Научная статья на тему 'Экспертные оценки проекта «Школьный гольф» преподавателями физической культуры'

Экспертные оценки проекта «Школьный гольф» преподавателями физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЬФ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТ "ШКОЛЬНЫЙ ГОЛЬФ" / GOLF / SCHOOL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / 'SCHOOL GOLF' PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жеребко Денис Станиславович, Корольков Алексей Николаевич, Афанасьева Светлана Владимировна

Рассмотрены итоги проведения курсов повышения квалификации преподавателей физической культуры по проекту «Школьный гольф». Осуществлен анализ 124 опросных листов-анкет, заполненных преподавателями физической культуры, для оценки эффективности проведенных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жеребко Денис Станиславович, Корольков Алексей Николаевич, Афанасьева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT ESTIMATES OF THE PROJECT: "SCHOOL GOLF" BY TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Results of carrying out advanced training courses of teachers of physical culture on the ‘School Golf’ project are considered in this article. The analysis of 124 polling sheets questionnaires completed with teachers of physical culture for an assessment of efficiency of the conducted courses is carried out.

Текст научной работы на тему «Экспертные оценки проекта «Школьный гольф» преподавателями физической культуры»

FEATURES PHYSICAL AND FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF WOMEN

20-35 YEARS BASIS DESIGN TRAINING PROGRAMS IN VELOAEROBIKS

N.V. Gamaliy

Features of anthropometry, structure of body weight, a functional condition of cardiovascular and respiratory systems, and also physical fitness of 20-35 years old women involved in spinning classes are presented in article and also the specific structure of intersystem interrelations between these indicators is revealed.

Key words: spinning, women of the first mature age, functional status of the cardiovascular system, the composition of the body weight.

Gamaliy Natalia Vladimirovna, trainer-methodist, gamaliaua.fm, Ukraine, Kiev, National University of Physical Education and Sports of Ukraine

УДК 796.352

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНЫЙ ГОЛЬФ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Д.С. Жеребко, А.Н. Корольков, С.В. Афанасьева

Рассмотрены итоги проведения курсов повышения квалификации преподавателей физической культуры по проекту «Школьный гольф». Осуществлен анализ 124 опросных листов-анкет, заполненных преподавателями физической культуры, для оценки эффективности проведенных курсов.

Ключевые слова: гольф, школьное образование, физическая культура, проект «Школьный гольф».

На 121-й сессии МОК, 9 октября 2009 года, гольф вновь, спустя 105 лет, был включен в программу Игр Олимпиады. Включение гольфа в программу Игр Олимпиады 2016 года придало новый импульс развитию этого вида спорта во всех странах, в том числе и в России [4].

При этом, как нами было установлено [7], достижение высоких спортивных результатов в гольфе определяется рядом факторов, среди которых значительное влияние имеют факторы временной и пространственной распространенности гольфа, доступности спортивных сооружений [3], определенные соотношения массовости и мастерства [6], факторы наличия системы спортивной подготовки.

В соответствии с этими принципами Ассоциацией гольфа России была разработана «Программа развития гольфа в Российской Федерации до 2020 года», в соответствии с которой стали обустраиваться спортивные сооружения для гольфа, создаваться ДЮСШ и отделения ДЮСШ по гольфу, спортивные клубы и секции по гольфу в общеобразовательных организациях, разрабатываться учебно-методическая документация.

Конечно, это коснулось и содержания школьного образования. В 2012 году специалистами Ассоциации гольфа России была разработана учебная программа по предмету физическая культура на основе вида спорта гольф, которая прошла рецензирование и была рекомендована к апробации экспертно-методическим советом Минобрнауки РФ [10]. Был выпущен ряд научно-методических трудов [1, 2, 5, 8], планы конспекты занятий по гольфу публиковались в «Вестнике Ассоциации гольфа России» и на сайте этой организации [9]. Гольф также был включен в программу Спартакиады школьников России.

Занятия по гольфу вошли в учебные программы ряда школ Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Ростова-на-Дону, Рязани, Южно-Сахалинска, Московской, Ленинградской, Иркутской области и Красноярского Края. Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе гольфа была рекомендована экспертным советом Минобрнауки для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений в ноябре 2014 года. Кроме того, нами, с участием специалистов Минспорта РФ, был разработан Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта гольф и примерная программа спортивной подготовки по гольфу для детско-юношеских спортивных школ.

Дальнейшее развитие гольфа как вида физической активности и компонента предмета физической культуры в образовательных организациях потребовало подготовки и переподготовки преподавателей физической культуры, владеющих дидактикой гольфа и разработки соответствующего учебно-методического обеспечения этого процесса. Решение этих задач начало осуществляться благодаря гранту Олимпийского комитета России, нацеленного на развитие школьного спорта. По результатам конкурсного отбора проект Ассоциации гольфа России «Школьный гольф» получил финансовую поддержку по трем направлениям: материально-техническое обеспечение, подготовка преподавательских кадров и методическое обеспечение.

Проект «Школьный гольф», направленный на развитие спорта в школьной среде, охватил 88 школ из 18-ти регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Красноярский, Краснодарский, Приморский край, Московская, Ленинградская, Самарская, Иркутская, Ростовская, Рязанская, Свердловская, Тверская, Волгоградская, Сахалинская области, республика Крым и Чувашская республика). Примечательно, что 20 школ присоединились к проекту по собственной инициативе.

В рамках этого проекта под эгидой «Московского учебно-спортивного центра» Москомспорта в августе-сентябре 2015 года было проведено восемь курсов повышения квалификации преподавателей образовательных организаций по теме «Методические аспекты организации занятий гольфом с учащимися общеобразовательных учреждений на примере школьного спортивного клуба» в Ростове на Дону, Москве, Екатеринбурге, Анапе, Красноярске и Санкт-Петербурге.

Программа курса предусматривала 40 часов теоретических и практических занятий по гольфу в течение пяти дней. Всего в обучении приняло участие 156 преподавателей и инструкторов физической культуры, педагогов дополнительного образования различных образовательных организаций. Учебный процесс обеспечивался силами команды, составленной тренерами и преподавателями Ассоциации гольфа России.

Содержание занятий строилось индуктивно по известной дидактической формуле: знания-умения-навыки. Первые восемь часов занятий посвящались теоретическому изучению истории, правил, инвентаря, терминологии и техники совершения игровых действий в гольфе. Также в теоретической части излагались биомеханические и физиологические основы совершения игровых действий, описывались и демонстрировались методические приемы усвоения новых движений, игровые и соревновательные методы обучения школьников гольфу. Рассматривались особенности организации деятельности секции гольфа в школьном спортивном клубе.

Второй и третий дни занятий посвящались формированию первичных умений при игре в гольф у слушателей курсов на тренировочных и академических полях в гольф клубах, освоению технических действий в гольфе. Занятия этой части завершались проведением турнира по гольфу среди слушателей в формате стейблфорд.

Четвертый и пятый дни подготовки состояли в освоении методики обучения детей гольфу с обучающим пластиковым оборудованием Starting New at Golf (SNAG) и проверке приобретенных знаний и освоенных навыков в виде письменной контрольной работы и последующей аттестации слушателей.

Кроме того, для оценки эффективности проведенных курсов их организаторами проводилось анкетирование слушателей. В произвольной форме слушатели в анкетах оставляли свои отзывы о проведенных курсах и предложения по дальнейшей деятельности по повышению квалификации в области школьного гольфа.

Всего было сдано 124 анкеты, из них заполненными оказались 111 (90 %). В результате анализа анкет было установлено, что содержание отзывов в основном касалось оценки организации курсов, оценки актуальности, полноты и доступности для восприятия теоретического и практического содержания курсов, а также пожеланий по совершенствованию учебной деятельности в этой области.

Средняя оценка организации курсов в восьми регионах по 10-балльной порядковой шкале составила 9,35 балла. То есть практически все слушатели оценили организацию проведения занятий в части условий проживания, переездов, питания, сочетаний учебных занятий и отдыха на «отлично».

Оценки содержания теоретической и практической части занятий в большинстве отзывов слушателей оценивались словами: отлично, хорошо,

доступно и т. п. Диаграмма с оценками содержания проведенных занятий приведена на рис. 1.

3%

ХОРОШО

■ДОСТУПНО

НОВЫЕ

ЗНАНИЯ, ПОНЯТИЯ, ИНТЕРЕСНО

■ОТЛИЧНО

Рис. 1. Оценка содержания курсов их слушателями

Как следует из этой диаграммы, большинство слушателей оценили теоретическую, методическую и практическую часть курсов на «отлично».

Анализ предложений слушателей показал, что по своему содержанию они делятся на две основные группы. В двадцати трех из пятидесяти восьми высказанных предложений отмечалась необходимость регулярного, повторного, систематического проведения подобных мероприятий в виде курсов повышения квалификации, семинаров и круглых столов, посвященных более глубокому изучению методики преподавания гольфа в школьных спортивных клубах, обмену опытом, подведению итогов занятий со школьниками, обсуждению вопросов проведения занятий, организации внутришкольных и районных соревнований по гольфу. При этом в одной анкете было высказано пожелание о проведении отдельных курсов по освоению обучающей методики SNAG.

Во второй группе пожелания слушателей заключались в необходимости увеличения продолжительности практических занятий по освоению игровых действий в гольфе. Количество таких пожеланий было равно тринадцати. При этом одна треть из них касалась увеличения продолжительности занятий с оборудованием SNAG. Некоторыми слушателями была отмечена необходимость увеличения общей продолжительности курсов.

Также некоторыми учащимися преподавателями было рекомендовано чередование теоретической и практической части занятий в течение дня. В семи анкетах высказывались пожелания по организации специальных площадок для занятий гольфом, мини-гольфом и SNAG на пришкольных территориях, о необходимости организационной и методической помощи при освоении обучающего оборудования и

проведении школьных соревнований по гольфу. В пяти анкетах отмечалась необходимость проведения курсов в начале августа, а не перед началом учебного года.

Распределение предложений слушателей-преподавателей физической культуры представлено на рис. 2.

■ БОЛЬШЕ СЕМИНАРОВ

■ БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ ЧЕРЕДОВАТЬ ТЕОРЕТИЧ. ИПРАКТ.

■ УВЕЛИЧИТЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ПОЛЯ, ТУРНИРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАСТЕР-КЛАССЫ

СРОКИ

ПРОЧИЕ

Рис. 2. Распределение предложений слушателей по их содержанию

Таким образом, в результате проведения курсов повышения квалификации по теме «Методические аспекты организации занятий гольфом с учащимися общеобразовательных учреждений на примере школьного спортивного клуба» у многих педагогов физической культуры было сформировано представление о гольфе как доступном и массовом виде спорта и рекреационной деятельности. Слушатели курсов составили теоретические и практические суждения о способе совершения игровых действий, приобрели первичные умения в игре, освоили методики обучения гольфу детей с использованием упрощенного безопасного оборудования, получили печатные методические материалы. Также учителя на практике освоили основные правила игры, получили необходимый опыт в организации занятий и соревнований среди школьников.

Вместе с тем, в результате анализа отзывов слушателей были выработаны конкретные рекомендации по продолжительности и содержанию занятий на курсах повышения квалификации, по чередованию теоретических и практических занятий и установлена необходимость осуществления обратной связи со слушателями в виде семинаров и круглых столов по обмену опытом.

Список литературы

1. Корольков А.Н., Боброва И.И. Гольф и мини-гольф: обновление содержания образования в области физкультуры и спорта: науч.-метод. пособие. М., 2013. 144 с.

2. Корольков А.Н., Верченов В.В. Содержание многолетней подготовки юных игроков в гольф: монография. Воронеж: Науч. книга,

2014. 403 с.

3. Корольков А.Н. Доступность спортивных сооружений и массовость в российском гольфе // Спорт: экономика, право, управление.

2015. № 1. С.35-37.

4. Корольков А.Н. История гольфа и Олимпийское движение / Олимпийский бюллетень № 13 // Международное спортивное и олимпийское движение: история и современность: сб. науч. материалов. М.: Спецпроект, 2012. С. 18-22.

5. Корольков А.Н. Методические указания и учебная программа по мини-гольфу для детско-юношеских спортивных школ // Инновации и качество лицейского образования: идеи, опыт, практика. 2010. № 1-2. С. 60-72.

6. Корольков А.Н. Соотношение мастерства и массовости в гольфе в виде распределения Парето // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.2013. № 2(96). С. 81-83.

7. Корольков А.Н., Жеребко Д.С. Факторы, определяющие положение игроков в гольф в мировом рейтинге // Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. C. 53-55.

8. Корольков А.Н. Проведение уроков физической культуры на основе вида спорта (Гольф): метод. рекомендации. URL: http:// file:///C:/Users/FFKSIT518-1/Downloads/Проведение уроков физической культуры на основе вида спорта (гольф) Методические рекомендации .pdf (дата обращения: 19.10.2015).

9. Корольков А.Н. Содержание занятий по гольфу на уроке физической культуры в начальной школе // Вестник Ассоциации гольфа России. 2014. № 6. С.17-19.

10. Учебная программа по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений на основе вида спорта - гольф: рекомен. Минобрнауки РФ / А.Н. Корольков [и др.]. М., 2012. 91 с.

Жеребко Денис Станиславович, вице-президент, deniszherehko@ hotmail.com, Россия, Москва, Ассоциация гольфа России,

Корольков Алексей Николаевич, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Педагогический институт физической культуры и спорта; Московский городской педагогический университет,

Афанасьева Светлана Владимировна, мастер спорта России, спортивный директор, [email protected], Россия, Екатеринбург, Гольф клуб «Pine Creeck»

EXPERT ESTIMATES OF THE PROJECT: "SCHOOL GOLF" BY TEACHERS

OF PHYSICAL CULTURE

D.S. Zherebko, A.N. Korolkov, S.V. Afanasyeva

Results of carrying out advanced training courses of teachers of physical culture on the 'School Golf' project are considered in this article. The analysis of 124 polling sheets questionnaires completed with teachers of physical culture for an assessment of efficiency of the conducted courses is carried out.

Key words: golf, school education, physical culture, 'School Golf' project.

Zherebko Denis Stanislavovich, vice-president, [email protected], Russia, Moscow, Association of golf of Russia,

Korolkov Alexey Nikolaevich, candidate of technical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport; Moscow City Pedagogical University,

Afanasyeva Svetlana Vladimirovna, Master of Sports, sporting director, [email protected], Russia, Yekaterinburg, Golf club «Pine Creeck»

УДК 796.011.2

НЕОБХОДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.М. Крылова, Е.А. Лазарева

Подготовка высокопрофессиональных педагогических кадров является насущной проблемой развития системы высшего образования. В физическом воспитании роль преподавателя, место и функции воспитываемых студентов, их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера, особенно важны.

Ключевые слова: преподаватель, педагог, профессионально важные качества и способности, кадровый потенциал.

Для того чтобы решать задачи, поставленные государством перед высшей школой, необходим интеллектуальный, высококвалифицированный преподавательский контингент, а в настоящее время существует проблема в таких специалистах по физической культуре и спорту, которые должны быть ориентированы на развитие человеческих потенциальных ресурсов, способных к модернизации сферы двигательной активности.

Существует потребность общества в педагогах по физической культуре, не только владеющих профессиональными знаниями и умениями, но и имеющих высокий уровень психологической и физической готовности к профессиональной деятельности со способностью собственного физического совершенствования и непрерывного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.