УДК 159.9.07
экзистенциальная исполненность и направленность деятельности у специалистов гражданской авиации
Правдина Лида Ромуальдовна Шипитько Олеся Юрьевна Алиев Шамиль Германович
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением экзистенциальной исполненности специалистов гражданской авиации. Особое внимание в работе уделено таким личностным характеристикам специалистов, как экзистенциальная исполненность, направленность деятельности и вовлеченность в профессиональную среду. Рассмотрены и проанализированы основные психологические подходы к пониманию экзистенциальной исполненности человека. Приведены данные о современном состоянии авиационной психологии и психологии профессионального здоровья в России. Освещены основные проблемы социально-психологического мониторинга летного состава. Приведены классические и современные модели психологического благополучия человека. Впервые эмпирическим путем установлены различия между группами менеджеров и авиаспециалистов по особенностям проявления экзистенциальной исполненности. Выявлено, что специалисты гражданской авиации, по сравнению с менеджерами среднего звена, обладают менее выраженными личностными характеристиками (ответственность, персональность, экзистенциальная исполненность).
В работе предложены результаты эмпирического изучения взаимосвязи профессиональной вовлеченности, экзистенциальной исполненности и особенностей направленности личности. Показано, что перечисленные характеристики, и в отдельных случаях их совокупность, могут оказывать влияние на эффективность деятельности специалистов гражданской авиации. С одной стороны, экзистенциальная исполненность авиаспециалистов взаимосвязана с такими характеристиками, как вовлеченность и направленность деятельности, с другой, авиаспециалисты обладают пониженной экзистенцией относительно представителей других профессий. Установлено, что готовность к риску специалистов гражданской авиации не связана с экзистенциальными проявлениями личности, вовлеченностью в профессиональную среду и в целом с направленностью деятельности выборки. В статье сделаны основные выводы, освещены возможности и направления практического применения полученных результатов.
Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, вовлеченность, направленность деятельности, персональность, авиаспециалисты, само-трансценденция, свобода, ответственность, риск, стресс.
Введение
Сегодня перед авиационной психологией стоит несколько важных задач, к которым можно отнести: подготовку авиаспециалистов, обеспечение их готовности работать в разных условиях полета, изучение психологических особенностей деятельности работников гражданской и военной авиационной службы и др. В то же время современное развитие авиационной психологии характеризуется рядом противоречий, в числе которых противоречие между реально функционирующими психологическими службами и тем, что их специалисты не объединены организационно, а также недостаточно активно внедряются рекомендации психологических исследований [1, 21].
Статистика авиационных аварий и катастроф показывает, что доля «человеческого фактора» в них остается неизменно высокой (от 50 % до 80 %), причем соматические причины являются предпосылкой лишь 1 % авиакатастроф, в то время как из-за принятия ошибочных решений происходит 70 % авиакатастроф [9, 12]. С точки зрения психологии, под термином «человеческий фактор» подразумевают совокупность индивидуальных и присущих профессиональному (летному) контингенту в целом качеств и свойств человека, которые проявляются в конкретных условиях функционирования авиационной системы, оказывая влияние на ее эффективность и надежность. Фактически речь идет о совокупности ресурсов субъекта профессиональной деятельности, от физиологических возможностей и состояния физического здоровья до боевого духа, ответственности и понимания долга. Ресурсный подход в психологии профессионального здоровья опирается на категорию «адаптационных ресурсов личности» [10, 14, 15]. Истощение ресурсов, снижение адаптационного потенциала (а у каждого субъекта деятельности он имеет свой неповторимый паттерн характеристик) приводят к проявлению «человеческого фактора», который выражается, прежде всего, в принятии неправильных решений, осуществлении неправильных действий или бездеятельности в целом. Поэтому сегодня наиболее актуальной задачей авиационной психологии является получение своевременной объективной информации, реально отражающей уровень развития и динамики личностного потенциала специалиста как показателя его профессионализма и надежности [1, 7], а также мониторинг и обеспечение оптимального состояния личностных ресурсов личности.
Актуальность исследования
Сегодня социально-психологическая напряженность и стабильная неопределенность современного общества провоцируют снижение ресурсов психологического здоровья любого человека, а у авиаспециалистов на этот общий тренд накладываются множественные проявления личностных профессиональных деформаций [21]. Итак, актуальность исследования интегральных личностных характеристик специалистов ГА сегодня связана, прежде всего, со стремительным ростом трудных профессиональных ситуаций в поле деятельности гражданской авиации, которые в условиях бурно развивающихся технических возможностей авиационных перевозок входят в противоречие с возможностями психики человека.
Основная часть
История с пилотом, погубившим 150 человек, обнажает проблему неэффективности мониторинга профессионального здоровья летного состава, в котором, по мнению М. С. Алексеенко, в недостаточной степени используются идеи личностных ресурсов [1]. Недостатки методических процедур отбора и мониторинга здоровья специалистов ГА проявляются в том, что будучи введены в 60-е гг. прошлого века, эти процедуры не претерпели особенных изменений, кроме перевода бланковых методик в компьютерный вариант, и до настоящего времени ориентированы скорее на исследование некоторых психических процессов, но не на целостное изучение личности. В то же время современная авиация предъявляет к человеку чрезвычайно высокие требования, которые касаются именно интегральных личностных качеств, интеллекта, психического и физического здоровья, а также личностного потенциала [12, 20].
Б. С. Братусь в своей классификации уровней психологического здоровья выделил его высший уровень - личностно-смысловой, который определяется качеством смысловых отношений человека. Как указывают современные авторы, центральным компонентом личностного адаптационного потенциала и ресурсов профессионального здоровья человека являются его ценностно-смысловые уровни, а наиболее частой причиной неблагополучия в этой сфере выступает утеря смысла, ощущение мертвенности и бессмысленности жизни [5, 11, 15, 17]. Исследование этих ресурсов представляется вполне обоснованным, соответствующим современным тенденциям перехода от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия и повышению значимости экзистенциальных подходов.
Следует подчеркнуть, что сегодня развития исследований интегральных показателей психологического здоровья, состояния высших личностных
ресурсов и субъективного благополучия личности профессионала требует сама сложившаяся ситуация. Такая ситуация связана с ухудшением нервно-психического статуса среднего человека, неразрешенной проблемой эффективной профилактики профессиональных деформаций, недостатками в системах экспертизы и психологического сопровождения специалистов ГА, а также влияние оказывают современные тенденции развития авиационной психологии, заключающиеся в преобладании интеграции над дифференциацией исследователей [6, 7, 21].
Традиционным предметом исследований в авиационной психологии является влияние индивидуально-психологических особенностей на успешность подготовки авиаспециалистов, сохранение профессионального здоровья и летного долголетия, обеспечение профессиональной эффективности и надежности личности [12, 20]. Влияние неблагоприятных условий летной деятельности выражается в нарушении работы ряда функциональных систем организма, в неблагоприятном состоянии психических функций, снижении надежности и работоспособности личности. Уязвимость личностных уровней регуляции деятельности исследована у военных специалистов. Например, Е. А. Щербакова показывает, что летчик-профессионал характеризуется целым списком высокопрофессиональных личностных характеристик (развитый самоконтроль, целенаправленность и результативность). При этом внутренний источник функциональной напряженности проявляется в виде разницы «потенциалов» индексов агрессивности и враждебности, которая может одновременно выполнять две функции - позитивную (индуцирование напряженности, необходимой для профессиональной деятельности) и потенциально негативную (возможность нервно-психических срывов в состоянии утомления, перегруженности или социальной напряженности) [17]. В свою очередь, И. М. Бойко отмечает, что у военных летчиков при воздействии условий профессиональной деятельности постепенно формируется стадия «истощения» общего адаптационного синдрома, личность характеризуется эмоциональным дефицитом, отстраненностью, психосоматическими и психовегетативными нарушениями, состоянием деперсонализации. Все это в комплексе может являться источником ошибочных действий и приводить к угрозе безопасности полетов [4, 19]. В этой связи, О. Н. Сиваш перечисляет дезадаптационные характеристики, свидетельствующие об истощении личностных ресурсов летного состава. К ним относится эмоциональное выгорание, сопровождающееся снижением ответственности, пренебрежением обязанностями, несобранностью, небрежностью в работе, утерей интереса к ней, психической напряженностью, снижением чувства компетентности и значимости ценностно-смыслового содержания летной деятельности [12, с. 8].
Профессиональное выгорание приводит к различным проявлениям дезадаптации, например таким, как депрессия, которая считается заболеванием экзистенциальной природы, связанной с ущемлением фундаментальной мотивации. В соответствии с концепцией А. Лэнгле, духовная сторона человека обладает своими потребностями, из которых возникают фундаментальные мотивации, при ущемлении которых постепенно формируются напряжение, подавленность, потеря витальности, страх потери отношений, утрата бытия живым и, как итог - депрессия, смирение и покорность судьбе [8, с. 27].
С позиций современной психологии профессионального здоровья, психологическое благополучие обеспечивается в числе прочих факторов согласованностью смысла жизни с целями профессиональной деятельности, успешным самоопределением в разрешении экзистенциальных проблем (именно этот уровень фактически определяет интегрированность личности) [16, 17]. Психология профессионального здоровья предлагает нам конструкты, позволяющие работающему человеку сохранять и повышать свое благополучие, увеличивать удовлетворенность от работы и вовлеченность в работу, получать позитивные эмоции на рабочем месте, снижать вероятность эмоционального выгорания и других негативных последствий организационных и профессиональных стресс-факторов [3].
Субъективное благополучие (субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия) сегодня считается интегратив-ным критерием личностного здоровья профессионала, а его интегральным диагностируемым показателем выступает экзистенциальная исполненность, или экзистенция. Этот параметр можно исследовать с помощью шкалы экзистенции А. Лэнгле, который считает, что экзистенция является параметром, противоположным выгоранию [8]. Для успешной адаптации субъекта профессиональной деятельности необходимо развитое самосознание личности, которое при возникновении внутриличностных конфликтов и кризисов способно актуализировать идеалы профессиональной деятельности, ее смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, установки с целью сохранения субъективного благополучия, которое представляет собой интегральную динамическую систему отношений личности к различным аспектам своей жизни. В свою очередь, вовлеченность представляет собой особое отношение сотрудника к компании, ее руководству, обязанностям и условиям труда, при котором он проявляет неподдельный интерес к работе, стремится выполнять свои обязанности, превосходя установленные стандарты, идентифицирует себя со своей рабочей группой, чувствует себя бодрым и активным. Фактор вовлеченности упоминается во многих работах как явление, противостоящее или противоположное эмоциональному выгоранию. Модель ресурсов, требований и работы (РТР), разработанная
голландскими организационными психологами А. Беккером и Е. Демероути, показывает, что вовлеченность является феноменом, противоположным выгоранию, т. к. представляет собой процесс наращивания ресурсов, а выгорание - наоборот, их истощения. Таким образом, изучая факторы, противостоящие эмоциональному выгоранию и проявлению «человеческого фактора» в деятельности авиаспециалистов, представляется закономерным исследовать их экзистенцию и вовлеченность.
О необходимости исследования особенностей личности и бытия летчиков и курсантов летных школ (ценностные ориентиры, адаптационные способности, социализация, направленность и мотивация), о рассмотрении будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности пишут М. С. Алексеенко, Ф. В. Мальчинский, О. Н. Сиваш и другие авторы [1, 9, 12]. Однако напрямую исследованиями экзистенции и вовлеченности у специалистов ГА практически никто не занимался. Можно ожидать, что экзистенция у специалистов гражданской авиации окажется несколько выше, чем у представителей других профессий, т. к. в эту профессию идут «увлеченные небом» люди. Наблюдаемое позитивное отношение к данной профессии связано как с интересом к ней, так и с некоторыми прагматическими мотивами человека, к которым можно отнести ранний уход на пенсию, достойный социальный пакет, высокий материальный статус и ряд других преимуществ. Однако отечественные психологи придерживаются мнения о том, что существуют специфические закономерности развития личности специалиста гражданской авиации, а его профессиональные знания, умения и навыки не есть центральное звено личности, а лишь средство профессионального развития и самосовершенствования [5, 10, 12]. В России исследования экзистенциальной исполненности в контексте проблематики профессионального здоровья еще только разворачиваются. Например, аналогичные исследования офицеров спецназа показывают, что экзистенциальная исполненность и ее компоненты возрастают по своему уровню в период профессиональной подготовки [2].
Поскольку мы исследуем экзистенциальную исполненность у специалистов ГА, нам понадобились некоторые параметры, характеризующие связь ценностно-смысловой сферы и деятельности человека. В качестве таких параметров были выбраны направленность деятельности и готовность к риску как профессионально-значимый компонент. В современных исследованиях личностных особенностей специалистов ГА еще недостаточно широко затронута ценностно-смысловая сфера, что при современном интегральном подходе к описанию личностных ресурсов и ключевых характеристик профессионального здоровья определяет необходимость изучения экзистенциальной исполненности как центрального компонента личностного
адаптационного потенциала профессионала. Этот компонент определяет возможность специалиста противостоять профессиональным стрессам, выгоранию и проявлению «человеческого фактора».
Все это определило цель нашей работы - изучение экзистенциальной исполненности и направленности деятельности у специалистов гражданской авиации. В качестве гипотез исследования выступили предположения о том, что экзистенция у специалистов гражданской авиации выражена более явно, чем у офисных менеджеров, а также экзистенция специалистов гражданской авиации взаимосвязана с профессиональной вовлеченностью и направленностью профессиональной деятельности.
В эмпирическом исследовании приняли участие 42 специалиста гражданской авиации (2 женщины и 40 мужчин) в возрасте от 28 до 42 лет. Выборку составили респонденты, студенты Ростовского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации, обучающиеся по направлениям: «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». Все респонденты ведут свою профессиональную деятельность в сфере гражданской авиации и являются членами кабинного и летного экипажа Российских авиакомпаний. В качестве контрольной группы были исследованы по параметру «Экзистенциальная исполненность» менеджеры среднего звена, обучающиеся в Южном федеральном университете по программам дополнительного образования.
Методы и методики исследования
В качестве методик исследования выступили: шкала экзистенции (ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглера (применялась для исследования экзистенциальной исполненности - способности авиаспециалиста конструктивно обходиться с самим собой и с миром, несмотря на особенности своей личности и жизненные обстоятельства); опросник вовлеченности 012 - применялся для исследования профессиональной лояльности и заинтересованности (в то же время, мы придавали значение тому факту, что вовлеченность является феноменом, противоположным эмоциональному выгоранию); шкала готовности к риску А. М. Шуберта - позволяет выявить высокий, средний и низкий уровни готовности к риску в профессиональной деятельности специалистов гражданской авиации; методика В. Смекала и М. Кучера «Диагностика направленности личности» - применялась для определения личностной направленности человека и позволила выделить такие типы ориентации личности, как личностный (непосредственно на себя и свою деятельность), деловой (только на решение профессиональной задачи)
и коллективистский (преимущественно на взаимодействие с другими членами коллектива).
Применялись методы качественной и количественной обработки полученных данных: линейный коэффициент корреляции Пирсона, для выявления связи между переменными; t-критерий Стьюдента, для выявления различий в исследуемых параметрах между основной и контрольной группами; одно-факторный регрессионный анализ для определения степени раздельного и совместного влияния факторов на результативный признак (корреляции) и количественного выражения этого влияния; психологический анализ результатов и их интерпретация. Математическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи пакета SPSS 17.0.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью изучения экзистенциальной исполненности, вовлеченности, направленности и готовности к риску у среднего представителя летного состава мы выявили средние величины и сопоставили их с нормами применяемых методик. Была получена возможность охарактеризовать нашу группу как совокупного социального субъекта. Оказалось, что средние значения по всем шкалам ШЭ у респондентов располагаются, как правило, в зоне между средними и низкими значениями параметра (таблица 1).
Таблица 1.
Сравнительная характеристика экзистенциальной исполненности у летчиков и менеджеров среднего звена
SD ST F V P E G
Среднее ШЭ 35 73 49 57 109 107 216
Специалисты ГА 31,8 ± 1,25 62,5 ± 1,67 44,6 ± 1,81 53,3 ± 1,92 94,3 ± 3,51 94,5 ± 3.21 191,8 ± 3,34
Контрольная группа 31,8 ± 1.57 64,3 ± 2, 34 45,1 ± 2,04 57,2 ± 1,85 96,4 ± 2,56 101,4 ± 3,14 197,8 ± 4,27
t-критерий Стьюдента -0,15 -0,703 -0,196 -2,497 -2,547 -0,510 -3,451
Таким образом, специалистов ГА можно охарактеризовать как субъектов с экзистенциальной исполненностью ниже среднего, обладающих средней способностью к самодистанцированию (реалистичность, способность иметь рефлексивную дистанцию по отношению к самому себе). Их способность ощущать ценности и быть вовлеченными, жить ради чего-то, находится на уровне значительно ниже среднего. Это означает эмоциональную уплощен-ность, скудность в отношениях с миром и людьми, что делает человека беспомощным, неуверенным, как бы слепым в восприятии чувств и ценностей: он
плохо представляет, что ему нравится и чего он хочет. Способность решаться, продумывать реальные действия и выстраивать их иерархию в соответствии с их ценностью, приходить к персонально обоснованному решению - также ниже среднего (шкала Р опросника ШЭ). Людям с такими показателями присущи нерешительность и неуверенность, вероятен страх перед возможными последствиями принятых решений, желание лучше подчиниться решению другого, чем самому что-либо предпринять. Человек видит много возможностей, но не знает, чего сам хочет, поэтому затрудняется с выбором. Наблюдаются предпосылки к формированию пассивной, фаталистической жизненной установки, представления о том, что личные решения ничего не смогут изменить и вообще бессмысленны. При низких показателях этой шкалы могут развиться зависимости (алкоголь, игра), которые выполняют компенсаторную роль в связи с отсутствием чувства свободы.
Чувство долга и персональной включенности (V), способность доводить решения до конца скорее ближе к средним показателям, хотя находится в их нижних пределах. Данная шкала характеризует способность человека выдерживать процесс воплощения в жизнь собственных замыслов. Таким людям свойственно чувство уверенности, что все делается правильно. Однако если это чувство отсутствует, то компенсаторную функцию берет на себя чувство долга. Следует отметить, что чувство ответственности является основой для формирования стабильной самоценности. Полученные результаты характеризуют среднего представителя летного состава как склонного к фатализму, у которого вероятен страх перед усилиями, проблемами или угрожающими последствиями. Поэтому, чтобы решиться, необходимы гарантии, ориентиры и заданности. Эти результаты высвечивают феномен, уже описанный в исследованиях экзистенции М. В. Чеховской, которая полагает, что чем выше персональная включенность и чувство долга, тем ниже стремление к независимости взглядов, и поведение личности зависит от групповых стандартов и ценностей [16].
Показатель персональности Р, описывающий, насколько человек открыто воспринимает мир и себя самого, находится на уровне значительно ниже среднего, что позволяет описывать эту группу респондентов как людей с блокированными базовыми персональными способностями, а значит склонных к различным личностным расстройствам, с повышенной готовностью психосоматически реагировать на профессиональные нагрузки. Это закрытые люди, занятые собой вследствие продолжительных душевных переживаний.
Показатель экзистенции Е, характеризующий способность человека ориентироваться в мире, уверенно воплощать себя, менять жизнь в лучшую сторону, справляться, также находится на уровне ниже среднего. Это указывает на затрудненную способность к принятию решений, склонность
к бездействию, неуверенность, необязательность, сдержанность, сниженную способность выдерживать нагрузки, чувствительность к помехам, склонность действовать на основании внешних побуждающих причин без внутреннего соотнесения.
Сочетание шкал Бй < БТ свидетельствует о тенденциях к внутренней эмоциональности, беззащитности, а также к отсутствию самоограничений. При этом сочетание Р < V свидетельствует о жизненном стиле, основанном на долге, и об актуальном чувстве несвободы.
Средний показатель вовлеченности для летного состава - 9,2 - находится на нижней границе оптимума, при этом в выборке присутствует 38 % респондентов со средними показателями и 5 % респондентов с низкими характеристиками вовлеченности. Поэтому говорить об однородности переживания профессиональной вовлеченности для всей группы респондентов было бы неправильно, но большинство из них, безусловно, вовлечены. Это означает, что ключевые ожидания респондентов от работы в основном удовлетворяются, что ведет к возникновению чувства причастности к организации и высокой мотивации к работе. Респонденты понимают основные процессы и специфику авиаорганизаций, чувствуют свою ценность как сотрудников, их удовлетворяет стиль руководства и его цели, а также технологическая оснащенность процесса труда.
Средние значения по показателям готовности к риску в исследованной выборке - 13,5, и это лишь немного превышает средние значения, характерные для людей, не обладающих ни чрезмерной осторожностью, ни чрезмерной склонностью к риску. Это означает, что свою профессиональную деятельность респонденты не воспринимают как нечто сложное или рискованное.
Анализируя направленность деятельности авиаспециалистов, мы пришли к следующему:
- в первую очередь, направленность на себя (23,3 % респондентов) свидетельствует об ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно к работе и сотрудникам, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
- во вторую - направленность на дело (20,5 % респондентов) свидетельствует о заинтересованности в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение;
- в третью очередь - направленность на общение (16,5 % респондентов) свидетельствует о менее выраженном стремлении при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентации на совместную деятельность, на социальное одобрение, зависимость от группы и другие факторы.
Таким образом, средние значения исследованной выборки по направленности деятельности характеризуют респондентов как людей, направленных в своей профессии прежде всего на себя, на прямое вознаграждение, агрессивных и властных, лишь во вторую очередь озабоченных профессиональными ценностями и практически не принимающих во внимание ценности коллег, социальное одобрение или привязанность. Такой результат совпадает с данными по ШЭ: сниженная экзистенциальная исполненность как раз и говорит о том, что человек не подпитывает свою экзистенцию самореализацией в профессии, его личностные смыслы практически не совпадают с профессиональными, субъективное благополучие не сформировано, что с легкостью будет приводить к явлениям эмоционального профессионального выгорания.
Полученные данные явно свидетельствуют о недостатке основного ресурса личностного адаптационного потенциала специалиста ГА не только в личностном аспекте, но и относительно социальной дезадаптации [13]. Особенно тревожными в контексте представлений о безопасности полетов выглядят: сниженная способность к приятию решений, ориентированных на осознаваемые ценности; ситуативность принимаемых решений; склонность к фаталистическому мировосприятию и передаче ответственности, а также возможность психосоматических реакций и формирования зависимостей как ответ на профессиональные стрессы.
Сравнение с контрольной группой (менеджеры среднего звена, таблица 1) показывает, что представители летного состава обладают более сниженными показателями практически по всем шкалам, а значимость различий подтверждается по шкалам V (ответственность), Р (персональность) и й (экзистенциальная исполненность). Эти результаты совпадают со значениями параметров ШЭ у здоровых мужчин, полученных при исследовании группы психически здоровых, работающих мужчин (средний возраст - 34 года). Согласно данным исследования М. В. Чеховской и К. Ю. Белозёровой, все средние значения исследуемых респондентов по всем шкалам опросника ШЭ превышают средние значения, полученные нами для группы летчиков [16]. Это свидетельствует о недоразвитии экзистенциальной исполненности у авиаспециалистов. Причем причины этого феномена, как мы полагаем, могут быть объяснены как особенностями профотбора (отбираются лица, заранее готовые не исполнять свою жизнь самостоятельно, а подчинить ее строгим рамкам профессии), так и профессиональными деформациями, возникающими в процессе выполнения человеком строгих предписаний, нормативов и обязательств избранной профессии.
Таким образом, наша первая гипотеза не подтверждается. Представители летного состава не обладают высоким уровнем экзистенции по сравнению с представителями других профессий.
Корелляционно-регрессионнный анализ показателей выполнялся с применением статистического пакета SPSS 17.0. В результате статистического анализа были выявлены значимые корреляционные связи (* p = 0,05; ** p = 0,01):
1. Вовлеченность коррелирует со шкалами ШЭ: самотрансенденции (0,573)**, свободы (0,433)*, персональности (0,472)*, экзистенции (0,492)*, экзистенциальной исполненности (0,469)**.
2. Направленность на себя коррелирует со шкалами ШЭ: самотрансенденции (0,493)*, свободы (0,545)**, ответственности (0,418)*, экзистенции (0,405)*, экзистенциальной исполненности (0,441)*.
3. Направленность на внешние действия отрицательно взаимосвязана со шкалами ШЭ: самотрансенденции (-0,592)**, свободы (-0,561**), ответственности (-0,433*), персональности (-0,478*), экзистенции (-0,511**), экзистенциальной исполненности (-0,496*).
Результаты отражают вполне закономерную связь вовлеченности и направленности на себя с экзистенциональной исполненностью. Однако направленность на действия оказывается резко и значимо противоположна экзистенции. То есть, для всех авиаспециалистов при выполнении их деятельности характерны: чувство несвободы, тенденция уходить от ответственности, отсутствие ощущений самовоплощения, самореализации, личностного вклада в дело и общего субъективного неблагополучия. На наш взгляд, это связано с тем, что обязанности и уровень ответственности авиаспециалиста изменчивы и нестабильны (например, некоторые авиакомпании придерживаются правил постоянного делегирования полномочий, где каждый новый рейс будет связан с новой ответственностью для каждого члена экипажа воздушного судна). Таким образом, наша вторая гипотеза подтвердилась, и экзистенциальная исполненность у авиаспециалистов связана с вовлеченностью и направленностью профессиональной деятельности на себя.
Важно отметить, что шкала «Готовность к риску» не образует значимых корреляционных связей с другими шкалами, что говорит о не связанности этой характеристики ни с экзистенцией, ни с вовлеченностью, ни с направленностью в деятельности. Беседы с респондентами позволяют сформулировать предположение, что риск является настолько органичной частью их профессии, что, во-первых, его наличие в ординарных условиях полета уже не воспринимается, а во-вторых, его наличие не является тем, что привлекает в профессии.
Для выявления направленности корреляционных взаимосвязей проводился однофакторный регрессионный анализ, который показал наличие значимых связей между шкалой «Вовлеченность» (первичный компонент) и шкалами ШЭ (вторичные, т. е. зависимые от первичного компоненты). Данные анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты регрессионного анализа
Шкалы SD ST F V P E G
ВОВл Ь = 1,1* Ь = 2,1** Ь = 2,1** - Ь = 3,3** Ь = 3,4* Ь = 6,8**
НС - - - - - Ь = 1,2** Ь = 1,6*
НВД Ь = -1,4** Ь = -2,3**
*Р = 0,05; **Р = 0,01
Профессиональная вовлеченность у авиаспециалистов является первичным фактором в процессе формирования экзистенциальной ис-полненности. Для объяснения этого следует привлечь концепцию инте-риоризации высших психических функций Л. С. Выготского. Экзистенция у авиаспециалистов первоначально осуществляется как интерпсихический процесс, будучи опосредована проявлениями вовлеченности. Организация «задает» модель вовлеченного поведения с помощью жестких стандартов профессиональной деятельности, дисциплинарных норм и профессиональной этики. Затем, будучи многократно повторенной в тренировочных и реальных эпизодах деятельности, вовлеченность уже реализуется как внутренний, интрапсихический процесс. То есть, будучи искренне вовлеченными в свое дело, авиаспециалисты невольно начинают «примерять» на себя модели действий и принятия решений, характерные для экзистенциально исполненных личностей, постепенно овладевая этими характеристиками интериоризируют их. Особенно ярко этот процесс проявляется для таких характеристик, как самотрансценденция, свобода, пер-сональность и экзистенциальная исполненность в целом. Таким же образом вовлеченность влияет на формирование направленности деятельности на себя. Полученные отрицательные коэффициенты свидетельствуют о том, что направленность на себя препятствует формированию направленности на взаимные действия.
Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для специалистов гражданской авиации со средним возрастом 35 лет, средним профессиональным стажем 8 лет характерна низкая экзистенциальная исполненность, особенно мало выраженная для
параметров: «ориентация на ценности», «умение обходиться с собой -персональность», «способность ориентироваться в мире, воплощать себя». При этом они обладают высокой профессиональной вовлеченностью, невыраженной (средней) готовностью к риску и характерной
направленностью деятельности, прежде всего на себя, во вторую очередь - на задачу и в последнюю - на взаимодействие.
2. Низкий уровень экзистенциальной исполненности авиаспециалистов является их специфической характеристикой, что следует из сравнения данной группы с контрольной и с ранее опубликованными исследованиями.
3. Значимо взаимосвязаны: вовлеченность и направленность на себя -с характеристиками экзистенции по большинству шкал; направленность на взаимодействие отрицательно взаимосвязана с экзистенциальными шкалами.
4. Вовлеченность является главным параметром, детерминирующим развитие экзистенциальной исполненности.
Полученные результаты позволяют формулировать некоторые рекомендации, связанные с подготовкой и психологическим сопровождением летного состава, среди которых основными мы считаем: проведение мониторинга интегральных ценностно-смысловых параметров личности специалистов; проведение мероприятий по повышению вовлеченности и экзистенциальной исполненности специалистов; развитие направленности на взаимные действия как характеристику, повышающую экзистенциальную исполненность личности и эффективность деятельности в любой организации.
Литература
1. Алексеенко М. С. Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 34 с.
2. Апасова Е. В. Уровень осмысленности жизни у офицеров спецназа: от юности к зрелости // Психологическая наука и образование psyedu.ru. -2013. - № 3.
3. Березовская Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - 26. - С. 23-28.
4. Бойко И. М., Маруняк С. В., Мосягин И. Г. Психологические особенности летчиков истребительной авиации европейского севера России // Экология человека. - 2009. - № 2. - С. 28-31.
5. Дорошев В. Г. Системный подход к здоровью летного состава в XXI веке. -М.: Паритет Граф, 2000. - 368 с.
6. Лысаков Н. Д.,Лысакова Е. Н. Современные тенденции развития отечественной авиационной психологии // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 2. - С. 100-106.
7. ЛысаковаЕ.Н.Этапы развития отечественной авиационной психологии // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 44. - С. 59-65.
8. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 24-31.
9. Мальчинский Ф. В. Личность курсанта: психологические особенности бытия. - Краснодар: Изд-во ВУНЦ ВВС, 2012. - 275 с.
10. Никифоров Г. С. Психология профессионального здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 480 с.
11. ПравдинаЛ. Р., Васильева О. С. Ценностно-смысловые аспекты профессионального здоровья // Инженерный вестник Дона. - 2014. - № 3. -С. 81-83.
12. Сиваш О. Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 21 с.
13. Сидоренков А. В., Коваль Е. С. Взаимосвязь групповых феноменов и социально-психологической адаптации работников в организации // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 1. - С. 34-45.
14. Скрипкина Т. П., Шипитько О. Ю. Психологические факторы профессиональной самореализации менеджеров по продажам // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. -№ 12. - С. 35-41.
15. Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2012. - 21 с.
16. Чеховская М. В., Белозерова К. Ю. Особенности самосознания больных параноидной шизофренией // Территория новых возможностей. -2014. - № 4 (27).
17. Шеина С. Г., Хамавова А. А., Исматулаева Н. А. Комфортная среда жизнедеятельности: новые стандарты устойчивого развития сельских территорий // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 4.
18. Шингаев С. М. Психологические факторы профессионального здоровья менеджеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. Серия 12. Выпуск 4. - 2011. - С. 242-250.
19. Щербакова Е. А. Личностные особенности военного летчика высокого класса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 2.
20. Lyssakova E. N., Lyssakov N. D. Correlation between chronotopes and psychological health in pilots // European psychiatry. - 2012. - V. 26. -Suppl. 1.
21. Lyssakova E. N., Lyssakov N. D. Development of the pilot's image: from pathological to normal // European psychiatry. - 2011. - V. 26. - Suppl. 1.