Местополо
участников: жение:
Покупатель Страна
Продавец Регион
Страховщик Город/
Экспедитор Деревня
Перевозчик Улица
Склад Дом
Здание
Офис
Рыночные связи
Параметры рыночных транзакций (рыночных сегментов):
Товары (отрасль, подотрасль, тип товара, номенклатура товара, сорт, спецификация). Формы торговли (магазин, скупка, торги, тендер, аукцион). Уровни торговли (муниципальный, региональный, федеральный, международный).
Процессы рыночного взаимодействия (полный цикл торговли онлайн с электронной цифровой подписью)
1-я процедура -организация взаимодействия.
2-я процедура -заключение сделки.
3-я процедура -исполнение сделки.
Рис. 1. Системное описание рыночных транзакций на основе теории системотехники
и неоинституционализма
Разработанная технология Электронной системы товарного рынка позволяет организовывать полный цикл товарооборота в электронном виде по любому товару, через любую форму торговли и на любом уровне торговли, то есть на любом сегменте электронного товарного рынка.
Результаты разработки показали, что технология Электронной системы товарного рынка универсальна и для России, и для любой другой страны, и для внешнеэкономических связей.
Для обеспечения юридической значимости Электронной системы товарного рынка необходимо разработать базовую технологию — Электронную систему внешнего юридически значимого документооборота с использованием электронной цифровой подписи.
В настоящее время разрабатывается Электронная система внешнего юридически значимого документооборота для России. Планируется подготовка к опытной и рабочей эксплуатации Электронной системы внешнего документооборота.
3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТОВАРНОГО РЫНКА КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
Для того чтобы обеспечить функционирование, адаптацию и развитие Электронной системы товарного рынка, необходимо разработать организационно-правовую структуру. Для разработки организационно-правовой структуры системы требуется иметь структурно-функциональную теоретическую модель товарного рынка.
Задача разработки структурно-функциональной модели товарного рынка была решена на основе методологии системного подхода, в частности синергетики и кибернетики, а также неоинституционализма. Причем кибернетика используется в той части, где она не противоречит синергетике.
Это дало возможность разработать модель самоорганизующейся системы, адекватной товарному рынку, в которой описаны структура системы, функции элементов и подсистем, типы правил и связей.
На рис. 2 представлена структурно-функциональная модель товарного рынка как самоорганизующаяся система.
Рис. 2. Модель товарного рынка как самоорганизующаяся система
Положительная обратная связь показана жирными линиями
о
ОО
оо
2 .о
X
го
Ой
о
ш ^
и
и ^
X _а х .о
го
X
о
Первый структурный элемент самоорганизующегося товарного рынка — это правила (институты), регулирующие взаимодействие экономических агентов.
Второй структурный элемент — это элементы, то есть экономические агенты (организации и индивиды), осуществляющие транзакции по правилам (институтам).
Третий структурный элемент — это прямые связи, то есть рыночные транзакции.
Четвертый структурный элемент — это обратные связи, отрицательные и положительные.
Отрицательная обратная связь корректирует (компенсирует) отклонения в работе системы на основе поступающей информации. Отрицательная обратная связь делится на оперативную и стратегическую обратные связи.
Оперативная отрицательная обратная связь корректирует (компенсирует) отклонения в работе системы на основе поступающей информации, не изменяя при этом структуры системы. Функция оперативной обратной связи на товарном рынке — поддержка и контроль (но не изменение) процессов и структуры экономического обмена на товарном рынке. Оперативная отрицательная обратная связь эффективна при незначительных внешних и внутренних колебаниях. При росте флуктуаций необходима стратегическая обратная связь.
и
X ^
с; го
X
оо
оо <
о
оо
I—I
о <
о ои
Функция подсистемы стратегической отрицательной обратной связи — адаптация правил и структуры системы к изменившимся условиям внешней и внутренней среды. Функция подсистемы стратегической обратной связи товарного рынка — это изменение, модернизация институтов и структуры товарного рынка.
Положительная обратная связь — это процесс воздействия неучтенных ранее внешних и внутренних флуктуаций, которые приводят к росту числа новых флуктуа-ций в системе, создающих угрозу разрушения системы.
Сложные системы способны реорганизовываться в системы иного характера. При этом главную роль начинают играть элементы, способные воспринимать информацию из положительной обратной связи. Эти элементы создают новые правила и организуют диссипативную структуру. Это есть механизм самоорганизации.
Функция диссипативной структуры — переосмысление, пересмотр и изменение стратегических и оперативных правил системы, то есть организация новой структуры на месте прежней структуры или построение системы «с нуля». После преобразования системы диссипативная структура исчезает, как бы растворяясь в системе.
оо .о
го со О
ш ^
и
и ^
X
.о го
го сх
<-п
_I
<
о
СП ^
I—I
о
_I
<
СИ
о
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
Для Электронной системы товарного рынка на основе модели самоорганизующейся системы разработана организационно-правовая структура.
На рис. 3 представлена организационно-правовая структура Электронной системы товарного рынка.
Рис. 3. Организационно-правовая структура Электронной системы товарного рынка Стратегическая отрицательная обратная связь
В соответствии с российским законодательством участники товарного рынка могут учредить потребительское общество (кооператив) для создания, регулирования и развития Электронной системы товарного рынка на условиях: один пайщик — один голос1. В потребительском обществе одновременно могут участвовать и власть, и бизнес, и граждане.
1 См.: Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.06.1992 № 3085-1.
о
Пайщики участвуют в паритетном инвестировании и управлении Электронной системой товарного рынка и получении кооперативных выплат.
Для обеспечения широкого представительства субъектов товарного рынка в составе пайщиков потребительского общества в члены общества привлекаются некоммерческие организации, объединяющие представителей субъектов товарного рынка, как правило, по отраслевому принципу.
Потребительское общество, действуя по стратегическим правилам, образует переменную структуру.
Таким образом, выполняются требования самоорганизующейся системы к переменной структуре. Субъекты рынка (элементы системы) участвуют в управлении, регулировании и развитии всей системы. Автоматизированная система управления (АСУ) товарного рынка находится в кооперативной собственности, стратегические правила регулируются и развиваются на паритетной основе.
В процесс адаптации Электронной системы товарного рынка, организации новых ^
сегментов и изменения правил вовлечены пайщики, разработчики, активные пользова-
о I
тели, а также опосредованно через некоммерческие организации, являющиеся пайщи- 2
ками, вовлечены члены этих некоммерческих организаций. ^
Тем самым в Электронной системе товарного рынка обеспечивается достаточно глубокая обратная связь от субъектов рынка, которая регулирует и адаптирует Систему адекватно изменениям, происходящим на реальном товарном рынке и во внешней * среде.
Оперативная отрицательная обратная связь ^
Потребительское общество разрабатывает текущие правила и АСУ товарного о
рынка, организует оперативную обратную связь — учреждает или подключает орга- ^
низации, выполняющие функции структуры сопровождения (центр сопровождения, й
удостоверяющие центры, расчетный центр). х
Центр сопровождения осуществляет коммерческую эксплуатацию системы — Ее
продает услуги по обеспечению внешнего документооборота, оборота товаров и услуг. ^
Удостоверяющие центры поддерживают технологию электронной цифровой подписи. о
Расчетный центр осуществляет расчеты за предоставленные услуги. :§■
Так как организации структуры сопровождения подключаются на основе коопе- ^
ративного решения пайщиков, то это должно исключить возникновение внутренних административных барьеров по аккредитации и подключению субъектов товарного рынка к Электронной системе товарного рынка, что в свою очередь исключит возмож-
и
го сх
ности монополизации рынков и сегментов. >,
т
ш
I—I
О
Положительная обратная связь
При потребительском обществе создаются коллегия конструкторов и коллегия производства. Коллегии объединяют пайщиков, разработчиков и активных пользователей услуг системы. Функция коллегий — обновление и развитие всей системы. [7) Коллегии выполняют функции положительной обратной связи и пытаются учесть те отклонения, которые не учтены в отрицательных обратных связях.
I—I
Таким образом, рыночные транзакции (прямые связи, обмен) в Электронной си- ^
стеме товарного рынка осуществляются на основе принципов конкуренции субъектов рынка. Оперативные обратные связи (поддержка текущих правил обмена) строятся на основе принципов контроля со стороны структуры сопровождения. Стратегические обратные связи (адаптация к изменяющимся внешним и внутренним условиям и изменение правил) осуществляются на основе принципов кооперации субъектов рынка.
Спрос на участие в механизмах обратной связи (адаптации и самоорганизации) будет обеспечиваться в первую очередь средними и мелкими товаропроизводителями,
Ьо г
I—I
ц_
о
_I
<
г О
которые самостоятельно не могут составить конкуренции крупным транснациональным компаниям в продвижении своей продукции на рынок до конечного покупателя. Это повысит конкуренцию на рынке и даст импульс развитию мелкого и среднего предпринимательства.
Выше описана организационно-правовая структура Электронной системы товарного рынка, достаточная для региона. Но товарный рынок является межрегиональной и транснациональной системой.
Закон о потребительской кооперации в Российской Федерации позволяет создать сетевую межрегиональную организационно-правовую структуру для Электронной системы товарного рынка.
При наличии транснациональной организационно-правовой структуры описанная выше технология Электронной системы товарного рынка также будет являться транснациональной, поскольку безразлично, в какой стране находятся пользователи. Все заключенные сделки будут иметь юридическую значимость и содержать понятный для ^ всех механизм их осуществления.
о-З В Казахстане, Белоруссии, Украине, Франции, Австрии, Германии, Англии и Ис-
q пании законодательство о кооперативах во многом схоже с российским, в том числе
есть законы о кооперативах, потребительских кооперативах или кооперативных обще® ствах. Например, российское потребительское общество может осуществлять те же ^ функции, что и австрийский кооператив с ограниченной ответственностью его членов
i (Genossenschaft mit beschränkter Haftung ihrer Mitglieder)2. ro
g Сказанное позволяет сделать предварительные выводы о возможности реализации си организационно-правовой структуры системы в СНГ и Евросоюзе. Разработанная сиу стема может быть внедрена для использования как внутри определенной страны, так и
^ для информационного и экономического обмена между субъектами рынка разных стран.
^
-О
= СИСТЕМЕ ТОВАРНОГО РЫНКА
о
о
C4J
C4J
го CP
LU I—I
О ZD
tñ
_I
<
■Z.
o
5. ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ДОВЕРИЯ К ЭЛЕКТРОННОЙ
При использовании информационных технологий возникает вопрос электронного доверия (E-trust). Электронное доверие складывается из возможностей Электронной системы товарного рынка обеспечить целый ряд показателей, в частности:
♦ независимость организационно-правовой структуры, программного продукта, продуктов удостоверения и шифрования информации от узкого круга лиц или государства, так как Электронная система товарного рынка построена на принципах потребительской кооперации;
♦ наличие технологии, исключающей оппортунистическое поведение участников системы и обеспечивающей минимизацию рисков потери денежных и товарных средств по сделкам, заключенным в электронном виде. В Электронной системе товарного рынка в сделках участвуют не только покупатель и продавец, но и банки, склады, экспедиторы и страховщики. Также в системе есть
i—
статистика по совершенным ранее сделкам, используется механизм резервирования средств под сделку; ^ ♦ исключение несанкционированного просмотра и распространения содержания
о пересылаемой, хранимой и обрабатываемой информации.
Сетевая организация потребительских обществ, размещение всей информации,
оЕ услуг по обучению, подключению и работе по единым спецификациям и классифика-
ZD О
См.: Gesetz vom 9. April 1873, über Erwerbs- und Wirtschaftsgenossenschaften. Nr. 70/1873. Österreich.
торам в Интернет обеспечат минимальные издержки на доступ к Электронной системе товарного рынка.
Электронная система товарного рынка, прежде всего, ориентирована на малый и средний бизнес, все больше вытесняемый монополиями с рынка. Не владея ресурсами для активной рекламной кампании, не обладая эффектом масштаба, малым предприятиям, в том числе и фермерам, все сложнее удержать покупателя. Электронная система товарного рынка сможет поддержать конкурентоспособность малого и среднего бизнеса, позволит потребителю выбирать качественную продукцию, исходя из ее действительного состава и происхождения.
Влияние Электронной системы товарного рынка на транзакционные издержки.
Внедрение Электронной системы товарного рынка в первую очередь окажет влияние на издержки внешнего юридически значимого документооборота (договора, товарные накладные и т.п.). В табл. 3 приведен сравнительный анализ расходов на бумажный и электронный документооборот (усредненные показатели по Омскому региону).
Таблица 3
Сравнительная характеристика бумажного и электронного документооборота
Характеристика Бумажный документооборот Электронный документооборот
Расходы на печать документа 5 руб. Печать документа (краска, бумага, амортизация орг. техники) 5 руб. Как показывает практика, эта часть расходов существенно не сокращается, так как фирмы пока предпочитают иметь бумажный экземпляр для внутреннего использования
Расходы на передачу документа оператору 15 руб. Выход на оператора и передача документа оператору (конверт, транспортные расходы) 5 руб. (максимум). Это цена пересылки документа в Электронной системе товарного рынка
Доставка оператором документа 15 руб.
Итого расходы на один документ 35 руб. 10 руб.
Время пересылки 1-10 дней 3-5 мин.
В таблице не учитываются расходы на заработную плату специалистов предприятия, в том числе отдела делопроизводства, юристов и т.д. Эти расходы существенно не сократятся.
Таким образом, использование электронного документооборота в Электронной системе товарного рынка приведет к сокращению издержек экономических агентов на документооборот в среднем в 3,5 раза, ускорит процесс документооборота в десятки раз, что также окажет влияние на сокращение транзакционных издержек. Это подтверждается практикой использования электронного документооборота поручений между фирмами и банками (системы Интернет-банка).
Внедрение Электронной системы товарного рынка и перенос полного цикла товарооборота в электронный вид приведет к сокращению таких издержек, как издержки на позиционирование на рынке; маркетинговые исследования рынка и реклама; поиск партнера, ведение переговоров и представительские расходы; командировочные расходы; контроль исполнения сделки.
В то же время, практически не сократятся расходы на заработную плату персонала (коммерческой службы, маркетинга, юристов, экономистов и др.), расходы на связи с общественностью.
Существенно сократится время на заключение сделки — в Электронной системе товарного рынка оно составит не более 45 мин.
о
т ,о
го со
0
<и
и
и ^
X -О
-О
го
1
о
и
го
сх
,
£
о
Ьо
_I
<
г о
I—I
I— !Э I—
I—I
Ьо г
I—I
о
_I
<
г
Согласно проведенным в 2006 г. расчетам, при использовании Электронной системы товарного рынка транзакционные издержки малых и средних предприятий для Омского региона сократятся на 3-12%, в среднем на 6% (в расходах до налогообложения).
Стоимость услуг Электронной системы товарного рынка не будет превышать 2% от суммы сделки. При этом Система выполняет функции третьей доверенной стороны в сделках, обеспечивая контроль безопасности и страхование сделки.
Исходя из средней оценки транзакционных издержек по Омскому региону в 28% (в расходах до налогообложения), экономия от внедрения Электронной системы товарного рынка для экономических агентов составит от 1 до 10 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о Аграрный рынок всегда был и остается одним из наиболее свободных рынков.
Это связано с тем, что производство сельскохозяйственной продукции находится под сильным влиянием внешней среды. То есть, чтобы лучше справляться с внешними флуктуациями, аграрный рынок должен придерживаться принципов свободного рынка, а следовательно, принципов самоорганизации.
Поэтому аграрный рынок может стать благоприятной средой для внедрения Электронной системы товарного рынка, основанной на принципах конкуренции и кооперации, свободы и самоорганизации. Использование Электронной системы товарного рынка, поможет сделать аграрный рынок более адаптивным и самоорганизующимся.
го ,о
го Что получат экономические агенты от внедрения Электронной системы товарного
о <и и
^ оценку эффективности возможных экономических связей, в которых они заинтересо-
и
го сх
сп ш
I—I
о и
175
о
_I
<
г О
рынка?
Свободу быстро, дешево, в автоматическом режиме осуществлять объективную
* ваны, — в противоположность существующей субъективной оценке эффективности
^ собственных экономических связей в условиях отсутствия оперативной и достоверной
го информации о новых возможных экономических связях и высоких издержках на их
о поиск и установление.
Свободу регулировать и развивать те сегменты товарного рынка, в которых они работают, — в противоположность существующему отсутствию возможностей у мел-5Е ких и средних предпринимателей непосредственно изменять правила игры интересую-
щих их сегментов рынка.
Свободу участвовать в регулировании и развитии самого института товарного рынка. Это снизит зависимость от административных решений, которые обычно регулируют рынок в критических обстоятельствах и с большим опозданием.
Аграрный рынок — не изолированная система, и его агенты связаны с другими секторами экономики. Поэтому внедрение Электронной системы товарного рынка на аграрном рынке может привести к распространению принципов конкуренции и коопе-
_I
< рации на другие рынки.
о
I—I
ЛИТЕРАТУРА
I—I
^ Закон от 19.06.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребитель-
^ ских обществах, их союзах) в РФ».
Винер Н. (1958). Кибернетика и общество / Под ред. В.А. Малинина. М.: Изд-во иностранной литературы.
Лефевр В.А. и Адамс-Веббер Дж. (2001). Функции быстрой рефлексии в биполярном выборе // Рефлексивные процессы и управление. Т. 1. № 1.
Николис Г. и Пригожин И. (1990). Познание сложного / Пер. с англ. М.: Мир.
Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: Пер. с англ. / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала».
Пригожин И. (2001). Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика».
Пригожин И. и Стингерс И. (1986). Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. М.: Прогресс.
Фомина Ю.А. и Фомин Э.В. (2008). Электронный товарный рынок. Омск: Русь.
Хакен Г. (1991). Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. / Под ред. Л.И. Третьяковой. М.: Изд-во Мир.
Хакен Г. (1985). Синергетика: иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Л. Климонтовича. М.: Изд-во Мир.
Coase, R. (1937). The Nature of the Firm // Economica. Vol. 4. Issue 16. 386-405. ™
November.
о I
Gesetz vom 9. April 1873, über Erwerbs und Wirtschaftsgenossenschaften. Nr. 70/1873. z
Österreich.
,o
о
x го m
0
<u ^
и и s X -О
-O ^
ГО
1 О s
и
ro CP
Ln
Ш I—I
о ZD
tö
_I
<
О
I—I
I— ZD I—
I—I
tn z
I—I LL.
О
_I
<
Z dl ZD О