♦-------------------------------------------------
С другой стороны, принципиальный интерес представляет проблема стартовых мероприятий по созданию глобальной администрации. Прообразом ее законодательной ветви может стать действующая ООН, причем для обеспечения ее финансовой независимости применима Концепция АЭ: например, по схеме, в которой пользователи РП, находящиеся в ведении глобальной администрации, оплачивают их изъятие в ее бюджет, а суверенные государства компенсируют выпадающие доходы снижением выплат на содержание ООН. Эта же схема может быть использована для реального решения проблем Киотского протокола.
Современный мир неустойчив и непредсказуем. Но если создать социальные тенденции, рано или поздно они себя проявят. Срок их реализации зависит от многих причин, в том числе от личных качеств социальных лидеров и организованности населения планеты.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Популяция человека формируется как новый субъект социальных интересов.
2. Эпоха капитализма завершается: деньги утрачивают качество меры, свобода предпринимательства ограничена доступностью РП, конкуренция теряет мотивацию, государство утрачивает ответственность за население, идеология западной демократии утрачивает свою дееспособность.
3. Глобализация есть процесс перехода к социально-экономической модели будущего общественного устройства.
4. Дальнейший прогресс цивилизации включает активацию и гармонизацию методов морального и мате-
-------------------------------------------------♦
риального стимулирования общественного труда в режиме сокращения изъятий ресурсов из природы до равновесного уровня.
5. Альтернативная экономика есть вариант модели глобализации, приемлемая для всех субъектов планеты Земля.
1. Бараненкова Т.А. Человеческий капитал - важный источник экономического развития России // Матер. VII Междунар. Кондратьевской конф. (22 - 23 ноября 2010 г., г. Москва). М., 2010.
2. Ковалёв С.Г., Сабинин В.Е., Кизилова А.В. Глобализация и культура // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: матер. VIII Междунар. науч. конф. (4 марта 2011 г., г. Нижневартовск). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.
3. Ковалёв С.Г., Сабинин В.Е. Глобализация как форма оптимизации мироустройства // Контуры экономики будущего: тез. VII междунар. Кондратьевской конф. (22 - 23 ноября 2010 г., г. Москва).
4. Ковалёв С.Г., Сабинин В.Е. Инновационное развитие государства // Проблемы инновационного развития государства: матер. IV междунар. науч.-практ. конференции (11- 12 сентября 2010 г., г. Днепропетровск). Днепропетровск, 2010. Т. 1.
5. Ковалёв С.Г., Сабинин В.Е. Пространство выбора стратегий энергетической безопасности в условиях глобализации социальных отношений // Энергетическая политика. 2008. № 3.
6. Ковалёв С.Г., Сабинин В.Е. Рынок ресурсов природы // Глобализация экономики и энергетическая безопасность: сб. докладов конф. (11 - 12 октября 2007 г., г. Санкт-Петербург). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
7. Сабинин В.Е., Трофимов В.В., Трофимова Л.А. Региональные аспекты управления природопользованием // Ученые записки экономического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 1997. Вып. 4.
удк ззо.з Виктор Сергеевич Колманов,
ZX аспирант кафедры институциональной экономики,
дййу [email protected] СГСЭУ
экспликация финансовых институтов В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Одной из основных составляющих экономической безопасности является финансовая безопасность. Усиление влияния валютно-финансовой сферы на экономику страны существенно повысило значимость ее устойчивого, сбалансированного развития и обусловило необходимость ее постоянной и целенаправленной защиты. Для России риски серьезной дестабилизации финансово-банковской системы по-прежнему высоки. Это требует особого внимания государства к проблемам ее защиты. Государство располагает достаточным набором инструментов для успешной защиты финансовой системы. Главный вопрос заключается в эффективном использовании этих инструментов, а также в умении вовремя распознать и правильно оценить угрозы финансовой стабильности.
Ключевые слова: валютно-финансовая сфера, финансовая безопасность, экономические угрозы, национальные экономические интересы.
V.S. Kolmakov
FINANCIAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY
The paper states that sustainable and dynamic development of the national economy, its efficiency and competitiveness in the domestic and international markets are closely linked to the economic security of the country. As international expe-
rience shows economic security ensures independence of the country, stability and productive life of society, and its success. One of the key components of economic security is financial security. The growing influence of monetary and financial sector on the economy significantly increased the importance of its sustainable, balanced development and leads to the necessity of its continued and sustained protection. In Russia the risk of serious destabilization of the financial and banking system is still high. This requires special attention to its problems by the state. The state has an adequate set of tools for the successful protection of the financial system. The main issue is to effectively use these tools, as well as the ability to timely identify and properly assess threats to financial stability.
Keywords: monetary and financial sector, financial security, economic threats, national economic interests.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности входит в число важнейших национальных приоритетов.
Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, анализируя те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Другой важной категорией концепции экономической безопасности являются экономические угрозы. Под экономическими угрозами понимают совокупность условий и факторов, препятствующих или способных воспрепятствовать реализации национальных экономических интересов, другими словами, наносящих или способных нанести ущерб той экономической системе и тому экономическому порядку, которые обеспечивают их беспрепятственную реализацию.
Экономические угрозы могут возникать: во-первых, когда складываются объективные условия и факторы, препятствующие реализации НЭИ; во-вторых, когда появляются экономические интересы, вступающие в конфликт с национальными экономическими интересами. В первом случае экономические угрозы носят объективный характер (например, сложившаяся отраслевая и региональная структура экономики, состояние и степень изношенности производственных мощностей, уровень развития высокотехнологичных производств, сроки внедрения и освоения новых технологий и т.п.), а во
втором - субъективный, т.е. определяются носителями экономических интересов. При этом причиной возникновения угроз объективного характера часто могут служить субъективные факторы, т.е. действия участников экономических отношений. Экономические угрозы могут носить как внутренний, так и внешний характер.
Анализ подходов к определению понятия национальной экономической безопасности показывает, что среди отечественных экономистов сложилось преимущественное понимание экономической безопасности как состояния защищенности национального хозяйства, отвечающего определенным критериям, среди которых выделяют конкурентоспособность, экономическую независимость, стабильность, устойчивость, экономический рост. Особый акцент делается также на деятельности государства по защите экономики от воздействия внешних и внутренних угроз. В рамках существующих подходов ученые-экономисты, обращая внимание на разные аспекты понятия экономической безопасности, скорее не противоречат, а дополняют друг друга.
Принимая во внимание трактовки экономической безопасности различных ученых-экономистов, предлагаем следующее ее определение - это составная часть национальной безопасности, включающая национальногосударственные и геополитические интересы, задачи и цели, определяющаяся эффективностью и конкурентоспособностью экономической системы даже при наименее благоприятных вариантах развития внешних и внутренних угроз.
На наш взгляд, наиболее полно понятие «национальная экономическая безопасность» раскрывается на основе категорий «национальные экономические интересы» и «экономические угрозы». Очевидно, что необходимость защиты экономики определяется именно национальными экономическими интересами, которые выступают исходным критерием выявления экономических угроз. Последние становятся угрозами именно в силу того, что, нанося ущерб экономике, ущемляют национальные интересы. Так как состояние защищенности национальных экономических интересов напрямую зависит от состояния защищенности экономики, то возможность беспрепятственной реализации достигается благодаря успешной защите государством экономики от внутренних и внешних угроз. Исходя из этого, понятие национальной экономической безопасности можно охарактеризовать как состояние защищенности национальных экономических интересов, при котором условия и факторы, препятствующие их реализации, нейтрализуются адекватными действиями государства. В данном определении отражена причинно-следственная связь между экономическими интересами, экономическими угрозами и деятельностью государства по защите национальных интересов. Появление экономических угроз препятствует реализации экономических интересов. Это требует от государства принятия мер по защите экономики, так как состояние защищенности национальных
экономических интересов определяется состоянием защищенности экономики. Долговременная защита экономических интересов находит свое выражение в деятельности государства по обеспечению макроэкономической стабильности и гарантий соблюдения участниками экономических отношений общепринятых правил и норм, сохранению экономической независимости страны, повышению ее конкурентоспособности, созданию условий для устойчивого экономического роста.
Анализируя перечень показателей оценки экономической безопасности, можно сделать вывод, что уровень экономической безопасности государства оценивается не только экономическими, но и социально-экономическими и экологическими показателями. В то же время социально-экономическими показателями оценивают и уровень социальной безопасности, а экологическими -состояние экологической безопасности. Таким образом, исследуя экономическую безопасность отдельного государства, мы касаемся и проблемы его социальной, экологической, энергетической, продовольственной, финансовой и других безопасностей. Следовательно, экономическая безопасность влияет на другие составляющие национальной безопасности государства так же, как они на нее.
Рассмотрим, например, финансовую безопасность.
Финансовую безопасность одни авторы понимают как составляющую национальной безопасности, другие - как составляющую экономической безопасности. Так, под финансовой безопасностью понимают готовность и способность национальной финансовой системы, ее институтов и инструментов обеспечивать эффективное функционирование всех каналов распределения и перераспределения денежных средств, в том числе при наличии внутренних и внешних угроз, между всеми сферами экономики - государством, хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами. Финансовая безопасность России - составная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, выраженной через систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и других резервов.
Государственный курс на реформирование экономики и либерализацию хозяйственной деятельности, взятый большинством стран бывшего соцлагеря, привел к глубоким изменениям в общественных отношениях и характере воспроизводственных процессов. С отказом от командно-административных методов управления и ослаблением контроля государства за экономикой существенно повысилась роль валютно-финансовых факторов в регулировании экономических отношений. Как указывает В. Сенчагов, цены, процентные ставки, валютный курс, налоги, тарифы, экспортно-импортные пошлины превратились в ключевые экономические регуляторы, а воздействие государства на экономику стало осуществляться преимущественно через валютнофинансовую сферу [5, с. 13]. Финансово-банковская система взяла на себя роль основного посредника в трансформации национальных накоплений и сбережений в производственные инвестиции, при этом доступность кредита для предприятий и предпринимателей стала оказывать важное влияние на уровень деловой активности и темпы экономического роста в стране. В резуль-
тате валютно-финансовая политика стала основой всей экономической политики государства.
Усиление влияния валютно-финансовой сферы на экономику страны существенно повысило значимость ее устойчивого, сбалансированного развития и обусловило необходимость ее постоянной и целенаправленной защиты. Опыт экономических реформ в бывших соцстранах наглядно показал, к чему может привести недостаток внимания государства в области обеспечения стабильности валютно-финансовой сферы. Нарушения в функционировании финансово-банковской системы страны оказались способными на длительное время дестабилизировать национальную экономику и нанести ей серьезный ущерб. Резкий всплеск инфляции, стремительное удорожание кредита, обесценение сбережений и снижение уровня жизни населения, финансовый голод предприятий, быстрый рост внешних и внутренних заимствований государства, серьезные сбои в работе денежно-кредитных и бюджетно-налоговых механизмов, бегство капитала - все эти явления стали характерными чертами переходного периода в этих странах.
В современных условиях именно валютно-финансовая сфера все чаще становится проводником дестабилизирующего влияния внутренних и внешних факторов на экономику стран с формирующимися рынками. За последние три десятилетия все без исключения развивающиеся государства в той или иной мере столкнулись с валютно-финансовыми потрясениями. Расчеты показывают, что в странах, испытавших валютно-финансовый кризис, темпы прироста ВВП в посткризисный период снижались в среднем на 3 - 5%, уровень безработицы увеличивался на 4 - 6%, а темпы инфляции - на 5 - 7%. Кроме того, прямые издержки этих стран по реструктуризации финансово-банковских систем достигали 30 -50% ВВП. Экономические потери России в ходе валютнофинансового кризиса 1998 г. составили не менее 10% ВВП и превысили 30 млрд дол. [1, с. 19].
Основными причинами возникновения кризисных явлений в валютно-финансовой сфере по-прежнему выступают несбалансированная валютно-финансовая политика государства, масштабные спекуляции на финансовых рынках и недооценка связанных с ними рисков, продолжительное несоответствие между спросом на финансовые активы и их предложением [4, с. 16]. Стремительное разрастание финансовых рынков значительно увеличило скорость и масштабы распространения кризисных явлений в экономике. Как отмечают М. Монтес и В. Попов, недавний опыт стран Юго-Восточной Азии показал, что предпосылки будущих кризисов во многих случаях закладываются участниками финансовых рынков, которые оказываются неспособны к адекватной оценке рисков. Дж. Сорос в своей книге «Кризис мирового капитализма» последовательно доказывает, что если участникам рынка предоставить полную свободу, то они своими действиями могут загнать финансовую систему, а вместе с ней и экономику в состояние глубокого кризиса [2, с. 74].
Валютно-финансовая сфера, опосредуя движение финансовых потоков, возникающих при взаимодействии национальной экономики с остальным миром, все чаще становится проводником дестабилизирующего влияния внешних условий и факторов. За последние десятилетия заметно возросло давление трансграничных потоков капитала на финансовые рынки, валютный курс и процентные ставки в экономике, что, в свою очередь, от-
ражается на состоянии платежного баланса, стабильности цен и уровне деловой активности в стране. Масштабы международного перелива капитала таковы, что многие государства уже не в состоянии обеспечить макроэкономическую стабильность в случае возникновения «паники» на финансовом рынке. В результате вместе с преимуществами от участия в международном разделении труда страны с формирующимися рынками приобретают новые источники угроз, способные нанести серьезный ущерб национальной экономике.
Рост нестабильности мировых финансовых рынков и учащение валютно-финансовых кризисов подтолкнули как развитые, так и развивающиеся страны к созданию соответствующих защитных механизмов. При этом повышение устойчивости финансово-банковской системы стало в ряде стран одной из приоритетных задач государственной политики. Опыт США и Китая показывает, что кризисные явления в валютно-финансовой сфере можно в значительной степени сглаживать и не допускать их перерастания в полновесный кризис. Так, меры, предпринятые регулирующими органами США в 2001 -2002 гг., позволили мягко «осадить» чрезмерно перегретый финансовый рынок и не допустить массовых банкротств в корпоративном секторе, а в Китае в 1997 - 1998 гг. - обеспечить стабильность курса юаня и сохранить высокую инвестиционную привлекательность экономики в самый разгар валютно-финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии.
Очевидно, что в текущем десятилетии дальнейшее углубление процессов финансовой глобализации еще больше увеличило риски возникновения кризисных явлений в валютно-финансовой сфере. Причем растущая оторванность финансовых рынков от реального сектора не только повысила макроэкономическую нестабиль-
ность, но и затруднила прогнозирование валютно-финансовых шоков. Как следствие, растет потребность государства в создании эффективно работающих защитных механизмов, способных предотвратить или сгладить последствия валютно-финансовых кризисов. Для России риски серьезной дестабилизации финансово-банковской системы по-прежнему высоки. Это требует особого внимания государства к проблемам ее защиты. В настоящее время обеспечение национальной экономической безопасности в валютно-финансовой сфере осложняется неготовностью государства проводить финансовую политику, в полной мере отвечающую национальным интересам страны. Вместе с тем государство располагает достаточным набором инструментов для успешной защиты национальной финансово-банковской системы и повышения ее устойчивости к валютнофинансовым шокам. Главный вопрос заключается в эффективном использовании этих инструментов, а также в умении вовремя распознать и правильно оценить угрозы финансовой стабильности.
1. Аникин А. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
2. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / под ред. В. Колесова. М.: ТЕИС, 2002.
3. Гусарова ЕЮ. Развитие информационной экономики в России // Вестник СГСЭУ. 2010. № 3 (32).
4. Монтес М., Попов В. Азиатский вирус или Голландская болезнь? Теория и история валютных кризисов в России и других странах. М.: Дело, 1999.
5. Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию / под ред. В. Сенча-гова. М.: Дело, 2004.
6. Ходоров С.Е. Взаимосвязь фондового рынка с кризисами в экономике // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).
удк 330.3 Анатолий Анатольевич Котельников,
# кандидат экономических наук,
[email protected] соискатель кафедры общей
экономической теории, СГСЭУ
ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ВНУТРЕННЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ ОПЕКИ
Предметом исследования выступают отношения корпорации и общества в процессе становления института корпоративной социальной ответственности. Рассматриваются теории корпоративного эгоизма, разумного эгоизма и корпоративного альтруизма. Корпоративная социальная ответственность разделена на внешнюю, направленную на жителей местного сообщества, и внутреннюю, направленную на формирование социального пакета для своих работников. Наряду с такими стандартными составляющими социального пакета, как вложения в образование и здравоохранение сотрудников, рассмотрена политика корпораций в отношении опекаемых благ. Используется методология теории социодинамики. Результаты могут быть использованы при формировании внутренней политики управления здоровьем на предприятии.
Ключевые слова: опекаемые блага, корпоративная социальная ответственность, внутренняя социальная политика.
A.A. Kotelnikov
EVOLUTION OF THE INSTITUTION OF INTERNAL CORPORATE GOOD
The paper studies the interaction between corporations and society in the formation of the institution of corporate social responsibility. The paper discusses the theory of corporate selfishness, rational self-interest and corporate altruism. Cor-