А.Г. Заховаева
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ РОМАНА СТИВЕНА КИНГА «БЕССОННИЦА»
Аннотация. В предлагаемом исследовании рассматривается проблема бытийности человека в романе С. Кинга «Бессонница». Что есть Человек? Откуда черпать человеческое? Главная проблема - это изолированная, одинокая Личность. Бессознательное кодирует «тайны бытия» в символы. Страх «бессонницы» - это страх одиночества. Бессонница - это граница между бытием (существованием) и небытием. Герой не нашел диалог с миром, но остался человеком.
Ключевые слова: личность; искусство; культура; текст; символ; общение; существование (экзистенция); бессонница; одиночество; творчество.
Abstract. The proposed study addresses the problem of human existence in S. King's novel «Sleeplessness». What is a man? How to be a human being? The main problem is an isolated, lonely personality. The unconscious hides the «secrets of existence» in symbols. Fear of «sleeplessness» is a fear of loneliness. Insomnia is the boundary between life (existence) and non-being. The hero did not find a dialogue with the world, but remained a man.
Keywords: a person; art; culture; a text; a symbol; dialogue; existence; sleeplessness; loneliness; creativity.
Между теми, кто может спать, и теми, кто спать не может, - бездонная пропасть. Это один из важнейших критериев разделения человеческой расы.
А. Мердок «Монахини и солдаты»
В эпоху духовного кризиса проблема внутреннего мира человека, его самости, становится наиболее актуальной.
Точка отсчета экзистенциализма - изолированная, одинокая Личность, все интересы которой сосредоточены на внутреннем Я, на собственном безнадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы возникают из самого факта существования человека, факта бытия, но это «бытие» есть переживания бытия, «симфония чувств». Чем сложнее «симфоническая картина» Личности, тем ярче Личность.
Только через психоанализ возможно понять экзистенцию, ведь это чистое индивидуальное существование Личности, неподвластное разуму. Экзистенция глубоко скрыта в бессознательном «Оно». Бессознательное - сложное образование, микрокосмос Личности - кодирует «тайны бытия» в знаки, образы, эмоции, чувства, сновидения, фобии и т. д.
Пожалуй, только искусство может не просто соединить экзистенцию, бессознательное и знаки (символы), а создать особую реальность, где все это обретет гармонию.
Искусство способно сделать знак сущностным атрибутом бытия. Знак в искусстве всегда сигнификат, т. е. он всегда означает нечто. Однако для искусства важен не просто знак, а его возможная вариативность как сознательная, так и на уровне подсознания. Это, с одной стороны, кодирование информации, с другой - ее декодирование. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить его дешифровку, причем дешифровку прежде всего на уровне чувств. Так формируется особая эмоциональная реальность (система) отношений между человеком и миром человека. «Эта система регламентирует поведение человека: она определяет то, как ему надлежит действовать в тех или иных ситуациях (которые признаются вообще потенциально возможными). Вместе с тем эта система отношений определяет то, как человек моделирует мир - и самого себя» (1).
Художественный текст может выступать в качестве медиатора, способствующего преобразованию личности читателя. Интеллектуальные атрибуты текста позволяют ему быть не только посредником в акте коммуникации, он становится равноправным собеседником, обладающим высокой степенью автономности. Возникает не просто
диалог, а со-бытие! Тогда текст предстает как реализация «Я-сознания; Оно-бессознательное; Сверх-Я - предсознательное». Это сложная триада, хранящая многообразные коды, способная трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности. Ю. Лотман пишет: «Создание художественного произведения знаменует качественно новый этап в усложнении структуры текста. Многослойный и семиотически неоднородный текст, способный вступать в сложные отношения как с окружающим культурным контекстом, так и с читательской аудиторией, перестает быть элементарным сообщением, направленным от адресанта к адресату. Обнаруживая способность конденсировать информацию, он приобретает память. На такой стадии структурного усложнения текст обнаруживает свойства интеллектуального устройства: он не только передает вложенную в него извне информацию, но и трансформирует сообщения и вырабатывает новые» (2, с. 129-132).
Особый случай - экзистенциальность текста. Здесь слово - это смысл-концепт, некое ментальное образование, синтез понятийного и чувственного. Концепты не только мыслятся, они переживаются. Слово открывает символический образ, как ключ дверь. Так текст выходит на уровень самобытийности, т.е. его истинная сущность скрыта от нас в бессознательном и в то же время это тайна, требующая разгадки. Разум, казалось бы, не способен справиться с враждебностью бытия, а человек обречен на абсолютное одиночество и страх перед действительностью. Но искусство трансформирует и гармонизирует, казалось бы, неразрешимые противоречия.
Именно это и выражает в своем произведении «Бессонница» (1994) Стивен Кинг (3). Но он идет дальше традиционного экзистенциализма, показывая новую трансценденцию («выход из себя»), - бессонницу. У Кинга - это знак (символ). Чем больше пытаешься понять, тем сложнее это сделать. Сон - область, где бессознательное выступает в символической форме, когда Оно действует как реальное Я. В бессоннице фрейдистская триада кажется бессмысленной, бессонница пытается разрушить психоаналитические смыслы и создать экзистенциальные.
Главный персонаж романа Ральф Робертс находится в трудной жизненной ситуации после смерти жены. Его не назовешь «рыцарем на белом коне», героем, это самый обычный человек. У старика Ральфа начинается бессонница. Никакие средства не помогают уснуть, у него начинаются галлюцинации. Он видит не только людей, но и бессознательное, их ауры. Он сверхощущает этот мир и начинает «слышать время». Именно это обстоятельство и порождает Бессонницу. Однако «бессонница» Кинга не вписывается в чисто физиологическое определение этого понятия. Бессонница в кинговском понимании -это повышенная чувствительность, способность к ассоциациям, особая символическая интерпретация событий, а порой и некое предчувствие событий. Это эмоционально-ментальная блокировка на границе реальности и сновидений. Бессонница Ральфа - это особый мир, своего рода «зависание» между действительностью и фантасмагорией, бытием и небытием, балансирование на грани сознания и бессознательного. Ральф размышляет: «Все люди спят, а я нет. Страшное слово - одиночество. Проще будет умереть. Никакой тебе бессонницы».
Сущность бессонницы - одиночество, это и есть та экзистенциальная струна, на которой играет трагические мелодии жизнь. В экзистенциализме одиночество - неизбежное состояние внутреннего Я личности, это «бытие, погруженное в себя». Что есть одиночество как бытийное состояние? Первое: одиночество как протест против социума, «внешнего Мира». Второе: одиночество как страх ответственности. Человек должен сам выбирать свой путь, как ему поступать, никто за него не примет решение, и только его Я должно быть ответственным за все его действия. Третье: одиночество среди людей. Персонаж не доверяет Миру и Миру людей. Ему хотелось бы контролировать все, но реальность иная.
Страх «бессонницы» - это страх одиночества, причем одиночества среди людей. С. Кинг, как известно, мастер триллеров и романов ужасов, где льются реки крови, а фантастические монстры собирают души праведников, но в «Бессоннице» есть только один ужас - ужас одиночества, который страшнее всего, ибо он существует только в тебе. Он обретает статус символа, нового «архетипа» в измученной психике персонажа. Его «бессонница» - это лабиринты бессознательного.
И вдруг Ральф «пробуждается», он увидел мир в истинном облике, без мишуры человеческих выдумок о нем. Так Ральф стал больше, чем просто человеком, он увидел «другой мир - мир аур... У предметов и у людей были ауры. Никогда прежде предметный мир не казался ему таким ярким, таким настоящим». И тут встают вопросы: зачем и почему «этот мир» существует? И что есть «этот мир»? Где реальность? Но ответа нет, «этот мир» скрывается, ускользает.
Кинг и его персонаж пытаются разобраться, но понимают лишь одно: «Правда в том, что жизнь подчинена Случайности и Предназначению. Случайность и Предназначение - как черные и белые квадраты на шахматной доске, контрастирующие друг с другом». Эти знаковые и в какой-то степени антиномические понятия выходят на уровень макрокосмоса, обретая метафоричность, которую и следует разгадать, декодировать.
События развиваются на фоне социальной проблематики, это противостояние между противниками и сторонниками абортов, которое в результате приводит к идее защиты женщин от насилия в семье.
Автор показывает постоянный конфликт между бессмысленным миром, у которого нет человеческих понятий: добра, зла, справедливости, сострадания, любви, - и одиноким человеком, который постоянно борется с этим миром и его бессмысленным Случаем. Но есть ли здесь победитель и побежденный? Человек выигрывает поединок с миром, но проигрывает жизнь. Казалось бы, тут нет смысла, но автор придает смерти Ральфа особое значение. У Ральфа существовал выбор «быть или не быть», но он отдал свою жизнь в обмен на жизнь спасенной им девочки.
Ральф не принял мира, и мир не принял его. Диалог не удался. Однако Ральф отстоял свое право быть Человеком.
Стивен Кинг не просто «рисует» знаки, кодируя их экзистенциальным и психоаналитическим смыслами. Бессонница, Случайность, Предназначение выходят на уровень метафизических понятий. Здесь они обретают онтологический статус, т. е. вся проблематика романа сводится, по сути, к проблеме: Что есть Человек? Откуда черпать человеческое? (4)
Список литературы
1. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ysp/intro.php
2. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры.-479 с.
3. Кинг С. Бессонница. - М.: АСТ, 2014. - 768 с.
4. Заховаева А.Г. Девальвация личности: Откуда черпать человеческое? // Философия и общество. - М., 2005. - № 3 (40). - С. 110-120.