Научная статья на тему 'Основы применения технологии обучающего тестирования при формировании перманентной тактической подготовленности спортсменов 16-19 лет, специализирующихся в ориентировании бегом'

Основы применения технологии обучающего тестирования при формировании перманентной тактической подготовленности спортсменов 16-19 лет, специализирующихся в ориентировании бегом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Юрий Сергеевич, Ародь Эдвард Станиславович

В статье рассматриваются методологические аспекты формирования перманентной тактической подготовленности спортсменов 16-19 лет, специализирующихся в ориентировании бегом. Представленные в работе выводы, полученные в результате проведения педагогического эксперимента, актуализируют принципы применения обучающего тестирования в спортивном ориентировании, что позволяет научно обосновать инновационную методику тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования, повысить качество учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Юрий Сергеевич, Ародь Эдвард Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of application of the technology of the training testing when forming the permanent tactical readiness of the athletes aged 16-19 years specializing in run orientation

The article deals with the methodological aspects of the formation of the permanent tactical training for the athletes aged 16-19 years, specializing in run orienteering. The conclusions presented in the article obtained as a result of the pedagogical experiment, actualize the principles of testing training application for the orienteering, which allows the scientific foundation for the innovative technique of tactical training at the stage of the sports perfection, improving the quality of the training process and the competitive activity performance of the young athletes.

Текст научной работы на тему «Основы применения технологии обучающего тестирования при формировании перманентной тактической подготовленности спортсменов 16-19 лет, специализирующихся в ориентировании бегом»

7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 820 с.

8. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки: общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2013. - 623 с.

9. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировка выносливости : пер. с англ. / П. Янсен. - Мурманск : Издательство «Тулома», 2006. - 160 с.

REFERENCES

1. Bondarchuk, A. P. (2005), Periodization of sports training, Olympic literature, Kiev.

2. Bondarchuk, A. P. (2007), Managing the training process of sportsmen of high class, Olympia Press, Moscow.

3. Verkhoshansky, Y. C. (185), Programming and organization of training process, Physical culture and sport, Moscow.

4. Verkhoshansky, Y. C. (1991), "Principles of organization of training of high-class athletes in the annual cycle", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 24-31.

5. Matveev, L. P. (1999), The foundations of the General theory of sport and the training of athletes, Olympic literature, Kiev.

6. Matveev, L. P. (2010), General theory of sport and its applied aspects: textbook for universities of physical culture, Soviet sport, Moscow.

7. Platonov V.N. (2004), The system of preparation of sportsmen in Olympic sport, Olympic literature, Kiev.

8. Platonov V.N. (2013), Periodization of sports training: General theory and its practical application, Olympic literature, Kiev.

9. Jansen. P. (2006), Heart rate, lactate and endurance workout, publishing house "Tuloma", Murmansk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.12.2014.

УДК 796.56

ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЕРМАНЕНТНОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 16-19 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ОРИЕНТИРОВАНИИ БЕГОМ

Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Эдвард Станиславович Ародь, соискатель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВПО СГАФКСТ), Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются методологические аспекты формирования перманентной тактической подготовленности спортсменов 16-19 лет, специализирующихся в ориентировании бегом. Представленные в работе выводы, полученные в результате проведения педагогического эксперимента, актуализируют принципы применения обучающего тестирования в спортивном ориентировании, что позволяет научно обосновать инновационную методику тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования, повысить качество учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности юных спортсменов.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, тактическая подготовка, технология обучающего тестирования, юные спортсмены.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p34-39

BASES OF APPLICATION OF THE TECHNOLOGY OF THE TRAINING TESTING

WHEN FORMING THE PERMANENT TACTICAL READINESS OF THE ATHLETES AGED 16-19 YEARS SPECIALIZING IN RUN ORIENTATION

Yuri Sergeevich Voronov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Edward Stanislavovich Arod, the competitor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Annotation

The article deals with the methodological aspects of the formation of the permanent tactical training for the athletes aged 16-19 years, specializing in run orienteering. The conclusions presented in the article obtained as a result of the pedagogical experiment, actualize the principles of testing training application for the orienteering, which allows the scientific foundation for the innovative technique of tactical training at the stage of the sports perfection, improving the quality of the training process and the competitive activity performance of the young athletes.

Keywords: sport orienteering, tactical training, technology training test, young athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Тактическая подготовка в спортивном ориентировании представляет собой процесс обучения, в котором сочетаются закономерности формирования двигательных умений с законами теории управления.

При этом, как отмечает один из ведущих специалистов в области теории спорта Ю.Ф. Курамшин [2, С. 101]: «Эффективность управления процессом обучения физическим упражнениям требует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий, определённой системы контроля (проверки), обеспечивающего непрерывное поступление объективной информации, как педагогу, так и занимающимся о ходе и результатах обучения».

Обработка фактических данных и оценка полученных результатов позволили выделить ряд педагогических условий, которые необходимы для эффективного внедрения в учебно-тренировочный процесс, направленный на формирование перманентной тактической подготовленности, инновационной технологии обучающего тестирования. К ним относятся:

а) проведение на теоретических занятиях анализа конкретных тактических ситуаций, обусловленных особенностями соревновательной деятельности в беговых видах спортивного ориентирования;

б) совместное обсуждение в учебно-тренировочных группах конкретной тактической ситуации, путей и результатов её практического решения;

в) самоанализ и самооценка процесса решения поставленной тактической задачи или тактической ситуации;

г) самостоятельный поиск, переработка и анализ информации, касающейся проблем тактической подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При разработке инновационной технологии обучающего тестирования нами учитывались основные положения психодиагностики [1], применялся объективный подход, когда оценка конечного результата осуществлялась посредством контроля уровня успешности выполнения тактических заданий.

Педагогическая технология обучающего тестирования разработана нами на основе интеграции современных подходов к обучению технико-тактическим действиям и навыкам спортивного ориентирования: проектно-поискового метода, метода развития наглядности обучения, методики проблемного обучения, и включает следующие основные бло-

ки (рисунок 1).

Восприятие информации, классификация информации, накопление вариантов тактических действий, составление и анализ тактических схем на основе сличения возникающих с имеющимися в долговременной памяти, развитие аналитических способностей, долговременной памяти и тактического мышления

Блок «Литература»

Информационно-познавательный блок

--

Блок «Глоссарий»

Информационно-поисковый блок

--

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРМАНЕНТНОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ -тт-

о

ТТ1

7Т"

Блок самостоятельной подготовки

Блок материально-технического обеспечения

Операционно-деятельностный блок

Выбор оптимального тактического решения, составление стратегически оправданного и обоснованного плана преодоления соревновательной дистанции, определение цели соревнований, анализ особенностей ландшафта местности и своего технико-тактического арсенала

Критериально-оценочный блок

Рисунок 1. Структура и содержание инновационной технологии обучающего тестирования в спортивном ориентировании

Блок «Информационно-познавательный» - предназначен для поиска, сбора и анализа информации, необходимой для качественного формирования перманентной тактической подготовленности спортсменов-ориентировщиков. При этом, опираясь на принцип наглядности, передача теоретического материала сопровождалась показом различных спортивных карт, структурно-логических схем, таблиц и диаграмм. Основной акцент был направлен на более активное включение в учебный процесс зрительных образов, то есть на развитие наглядно-образного и логического мышления, наглядно-образной и долговременной памяти, что существенно повышает эффективность восприятия и усвоения информации, превращая её в знания. Данный методологический подход значительно увеличивает объём усвоенной актуальной информации за счёт её систематизации и выделения наиболее значимых элементов. Подготовленный таким образом учебный демонстрационный материал выступает основным носителем содержательной части теоретической информации по проблемам тактической подготовки в спортивном ориентировании.

Блок «Глоссарий» - необходим спортсменам для качественного выполнения практических заданий в учебной аудитории. Сведения, полученные из глоссария, позволяют быстро воспроизводить в памяти основные термины и понятия тактики ориентирования и через гипертекстовые связи быстро войти в информационное поле практической деятельности.

Блок «Литература» - предназначен для расширения и систематизации полученных знаний по тактике спортивного ориентирования. Включает различные источники

информации, которые необходимы для практической работы (правила соревнований, методическую литературу, ресурсы Интернета и т.д.).

Блок «Операционно-деятельностный» - направлен на формирование системы теоретических знаний, обеспечивающих высокий уровень перманентной тактической подготовленности спортсменов-ориентировщиков. Содержит полное учебно-методическое и нормативно-справочное сопровождение, необходимое для выполнения практических заданий, которые предусматривают не только алгоритмизацию действий, но и нахождение альтернативных путей решения проблемных тактических ситуаций.

Блок «Материально-технического обеспечения» - включает материально-технические средства, необходимые для выполнения практической работы в учебной аудитории (спортивные карты, цветные карандаши, линейки, курвиметры, легенды КП, техническую информацию и т.п.).

Блок «Самостоятельной подготовки» - предназначен для самостоятельного выполнения определённых тактических заданий, которые направлены на формирование навыков использования специализированных компьютерных программ (например, ОСЛО 9, СоПгРогй и др.), знание которых также необходимо для создания бланков-заданий по тактической подготовке.

Блок «Информационно-поисковый» - предназначен для самостоятельного поиска информации, необходимой для выполнения задания по тактической подготовке. Область актуальной информации включает:

а) работу в библиотеке (поиск и анализ специальной научно-методической литературы);

б) информацию в сети Интернет (анализ спортивных карт соревнований с путями движения победителей, отчётов о соревнованиях, технической информации, СПЛИТ -таймов преодоления дистанции, поиск спортивных карт района предстоящих соревнований, технической информации, условий проведения, расписание стартов и т.п.);

в) получение информации в процессе учебно-тренировочных занятий (экспресс-опросы спортсменов и тренеров, объективное наблюдение за ходом тренировочной и соревновательной деятельности).

Блок «Критериально-оценочный» - предназначен для оценки уровня сформиро-ванности перманентной тактической подготовленности спортсменов, специализирующихся в ориентировании бегом. Такая оценка осуществляется посредством выявления соответствия между выполненной спортсменом работой и оценочным критериями, разработанными на основе факторной структуры соревновательной деятельности. Оценивание качества выполнения практического задания в учебной аудитории проводится следующим образом:

а) оценка «отлично» - задание выполнено без ошибок, работа носит аналитический, творческий характер, по содержанию оригинальна и креативна, содержит необходимые иллюстрации (карты с дистанциями и путями движения, таблицы, чертежи), в работе использована актуальная и достоверная информация, соблюдены требования правил соревнований;

б) оценка «хорошо» - задание выполнено правильно, но с незначительными ошибками, при этом работа не отличается оригинальностью;

в) оценка «удовлетворительно» - задание выполнено в основном правильно, но со значительными ошибками, использованная информация не совсем достоверна, работа не содержит необходимых иллюстраций;

г) оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если практическое задание не выполнено.

На основе данных, полученных в результате комплексных исследований, нами были разработаны учебно-тренировочные программы и практические рекомендации по организации и проведению практических занятий со спортсменами, специализирующимися

в ориентировании бегом, посредством применения технологии обучающего тестирования. В процессе построения алгоритма тактических действий, в качестве примера, нами были выделены наиболее актуальные темы, входящие в тактическую подготовку ориен-тировщиков. Эти занятия были направлены на разработку: «Тактического плана преодоления соревновательной дистанции» (таблица 1), «Алгоритма выбора пути движения между контрольными пунктами», «Соревновательных дистанций с различными видами тактических схем их преодоления», «Алгоритма взаимодействия с соперниками на соревновательной дистанции».

Формирующий педагогический эксперимент показал, что применение обучающего тестирования на основе принципа визуализации с использованием картографического материала и мультимедийных технологий дало возможность достоверно (Р<0,01 при 1рас-чёт=5,01) повысить уровень перманентной тактической подготовленности спортсменов 16-19 лет, специализирующихся в ориентировании бегом.

Таблица 1

Структура и содержание технологии формирования перманентной тактической подготовленности на примере разработки «Тактического плана преодоления

Тема занятия: «Разработка тактического плана преодоления соревновательной дистанции заданного направления в ориентировании бегом» Количество часов — 4

Блоки Содержание занятий Способности, обеспечивающие выполнение отдельных действий и деятельности в целом

Информационно-познавательный Основы тактических действий в спорте, разделы тактического плана, учёт проходимости местности и уровня развития дорожной сети, состояние грунта, рельеф местности, значения удлинений пути движения по основным градациям проходимости, набор высоты, суммарная потеря высоты, тактическое планирование этапа, тактика прохождения отдельных участков дистанции (зона врабатывания, зона устойчивого ориентирования, заключительная часть дистанции) Развитие наглядно-образного и логического мышления, наглядно-образной и долговременной памяти, способности к классификации информации, накопление вариантов решений

Глоссарий Перманентная тактическая подготовка, тактическая задача, тактический план, эквивалентная длина варианта, коэффициент удлинения, базовая стратегическая информация, траверс склона, скоростное ориентирование, точное ориентирование, переходная зона Развитие логического мышления, аналитических способностей и долговременной памяти

Литература Правила соревнований по спортивному ориентированию. Костылев В.В. Философия спортивного ориентирования, М., 1999. Ширинян А.А., Иванов А.В. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика, М., 2008. Абаев В.А. Применение системного подхода в спортивном ориентировании, СПб., 2013. Развитие логического мышления, аналитических способностей и долговременной памяти

Операционно-деятельностный Разработать тактический план преодоления соревновательной дистанции заданного направления в ориентировании бегом. Примерные параметры соревновательной трассы: классическая дистанция, 14 000 м 22 КП, преобладающая ландшафтная зона: конечно-мореный рельеф, стартовая минута - 12. Цель - показать максимально высокий результат Развитие непроизвольного внимания, способности к антиципации, долговременной и кратковременной памяти

Самостоятельной подготовки Самостоятельно разработать тактический план на ближайшие соревнования на основе анализа информации, полученной из официальных источников (техническая информация, спортивные карты идентичных районов, отчёты о соревнованиях на данной победителей местности, пути движения) Развитие аналитических способностей, антиципации, способности к классификации информации, накопление вариантов решений

Информационно-поисковый Собрать сведения о районе предстоящих соревнований: найти спортивные карты с районами данной местности, отчёты о прошедших соревнований, СПЛИТ-таймы участников соревнований и т. п. Развитие долговременной памяти, способности к классификации информации, накопление вариантов решений

Тема занятия: «Разработка тактического плана преодоления соревновательной дистанции заданного направления в ориентировании бегом» Количество часов — 4

Блоки Содержание занятий Способности, обеспечивающие выполнение отдельных действий и деятельности в целом

Материально-технического обеспечения Линейки, цветные карандаши, курвиметры, калькуляторы, спортивные карты, легенды КП, техническая информация

Критериально-оценочный Полнота содержания тактического плана, креативность, логичность, соответствие правилам соревнований и технической информации, достоверность используемой в практической работе информации Уровень развития перманентной тактической подготовленности

Разработанная нами, и экспериментально апробированная инновационная технология обучающего тестирования, используемая при формировании перманентной тактической подготовленности спортсменов-ориентировщиков, имеет следующие преимущества:

а) при её применении не нарушается естественный ход учебно-тренировочного процесса, что обеспечивает поступательное формирование тактического мастерства;

б) даёт возможность каждому спортсмену в полной мере использовать свои интеллектуальные и творческие способности;

в) способствует органическому объединению теоретических знаний и практических навыков, что позволяет эффективно управлять учебно-тренировочным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2007. - 352 с.

2. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.

REFERENCES

1. Burlacyk, L.F. (2007), Psychological testing: a textbook for high schools, St. Petersburg, Peter, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kyramshin, Yu.F. (2003), Theory and methods of physical training: tutorial, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.12.2014.

УДК 796.856.2

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ЕДИНОБОРЦЕВ

Владимир Вениаминович Елагин, кандидат физико-математических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), Владимир Ильич Спирин, педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга (ГБОУлицей № 369)

Аннотация

Разработан программно-аппаратный комплекс электронного судейства в тхэквондо, представляющий собой аналог существующего комплекса, применяемого на официальных соревнованиях, но значительно более дешевый, что позволяет его установку практически во всех спортивных клубах, специализирующихся в подготовке тхэквондистов. Дополнительно в предлагаемом комплексе реализован метод получения объективной информации об основных физиологических параметрах спортсмена в процессе тренировки или соревнований у единоборцев с целью оптимиза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.