Ключевые слова, экспортные ресурсы, глобализация, международная торговля, стратегические партнеры
Н. Л. Орлова, к. э. н., доцент кафедры «Мировая экономика» Академии бюджета и казначейства Минфина России (nlorlova@yahoo.com)
Экспортный потенциал России:состояние и перспективы развития в условиях глобальных изменений на мировых рынках
В современных мирохозяйственных связях происходят глубокие структурные изменения. Экспорт способен дать дополнительные ресурсы, которые при их эффективном и целенаправленном использовании могли бы стимулировать экономический рост страны.
Его роль также заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного экономического роста в целях преодоления разрыва с развитыми государствами по основным социально-экономическим параметрам. В этой связи основной и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны. Это главное, что будет определять траекторию количественного и качественного роста внешней торговли в перспективе, масштабы и эффективность участия России в мировой экономике в условиях быстро развивающегося процесса глобализации.
Экспортный потенциал является органической составной частью национальной экономики. Он существует по тем же законам и в тех же условиях, что и весь хозяйственный комплекс. Мировой опыт показывает, что в эпоху глобализации успешно развиваться могут только те государства, которые ведут активную внешнеэкономическую политику. Такая политика включает в себя продвижение товаров и услуг на рынки других стран, привлечение иностранных инвестиций, содействие превращению национальных компаний в транснациональные, создание возможностей для привлечения средств и диверсификации рисков с помощью международных рынков капиталов, а также обеспечение экономической безопасности. Следовательно, России в ближайшее время предстоит сконцентрироваться на решении двух основных взаимосвязанных задач: диверсификации структуры экспорта и расширении рынков сбыта российской промышленной продукции в условиях постоянно усиливающейся конкуренции на фоне мирового финансового кризиса.
Все более углубляющееся международное разделение труда обусловливает связь отдельных стран через внешнеэкономическую деятельность. Мировая торговля отражает уровень производства товаров в условиях НТП, глобализации мировой экономики. При благоприятных условиях она способствует укреплению деловых (экономических) и друже-
ственных отношений между странами, улучшает структуру ассортимента товаров внутренней торговли, способствует росту национальных бюджетов, занятости населения.
Глобализация мировой экономики является объективным процессом, отражающим реальности современного этапа хозяйственного развития стран и потребности крупного транснационального производства. Основные движущие силы глобализации, делающие ее необратимым и динамичным процессом — ускорение научно-технического прогресса, расширение деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и международной производственной кооперации, интенсификация обмена наукоемкой продукцией и высокими технологиями, активизация торговли финансовыми, компьютерными, информационными и другими видами деловых услуг. Процессы глобализации, создающие благоприятные возможности для стабильного и эффективного развития всей системы мирохозяйственных связей, одновременно выдвигают перед их участниками — странами и отдельными организациями — новые и все более жесткие требования в отношении степени организации коммерческой деятельности, технического уровня и качества поставляемых товаров и услуг. Тем, кто не соответствует этим требованиям, грозит неизбежный проигрыш в конкурентной борьбе и прозябание на периферии мировой экономики.
Эксперты МВФ определяют глобализацию как растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами и услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий.
Глобализация мировой экономики тесно связана с ее либерализацией, свободной международной миграцией, перетеканием из страны в страну товаров, услуг рабочей силы, капитала на основе уменьшения и снятия различных административных, юридических, экономических барьеров большинством стран мира и стягивания мирового рынка в единое экономическое целое. Определяющую роль играет формирование глобальной информационной системы.
В мировой экономике глобализация представляет объективный процесс, но он протекает в сопровождении следующих противоречий:
• между группой ведущих развитых стран, так называемого «золотого миллиарда», получающих максимум экономического эффекта от глобализации (глобальный выигрыш) и остальными странами, менее развитыми. Противоречия внутри самой группы ведущих стран мира, появление в них новых государств (Китая, Индии и др.);
• между странами (группами стран) и функционирующими институтами (МВФ, ВТО и др.);
• между отдельными странами, с одной стороны, и транснациональными корпорациями, транснациональными банками и мировыми финансовыми центрами, с другой, а также между крупнейшими ТНК, транснациональными банками (ТНБ) и международными финансовыми центрами (МФЦ).
В условиях глобализации происходит обострение международной конкуренции.
Таким образом, глобализация имеет положительные и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать в ходе анализа и определения развития на перспективу различных отраслей мировой экономики, включая внешнюю торговлю.
Положительными сторонами глобализации являются:
• бурный технологический рост;
• увеличение количества и повышение качества потребляемой продукции;
• появление новых рабочих мест;
• свободный доступ к информации;
• улучшение и повышение уровня жизни;
• улучшение взаимопонимания между различными культурами.
Отрицательные стороны глобализации:
• нестабильность развития экономики многих стран;
• увеличение разрыва в социально-экономическом развитии между странами;
• расслоение общества;
• рост влияния ТНК;
• возросшие масштабы миграции;
• обострение глобальных проблем;
• внедрение массовой культуры; потеря самобытности стран.
В условиях глобализации экономики мировая торговля товарами развивается значительными темпами, о чем свидетельствуют данные табл. 1.
Таблица 1
Мировая торговля товарами1 (темпы прироста в % к предыдущему году)
2003 2004 2005 2006 2007 (оценка МВФ) 2008 (оценка МВФ)
Мир в целом 5,3 10,7 7,4 9,5 7,2 7,7
Экспорт развитых стран 2,9 8,5 5,3 8,9 5,3 6,0
Импорт развитых стран 4,3 9,4 6,2 7,8 4,9 5,8
Экспорт развивающихся и других стран 10,3 14,1 11,1 11,1 10,5 9,9
Импорт развивающихся и других стран 10,3 16,6 12,4 13,3 13,5 12,9
По данным МВФ, рост мировой торговли в реальном исчислении более чем в два раза превышал рост глобального ВВП. Активному росту международной торговли способствовало благоприятное положение в глобальной экономике. Быстро увеличивался как экспорт, так и импорт развивающихся и других стран. Этому способствовал рост доходов нефтедобывающих государств, что позволило им увеличить импортные закупки. Высокие темпы прироста демонстрировала экономика Китая и Индии. Разразившийся мировой финансовый кризис внес свои коррективы в положительную динамику развития мировой экономики. Впервые за последнее десятилетие в 2009 г. ожидается падение роста мировой экономики. По оценкам экспертов, последствия кризиса будут ощутимы еще как минимум 10 лет.
По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в 2008 г. составил $734,9 млрд (рост по сравнению с 2007 г. на 33,1 % ), в том числе со странами дальнего зарубежья — $628,6 млрд (рост по сравнению с 2007 г. на 33,8 %); со странами СНГ — $106,4 млрд (рост на 29,1 %).
Сальдо торгового баланса в 2008 г. сохранило высокий уровень — $ 200,9 млрд ($ 152,8 млрд в 2007 г.).
Коэффициент несбалансированности торгового оборота составил 27,3 %.
Экспорт России в 2008 г. составил $497,9 млрд, в т. ч. в страны дальнего зарубежья — $398,0 млрд (рост 32,7 % по сравнению с 2007 г.), в страны СНГ — $69,8 млрд (рост
32.6 %).
Импорт России в 2008 г. достиг $267,0 млрд и по сравнению с 2007 г. возрос на
33.7 %.
Внешняя торговля России развивалась более высокими темпами по сравнению с мировой торговлей, что обусловлено увеличением продажи за рубеж топливно-энергетических
1 Разработана автором с использованием данных из следующих источников: Внешнеэкономический комплекс России. — М.: ВНИКИ, 2006, №1, с. 6; Внешнеэкономический комплекс России. — М.: ВНИКИ, 2007, №2, с. 5; [Электронный ресурс] www.imf.org
ресурсов, благоприятной конъюнктурой мировых рынков основных экспортных товаров страны. С 1990 г. Россия продолжает наращивать долю топлива, минерального сырья и электроэнергии в своем экспорте (рис. 1).
Рисунок 1
Доля топлива, минерального сырья и электроэнергии в экспорте России
При этом удельный вес наукоемкой продукции в современной структуре экспорта не превышает 0,3 % (против 80 % в КНР) и имеет тенденцию к снижению. Это привело к тому, что структура российского товарного экспорта по сбалансированности уступает не только странам «Большой восьмерки», но и странам БРИК (рис. 2).
Рисунок 2
Структура товарного экспорта
По данным ВТО
С позиции экспертов, придерживающихся неолиберальной концепции, так и должно быть, поскольку конкурентная ниша России — сырьевой компонент (согласно факторному подходу) или сегмент полуфабрикатов. Однако обеспечение устойчивого динамичного развития мирового хозяйства требует, чтобы такое крупное государство, как Россия, также обладало устойчивостью, возможностью к саморазвитию. Ориентация на сырье, преимущественно углеводородное, в условиях возможного перехода на другие энергоносители — опасный путь, когда либо уменьшение внешних цен, либо сокращение потребления может привести к катастрофе. Следовательно, диверсификация экспорта, на треть формирующего национальный доход, задача уже не только российского, но и мирового уровня.
Неоднократно учеными поднималась проблема доминанты минерально-сырьевого компонента в экспорте России, которая ведет к зависимости от конъюнктуры мирового рынка, делает его уязвимым с позиций экономической устойчивости. Как видно из реалий сегодняшнего дня, эти опасения не были беспочвенными.
Для четкого понимания перспектив совершенствования экспортного потенциала нашей страны следует определить место экспорта России в функционировании основных мировых рынков товаров и сырья.
Россия обеспечивает в последние годы самый высокий прирост добычи нефти в мире (в 2000-2004 г.г. он был в три раза выше, чем у государств ОПЕК. Высокий уровень сохранился и впоследствии). Она является в настоящее время одним из главных государств по стабилизации мирового рынка нефти. На 13 % территории Земли, в стране, где проживает менее 3 % населения мира, сосредоточено около 13 % всех мировых разведанных запасов нефти. Наличие обширных нефтяных ресурсов является естественным преимуществом страны, которым необходимо рационально распоряжаться.
Главным рынком российской нефти является Европа, куда направляется 93 % всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ. Однако поставки нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего в Китай, постепенно возрастают. На американском рынке основным потребителем российской нефти является США, но эти поставки не играют заметной роли. Основные нефтепродукты, поставляемые страной на экспорт — бензин, мазут, дизельное топливо.
Россия является ведущим экспортером природного газа. Доля России в его мировом экспорте составляет 24,8 %, в то время как доля Канады — 19,3, Алжира — 11,7, Норвегии — 9,3, Нидерландов — 7,0, Индонезии — 6,8, Малайзии — 4,3, Катара — 2,7, Великобритании — 2,5, Австрии — 1,9 %.
Природный газ импортируют США, Германия, Япония, Италия, Франция, Южная Корея, Испания, Бельгия, Турция, Нидерланды и др.
Мировой рынок машин, оборудования, транспортных средств является весьма привлекательным для его участников.
Продукцией машиностроения являются орудия труда; изменениями в орудиях труда обусловлена эволюция других элементов производительных сил, рабочей силы (ее квалификации), сырьевых товаров, их качественных характеристик, уровня организации производства.
Уровень развития машиностроения в разных странах не одинаков. Можно выделить следующие их группы:
• обладающие полной номенклатурой машиностроительного производства (США, Германия, Япония);
• обладающие несущественными пропусками в структуре машиностроения (Англия);
• с существенными пробелами в структуре машиностроения (Италия);
• вынужденные импортировать часть машиностроительной продукции из-за рубежа (Канада, Южная Корея и др.);
• с неравномерным развитием отраслевой структуры машиностроения — экспорт машин покрывает менее половины импорта (Бразилия и др.).
В ходе реформ Россия утратила статус одного из крупных производителей машинотехнических изделий, которым она обладала в составе СССР. Основная доля этой продукции была связана с военной промышленностью. К середине 1990 г. выпуск машиностроительной продукции уменьшился против 1975 г. в четыре раза.
К началу XXI века конкурентоспособность России на рынке машин и оборудования снизилась. В 2007 г. удельный вес машин, оборудования, транспортных средств в экспорте России составлял 5,8 %, в 2008 г. — 5,7 %. Имеется целый ряд проблем по рассматриваемому комплексу, хотя заметны положительные сдвиги.
Высокий износ производственных фондов в отраслях машиностроения не обеспечивает выпуск высококонкурентоспособной продукции; недостаток финансовых ресурсов, низкая инвестиционная привлекательность, опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, слабое взаимодействие с финансово-кредитной системой, дефицит квалифицированных кадров — основные причины недостаточно быстрого развития этих отраслей. Необходима срочная модернизация оборудования, требующая огромных средств. Государственная инновационная и техническая политика была направлена на сырьевой сектор экономики, который не стал, как ожидалось, катализатором развития смежных отраслей.
С 2005 г. государственная промышленная политика стала переходить на принципиально новые позиции. Началась разработка стратегических и структурных преобразований как отдельных отраслей машиностроения, так и всего комплекса с целью достижения технического уровня промышленности развитых государств. Разработана Концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года. Приоритетами в ней были названы промышленная сборка иномарок на территории России, введение экологических стандартов «Евро-2», модернизация отечественного автопрома.
Реформируется авиастроение. Правительство РФ в сентябре 2005 г. одобрило Концепцию развития российского авиапрома, предусматривающую консолидацию активов авиационной промышленности, ориентацию на государственно-частное партнерство, развитие международной кооперации — участие иностранных партнеров в процессе формирования и функционирования авиакорпораций, а также участие России в новых проектах конкурентов на условиях разделения рисков.
Создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в которой предполагается сконцентрировать материальные, научные и производственные ресурсы.
Чтобы к 2015 г. вернуть Россию на мировой рынок в качестве одного из лидеров авиастроения, потребуется $20 млрд, в том числе примерно $12 млрд из федерального бюджета. В целом реформу в авиастроении следует считать составной частью реформы оборонно-промышленного комплекса.
Должное место отводится разработке стратегии судостроительной и электронной промышленности на период до 2030 г., а также развитию оборонной промышленности на период до 2015 г., спрос на продукцию которой с каждым годом возрастает.
В плане мероприятий по развитию отечественного сельхозмашиностроения основными направлениями определены повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной техники, стимулирование инноваций и инвестиционной деятельности предприятий сельскохозяйственного машиностроения, развитие рынков сбыта сельскохозяйственной техники.
Значительна роль России в функционировании и других мировых рынков, в частности, рынка химической промышленности.
От нее во многом зависит развитие всех отраслей экономики; она обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами защиты растений, способствует его интенсификации.
Основными экспортерами продукции химической промышленности на мировом рынке являются США, Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швейцария,
Ирландия, Италия, Япония, Канада, Китай, Испания. Перечисленные страны являются также и крупнейшими импортерами.
Россия поставляет на экспорт следующие важнейшие виды продукции химического и нефтехимического комплексов:
• аммиак;
• метанол;
• удобрения азотные, калийные, смешанные;
• каучук и другие виды.
Имеет место сырьевая направленность экспорта химической продукции. Многие химикаты, вывозимые из России, перерабатываются за рубежом и возвращаются на российский рынок в виде продуктов с высокой добавленной стоимостью (изделия из пластмасс, волокон и т. д.) Высокая доля российского экспорта в этой области обусловлена низкой платежеспособностью внутреннего рынка. Пока организации сельскохозяйственного производства, например, не имеют возможности закупить нужное количество минеральных удобрений по вышеназванной причине, и предприятия химического комплекса вынуждены экспортировать свою продукцию для сохранения и поддержания производственного потенциала
Ежегодно в мире заготавливается 3,4 млрд м3 круглого леса, из них 1,6 млрд м3 приходится на деловую древесину. Крупнейшие производители в мире — США, Канада, Россия, Бразилия, Китай. Основные мировые экспортеры деловой древесины — Россия, США, Новая Зеландия, Малайзия, Германия, Канада. Крупнейшие мировые импортеры деловой древесины — Китай, Финляндия, Япония, Швеция, Корея.
В лесном и целлюлозно-бумажном комплексе РФ за последние годы увеличился стоимостный объем поставок древесины и целлюлозно-бумажной продукции по основному ассортименту на 14,7 %. Вместе с тем не решена проблема увеличения поставок за рубеж высокообработанной продукции комплекса.
Экспортные поставки сырья и товаров России оказывают существенное влияние на функционирование мировых рынков. Бесспорно, что эта сфера экономики требует особого внимания со стороны государства.
В стране сложились методы государственного регулирования экспорта товаров, создан механизм экономического стимулирования его развития, используются административные методы и осуществляется организационно-техническое содействие государства экспортерам.
Механизм экономического стимулирования экспорта в обобщенном виде представлен в табл. 2.
Таблица 2
Механизм экономического стимулирования экспорта товаров
Развитие экспортного производства Комплексно Мероприятия по поощрению сбыта
Разработка новых видов товаров, конкурентоспособных на мировых рынках Устранение препятствий на пути продвижения товаров на мировые рынки
Организационно-техническое содействие государства экспортерам заключается в:
• предоставлении государственными органами различного рода коммерческой ин-
формации;
• подготовке кадров для внешней торговли;
• защите интересов частных экспортеров в правительственных структурах;
• оказании помощи экспортерам в получении крупных заказов.
Для развития экспортного производства необходимо оценить экспортный потенциал России. Экспортный потенциал страны определяют объемы разведанных запасов сырья — нефти, газа, каменного угля, драгоценных металлов и др., состояние добывающих, перерабатывающих, производящих отраслей промышленности и АПК, уровень развития транспортных средств, ценовая и неценовая конкурентоспособность произведенной продукции, развитие внешнеторговых связей. Объем экспортных ресурсов продукции, то есть той ее части, которая предназначается или поставляется на экспорт, зависит от экспортного потенциала страны.
Экспортный потенциал России по многим видам товаров и сырья достаточно высок, и в последние годы наблюдается тенденция к его увеличению.
Россия имеет 18,8 млрд т доказанных мировых запасов нефти (1 т = 7,6 барреля), что составляет 12,5 % от мировых запасов этого сырья. Опасения, что при нынешних объемах производства нефти и продажи за рубеж ее хватит на 21 год, представляются неубедительными. К примеру, шельф Северного Ледовитого океана при определенных условиях может существенно увеличить в будущем запасы этого ценного сырья. Безусловно, будут проводиться геологические исследования - изыскания новых запасов минерального сырья. Однако пока они ведутся недостаточно интенсивно.
Построены нефтепроводы, расширяется их протяженность, имеется большой спрос на нефть за рубежом. Страна занимает второе место в мире по объему доказанных запасов нефти. На первом месте — Саудовская Аравия, имеющая достаточный запас до конца XXI века; и первое место по объему ее добычи.
Россия имеет огромные доказанные запасы газа — 46 трлн м3, занимая первое место в мире. На втором месте — Иран, где запасы в два раза меньше, чем в России. По добыче газа Россия также занимает первое место, на втором США. Исчерпывают свои доказанные запасы газа Великобритания, США.
В настоящее время общий запас древесины в России насчитывает 81,5 млрд м3 — в 3,5 раза больше, чем в США и Канаде. Извлечение древесины с одного гектара лесной площади составляет в стране лишь 0,2 м3 — в 3,5 раза меньше, чем в Канаде, и в 11 раз меньше, чем в США. Плата за м3 древесины на корню всего $1,3, что в 20 раз ниже, чем в США и в 30 раз ниже, чем в Финляндии. При этом на мировом рынке лесной продукции Россия остается прежде всего источником сырья. Доля России в мировом экспорте необработанной древесины составляет 36 %, а в экспорте продукции глубокой переработки — всего 2,3 %.
Важнейшей проблемой в развитии лесного комплекса России является обеспечение транспортного доступа к лесным ресурсам. Россия остается «спящим гигантом» с огромным потенциалом роста, обусловленным наличием большого количества нетронутых запасов. Ей принадлежит 23 % объемов мирового леса. Некоторые иностранные компании, такие как International Paper, MONDI и др., а также азиатские, особенно китайские, в последнее время демонстрируют большую заинтересованность в инвестиции в новые производственные мощности по переработке леса. Интерес китайских предприятий к российскому лесу оправдан. Территориальная близость, огромные запасы, относительно невысокая стоимость рабочей силы и сравнительно мягкое экологическое законодательство — все это делает Россию самой привлекательной «лесной базой» для Китая. Однако общий уровень иностранных инвестиций в отрасль до сих пор остается низким. Необходимы меры стимулирования экспорта продукции деревообработки, а не сырьевой древесины, и повышение доли продукции с большей добавленной стоимостью в общем валовом продукте отрасли. Необходимо запрещение незаконного экспорта и продажи древесины путем создания системы обязательной сертификации в лесном хозяйстве.
Значительны запасы России по каменному углю, рудам, алмазам, драгоценным металлам, а так же некоторым продовольственным товарам — рыбе, ракообразным, икре и многим экологическим чистым продуктам — дикорастущим плодам и ягодам, грибам, лекарственно-техническому сырью.
Перейдем к рассмотрению ориентиров экспортного потенциала России.
В условиях инновационного сценария развития российской экономики необходимо усилить внимание к экспортоориентированным и импортозаменяющим производствам не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве.
Российское традиционное машиностроение может при определенных условиях укрепить свои ниши на мировом рынке. Конкурентоспособность России по минеральному сырью очень высокая, она значительна и по базовой продукции обрабатывающих отраслей, транспортным средствам, химикатам.
СССР активно участвовал в строительстве крупных хозяйственных объектов в странах Азии, Африки, Латинской Америки, поставлял различного рода технику, оборудование, что предусматривает ремонта, поставки запчастей и сегодня. Страны вышеназванных регионов не всегда нуждаются в новейшей технике — квалификация работников невысока, так что требуется скорее универсальная техника. Восстановление утраченных торговоэкономических связей России с ними явилось бы серьезным импульсом для подъема машиностроения и других отраслей российской обрабатывающей промышленности.
Выход российских предприятий на рынки инвестиционного машиностроения среднетехнологичного уровня будет сталкиваться с сильной конкуренцией со стороны стран СНГ, многих развивающихся государств.
Без разносторонней государственной поддержки экспорта, особенно на старте выхода на рынок, вряд ли можно добиться ощутимых результатов. Правительство России утвердило в 2003 г. концепцию государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции, предусмотрев с 2004 г. выделение $0,5 млрд в год на эти цели. При выборе нескольких приоритетных направлений использования этой суммы можно добиться положительного эффекта в технологическом сдвиге российского экспорта, но главное — предприятия должны грамотно осваивать возможные ниши на внешних рынках, налаживать, восстанавливать связи.
В условиях зарождающейся в мире «новой экономики» опора на сложившиеся в стране обрабатывающие отрасли промышленности и их выборочную модернизацию не решит проблему технологического сдвига в экспорте с учетом требований XXI века. Необходима принципиально новая экспортная база, которая может быть сформирована лишь при полном переходе России на инновационный путь развития.
Страна имеет важное конкурентное преимущество — накопленный интеллектуальный и научно-технический потенциал, сосредоточенный в институтах РАН, наукоградах, вузах.
По некоторым оценкам, интеллектуальный потенциал России составляет $400 млрд. Реализация научного отечественного потенциала невозможна без интеграции в мировой рынок, без того, чтобы занять на нем определенную значительную нишу. Внутри страны наблюдается слабый платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию, что влечет за собой старение научно-технологической базы. Во избежание распыления усилий и ресурсов, на ближайшую перспективу необходимо ограничиваться научными и технологическими сферами, в которых имеются заделы: космическая и авиационная техника; вооружение и военная техника; атомная промышленность (серийное производство блоков АЭС нового поколения и др.); утилизация ядерных отходов; отдельные области информационных технологий; лазерная техника для медицинских и других целей; газотурбинные двигатели нового поколения; синтетические сверхтвердые материалы.
В отношении новейших научно-технических направлений — нанотехнология, водородная и солнечная энергетика — Россия находится в одинаковых стартовых условиях с развитыми государствами, и при поддержке государства может выйти на передовые рубежи.
Государственная поддержка исследований в области нанотехнологий в мире достигает $3 млрд в год. Лидируют в этой сфере США, Япония, Германия.
России необходимо увеличить долю «неосязаемых технологий» — патентов, лицензий, ноу-хау. Зарубежные экономисты подсчитали, что для развитых стран увеличение ВВП в два раза требует роста объема циркулирующей в стране информации в четыре раза.
К 2012 г. объем рынка информационно-телекоммуникационных услуг может вырасти в несколько тысяч раз. Из-за пробелов в нашем законодательстве многие российские новейшие научные разработки и прогрессивные технологии бесконтрольно уходят за границу. В 90-х годах ХХ века в США было получено 800 патентов по технологиям, фактически разработанным в России.
Необходимо стимулировать развитие наукоемких отраслей, технологическое перевооружение промышленности, диверсификацию товарной структуры экспорта. Производители должны понимать, что в перспективе без инновационного насыщения производства их товары не будут нужны на внешнем рынке. Инновационный фактор в экспортном потенциале очень важен. Семь товарных групп: продукция топливно-энергетического комплекса, включая нефть и нефтепродукты, продовольствие и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности, древесина и изделия из нее, металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, прочие товары (кожевенное сырье, меха, драгоценные металлы) при инновационном пути развития смогут успешно реализовываться на внешнем рынке.
Возможна положительная динамика физического объема экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья при некотором улучшении ситуации в АПК (1,1 % — рост в год при инновационном сценарии развития).
Ожидается замедление бурного роста доли нефти и нефтепродуктов в энергетическом экспорте страны за счет повышения доли газа, увеличения экспорта угля и электроэнергии.
В перспективе — освоение новых рынков сбыта, прежде всего, в Азиатско-Тихоокеанском регионе; к 2025 г. туда прогнозируется направить 25-28 % российского экспорта энергоносителей. Однако в первом десятилетии для России основным останется рынок Западной и Центральной Европы (в структуре экспорта доминирующей сохранится нефть до 2010 г., а затем ее доля будет медленно снижаться). Экспорт газа увеличится к 2010 г. на 20-25 % по сравнению с 2000 г., а затем стабилизируется. До 50 % энергоносителей европейских стран будет обеспечиваться за счет поставок из России.
Рост экспорта продукции обрабатывающей промышленности будет затруднен. Положение в машиностроении не дает оснований рассчитывать в ближайшие годы на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования, транспортных средств. Имеет место отставание от мирового уровня. Надежды — на авиационную промышленность, программирование, ядерную энергетику с высокими технологиями.
Увеличение экспорта машин и оборудования будет зависеть от военно-политической ситуации в мире и спроса развивающихся стран на военную продукцию (возможен прирост при инновационном варианте — 5 % в год).
Нужна техническая модернизация в отдельных отраслях машиностроения, которая будет способствовать росту экспорта.
Представляют интерес некоторые особенности сценария развития внешней торговли в период 2011-2025 гг. В 2025 г. ЕС займет во внешнеторговом обороте России примерно 36 %, а не 52 %, как в 2008 г., так как в ЕС введены ограничения — ввозить из одного источника не более одной трети потребности. В то же время возрастет доля стран АТЭС — с 9,5 % до 35 %. Резко увеличится объем поставок энергоресурсов в Китай, республику Корея и Японию, а также машинотехнической продукции двойного назначения в страны Юго-Восточной Азии. Предполагается увеличение доли стран СНГ в экспорте России — с 17 % до 24-25 %. Товарный характер приобретет водородная энергия.
Ожидается рост экспорта зерна в ЕС и АТР, отдельных видов мясопродуктов и льна в ЕС (на 10-15 % на конец периода). Стабилизируется экспорт по тоннажу удобрений при росте цен за счет повышения доли полезных веществ. Экспорт необработанной древесины будет ориентирован главным образом на КНР; в остальные страны будет осуществляться экспорт пиломатериалов, фанеры, древесных плит, бумажной продукции, что позволит при стабилизации весовых объемов в четыре раза увеличить на конец прогнозируемого периода стоимостные объемы экспорта и стабилизировать импорт этой продукции.
Ожидается стабилизация экспорта простых видов проката черных металлов, рельсов, труб и цветных металлов, увеличение экспорта и импорта композитных конструкций с заданными свойствами. Намечается рост экспорта машиностроительной продукции в 2,5 раза.
Стратегия развития ВЭС России отмечает возможные тенденции изменений стратегических партнеров к 2025 г.
Очевидно, что на первое место выдвинется Китай, заявивший о доведении товарооборота с Россией до $100 млрд к 2025 г. (семикратный скачок по сравнению с уровнем 2003 г.), т. е. среднегодовые темпы роста составят 22,5 %. Газ, сырая нефть, необработанный лес, продукция ВПК будут поставляться в Китай; товары потребительского спроса, бытовая техника, некоторые виды управляющих систем — в Россию из Китая.
Предполагается, что на втором месте окажутся страны СНГ — «пояс» независимых государств.
Третий стратегический партнер — страны ЕС, прежде всего Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Великобритания, Финляндия. Экспорт из России в страны ЕС сохранит сырьевую направленность.
Следующая группа стран — США, Турция, Индия, Бразилия. Индия — вторая после Китая страна, представляющая для России интерес в плане стратегического партнерства. Объем внешнеторгового оборота пока невелик. Однако здесь в экспорте России преобладают машины и оборудование, а в импорте из этой страны — лекарства. Бразилия — третья страна в мире по своей потенциальной привлекательности в качестве партнера. В российском экспорте в названную страну преобладает химическая продукция (свыше 90 %), а в импорте — мясо и табачное сырье.
США — стратегический и экономический партнер практически для всех стран, лидер региональной организации НАФТА. Несмотря на противоречия, Россия и США останутся стратегическими партнерами по ключевым направлениям новых вызовов — в частности, в сдерживании нераспространения ядерного оружия и противостоянии терроризму. Россия, страна с разносторонней экономикой и высокообразованной рабочей силой, является рынком для широкого круга американских высокотехнологичных продуктов. Возможно, никакая другая страна в мире не может предоставить США такой широкий спектр возможностей для сотрудничества в научной или технической сфере. Однако недавний экономический рост произошел в основном за счет природных ресурсов — нефти, газа и металлов. До недавнего времени только незначительная часть прибылей, полученных в этих отраслях, была реинвестирована в Россию.
Таким образом, не отказываясь от закупок новейших импортных технологий и их эффективного применения, государство и отечественный бизнес должны активно использовать отечественный интеллектуальный потенциал — главную опору технологического обновления экономики и экспорта России.
Библиография
1. Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире / пер. с англ. — М.: Весь мир, 2007.
2. Экспортные ресурсы России: учебное пособие / Т.Н. Барчук, Н.Л. Орлова. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008.
3. Рекомендации по обеспечению продовольственной безопасности России. — М.: ВНИИ ЭСХ, 2004.
4. Глобализация — новое качество мировой экономики: учебное пособие / И.П. Фаминский. - М.: Магистр, 2009.
5. Developing Countries in International Trade 2007: Trade and Development Index. United Nations Publication. — UNCTAD, UNCTAD/DITC/TAB/2007/2. — New York and Geneva, 2007.
6. World Development Report 2008: Agriculture for Development. The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2007.
7. World Investment Prospects Survey 2007-2009. WIPS 2007-2009. UNCTAD, 2007.
8. U.S. Census Bureau Statistical Abstract of the United States: 2008.