П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 1б0-1б7.
4. Математические модели дидактического процесса I Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № б (б4). - С. 107-112.
REFERENCES
1. Kiseleva E.S., Karavanskaya L.N., Romanova M.L. and Teryukha R.V. (2012), “The mathematical models of correlation in personality and professional abilities formation” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. б, Vol. 88, pp. б8-75.
2. Kulibaba S.V., Hlopova T.P., Romanova M.L. and Romanov D.A. (2010), “The cri-terions of pedagogical activity” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, Vol. 70, pp. 70-75.
3. Chernyikh A.I., Horoshun C.V. and Romanova M.L. “The qualimetry evaluation of computer-aided educational resources” (2011), Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12, Vol. 82, pp. 1б0-1б7.
4. Hlopova T.P., Shaposhnikova T.L., Romanova M.L. and Ushakov A.R. (2010), “Mathematical models of didactical process”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. б, Vol. б4, pp. 107-112.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2012.
УДК 796
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ
Светлана Александровна Пукалова, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП)
Аннотация
В работе экспериментально подтверждена эффективность методики специальной легкоатлетической подготовки в спортивном ориентировании. Статья содержит результаты тестирования уровня беговых характеристик спортсменов-ориентировщиков по окончанию 20 недельной подготовки. Результаты тестирования эффективности техники бега по лесному грунту контрольной и экспериментальной групп представлены в виде графиков и таблицы. Последнее тестирование нашей методики состояло в статистическом подсчете доли спортсменов попавших в десятку сильнейших на соревнованиях городского и регионального уровня по спортивному ориентированию в мае 2012 года.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, методика специальной легкоатлетической подготовки в спортивном ориентировании.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p102-106
EXPERIMENTAL JUSTIFICATION OF SPECIAL ATHLETIC METHODS IN
ORIENTEERING
Svetlana Aleksandrovna Pukalova, the post-graduate student,
St.-Petersburg State University of Space Instrument Making
Annotation
This work confirmed by experiment the efficiency of methods of special athletic training in orienteering. The article contains the results of testing of the running characteristics levels of athletes-orienteers
after 20 weeks of training. The results of testing of efficiency of running technique along the forest track for control and experimental group are represented in table and diagram form. The last testing of our methods was performed by using statistical counting part for athletes share who had finished in 10 the strongest athletes in city and regional levels of the orienteering competitions in the May of 2012 year.
Keywords: orienteering, special athletic methods of training in orienteering.
Основополагающей идеей данной методики является разработка программы тренировочного процесса для спортсменов-ориентировщиков групп М до 18, Ж до 18, М до 21 и Ж до 21 в годичном цикле тренировок, с учетом современных методик организации и планирования тренировок спортсменов легкоатлетов бегунов на средние и длинные дистанции [1, 3].
ЦЕЛЬ настоящего исследования состояла в апробации методики специальной легкоатлетической подготовки в спортивном ориентировании.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Эксперимент по апробации методики специальной легкоатлетической подготовки в спортивном ориентировании осуществлялся с декабря 2011 по май 2012 года.
В эксперименте приняло участие 20 спортсменов возрастной категории М до 18 (из них 8 человек - 16 лет, 8 человек - 17 лет, 4 человека - 18 лет). На момент начала эксперимента спортсмены имели квалификацию: 14 человек - 1-й разряд и 6 человек -кандидатов в мастера спорта по спортивному ориентированию. Испытуемые были условно разделены на две относительно однородные (по возрасту и квалификации) группы экспериментальную и контрольную по 10 человек в каждой. Экспериментальная группа осуществляла тренировочный процесс в соответствии с предлагаемой нами методикой специальной легкоатлетической подготовки в спортивном ориентировании. Испытуемые контрольной группы выполняли тренировочную программу в соответствии с общепринятыми рекомендациями в спортивном ориентировании.
Основная часть нашего эксперимента заключалась в апробации методики специальной легкоатлетической подготовки в спортивном ориентировании и имела следующие этапы подготовки:
1. Базовый этап продолжительностью 8 недель;
2. Специально-подготовительный этап продолжительностью 8 недель;
3. Предсоревновательный этап продолжительностью 4 недели;
4. Соревновательный этап продолжительностью 5 недель.
В ходе проведения эксперимента осуществлялся контроль самочувствия спортсменов: ежедневно измерялась ортостатическая проба, отслеживалось психоэмоциональное состояние спортсменов, проводился контроль пульсовых характеристик на разных этапах тренировки.
Каждый из четырех этапов основной части эксперимента заканчивался контрольным срезом, определяющим эффективность организации тренировочного процесса контрольной и экспериментальной групп. Перед спортсменами на каждом этапе подготовки были поставлены задачи, контрольные тесты проверяли результаты подготовки спортсменов и качество выполнения поставленных задач. Результаты промежуточных первого и второго срезов представлены не будут.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
В конце предсоревновательного периода спортсмены, исследуемых групп, участвовали в контрольном срезе. В ходе контрольных забегов было определено время преодоления трех дистанций: 600 м, 3000 м и 10000 м по легкоатлетической дорожке стадиона. Для анализа результаты забегов каждой группы были усреднены и методами математической статистики рассчитана достоверность различий. Полученные средние значения беговых характеристик экспериментальной (Группа «А») и контрольной групп
(Группа «Б») представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты контрольного среза спортсменов экспериментальной и контрольной ________________групп по окончанию предсоревновательного периода___________________
Контрольные тесты Результаты контрольного тестирования Достоверность различий
Группа «А» Группа«Б» Т Р
Бег 600 м, мин, сек. 1:48,1±2,8 1:54,6±2,39 5,29 <0,01
Бег 3000 м, мин, сек. 10:07,3±7,21 10:24,6±8,65 4,61 <0,01
Бег 10000 м, мин, сек. 37:58,9±33,34 39:33,1±40,72 5,37 <0,01
Тестирование беговых характеристик спортсменов проводилось в конце 20 недели от начала эксперимента, поэтому его результаты характеризуют грамотность организации тренировочного процесса в целом. Среднее значение результатов, показанных спортсменами экспериментальной группы, в трех тестах было выше, чем у спортсменов контрольной группы. Достоверность различий результатов составляет р<0,01.
Между предсоревновательным и соревновательным этапом спортсменам контрольной и экспериментальной групп было предложено пройти контрольный срез на определение эффективности техники бега по мягкому лесному грунту [2] на уровне.
В таблице 2 представлены средние значения скорости бега на легкоатлетической дорожке стадиона и скорости бега по мягкому лесному грунту на уровне значения анаэробного порога для каждой группы спортсменов.
Таблица 2
Результаты спортсменов-ориентировщиков, полученные в тесте на эффективность
техники бега по г рунту
Тестирование Группа «А» Группа «Б»
Скорость на дорожке стадиона на уровне АнП 3:46 мин/км 3:56 мин/км
Скорость по мягкому лесному грунту на уровне АнП 4:23 мин/км 4:35 мин/км
Коэффициент беговой проходимости при беге по мягкому лесному грунту 16,45% 15,78%
Коэффициент беговой проходимости при беге по мягкому лесному грунту (норматив) 13<16,45<17% 13<15,78<17%
Заключительный четвертый срез, проводимый с целью показать, что организованный в соответствии с методикой специальной легкоатлетической подготовки тренировочный процесс на базе легкоатлетического манежа и делающий упор на развитие скоростных характеристик спортсменов в гладком беге, не оказал существенного негативного влияния на технику бега по пересеченной местности. Результат, показанный экспериментальной группой, входит в предельно допустимый промежуток данного норматива.
В конце четвертого соревновательного этапа апробации методики были проанализированы сведения протоколов соревнований, в которых приняли участие спортсмены экспериментальной и контрольной групп. Для анализа были выбраны 10 соревнований по спортивному ориентированию городского и регионального уровня. Была определена доля спортсменов экспериментальной и контрольной групп показавших результат, входящий 10 сильнейших результатов на данном соревновании. Результаты анализа протоколов соревнований по спортивному ориентированию для выявления доли спортсменов-лидеров в исследуемых группах представлены в таблице 3. Соревнования распределены в последовательности проведения.
Таблица 3
Доля спортсменов экспериментальной и контрольной групп попавших в десятку
сильнейших на соревнованиях по спортивному ориентированию в мае 2012 года
Соревнования по спортивному ориентированию Доля спортсменов, попавших в десятку сильнейших на соревнованиях по спортивному ориентированию
Группа «А» Группа «Б»
1 40% 40%
2 40% 30%
3 50% 20%
4 40% 30%
5 100% 0%
6 60% 30%
7 90% 0%
8 100% 0%
9 90% 10%
10 80% 10%
Средние данные 69±19,5% 17±13%
Достоверность различий результатов данного тестирования составляет р<0,01.
Результаты, показанные спортсменами во время 10 соревнований регионального и городского уровня, достоверно показывают, что спортсмены экспериментальной группы, чаще входили в 10 лидеров на соревнованиях, чем спортсмены контрольной группы.
ВЫВОДЫ
Результаты тестирований, показывают, что спортсмены экспериментальной группы, занимающиеся по методике специальной легкоатлетической подготовке в спортивном ориентировании, подошли к заключительному соревновательному этапу в более хорошей физической форме, чем спортсмены контрольной группы. Следовательно, одна из основных задач, стоящих перед нами в ходе реализации эксперимента, а именно повышение уровня физической подготовки в беге, в целом достигнута.
Методика специальной легкоатлетической подготовки в спортивном ориентировании, по которой был организован тренировочный процесс экспериментальной группы, включала в себя задания на развитие двигательных качеств и функциональной подготовленности, рационально распределенные по времени и нагрузкам. Это позволило спортсменам показать высокие результаты на соревнованиях, сохранить высокую спортивную работоспособность на протяжении соревновательного периода. По таблице 3 можно проследить положительную динамику попадания спортсменов экспериментальной группы в группу лидеров к концу соревновательного периода. В ходе эксперимента была убедительно показана целесообразность ее применения для организации тренировочного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Силуянов. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 104 с.
2. Ширинян, А. А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика : учебное пособие./ А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2010.
- 112 с.
3. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость : [пер. с англ] / П. Янсен.
- Мурманск : Издательство "Тулома", 2006. - 160 с.
REFERENCES
1. Seluyanov, V.N. (2001), Middle distance runner training, publishing house “Spor-
tAkademPress”, Moscow, Russian Federation.
2. Shirinyan, A.A. and Ivanov, A.V. (2010), Advanced training sportsmen-orienteering: a tutorial, publishing house “Sovetsky sport”, Moscow, Russian Federation.
3. Janssen, P. (2006), Heart rate, lactate and endurance training , published house “Tuloma”, Murmansk, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2012.
УДК 378.18 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ХОККЕЯ С МЯЧОМ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ-СИРОТ
Людмила Дмитриевна Рыбина, старший преподаватель,
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет (НИ ИрГТУ),
Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)
Аннотация
Традиционная система физического воспитания в вузе ориентирована исключительно на контрольные нормативы и телесный компонент учебного процесса, игнорирование внедрения в процесс физического воспитания других нетрадиционных видов спорта, что обусловило снижение интереса к занятиям физическими упражнениями, ограничение двигательной активности, низкий уровень теоретической и физической подготовленности студентов. В статье проведен мониторинг уровня физической подготовленности специально сформированной группы из студентов-сирот (юноши n=25) Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС). Значительный интерес студентов сформированной группы вызывают занятия нестандартным хоккеем с мячом. Целью исследования стало выявить динамику уровня физической подготовленности сту-дентов-сирот на протяжении двух лет обучения в вузе. Определение у студентов-сирот уровня физической подготовленности является необходимостью внедрения специализации по нестандартному хоккею с мячом в вузах Сибирского региона.
Ключевые слова: мониторинг, студент-сирота, физическая подготовленность, нестандартный хоккей с мячом.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p106-108 EFFICIENCY OF INTRODUCTION OF NON-STANDARD HOCKEY WITH BALL IN EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS-ORPHANS
Lyudmila Dmitrievna Rybina, the senior teacher,
National Research Irkutsk State Technical University,
Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk state university of Means of Communication
Annotation
The traditional system of physical training in higher school is focused exclusively on control specifications and body component of educational process, ignoring the introduction in process of physical training of other nonconventional kinds of sports that has caused decrease in interest to physical exercises, restriction of motor activity, low level of theoretical and physical readiness of students. The article provides monitoring of level of physical readiness of specially generated group of students-orphans (the young man n=25) of Irkutsk state university of routes of communication (IrGUPS). Considerable interest of students of the generated group is connected with non-standard bandy. A research objective was to reveal the dynamics of level of physical readiness of students-orphans throughout two years of training in