Научная статья на тему 'Экзистенциализм во Вьетнаме: некоторый аспекты распространения и изучения'

Экзистенциализм во Вьетнаме: некоторый аспекты распространения и изучения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ТРЕВОГА / ОДИНОЧЕСТВО / БУНТ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БУДДИЗМ / СТРАДАНИЕ / ТОСКА / ТОШНОТА / СВОБОДА / ОТЧУЖДЕНИЕ / LITERATURE AND PHILOSOPHY OF SOUTHERN VIETNAM / EXISTENTIALISM / WORRIES / LONELY / REVOLT / RESPONSIBILITY / LIBERTY / BUDDHISM / SUFFERING / ANGUISH / SICKNESS / ALIENATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ле Тхи Тует

В статье анализируется распространение, изучение и влияние экзистенциализма на жизнь южновьетнамского общества в 1954-1975 гг. в философском и литературном аспектах. Автор показывает, что его распространение было связано как с формированием исследовательских философских кадров, специализирующихся в области современной западной философии, так и через литературные произведения и литературную критику. Обсуждаются причины востребованности экзистенциализма во Вьетнаме, рассматриваются некоторые аспекты его современного изучения в учебных заведениях страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existentialism in Vietnam: Some Aspects of Widespread and Studying

XX century was one of the most important periods in the history of the Vietnamese people, as well as a time of active philosophy development in Vietnam, when the it actively began to penetrate western ideas. Today, at the beginning of the XXI century, great importance is the objective study of the propagation process of Western philosophical teachings in Vietnam, as well as adequate assessment of their impact on the Vietnamese philosophy development. In my article, using the method of philosophical and literary analysis I examine widespread of existentialism, studying and impacts on the social life of Southern Vietnam during the period of 1954-1975 in philosophical and literary aspects. According to the author, existentialism attaches with the formation of modern Western philosophers in Vietnam had brought to Southern Vietnam’s literature significant changes on many aspects. On one hand, existentialism caused liberal reactions of many youths who could not find their ways during wartime. On the other hand, it led to thoughts and questions about human destiny and awareness of responsibilities of the country. Since 1975, existentialism has been restored from cruel criticism and has been taught in philosophy curriculum in Vietnam.

Текст научной работы на тему «Экзистенциализм во Вьетнаме: некоторый аспекты распространения и изучения»

УДК 141.32 (597):821.612.91

Ле Тхи Тует

Экзистенциализм во Вьетнаме: некоторый аспекты распространения и изучения

Ле Тхи Тует, кандидат философских наук, преподаватель философского факультета Университета социальных и гуманитарных наук Вьетнамского национального университета (г. Хошимин)

E-mail: [email protected]

В статье анализируется распространение, изучение и влияние экзистенциализма на жизнь южновьетнамского общества в 1954-1975 гг. в философском и литературном аспектах. Автор показывает, что его распространение было связано как с формированием исследовательских философских кадров, специализирующихся в области современной западной философии, так и через литературные произведения и литературную критику. Обсуждаются причины востребованности экзистенциализма во Вьетнаме, рассматриваются некоторые аспекты его современного изучения в учебных заведениях страны.

Ключевые слова: экзистенциализм, тревога, одиночество, бунт, ответственность, буддизм, страдание, тоска, тошнота, свобода, отчуждение.

ншм

Позднее всего присоединенная к историческому Вьетнамскому государству территория Южного Вьетнама была относительно легко захвачена Францией в XIX в. и стала - в отличие от сохранявших статус протекторатов Северного и Центрального Вьетнама - колонией Кохинхина, от которой избирались депутаты во французский парламент. По этой причине французские интересы здесь были сильнее, чем в остальной части Вьетнама, даже тогда, когда 1954 г. согласно Женевским соглашениям произошло временное разделение Вьетнама и премьер-министр Южного Вьетнама Нго Динь Дьем отменил привилегии Франции в стране и предоставил их США. Способствовало сохранению французского культурного влияния и то, что в середине 1950-х гг.в Южный Вьетнам из Северного бежало значительное количество католиков.

До 1975 г. (т.е. до падения южновьетнамской администрации и воссоединения страны) в Южном Вьетнаме распространялось множество современных западных философских течений, однако наиболее глубокое и длительное влияние оказал именно экзистенциализм. В период с 1961 до конца 1962 г. Чан Тхай Динь (1921-2005) опубликовал в журнале «Бать кхоа» («Универсализм») целый ряд статей об экзистенциалистском учении, которые потом были собраны в специальный труд «Философия экзистенциализма». Благодаря убедительному стилю изложения, гибким разъяснениям специалиста, глубоко разбирающегося в предмете и имеющего о нем свое собственное мнение, эта книга перешагнула границы университетов и стала достоянием широкого круга читателей, оказав в то время немалое влияние на общество. Изложив общий взгляд на философию экзистенциализма, основные его положения и два его основных течения - религиозный и атеистический, - автор далее

провёл глубокий анализ философии Кьеркегора, Ницше, Гуссерля, Ясперса, Марселя, Сартра и Хайдеггера.

Будучи священником, Чан Тхай Динь симпатизировал религиозному экзистенциализму (Кьеркегор, Ясперс, Марсель) и не скрывал своей неприязни к экзистенциалистам-атеистам (Камю и Сартру). Он замечал, что Сартр отличается «чрезмерной риторикой и недостатком конструктивного духа». По его мнению, «философия Сартра -это философия индивидуализма и эгоизма...»1. Он даже называл его «бесчеловечным, жестоким и близоруким». Чан Тхай Динь одобрял и возносил как понятие «я», так и «мы», отталкиваясь от Г. Марселя, в то время как Сартр и Камю утверждали, что человеку судьбой предопределено терпеть одиночество и заблуждение. По мне-

Чан Тхай Динь (Tran Thai Dinh, 1921-2005), философ, историк философии

Обложка монографии Чан Тхай Диня «Философия экзистенциализма» (Сайгон, 1968)

1 Чан Тхай Динь. Философия экзистенциализма. Сайгон: Тхой мой, 1968. С. 380. (На вьетнамском языке).

нию Чан Тхай Диня мысль Сартра является своего рода «удушающей философией», поскольку она «не открывает для человека дорогу к Богу», о чем всегда говорили Ясперс и Марсель. В этой области Сартр пошел по пути Ницше: «Бог умер!». Но если Бог умер, то человеку больше не на кого опереться и он может делать всё, что угодно. Таким образом, на взгляд Чан Тхай Диня, философия Сартра является односторонней, поскольку она обрезает человеческие отношения как по горизонтали, так и по вертикали: по горизонтали человек не развивает своих отношений с другими людьми; по вертикали у человека отсутствует связь с Богом.

Понимание экзистенциализм Чан Тхай Диня испытывает явное влияние оценки философии Сартра Эммануэлем Мунье. Основатель персонализма считал философию Сартра «философией отказа» (рЫ^орЫе ёе dёgagement), заменяющей «философию обязательств» (philosophie ёе d’engagement). Согласно Мунье, религиозный экзистенциализм является подлинным экзистенциализмом, в то время как атеистический - ложен. Чан Тхай Динь считает, что персонализм Мунье - это «попытка объединить преимущества двух теорий - экзистенциалистской и марксистской, и при этом максимально избежать их крайностей»1. Вначале Чан Тхай Динь не уделял внимания Хайдеггеру, поскольку считал его философию атеистической и негативной, однако после прочтения «Письма о гуманизме», он изменил свое отношение, обнаружив, что философия Хайдеггера является «предшественником веры».

В то же время очевидно, что священнику и профессору университета Чан Тхай Диню было трудно разделить окрашенное в трагические тона мировоззрение Сартра и его мятежное отношение к жизни. В первых же строках «Философии экзистенциализма» автор пишет: «Теория экзистенциализма содержит в себе много положительных моментов, перемешанных с большим количеством негативных. Хорошее в экзистенциализме завлекает к нему молодежь. Однако поскольку молодым людям зачастую недостает проницательности для того, чтобы различить хорошее и плохое, то они заглатывают и те ядовитые вещества, которые намешаны в этом учении»2. Завершая главу «Сартр - экзистенциалист абсурда», автор заключает: «Сартру недоставало любви. Он жил в роскоши, обладая огромным семейным состоянием. Его духовная дочь Саган также принадлежала к сословию богатых буржуа, купавшихся в деньгах и удовлетворявших любые сексуальные желания. <...> В наши дни происходит то же самое. Как только будет положен конец буржуазному образу жизни, тогда закончится действие яда экзистенциализма Сартра. Трудолюбивому вьетнамскому народу требуется философия, более соответствующая его повседневной жизни» . Согласно Чан Тхай Диню, человек в идеологии Сартра «бесконечно одинок, никогда не способен на сочувствие к другому человеку»4.

Когда Сартр, вслед за Фейербахом и Марксом, утверждает, что «Бог - это всего лишь отчуждение человека», Чан Тхай Динь замечает: «.эта идея уже слишком стара». Однако высказывание Сартра о том, что коммунизм совершенно не считается с личностью человека, философ, напротив, счел «заслугой Сартра перед человечеством». В свою очередь, тот факт, что Хайдеггер в своей философии не касался теологических тем, Чан Тхай Динь объяснял тем, что у Хайдеггера «не было времени»5.

Если Чан Тхай Динь не уделял должного внимания роли Хайдеггера в развитии экзистенциалистской мысли, то Ле Тон Нгием (1920-1979) - приходской священник, профессор Сайгонского университета гуманитарных наук - как раз проявлял глубокий интерес к этому мыслителю. Он написал две монографии, представляющие философию Хайдеггера, - «Хайдеггер до краха западной идеологии» и «Где истоки идеологии, или путь философии от Канта до Хайдеггера». В первой работе автор представляет теорию Хайдеггера как ответ на трудноразрешимые и тупиковые вопросы современной западной философии, во второй анализирует вклад Хайдеггера в ответ на вопросы о человеке, поставленные Кантом в «Критике чистого разума» («Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?» 6), и отсюда приходит к постановке ключевой проблемы, являющейся базовой для трех вышеуказанных вопросов: «Какова природа человека?» с тем, чтобы заложить основу для антропологии.

В монографии «Проблемы современной философии» автор посвящает целую главу теме «Экзистенциалистское движение в социологии», в которой излагает теорию экзистенциализма в ее связи с социологической теорией Макс Вебера. Автор высказывает страстные слова в адрес двух родоначальников философии экзистенциализма: «Кьеркегор и Ницше были ошеломлены и охвачены ужасом, когда они ясно увидели, что человечество катится в пропасть, и попытались разбудить крепко спящий мир»7. В отличие от Чан Тхай Диня, Ле Тон Нгием редко испытывал предубеждение против экзистенциалистов-атеистов, связывая экзистенциализм с марксизмом .

Ле Тхань Чи, заведующий отделением западной философии Сайгонского университета гуманитарных наук, в последние годы войны написал монографию «Феноменология экзистенции». Используя заголовки двух произведений - «Феноменологии Духа» Гегеля и «Феноменологии восприятия» Мерло-Понти - эта книга создавала у читателей впечатление, что автор использует феноменологию для того, чтобы описать экзистенцию человека, но на самом деле это было всего лишь подведение итогов процесса развития философии экзистенциализма от его общего понятия до конкретного проявления в типичных представителях: Кьеркегоре, Ницше, Ясперсе, Сартре и Хайдеггере. Автор совместил рассказ о жизни и деятельности философов с анализом особенностей их точек зрения. Например, в

1 Там же. С. 375.

2 Там же. С. 10.

3 Там же. С. 349.

4 Чан Тхай Динь. Что такое диалектика. Сайгон: Ван мой, 1973. С. 199. (На вьетнамском языке).

5 Чан Тхай Динь. Философия экзистенциализма. С. 383.

6 Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 8 т. Т. 3. М.: ЧОРО, 1994. С. 588.

7 Ле Тон Нгием. Проблемы современной философии. Сайгон: Ра Хой, 1971. С. 158. (На вьетнамском языке).

8 Там же. С. 209.

мнСгас вё

ТМИТ НОС Н1&4 ВА1

Титульный лист монографии Ле Тон Нгиема «Проблемы современной философии». (Сайгон, 1971)

главе «Ж.П. Сартр, или раскат грома в ночи посреди сна о Великом единении человечества» есть подразделы «Блудный сын», «Характер и личность», «Литературная деятельность Сартра», «На корабле небытия», «Сознание -исходная точка», «Раздуть небытие в космос» и др. После таких литературных заголовков следует достаточно глубокое и подробное изложение. Но эта книга оказала ограниченное воздействие и лишь в университетских кругах.

Говоря об изучении экзистенциализме в Южном Вьетнаме, необходимо также уделить внимание Нгуен Ван Чунгу - не только потому, что он являлся одним из профессоров философии, много написавшим об этом движении, но и потому, что его произведения в то время имели большой резонанс. Можно сказать, что он выступал в качестве главного моста, по которому экзистенциализм проникал в общество Южного Вьетнама и распространялся среди интеллигенции, деятелей искусства и литературы, студентов. Хотя у Нгуен Ван Чунга нет отдельной монографии об экзистенциализме, как у его коллег, однако экзистенциалистские идеи, особенно Сартра, глубоко пропитывают практически все его литературные и философские труды, проявлялись в его политической и общественной деятельности.

Будучи верующим христианином, как и Чан Тхай Динь, Нгуен Ван Чунг однако имел совершенно другую позицию в отношении экзистенциализма. Если первый склонялся к религиозному экзистенциализму, то второму был ближе атеистический. Если первый в основном рассматривал философию экзистенциализма в качестве объекта для изучения, то второй воспринимал это учение как философию жизни, отношения к человеку. Вернувшись на родину после учебы в Европе, в своих первых статьях в журнале «Высшее образование» Нгуен Ван Чунг популяризировал экзистенциалистское учение и использовал его для анализа и оценки некоторых явлений в литературе и искусстве. Вслед за этим в таких своих работах, как «Общая философия», «Введение в философию», «Краткий очерк по литературе», «Создание художественного произведения» и др., он анализировал взгляды Сартра. Читатели Южного Вьетнама познакомились с такими понятиями учения Сартра, как тревога, выбор, ответственность и др. именно благодаря книгам Нгуен Ван Чунга по введению в философию. Для него Сартр был не только культурным явлением, но и духовной опорой, источником и ответом на вопросы человека, находящегося в конкретном положении, в конкретной обстановке: «Сартр страстно хотел найти философию, которая придала бы жизни истинный смысл. Г оворя иными словами, Сартр считал философию чем-то важным, необходимым, связанным с жизнью, а не только полем теоретических сражений и абстрактных размышлений»1.

Обсуждая отношения между экзистенциализмом и буддизмом, в статье «Проблема освобождения человека в буддизме и идеологии Сартра», опубликованной в журнале «Высшее образование», Нгуен Ван Чунг утверждал, что в восточном буддизме и современной западной философии есть схожие положения об освобождении, «особенно похожи друг на друга» буддизм и философия Сартра. Схожесть состоит в том, что жизнь человека по буддизму есть страдания (ёикИа), также как Сартр считает, что бытие есть тоска и тошнота (1а пашес). Буддизм учит, что человек должен освободиться, добившись выхода из этого непостоянного мира, вырваться из круга вечных перерождений (сансары) - так же, как Сартр говорит о том, что человек должен вырваться из тошнотворности бытия. Оба философских учения считают, что освобождение - это дело самого человека, каждой личности, и вместо нее этого не сделает никто, никакой бог. Человек сам привязывает себя к колесу сансары своими желаниями, поэтому именно он должен сам освободиться из этого вечно меняющегося мира. Также и Сартр говорит о том, что человек сам создает свой характер своими действиями: «Человек - это прежде всего проект» . Действие же подразумевает свободу выбора и цель. Человек свободен в своем выборе и свободен в своей конечной цели. Эти две точки зрения сходятся в признании того, что человек свободен. Однако результаты освобождения в двух философских системах не похожи друг на друга. И та, и другая говорят об усилиях, направленных на освобождение. Однако, с точки зрения Сартра, человек терпит поражение и осознает свою трагическую судьбу. В буддизме же человек, занимаясь самосовершенствованием, может достичь освобождения вплоть до полной свободы. Таким образом, буддизм выступает в конечном итоге как учение оптимистичное.

Помимо упомянутых выше мыслителей, многие и по-разному во Вьетнаме писали об экзистенциализме. Среди таких философов - Ву Динь Лыу (р. 1945), Тхе Фонг (р. 1932), Нгуен Чонг Ван (р. 1957), Данг Фунг Ку-ан (р. 1942), Чан Хуан Кием (р. 1943) и др.

Философия экзистенциализма и экзистенциалистская литература вместе пришли в города Южного Вьетнама и в годы его существования (1954-1975) вместе оказывали глубокое влияние на вьетнамскую литературу того периода. Однако весьма трудно определить, где сказывалось влияние именно философии, а где - литературы, поскольку это было не механический процесс или копирование. Да и у самих всемирно известных представителей экзистенциализма также невозможно отделить литературную составляющую от философской. Философы писали литературные произведения, стремясь в художественной форме передать свои идеи, и это литературное творчество также является органической частью философии. В свою очередь и городские писатели Южного Вьетнама, глубоко проникаясь идеями и духом экзистенциализма, воплощали их в литературной и искусствоведческой критике. Это еще одна причина, объясняющая, почему экзистенциализм имел такое глубокое влияние на жизнь юга Вьетнама, где в тот период был создан целый пласт экзистенциалистской литературы.

Экзистенциализм в литературе - весьма сложный вопрос, требующий от исследователя глубоких знаний в области не только философии, но и литературы. Согласно Фам Ван Ши, с 1963 г. на Юге Вьетнама влияние экзистенциализма было настолько распространено, что писатели просто терялись, если в их текстах отсутствовали привычные экзистенциалистские термины3. Экзистенциализм стал модой: «Ведущий не идеальный образ жизни, равнодушный к судьбе родины, к жизни общества, жизни семьи, пренебрегающий чувствами верности, не уверенный, сомневающийся в дружбе, любви, поворачивающийся спиной ко всем мечтам и устремлениям; одинокий, исступленный, распутный мизантроп - именно таким представал герой литературных экзистенциалистских

1 Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978. С. 5.

2 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 321.

3 Фам Ван Ши. Идеи современной западной литературы. Ханой: Высшее и среднее образование, 1986. С. 338.

произведений в Сайгоне»1. Фам Ван Ши отмечает, что «поэты в Сайгоне находили в экзистенциалистских понятиях убежище и, опираясь на эти понятия, использовали жизненный опыт людей во временно оккупированных городах, создавая образы личной жизни, полной невзгод, преследуемой холодным небытием, ничем не компенсируемым одиночеством, смертью»2.

В сфере художественной литературы ситуация, в целом, была схожей. Южновьетнамские писатели в тот период также много говорили об абсурде, небытии, смерти. Это легко понять, поскольку жизнь была действительно хрупкой и потерявшей всякий смысл. Здесь мы можем встретить «повторение концепций и метафизических положений, имевшихся в экзистенциализме Запада»3. Например, роман «Кат лэй» («Зыбучий песок») Тхань Там Туена отражает экзистенциалистскую концепцию небытия через душевное состояние героя, оказавшегося в полном тупике, находящегося, в отчаянии, не могущего найти себя, безразличного ко всем и всему. В этом случае отношения с другими людьми не имеют никакого определенного смысла, мы видим только «историю людей, живущих бездеятельно, равнодушно, безучастно...... Чи, персонаж этого

произведения, очень напоминает Антуана Рокантена из «Тошноты» Сартра. Чи говорит

о своем небытии так: «Я не могу найти себя, потому что я нахожусь вне пространства и времени своего организма. Сумасбродство и самолюбие держат меня в тесной клетке иллюзий небытия. Иногда я встречаюсь с некоторыми своими тенями, которые падают на других, но не знаю, как вернуть их себе. Это похоже на то, как будто скрытый огонь сжег все связи, и меня теперь больше нет»4.

Скептическое отношение к смыслу жизни представлено в пьесе Ву Кхак Хоана (1917-1989) «Чингиз Хан». Автор передал своим героям экзистенциалистскую философию в стиле Камю: «Ни одна жизнь не стоит, чтобы ее прожить. Если уж оказалось, что ты живешь, то придется принять жизнь. Найти свой собственный способ жизни. использовать все возможности, чтобы доказать, что ты живешь, что ты можешь быть хозяином своей жизни»5. Нгуен Тхи Хоанг описывает жизнь как «... поспешные, опостылевшие встречи “самца” и “самки”». В человеке теряется все то, что составляет человеческую жизнь: «Нет больше яркого света изумления и страсти, душевного трепета и волнения. Знакомство и - еще хуже - сознательная близость убивают тонкую иллюзию о человеке напротив»6.

Тревога, беспокойство, одиночество - эти экзистенциальные чувства, как и нигилизм, также разрабатывались многими южновьетнамскими писателями. Абсурд, смерть, одиночество, тревога и т.д. приводят к бунту против действительности. Писатели Южного Вьетнама в тот период довольно много повествовали о случаях такого бунта. Бывает бунт, направленный против существующей морали. Бывает бунт, когда человек с головой бросается в разгульную, разрушающую его жизнь. Этот последний тип бунта - уход в распутство и деградацию - как носящий глубоко экзистенциональный характер также часто использовался южновьетнамскими писателями, отчего эротическая литература в тот период стала весьма заметным явлением в Южном Вьетнаме.

В то же время исследователи - как литературоведы, так и представители других специальностей - сходятся во мнении, что экзистенциалистская литература Южного Вьетнама не является истинно экзистенциальной, в отличие от западной. На Западе такая литература отражает мучительную тревогу интеллектуалов по поводу судьбы человека, затерявшегося в противоречиях истории и личной жизни в обстановке раздираемой войной Европы. Западная экзистенциалистская литература - это голос, обвиняющий бесчеловечный социальный порядок, при котором личные свободы отменены, человеческое достоинство и совесть унижены, а душа человека задыхается от обиды, не получая сочувствия себе подобных, и поэтому она имеет определенную гуманистическую ценность.

В южновьетнамской же литературе того периода «экзистенциалистские понятия иллюстрируются или отражаются в вульгарной, искаженной форме»7. Они понимаются неверно и извращаются таким образом, что часто можно услышать даже от самих авторов такие замечания: «При переходе экзистенциалистской теории из чисто философской плоскости в сферу “массовой литературы” она обычно уподобляется разгульному, беспорядочному образу жизни, жизни одним сегодняшним днем, без раздумий о дне завтрашнем»8. В этом случае «всё мизантропическое, аморальное, нарушающее порядок, эксцентричное, пессимистичное, безнравственное считается экзистенциализмом. Название “экзистенциализм” упоминается с насмешкой, презрением. Бездельник, развратник, неряха? Экзистенциалист! Таинственная, мрачная литература, оторванная от действительности, полная избитых выражений и кровосмешения? Экзистенциализм! Философия экзистенциалистской литературы считается чем-то отвратительным и мерзким»9. Эта так называемая «экзистенциальная литература» всего лишь плащ, скрывающий что-то грязное»10. Она только «заимствует существительные из экзистенциалистской теории»11.

Действительно, некоторые произведения экзистенциалистской литературы в Южном Вьетнаме раньше были синонимами бульварной литературы12. Однако влияние экзистенциализма также придало южновьет-

1 Tам же. С. 339.

2 Tам же. С. 34Q.

3 Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978. С. 349.

4 Чан Tхи Май Ньи. Встреча современной литературы Вьетнама. Ханой: Культура, 1994. С. 131. (На вьетнамском языке).

5 Современная буржуазная философия. С. 353.

6 Чан Tхи Май Ньи. Указ. соч. С. 132.

7 Фам Ван Ши. Указ. соч. С. 36Q.

8 Foulquie P. L'existentialisme. Saigon, 1968, р. 6.

9 Нгуен Чонг Ван. Философия экзистенциализма и южновьетнамские писатели // Родина. Сайгон. № 2 (12/1967). С. 18. (На вьетнамском языке).

1Q До Дык Ниеу. Критика экзистенциальной литературы. Ханой: Литература, 1978. С. 259. (На вьетнамском языке).

11 Нгуен Чонг Ван. Указ. соч. С. 3Q.

12 См. подробнее: Ле Ким Чау. Экзистенциализм: распространение и влияние на юге Вьетнама. Дисс. ... канд. философ. наук. Ханой, 1997. С. 112-118. (На вьетнамском языке).

РН4М vAN st

jfr- VE JS TtffrNG

va

v|.noc

РН1ШНК TAY HlfN DAI

•*41 а ос \'А ТВ1*С нос сиитгЕ* КЫ1!( !*

Титульный лист монографии Фам Ван Ши «Идеи современной западной литературы» (Ханой, 1986)

намской литературе свое лицо, и в том числе некоторые положительные качества, достойные того, чтобы их отметить. Поэтому, рассматривая литературу Южного Вьетнама этого периода, необходимо быть объективным, отделяя «зерна от плевел».

В общем и целом же можно сказать, что экзистенциализм повлиял на жизнь южновьетнамского общества 1954-1975 годов в трех следующих аспектах:

Во-первых, в плане теории философии и литературы: экзистенциализм связан с формированием исследовательских кадров в высших учебных заведениях Южного Вьетнама.

Во-вторых, в плане литературного творчества экзистенциализм принес в южновьетнамскую литературу значительные изменения: художественную концепцию одинокого человека в мире абсурда, лексику и технику феноменологического описания. Это могло быть как стихийное, так и осознанное влияние у авторов, непосредственно читавших труды по теории и литературному творчеству западноевропейских экзистенциалистов.

В-третьих, в плане отношения к жизни влияние экзистенциализма также исключительно сложное. С одной стороны, нельзя отрицать, что оно привело к реакции бунта, безоглядного наслаждения жизнью среди некоторой части легкомысленной молодежи, которая не смогла найти своего пути в условиях войны. С другой стороны, оно вызвало раздумья, тревогу за судьбу человека, сознание ответственности за ситуацию в стране и за выбор поведения, действий по участию каждого члена общества в делах страны. Человек в экзистенциализме свободен и ответственен, ибо он «творит себя "по своему образу и подобию”»1.

В 1975 г. Юг Вьетнама был полностью освобожден и страна воссоединилась.

Часть интеллигенции Южного Вьетнама, в том числе исследователи западной философии, уехали в эмиграцию в США и другие страны. Часть же ученых, оставшихся в стране, переориентировалась на исследования в других областях. Издававшиеся материалы, касающиеся современной западной философии, более не публиковались, не использовались и не продавались. Но после начала во Вьетнаме процесса обновления страны - с конца BQ-х гг. ХХ в. - интерес к изучению современной западной философии постепенно возобновился: были переизданы некоторые переводные материалы и исследования, сделанные представителями южновьетнамской интеллигенции до 1975 г. Современная западная философия, в том числе экзистенциализм, была внесена в учебники по философии для высших учебных заведений и колледжей по всей стране. В отличие от прежних лет, когда изучение экзистенциализма предполагало исключительно критику последнего, сегодня целью исследований в этой области является стремление понять, изучить и воспринять те положительные ценности, которые содержатся в этом учении, так как оно «.пробудило в людях беспокойство о смысле жизни»2.

ЛИTЕРАTУРА

1. До Дык Ниеу. Критика экзистенциальной литературы. Ханой: Литература, 1978. (На вьетнамском языке).

2. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 8 т. T. 3. М.: ЧОРО, 1994.

3. Ле Ким Чау. Экзистенциализм: распространение и влияние на юге Вьетнама. Дисс. ... канд. философ. наук. Ханой,

1997. (На вьетнамском языке).

4. Ле ^н Нгием. Проблемы современной философии. Сайгон: Ра Хой, 1971. (На вьетнамском языке).

5. Марксистско-ленинская философия / Под. ред. Нгуен Зуи Куи. Ханой: Государственная политика, 2QQ4. (На вьетнам-

ском языке).

6. Нгуен Чонг Ван. Философия экзистенциализма и южновьетнамские писатели // Родина. Сайгон. № 2 (12/1967). С. 18-3Q.

(На вьетнамском языке).

7. Нижников С.А. Философия. М.: ИНФРА-М, 2Q12.

8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. C. 319-344.

9. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978.

Ю. Фам Ван Ши. Идеи современной западной литературы. Ханой: Высшее и среднее образование, 1986.

11. Чан Tхай Динь. Философия экзистенциализма. Сайгон: Tхой мой, 1968. (На вьетнамском языке).

12. Чан Tхай Динь. Что такое диалектика. Сайгон: Ван мой, 1973. (На вьетнамском языке).

13. Чан Tхи Май Ньи. Встреча современной литературы Вьетнама. Ханой: Культура, 1994. (На вьетнамском языке).

14. Barnes L.C. Vietnam and the Colonial Condition of French Literature: Andre Malraux, Marguerite Duras, Linda Lё. Los Ange-

les: University of California, 2Q1Q.

15. Foulquie P. L'existentialisme. Saigon, 1968.

16. Foulquie P. Metaphysique. Paris: Les Editions De L’Ecole, 1957.

17. Gadkar-Wilcox W. "Existentialism and Intellectual Culture in South Vietnam." Journal of Asian Studies 73.Q2 (2Q14): 377-395.

18. Sartre J.-P. Existentialism and Human Emotions. New York: Citadel Press, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Truong An H. "Vietnam's Cultural Purge." Index on Censorship 7.4 (1978): 3-7.

2Q. Vao P. Literature in South Vietnam, 1954-1975. Melbourne: Vietnamese Language & Culture Publications, 1992.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Ле Тхи Тует. Экзистенциализм во Вьетнаме: нектороные аспекты распространения и изучения / Ле Тхи Тует // Пространство и Время. — 2014. — № 3(17). — С. 67—71. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st3-17.2014.22

1 Нижников С.А. Философия. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 276.

2 Марксистско-ленинская философия / Под. ред. Нгуен Зуи Куи. Ханой: Государственная политика, 2004. С. 646. (На вьетнамском языке).

ПОСІЛО DUC VABAOTW . ‘ TRUONG DA] HOC TONG HOP BA MM ' '

і | ..Г ПЛИТНІ МЛІ ИП -

І v •' . - CHUNGH1A ЩЕКВАІ І ■ VAVANHOCVtETSAMiHlENDAI .

І i!-- ' ’■ ^ 1AJAJ4 AN РИО TIEN Я LHOA HOC WiUVAK ' ■ • і

і ПА N01-1993 •/ '

jk • f V ' J і

Обложка диссертации Чан Тхи Май Ньи «Встреча современной литературы Вьетнама» (Ханой, 1993)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.