65-78.
8. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. 288 с.
9. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука, 1976. 128 с.
10. Якубенко К.Ю. Формирование арабо-исламской политической идеологии (УШ-Х1У вв.) // Сибирский юридический вестник. 2008, N° 4. С. 13-21.
© Салимов Д., 2016
УДК 141:159.923
Н. В. Чудина-Шмидт
канд.философ.н Крымский филиал Краснодарского университета МВД России г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: frog-79@mail.ru
ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ ИНТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
Основной целью статьи является рассмотрение особенностей проявления экстремального поведения личности в условиях интолерантного общества. В результате проведенного исследования можно заключить, что в любой системе экстремальность присутствует как на внешнем, так и на внутреннем уровне бытия системы, но на качественную характеристику такой экстремальности влияет внутреннее состояние самой системы. Именно поэтому в толерантном обществе экстремальность, в большинстве случаев будет иметь положительный вектор направленности действия. В то время как в интолерантном - наоборот - негативный.
Ключевые слова
Экстрим, экстремальность, экстремал, экстремальное поведение, толерантность, интолерантность.
В условиях развития техногенной цивилизации и глобализационных процессов ритм жизни человека становится все интенсивнее, что дает возможность говорить об ускорении жизненного ритма, особенно в сравнении с предшествующими эпохами. Это заставляет вести речь о «новом» антропологическом типе человека[5], которому приходится затрачивать все больше и больше жизненных сил для обеспечения адекватного условиям существования и влечет за собой вероятность его выхода на границу нормы функционированиям его нервной системы. Тогда в условиях всеобщего ускорения происходит рост экстремальных проявлений человеческой активности во всех сферах общественной жизни. На индивидуальном уровне заявленная проблема имеет антропологический смысл, а проявляясь в социальной среде на уровне различных типов экстремальности (в зависимости от отношения индивида к обществу) констатирует свою социальную обусловленность^].
Актуальность проблемы усиливается в условиях интолерантного общества, основным атрибутом которого выступает - нетерпимость.
Рассмотрению экстремальности в условиях интолерантного общества и посвящено данное исследование. Однако, для корректного и точного понимания смысла заявленной проблемы есть необходимость обозначить ключевые понятия и специфику их употребления в указанном контексте.
Так под экстремальностью понимается такой социальный феномен, который существует с образования самого общества, а точнее с момента зарождения человека как homo civilas (человека общественного). На протяжении веков многие мыслители пытались дать определение тем явлениям, которые теперь называются экстремальными. Однако все эти исследования, по существу, были направлены на изучение проявления,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
того, что в духе заявленного дискурса определяется как концепт «экстрим» [7]. Тем не менее, сам термин «экстрим» еще не заявил о себе как научное понятие и не был дан в научном понимании. Можно сказать, что это слэнговое понятие, и его появление в современном понимании получает свое развитие только во второй половине ХХ века, в контексте определения нестандартных, новых, рискованных действий человека, как в общественной деятельности, так и в индивидуальной жизни. И все же, следует отметить, что в истории развития человеческой мысли, начиная со времен античной Греции, уже рассматривается предложенный феномен в разных аспектах своего существования. В рамках заявленного исследования наибольший интерес представляет психологическое рассмотрение экстремальных проявлений. И одним из ключевых моментов здесь выступает - стресс. В научной литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую напряженность воздействий и ситуаций. Они и называются стрессорами. При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как «сложность», «трудность», «эмоциогенность», «критичность», «чрезвычайность», «экстремальность», «сверхэкстремальность», «гиперстрессовость». Считается, что экстремальность является частным случаем стресса и рассматривается как особенность стрессоров.
Существует несколько определений экстремальности, но при употреблении этого понятия ясно, что речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности или поведения индивида, а о нестандартных действиях и обстоятельствах. Экстремальность обусловливается не только интенсивностью, деятельностью, но и другими параметрами стрессоров.
Тогда становится понятным, что экстрим - относится к внутреннему миру человека, а его проявление
- экстремальность уже обнаруживает себя в социальной сфере. Тогда можно дать следующее определение экстремальности как виду особой деятельности субъекта экстрима при определенных социокультурных и психосоматических условиях, способной принимать разные формы. Из определения следует, что экстремальность это проявление экстрима в социокультурной реальности. И здесь заявляет о себе необходимость рассмотрения структуры общества, в которой действует экстремальная личность. Это обусловлено соотношением воздействия внешних факторов на внутренние предпосылки, в результате чего выходит качественная характеристика (положительную или отрицательную) в соответствии с которой оценивается действие личности. Наибольший интерес тогда представляют общественные системы, находящиеся в нестабильном, трансформирующемся, переходном, а, следовательно, подвижном состоянии[1].
В рамках заявленного исследования речь пойдет о интолерантной общественной системе [4]. Рассмотрим ее основные признаки. Так интолерантное общество - это в первую очередь полярное общество, в котором четко расчерчена граница «Свой - Чужой». Поскольку «Чужой» это всегда тот, кто несет в себе потенциальную угрозу жизни, то возникает необходимость защиты. А, как известно лучший способ защиты
- это нападение. Из этой системы с необходимостью вытекают все определенные атрибуты интолерантности: этноцентризм, дискриминация по различным основаниям, негативные стереотипы, расизм, национализм, фашизм, ксенофобия в форме этнофобии, мигрантофоби и и много других[3].
Тогда можно определить два основных уровня экстремальности в интолерантной системе: во-первых, внутренний, на уровне неприятия «Чужого», которого надо уничтожить, не надо даже понимать. Об этом начали говорить мыслители уже в начале XX века. Экстремальность в таком случае проявляется как граничное состояние «между», двумя мирами: миром «своих» и миром «Чужих», тогда субъект экстрима[6] и экстремально действующая личность находится в состоянии «Другого» («Иного»), что вполне вписывается в определенные вначале понятия. Во-вторых, внешний, когда в социальной системе обнаруживается личность, которая действует в соответствии со своими установками. Личность в таком случае - это всегда субъект экстрима, поскольку способна совершать поступки.
Делая вывод, можно заключить, что в любой системе экстремальность присутствует на внешнем и внутреннем уровне бытия системы, но на качественную характеристику такой экстремальности влияет внутреннее состояние самой системы. Например, в толерантном обществе экстремальность, в большинстве случаев будет иметь положительный вектор направленности действий. В то время как в интолерантном -наоборот - негативный.
Список использованной литературы:
1. Буткевич С.А. Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов крымского федерального округа к законодательству российской федерации//Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к годовщине вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации / Под общей редакцией С.А. Буткевича. 2015.
2. Коноплева А.А. Детерминанты межкультурных взаимодействий в Республике Крым//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-3 (58). С. 118-121.
3. Коноплева А.А. Радикальные проявления в культуре//ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НАУКИ XXI ВЕКА Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 109-111.
4. Коноплева А.А. Регулирование межэтнических взаимоотношений в Республике Крым в рамках профилактики развития экстремизма//Символ науки. 2015. № 11-2. С. 72-75.
5. Чудина Н.В. Homo extremality - человек XXI века// Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. 2014 Том 27. № 1-2 (66) . - С.99 - 104.
6. Чудина Н.В. Субъект консолидированного экстрима как агент развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции / под общей редакцией В.А. Сосова. -Новороссийск: ООО «Издательский Дом - Юг», 2014. - С. 576 - 580.
7. Чудина-Шмидт Н.В. Условия и факторы формирования экстремального поведения субъектов экстрима// Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики. Крым, 2015. - 328с. - С.32 - 41.
© Чудина-Шмидт Н.В., 2016
УДК 303
Шубина Марина Михайловна
д.ф.н., профессор кафедры «Философия, история и мировые религии» ИСОиП (филиал) ДГТУ E-mail: shubina-m@mail.ru Воронина Екатерина Владимировна магистрант гр. СНД-Tgll ИСОиП (филиал) ДГТУ г. Шахты, Российская Федерация
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация
В статье рассмотрены приемы и методы научного познания, применяемые для исследования экономической системы, такие как индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование. Особое внимание уделено философским методам экономического познания: противоречие, взаимодействие, детерминизм и др. Дан краткий анализ работ авторов, исследующих данную проблематику.
Ключевые слова. Экономическая система, метод, философия, наука, понятие.
Экономическая система представляет собой совокупность общественных отношений, которые