2011 годов» формировались в условиях стабильно растущей экономики и предполагали ряд мер, направленных на совершенствование налоговой системы страны. Был продекларирован отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесписочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределил необходимость корректировки налоговой политики государства в сложившихся условиях, поэтому Минфин России и Минэкономразвития России разработал новый документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», учитывающий ряд мер, касающихся всех участников налоговых отношений на среднесписочный период. Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.
Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:
- совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
- создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
- совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполни-
тельной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики» позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.
В трехлетней перспективе 2010-2012 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики останутся такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы. Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации» на трехлетний период позволят определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приведет к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ.
© Антипенко Н. А., Иванченко Л. А., 2010
УДК 669.713.7
Э. А. Батурина Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА
Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Экономический потенциал - это способность всего национального производства, промышленности, отдельных отраслей или предприятий производить необходимое количество конкурентоспособной продукции на экспорт.
Основной индикатор конкурентоспособности -экспортный потенциал и его фактическая реализация, служащие подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства. Экспортный потенциал - способность государства экспортировать имеющиеся или производимые им ресурсы, продукты.
В настоящее время на мировом рынке конкурентоспособны преимущественно отрасли и подотрасли российской промышленности, выпускающие сырье, технологически простые полуфабрикаты (металлы, бумагу, полимеры) или узкий круг товаров конечного спроса (удобрения). По большинству видов экспортной продукции эти отрасли и подотрасли, ви-
Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »
димо, сохранят запас ценовой конкурентоспособности. В ряде указанных отраслей возможности наращивания экспортного потенциала ограничиваются значительной степенью загрузки имеющихся мощностей и высокой удельной капиталоемкостью проектов по их развитию.
Топливно-энергетический комплекс составляет основу российского экспорта, что свидетельствует о его высокой конкурентоспособности на мировом рынке. На долю ТЭК приходится более 55 % стоимости экспорта России. Одним из основных экспортных товаров России является нефть сырая, ее экспортный потенциал остается исключительно высоким. Повышение эффективности экспорта товаров ТЭК связано с получением возможности поставок непосредственно на рынок страны-потребителя, минуя территории третьих стран, а также увеличение инвестиций, которые могут осуществить как российские нефтяные компании, так и иностранные инвесторы, и железнодорожные тарифы, составляющие заметную часть экспортной цены при вывозе угля.
На рынках металлов Россия имеет наиболее сильные позиции после минерального топлива, сохранение и увеличение экспортного потенциала этих товаров обусловлено последовательной модернизацией предприятий (переход на неэнергоемкое оборудование и выпуск продукции повышенной глубины переработки и качества), а также последовательной государственной политикой в интересах российских экспортеров.
По некоторым видам продукции химической промышленности Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров. Повышение эффективности экспорта в этой области связано с осуществлением российскими экспортерами скоординированной рыночной стратегии и с привлечением в данную область крупных иностранных инвесторов.
Для продукции машиностроения перспективы изменения экспортного потенциала и конкурентоспособности связаны с технологическим переоснащением предприятий и повышением качества и технических характеристик этой продукции.
Российская продукция лесопромышленного комплекса конкурентоспособна и востребована. Наращивание экспортного потенциала тормозится ограниченностью имеющихся мощностей. Их расширение требует значительных инвестиций.
Сохраняется конкурентоспособность ряда российских высокотехнологичных отраслей (атомная и оборонная промышленность). Однако масштабное расширение экспорта соответствующей продукции встречает на внешних рынках противодействие.
Большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособно или не конкурентоспособно. Наращивание экспортного потенциала этих отраслей тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности.
Высокий экспортный потенциал имеют российские научные разработки в области программного обеспечения. Актуальность интеграции России в мировой рынок наукоемких технологий повышается в связи с отсутствием в стране платежеспособного спроса на часть наукоемкой продукции. Анализ конъюнктуры на мировом рынке высоких технологий показывает, что Россия способна достаточно успешно конкурировать приблизительно по 10-15 направлениям производства наукоемкой продукции.
Оборот России увеличился на 24,6 %, при этом экспорт возрос на 22,1 %. Продолжение увеличения стоимости российского экспорта связано, прежде всего, с повышением мировых цен на важнейшие сырьевые товары и, особенно, энергоносители. Цены на нефть достигли наивысшего уровня. В торговле со странами дальнего зарубежья продолжался рост физических объемов и цен по экспортным поставкам. Отмечается улучшение динамики товарооборота со странами СНГ (рост составляет 37,7 %, впервые за последние три года), в том числе зафиксирован существенный рост стоимостных объемов вывоза (на 35,6 %) за счет увеличения как цен, так и роста физических объемов.
В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития («сырьевая») не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики. Минэкономразвития РФ предложило диверсифика-ционную модель развития российской экономики.
Диверсификация - это увеличение разнообразия видов товаров, производимых предприятием, либо распределение инвестиций в различные финансовые инструменты и объекты недвижимости, стоимость которых изменяется асинхронно. Диверсификация экспорта подразумевает повышение в нем удельного веса торгуемых продуктов, например, путем кредитования и страхования экспорта несырьевой продукции. Основным инструментом обеспечения ценовой конкурентоспособности торгуемых продуктов в России является относительно низкие внутренние цены на энергоносители. Для их сохранения необходимо продолжить взимание таможенных пошлин при экспорте нефти, нефтепродуктов и газа даже после вступления России в ВТО. Далее, учитывая огромные размеры территории и неблагоприятные природно-климатические условия, необходимо многократно увеличить масштабы господдержки российского торгуемого сектора. Государство должно не только увеличить бюджетные расходы на создание транспортной и информационно-коммуникационной социальной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность предприятий, производящих торгуемые продукты. Оно должно ак-
тивно использовать эффективные механизмы господдержки производителей.
Возможности «диверсификационной» модели развития российской экономики весьма ограничены. В высокотехнологичных отраслях мировой экономики доминируют ТНК, в трудоемких же отраслях с
традиционной технологией Россия не может конкурировать с Китаем и Индией, располагающими огромными ресурсами дешевой рабочей силы.
© Батурина Э. А., Цветцых А. В., 2010
УДК 330.101.541
Е. Б. Блинников Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТИ
Свободная экономическая зона как особый вид экономического образования прочно вошла в мировую экономику. Свободные экономические зоны создаются для привлечения инвестиций и для обеспечения технологически-промышленного роста, а в депрессивных регионах, чтобы подтянуть их к стабильно-развивающимся уровню.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) одновременно выполняет множество социально-экономических и научно-технологических целей, которые желает материализовать государство-создатель благодаря СЭЗ. В основном возможности СЭЗ можно разделить на следующее:
1. Экономические преимущества:
- более глубокое включение национального рынка в мировую экономическую систему, которое предпологает привлечение инвестиций для развития высокорентабельной производственной и коммерческой деятельности;
- использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
- увеличение итоговых налоговых поступлений в государственный бюджет страны в которой и была создана СЭЗ.
2. Социальные задачи, решаемые при создании СЭЗ:
- комплексное развитие депрессивного региона включающее увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
- обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадров;
- насыщение рынка высококачественными товарами.
3. Научно-технологических цели, реализуемые с применением СЭЗ подразделяются:
- использование новейших технологий и инновационных форм менеджемента;
- привлечение опыта и достижений международных научно-исследовательских институтов [1].
Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы только при целой системе условий, создаваемых для инвесторов заинтересованным государством. В этом плане можно назвать наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:
- наличие хорошо разработанной и прозрачной законодательной базы, гарантирующей права и
стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
- благоприятная экономическая конъюнктура и наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
- благоприятная природно-географическая среда;
- политическая стабильность, создающая общий благоприятный инвестиционный климат.
Проблема создания СЭЗ состоит в том, что результаты вышеуказанного эксперимента зачастую разительно отличаются. Например, в Китае, где с начала 1978 года в 14 городах были образованы зоны экономического развития, и объем инвестиций в каждую из этих зон составлял от 1 до 2 млрд долл., с ежегодным ростом привлечения новых инвестиций до 70 %. И уже в 2009 г. инвестиции в ведущую СЭЗ Китая «Шэньчжэнь» достигли 34 млрд долл. А вот в Украине, где с 1992 г. было создано 11 СЭЗ и 9 территорий приоритетного развития, не произошло ни роста инвестиций, ни развития производства, а лишь реализовались внутренние оффшоры, где, практически нарушая законы государства, компании осуществляли уход от налогов. И аналогичная ситуация произошла и с СЭЗ в Российской Федерации [2].
Можно связать неактивное развитие СЭЗ РФ в 90-х годах с рядом объективных причин, главные из которых являются:
- нестабильность политической, экономической и правовой среды в государстве;
- нестабильное состояние российской экономики и финансовой системы в период кризиса 90-х годов;
- отсутствие государственных либо квалифицированных коммерческих структур, готовых принять крупные инвестицеонные кредиты и гарантировать их возвращение, как на региональном так и на федеральном уровнях, а также не были решены вопросы с гарантиями для крупных кредитных линий, в частности, отсутствовало соответствующее залоговое законодательство;