Научная статья на тему 'Гольф-туризм как вид активного отдыха (анализ рынка туристических услуг)'

Гольф-туризм как вид активного отдыха (анализ рынка туристических услуг) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1157
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУИЗЫ / ТУРЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПАКЕТЫ / УРОКИ / ГОЛЬФ PRO / ГАНДИКАП / СТЕЙБЛФОРД / ЗАКОН ЦИПФА / CRUISE LINES / TOURS / TOURISM PACKAGES / LESSONS / GOLF PRO / HANDICAP / STABLEFORD / ZIPF''S LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агамирова Е. В., Андреев А. В., Корольков А. Н., Лангуева О. В., Луцкова А. И.

Работа начинает цикл статей, посвященных проблемам развития гольф-туризма в России. В настоящее время туризм занимает первое место в мире среди специальных видов туризма по объему денежного оборота. Тем не менее российский рынок гольф-туризма, имея существенный потенциал развития, ещё недостаточно развит, исследований, характеризующих состояние российской гольф-индустрии, практически нет. В статье рассматриваются особенности российского гольф-туризма как вида активного отдыха. Осуществлена классификация туристических услуг, предлагаемых российскими туристическими агентствами. Определены закономерности и тренды в распределении предложений туроператоров по стоимости и продолжительности гольф путешествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агамирова Е. В., Андреев А. В., Корольков А. Н., Лангуева О. В., Луцкова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOLF TOURISM AS A FORM OF ACTIVE HOLIDAY (ANALYSIS OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES)

The work begins a series of articles devoted to the problems of the development of golf tourism in Russia. Currently, tourism ranks first in the world among special types of tourism in terms of cash flow. Nevertheless, the Russian golf tourism market, having a substantial development potential, is still underdeveloped, there are practically no studies characterizing the state of the Russian golf industry. The article discusses the features of Russian golf tourism as a form of Active holiday. Classification of the tourist services offered by the Russian travel agencies is carried out. Regularities and trends in distribution of proposals of tour operators are determined by the cost and duration golf of travel.

Текст научной работы на тему «Гольф-туризм как вид активного отдыха (анализ рынка туристических услуг)»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

УДК: 339. 13

ББК: 65.433

Агамирова Е.В., Андреев А.В., Корольков А.Н., Лангуева О.В., Луцкова А.И.

ГОЛЬФ-ТУРИЗМ КАК ВИД АКТИВНОГО ОТДЫХА (АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ)

Agamirova E. V., Andreev A. V., Korolkov A.N., Langueva O. V., Lutskova A.I.

GOLF TOURISM AS A FORM OF ACTIVE HOLIDAY (ANALYSIS OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES)

Ключевые слова: круизы, туры, туристические пакеты, уроки, гольф PRO, гандикап, стейблфорд, закон Ципфа.

Keywords: cruise lines, tours, tourism packages, lessons, golf PRO, handicap, stableford, Zipfs law.

Аннотация: работа начинает цикл статей, посвященных проблемам развития гольф-туризма в России. В настоящее время туризм занимает первое место в мире среди специальных видов туризма по объему денежного оборота. Тем не менее российский рынок гольф-туризма, имея существенный потенциал развития, ещё недостаточно развит, исследований, характеризующих состояние российской гольф-индустрии, практически нет.

В статье рассматриваются особенности российского гольф-туризма как вида активного отдыха. Осуществлена классификация туристических услуг, предлагаемых российскими туристическими агентствами. Определены закономерности и тренды в распределении предложений туроператоров по стоимости и продолжительности гольф-путешествий.

Abstract: the work begins a series of articles devoted to the problems of the development of golf tourism in Russia. Currently, tourism ranks first in the world among special types of tourism in terms of cash flow. Nevertheless, the Russian golf tourism market, having a substantial development potential, is still underdeveloped, there are practically no studies characterizing the state of the Russian golf industry.

The article discusses the features of Russian golf tourism as a form of Active holiday. Classification of the tourist services offered by the Russian travel agencies is carried out. Regularities and trends in distribution of proposals of tour operators are determined by the cost and duration golf of travel.

Мировой объём гольф-индустрии достигает 96 млрд долларов в год, а годовой объем мирового рынка гольф-туризма превышает 2 млрд долларов [2, 3, 12]. В Международную федерацию гольфа (WGF) входят 118 государств. Регулированием туристической деятельности в области гольфа занимается основанная в 1997 году международная ассоциация операторов гольф-туризма (IAGTO). В состав IAGTO входят 2758 аккредитованных операторов гольфа: гольф-клубы, гольф-курорты, отели, поля для гольфа, принимающие операторы, авиакомпании, туристические бюро, одобренные СМИ и деловые партнеры в 105 странах

[13]. Деятельность этой организации обеспечивается 693 специалистами по гольфу из 64 стран. По некоторым оценкам, операторы IAGTO контролируют более 87% туристических гольф-пакетов, проданных по всему миру [8, 3, 13]. Головной офис IAGTO базируется в Лондоне, а также имеет представительства в США и Канаде, Китае, Японии, Корее, Таиланде, Австралии и Новой Зеландии, Южной Африке, Франции, Ирландии, Испании, Германии, Италии и Турции.

В Российской Федерации гольф как вид рекреации и активного отдыха постепенно приобретает популярность и массо-

вость. Однако в сознании обывателей занятия гольфом часто позиционируются как форма досуга для очень богатых людей, недоступная большинству обычных туристов.

Тем не менее возможность занятий гольфом во время отдыха рассматривается отечественными исследователями, как одно из конкурентных преимуществ при организации деятельности курортов [2, 16, 1], перспективным направлением внутреннего и выездного туризма в России [5, 15].

Задача исследования. В этой связи представляется интересным осуществить анализ существующих предложений по гольф-туризму в России и определить его основные параметры.

Методы и организация исследования. Для решения определенной выше задачи был осуществлен анализ и систематизация сведений о гольф-туризме в открытых литературных источниках и офертах российских туристических агентств в сети интернет. Всего было рассмотрено 46 предложений по гольф-туризму, найденных на 10-ти различных сайтах с помощью поисковых сетей Yandex и Google. Также рассматривались туристические предложения специализированных сайтов и в группах социальных сетей, посвященных гольфу.

Рассматривались предложения о туристических поездках, анонсируемых агентствами в октябре 2018 года. Стоимость туристических услуг приводилась к единой валюте: евро по курсу ЦБ на 26.10.2018 г. для условий проживания в 2-хместном номере.

Математическая обработка количественных параметров туристических предложений осуществлялась с использованием стандартных статистических пакетов Microsoft Office Excel 2007 и Stadia 8.0. Проверка справедливости статистических гипотез проводилась при уровне статистической значимости р=0.05.

Основная часть

Основными поставщиками услуг на рынке гольф-турима являются гольф-клубы. Существенное влияние на развитие индустрии гольф-тризма оказывает специфическая особенность этой отрасли, заключающаяся в том, что она находится на пересечении нескольких индустрий - спорта, раз-

влечения и недвижимости. При этом важными условиями развития внутреннего рынка гольф-туризма являются строительство гольф-полей, площадок и сооружений, повышение качества сервиса на них и доступная их стоимость.

В основном, потребители спортивных услуг и туроператоры рассматривают возможность совмещения досугово-экскур-сионной программы с занятием любимым видом спорта. В связи с этим достаточно значимыми субъектами рынка гольф-туризма являются поставщики услуг досу-гово-развлекательного характера, а также туристские дестинации, находящиеся недалеко от центров гольф-туризма и гольф-площадок.

Поставщики услуг на рынке гольф-туризма обеспечивают две основные моти-вационные составляющие этого рынка: обучение гольфу и участие в гольф-турнирах в качестве зрителей или спортсменов.

На рисунке 1 представлена схема взаимодействия основных субъектов рынка гольф-туризма.

В результате анализа сведений из источников, находящихся в открытом доступе, было выявлено четыре российских туристических агентства и три группы индивидуальных предпринимателей, предлагающих различные услуги по выездному гольф туризму. Оказалось, что все выявленные туристические агентства являются многопрофильными, основной особенностью которых является организация индивидуальных туристических поездок. При этом во всех этих агентствах отдельным направлением деятельности является или спортивное направление в общем (яхтинг, горные лыжи, спортивный туризм и т.п.) или собственно гольф-туризм. Все эти агентства располагаются в Москве, и одно из них входит в международную ассоциацию операторов гольф-туризма IAGTO с 2016 года.

Предложения этих туроператоров по гольфу, как правило, делятся на 4 группы: гольф-пакеты, гольф-туры, гольф-круизы и гольф уроки с PRO. Приблизительно такое же разделение услуг на рынке гольф-индустрии приводится в работе [4].

Поставщики услуг на рынке гольф-туризма

Гольф-клубы Секции по гольфу, школы гольфа Тренеры, инструкторы, лица, принимающие участие в подготовке спортсменов Производители/поставщики товаров спортивного назначения (товары для гольфа, гольф-инвентарь, гольф принадлежности, оборудование)

Гольф-курорты, гольф-отели Федерации и ассоциации гольфа, союзы гольфистов Лица, принимающие участие в подготовке и проведении турниров Поставщики туристских услуг: - транспортные услуги, - услуги страхования, - услуги размещения, - услуги питания, - досуговые и развлекательные услуги

^^ 1=1

4 .> О о

Представители организованных форм обучения гольфу Организаторы гольф-турниров Субъекты обеспечивающей

Посреднические организации

Поставщики информационных услуг Поставщики финансовых услуг Поставщики маркетинговых и консалтинговых услуг

Потребители услуг на рынке гольф-туризма

Профессиональные спортсмены гольфи-сты Туристы-зрители турниров по гольфу, потребители развлекательных услуг Игроки-любители, потребители услуг массового спорта Тренеры, инструкторы, лица, принимающие участие в подготовке спортсменов

Рисунок 1 - Субъекты рынка гольф-туризма

Гольф-пакеты представляют собой предложения по участию в различных турнирах по гольфу среди любителей, обычно приводящихся в формате стейблфорд с учетом гандикапа игроков. К таким соревнованиям относятся различные открытые чемпионаты гольф-клубов, региональные и местные первенства по гольфу. Услугами гольф-пакетов пользуются игроки с опытом игры, подтвержденным гандикап сертификатом.

Гольф-туры - это туристические поездки на гольф-курорт, представляющий собой гостиничный комплекс разного уровня комфортности, в состав которого входит и поле

для гольфа. Участники гольф-тура имеют возможность совместить обычный классический отдых на курорте с самостоятельными занятиями гольфом, уроками-тренировками по гольфу под руководством местного гольф-инструктора или игрой на поле в компании своих партнеров или других гостей курорта. Стоимость гольф-туров обычно рассчитывается туроператором в зависимости от количественного состава туристической группы. В гольф-турах могут принимать участие клиенты как с опытом игры, так и туристы, желающие освоить основы гольфа.

Гольф-круизы - наиболее стандарти-

зированный вид предложений туристических агентств, имеющий однозначно определенные временные и стоимостные характеристики. Представляет собой кратковременное путешествие, имеющее целью игру на нескольких различных полях для гольфа в разных гольф клубах. По аналогии с горнолыжными турами гольф-круизы отличаются большим пространственным разнообразием условий осуществления двигательной активности (позволяют туристам кататься на склонах разной сложности и протяженности нескольких горных долин). Туристической услугой этого вида пользуются игроки, имеющие гандикап.

Уроки с гольф PRO отличаются вариациями стоимостных и временных характеристик в широком диапазоне. Обычно они организуются индивидуальными предпринимателями - игроками в гольф высокого класса, проводящими занятия с постоянной или привлеченной клиентурой в осенне-зимний период на гольф-полях южных ку-

рортов. Клиентами, пользующимися этой услугой, являются начинающие игроки или игроки, желающие усовершенствовать свое спортивное мастерство.

Существует и другое направление гольф-туризма, пока еще не предлагаемое отечественными туроператорами. Это туристические поездки подростков, в которых учеба на различных языковых курсах, обучение в зарубежных колледжах и университетах совмещается с совершенствованием в избранном виде спорта. Востребованы такие туристические предложения по изучению иностранных языков, совмещенные с тренировками по футболу, регби, горным лыжам и другим спортивным дисциплинам.

Анализ предложений туристических агентств, осуществленный в октябре 2018 года, позволил выявить наиболее популярные направления гольф путешествий, которые в основном представлены гольф-круизами (76% всех предложений). Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Популярные направления гольф-туризма (n=46). Октябрь 2018 г.

№№ Направление (страна) Частота предложений, %

1 ЮАР 15

2 Италия 7

3 Франция 7

4 Шотландия 7

5 Эстония 7

6 Япония 7

7 Грузия 4

8 Индия 4

9 Испания 4

10 Новая Зеландия 4

11 США 4

12 Турция 4

Всего 74

Как следует из полученных данных, среди большинства популярных направлений (74% от всех предлагаемых) трудно выявить общие направления гольф-туризма по географическим и климатическим основаниям. В таблице представлены государства разных полушарий и географических широт с разными средними суточными температурами. Единственное общее, что объединяет эти государства - это отсутствие снежного покрова на гольф-полях в это время года, т.е. в них все же теплее, чем в России.

Тем не менее внутри этого множества направлений можно провести умозрительную кластеризацию. Например, объединить ЮАР, Новую Зеландию и Индию в один кластер по климатическому признаку. США, Шотландию, Японию, Италию, Испанию и Францию в кластер государств с традиционно развитой гольф-инфраструктурой [10]. А Эстонию, Грузию и Турцию в кластер гольф направлений с невысокой стоимостью предоставляемых туристических услуг.

На рисунке 2 представлено распреде-

ление частоты предложений гольф-круизов жительности круиза. туроператорами в зависимости от продол-

днен в круизе

Рисунок 2 - Частота предложений гольф-круизов туроператорами в зависимости

от продолжительности круиза (п=44)

Как следует из рисунка 2, наиболее часто предлагаемыми гольф-круизами (в 41% случаев от всех предложений) являются 5-тидневные путешествия, в ходе которых турист может сыграть 3-4 раунда на разных полях в разных гольф-клубах.

На рисунке 3 и 4 представлены рас-

пределения относительных частот предложений по общей стоимости путешествия и по стоимости одного дня путешествия для одного человека. Эти показатели обычно учитывают стоимость игры на поле, питание (минимум завтрак) и проживание в двухместном номере.

§ 1456 3828 6200 8572 10944 13316

И

стоимость тура, евро чел

Рисунок 3 - Распределение предложений туроператоров по общей стоимости гольф-круизов (п=35)

о 236 573 909 1246 1583 1920

И

стоимость тура, евро/чел день

Рисунок 4 - Распределение предложений туроператоров по стоимости одного дня в гольф-круизе (п=35)

Как следует из этих данных (рисунок 3 и 4), туроператорами приблизительно в 70% случаев предлагаются недорогие туры общей стоимостью около 1500 евро на человека и средней суточной стоимостью 236 евро, что вполне сравнимо со стоимостью горнолыжных туров [6, 7, 14, 17].

При этом распределения по продолжительности круизов (рисунок 2) и их стоимости (рисунок 3 и 4) хорошо аппроксимируются степенными функциями, имеют вид распределений Парето и подчиняется закону Ципфа [9]: недорогие и короткие путешествия предлагаются чаще, чем дорогие и длинные.

Отдельной интересной задачей является сопоставление стоимостных характеристик гольф-туров со стоимостью горнолыжного отдыха. Горнолыжный отдых очевидно более распространенный и обычный, чем игра в

гольф. Но в сознании обывателей также нередко позиционируется как отдых для богатых людей.

В отличие от гольф-круизов туристические предложения по горнолыжному отдыху отличаются большей стандартностью и меньшей вариабельностью. Обычно предлагаются горнолыжные туры продолжительностью в 7 дней. При этом их относительная стоимость на человека в день, в отличие от гольф-круизов, группируется относительно некоторой средней величины и подчиняется закону нормального распределения. На рисунке 5 приведено распределение относительной стоимости горнолыжных туров, составленное в результате анализа 81-го предложения российских туроператоров для отдыха в Австрии, Франции и Андорре.

Рисунок 5 - Распределение предложений туроператоров по стоимости одного дня горнолыжного тура продолжительностью в 7 дней (п=81)

Средняя стоимость горнолыжного тура составляет 90±8 евро в день на одного человека, что приблизительно в 2,5 раза ниже стоимости гольф-круиза. При этом, эта стоимость, как правило, не включает стоимость ски-пасса, которая в среднем колеблется от 10 до 25 евро в день на человека. Тем не менее можно утверждать, что стоимость гольф-круизов приблизительно в 2 раза дороже средней стоимости горнолыжного отдыха.

В отличие от гольф-предложений

предложения туроператоров по горнолыжному отдыху подчиняются закону нормального распределения (критерий Колмогорова, р=0.05), что, вероятно, может служить некоторым критерием распространенности и стандартности предложений, стабильности рынка туристических услуг.

В таблице 2 приведены данные о наиболее дорогих направлениях гольф-круизов.

№№ Направление (страна) Стоимость, евро/чел.день

1 ЮАР 1450

2 Япония 958

3 Маврикий 950

4 Шотландия 693

5 США 576

6 Япония 569

Таблица 2 - Средняя относительная стоимость одного дня в гольф-круизе (п=35)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из данных таблицы 2 следует, что стоимость круиза во многом определяется стоимостью трансфера из России до места расположения гольф-полей. Исключение составляет лишь родина гольфа Шотландия.

Последние три строки с №№ 33, 34 и 35 занимают Финляндия, Грузия и Литва,

наиболее близкие к России государства со средней стоимостью одного дня гольф-круиза от 90 до 67,5 евро на человека соответственно.

Рисунок 6 иллюстрирует изменение стоимости гольф-круиза от его продолжительности.

Рисунок 6 - Изменение стоимости гольф-круиза от его продолжительности

Как следует из рисунка 6, на первый взгляд, очевидного тренда в изменении стоимости круиза от его длительности не существует: встречаются как дорогие непродолжительные круизы, так и дешевые длительные. Однако проведенная непараметрическая корреляция позволяет выявить отчетливый монотонный тренд возрастания стоимости одного круиза вместе с его продолжительностью (корреляция Спирмена, Я= 0,62, Ъ критерий).

Выводы. В результате проведенных исследований осуществлен анализ существующих предложений по гольф-туризму в России. Определены основные виды туристических продуктов, выявлены популярные направления гольф-туризма, временные и стоимостные параметры предлагаемых туристических услуг. Установлены закономерности в распределении гольф-круизов по их продолжительности и стоимости,

осуществлено ранжирование гольф-круизов по их стоимости, выявлен тренд возрастание относительной стоимости круиза от его продолжительности.

Можно отметить, что российский рынок гольф-туризма ещё недостаточно развит и структурирован, однако имеет существенный потенциал развития, что также подтверждают некоторые прогнозы данные специалистами отрасли [11, 13, 18, 19].

В настоящее время внутренний рынок (по параметрам предложения) значительно уступает выездному. Следует подчеркнуть, что исследований, характеризующих состояние российской гольф-индустрии, практически нет.

К перспективам дальнейших исследований в этом направлении относится изучение сезонных изменений в состоянии рынка гольф-туризма в России, разработка методик изучения спроса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдулхаиров, А.З. Потенциал и перспективы инвестирования в туристско-рекреационную отрасль республики Крым / А.З. Абдулхаиров // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9. № 1. - С. 44-51.

2. Беликов, М.Ю., Карпова, Ю.И. Сочи как перспективный центр гольф-туризма в России / М.Ю. Беликов, Ю.И. Карпова // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2014. - № 1. - С. 139-142.

3. Волков, С.К. Туристская индустрия Шотландии: отличительные признаки и особенности развития / С.К. Волков // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2010. - № 13 (73). - С. 129-135.

4. Восколович, Н.А., Кугоев, И.А. Актуальные аспекты менеджмента в сфере гольфа: управление взаимодействием потребителей услуг и гольф-клубов / Н.А. Восколович, И.А. Кугоев // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - № 4 (13).

- С. 28-31.

5. Зайцева, Е.Ю. Развитие гольф-туризма на территории России / Е.Ю. Зайцева // Научный вестник МГИИТ. - 2009. - № 2. - С. 36-39.

6. Информационно-аналитическое онлайн издание «Информационная группа «ТУР-ПРОМ») [Электронный ресурс]. 2007-2018. - URL: http://www.atorus.ru. (Дата обращения: 29.10.2018).

7. Информационно-аналитический портал «Горнолыжный портал «SKI.RU.» [Электронный ресурс]. 2003-2018. - URL: https://www.ski.ru. (Дата обращения: 29.10.2018).

8. Каращук, Л.К., Бартков, Б.И., Барткова, Т.Б. Индустрия развлечений в Китае. Гольф / Л.К. Каращук, Б.И. Бартков, Т.Б. Барткова // Вологдинские чтения. - 2008. - № 66. - С. 84-91.

9. Корольков, А.Н. Соотношение мастерства и массовости в гольфе в виде распределения Парето / А.Н. Корольков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 2 (96). - С. 81-83.

10. Корольков, А.Н., Жеребко, Д.С. Факторы, определяющие положение игроков в гольф в мировом рейтинге / А.Н. Корольков, Д.С. Жеребко // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 53-55.

11. Косарева Н.В., Агамирова Е.В., Лебедева О.Е. Перспективы развития спортивного туризма в Российской Федерации / Косарева Н.В., Агамирова Е.В., Лебедева О.Е. // Экономика и предпринимательство. - 2017. - No 12-2 (89-2). - С. 1098-1101.

12. Международная ассоциация операторов гольф-туризма IAGTO [официальный сайт].

- URL: https://www.iagto.com/ Дата обращения: 27.10.2018.

13. Мировые эксперты оценили российские поля для гольфа // RATA-news 2003-2018. -URL: http://www.ratanews.ru/news/news_2062016_4.stm (Дата обращения: 30.10.2018).

14. Сайт Atorus.Ru, материалы аналитической службы «АТОР. Ассоциации Туроператоров» [Электронный ресурс]. 2004-2018. - URL: https://www.tourprom.ru. (Дата обращения: 29.10.2018).

15. Селинский, Д.А. Обоснование бизнес-идеи развития гольф-спорта в системе повышения качества жизни населения России / Д.А. Селинский // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. - 2013. - Т. 4. № 1. - С. 117-129.

16. Тарасенко, Э.В. Создание стратегических конкурентных преимуществ нового высококлассного курорта, выводимого на рынок в период экономического кризиса / Э.В. Тара-сенко // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - № 3. - С. 244-248.

17. Туристический портал «TRAVELDV.RU»: [Электронный ресурс]. 2018. - URL: http://traveldv.ru. (Дата обращения: 29.10.2018).

18. Junior Golf Participation Across Europe [Электронный ресурс] // Golf Support 2018. -URL: https://golfsupport.com/blog/junior-golf-participation-across-europe/ (Дата обращения: 30.10.2018).

19. Golf Participation Report for Europe 2016 // Golf Participation Report for Europe 2016, KPMG (Golf Advisory Practice in EMEA). - URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ pdf/2016/07/golf-participation-report-for-europe-2016.pdf (Дата обращения: 30.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.