€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ»
В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Т. Е. Мишкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
В статье обосновывается введение в учебный процесс педагогического вуза элективного курса «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя» как основы качественного преобразования существующей практики профессиональной подготовки будущих учителей музыки по курсам музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин.
Ключевыге слова: музыковедческая подготовка;
Уровень развития современного общества характеризуется наличием значительных изменений в образовательном пространстве. Обновление системы образования в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг., Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепцией художественного образования в РФ и другими, обусловило социальную потребность в творчески активных, конкурентоспособных специалистах, способных к самостоятельным решениям многообразных задач в нестандартных условиях. В связи с этим одной из главных задач высшего педагогического образования выступает качественное преобразование подготовки учителей, неминуемо связанное с качественно иной направленностью подготовки студентов-музыкан-тов педагогического вуза, в том числе по предметам музыкально-исторического и музыкально-теоретического циклов дисциплин. Представляя собой теоретическую основу процесса профессионального становления педагога-музыканта, данная подготовка имеет определяющее значение во всем комплексе профессионального становления будущего учителя музыки.
Известно, что процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта осуществляется в ходе изучения комплекса музыкально-исторических («История зарубежной музыки», «История русской музыки») и музыкально-теоретических («Анализ музыкальных произве-
игра; интеграция; игровое моделирование.
дений», «Полифония», «Гармония», «Теория музыки» и др.) дисциплин. Их познание направлено на постижение закономерностей развития музыкального искусства, музыкального языка, осмысление художественного содержания музыки с исторических и культурологических позиций, формирование у студентов осознанного отношения к музыкально-культурной действительности.
Однако существуют определенные противоречия, заключающиеся в том, что данные учебные дисциплины находятся в рассредоточенном по отдельным отраслям музыкального знания состоянии. Кроме того, каждый из предлагаемых подходов совершенствования подготовки студентов педагогического вуза по отдельным предметам музыкальноисторического и музыкально-теоретического циклов дисциплин избирательно и фрагментарно реализуется в практической деятельности учителя в школе. Сложившийся таким образом процесс подготовки учителя актуализирует проблему интеграции музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, владение которыми становится необходимым условием профессионального становления будущего педагога-музы-канта.
В связи с этим объективно возникает потребность в совершенствовании подготовки студентов педагогического вуза по предметам музыкально-исторического и музыкально-теоретического циклов дисциплин исходя из качественного определения данной подготовки как
© Мишкина Т. Е., 2009
музыгковедческой, основанной на интегративных тенденциях науки и практики, музыкальной культуры и образования.
Одним из средств осуществления такой подготовки будущего специалиста может стать введение в учебный процесс технологии игры. Использование игровой деятельности в процессе музыковедческой подготовки студентов педагогического вуза может не только служить средством интеграции знаний о музыке и в музыке, но и воспитывать чувство коллективизма, находить оптимальные пути их взаимодействия с окружающими, что очень важно для будущей профессиональной деятельности.
Проблема игры отражена в работах многих зарубежных и отечественных исследователей (Ю. С. Арутюнова, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского и др.), которые анализируют ее как вид деятельности. Игра в нашем случае призвана способствовать активизации интеллектуального развития и творческой деятельности обучающихся, совершенствованию мотивационной направленности музыковедческой подготовки и приобретению студентами практического опыта по решению когнитивных, творческих и профессиональных проблем.
В свете вышеизложенного нами был разработан и внедрен в процесс обучения студентов-музыкантов педагогического вуза элективный курс «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя» [1]. Его основные цели заключались не только в совершенствовании музыковедческой подготовки будущего учителя, но и, прежде всего, в формировании положительной мотивации и интереса студентов к предметам музыковедческого цикла дисциплин как интегративной системе организации знаний и развитии музыкальной культуры личности будущих учителей в условиях моделирования игровой деятельности.
Задачи курса: 1) развитие музыковедческого мышления обучающихся в условиях игрового моделирования; 2) воспитание у студентов умений использовать
игровую деятельность в качестве интегративного пространства по усвоению и применению музыковедческих знаний; 3) формирование у будущих учителей навыков игрового моделирования в процессе музыковедческой подготовки; 4) овладение технологией игрового моделирования для развития мотивации студентов к изучению музыковедческих дисциплин как компонента педагогической культуры учителя музыки.
Нами были сформулированы требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, освоивших этот курс. В результате изучения элективного курса студенты должны знать содержание музыковедческой подготовки будущего учителя музыки, методы осуществления музыковедческой подготовки, специфику игрового моделирования в музыковедческой подготовке учителя. Будущий специалист должен уметь реализовать интеграцию содержания дисциплин музыковедческого цикла в процессе профессионально-педагогической деятельности на основе игрового моделирования; использовать технологию моделирования игровой деятельности музыкально-образовательной практики как условие развития музыкальной культуры личности обучающихся. Учитель музыки должен владеть навыками интеграции содержания музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин, использовать технологии игровой деятельности в процессе формирования у учащихся в школе знаний о музыкальной культуре прошлого и современности.
В основу курса была положена идея интеграции содержания музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин как дисциплин музыковедческого цикла в образовательное пространство педагогического вуза на основе игровой деятельности. Обучение осуществлялось в процессе лекционных занятий и самостоятельной работы студентов. В рамках курса предполагалось вариативное использование лекционной формы обучения (лекция-беседа, лекция-ситуа-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ция, лекция-провокация, лекция-моделирование).
Краткая учебная программа курса «Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя»
Раздел первый Содержание, структура и методы музыковедческой подготовки
Введение.
1. Становление и развитие научных основ музыковедения.
2. Сущность музыковедения как учебного предмета.
3. Структура музыковедческой подготовки учителя музыки.
4. Методы музыковедческой подготовки студентов.
Раздел второй Организация игровой деятельности в процессе музыковедческой подготовки
5. Сущность, принципы и методы моделирования игровой деятельности.
6. Классификация и типология игр.
7. Технология моделирования игровой деятельности в образовательной практике.
8. Специфика игрового моделирования в музыковедческой подготовке учителя.
9. Практика применения игровых технологий в музыковедческой подготовке учителя.
Успешность усвоения элективного курса во многом обусловлена целенаправленной самостоятельной работой студентов. В связи с этим в методических рекомендациях по курсу нами предложены теоретические вопросы для самостоятельной работы и творческие задания, направленные на разработку игровых мини-проектов как для уроков музыки в школе, так и в процессе музыковедческой подготовки специалистов, например: подготовить сообщения на темы по выбору: «Музыковедение как отражение музыкальной культуры», «Взаимосвязь музыковедения с другими областями культуры», «Формы функционирования музыковедения в культуре
общества», «Музыковедческая подготовка в деятельности учителя музыки», «Значение методов активного обучения в процессе активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся», «Психолого-педагогический потенциал игры в образовательном процессе»; разработать фрагмент урока на тему «Музыкальный образ», методической основой которого является интеграция знаний по курсам «Анализ музыкальных произведений», «История музыки», «Элементарная теория музыки», подготовить сценарий проведения занятия с применением технологии игрового моделирования по одному из предметов музыковедческого блока дисциплин для студентов педагогического вуза.
Итоговый контроль осуществлялся в форме зачета, на котором студенты в ответах на вопросы продемонстрировали основательность полученных теоретических знаний, представили мини-проект игрового моделирования педагогической ситуации в процессе освоения музыковедческих знаний, приняли участие в проведении дидактической имитационной игры «Зачет».
Оценивая результаты проделанной работы, необходимо отметить динамику положительного отношения студентов к музыковедческой деятельности, их личностной и творческой активности, систематизацию навыков творческой аналитической работы с произведениями музыкального искусства в процессе игровой деятельности. Все это привело к повышению музыкально-культурного уровня студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кобозева, И. С. Игровое моделирование в музыковедческой подготовке учителя : программа курса по выбору и метод. рекомендации / И. С. Кобозева, Т. Е. Мишкина ; под науч. ред. И. С. Кобозевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2007. — 32 с.
Поступила 19.05.09.