Модель формирования культуры здоровья младших школьников включает в себя условия реализации педагогической модели (внешние, внутренние); основные направления деятельности (формирование знаний по основам культуры здоровья, ценностного отношения к культуре здоровья; двигательных умений и навыков разработки и самостоятельного выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений; потребности в самостоятельном выполнении физических упражнений, направленных на повышение двигательной активности, адаптации организма к физическим упражнениям; проектно-исследова-тельских умений и навыков разработки и выполнения физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных упражнений); механизмы реализации педагогической модели (нормативно-правовой, организационный, про-грамно-методический); модульную рабочую программу; результаты (личностные, метапред-метные, предметные); сформированность универсальной компетенции культуры здоровья (схема 1).
Таким образом, доказана перспективность модульной рабочей программы, отвечающей требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования II поколения 2009 года, направленной на организацию третьего урока физической культуры и внеурочной деятельности, результатом которой являются личностные, метапред-метные, предметные компетенции. Разработанная программа способствует формированию универсальной компетенции культуры здоровья у младших школьников.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
2. Власова Ж.Н., Жукова Т.А. Формирование культуры здоровьесбережения старшеклассников в условиях модернизации общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 8. - С. 25-29.
3. Кондаков А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. -2008. - №10.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования II поколения 2009 г.
Срулевич Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита. Тел. 89243771529.
Srulevich Svetlana Alexandrovna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State Humanitarian-Pedagogical University named after N.G.Chernyshevsky, Chita. Tel. 89243771529.
УДК 799.32
© А. А. Сушко, А. В. Гаськов
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СТРЕЛКОВ-АРБАЛЕТЧИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ
В данное статье представлено описание результатов педагогического эксперимента, в котором определялась эффективность методики физической подготовки, предусматривающей комплексную физическую подготовленность, всестороннее физическое развитие, совершенствование специфической функциональной базы, обеспечивающей рост результатов соревновательной деятельности спортсменов - стрелков из арбалета. Ключевые слова: стрельба из арбалета, физическая подготовка, аэробика.
А. A. Sushko, A. V. Gaskov
EXPERIMENTAL BASIS OF METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING IN QUALIFIED CROSSBOW ARCHERS BY MEANS OF AEROBICS
In this paper the results ofpedagogical experiment are described. It has determined the efficiency of methodology of physical training, which provides a comprehensive physical fitness, comprehensive physical development, improvement of specific functional framework that ensures growth of the results of athletes - crossbow shooters' competitive activity. Keywords: crossbow shooting, physical training, aerobics.
Стрельба из арбалета - один из активно развивающихся видов стрелкового спорта [6, 7]. Вместе с тем на этапе становления этого вида спорта методические вопросы подготовки спортсменов - стрелков из арбалета еще не ставились. Это обусловлено тем, что основной контингент спортсменов обеспечивался приходом в этот вид спорта спортсменов по пулевой стрельбе.
В настоящее время в стрелковом спорте при теоретическом признании всеми специалистами необходимости и важности физической подготовки в среде определенной части спортсменов и тренеров бытует уверенность в том, что занятия исключительно стрельбой помогут улучшить спортивный результат, а физическая подготовка требует дополнительного времени, которое можно было бы посвятить совершенствованию техники. И на практике зачастую применяется методика подготовки стрелка, основанная только на стрельбе, так называемый «на-стрел», и это весьма ограничивает функциональные возможности спортсмена-стрелка в достижении высокого уровня показателей [2, 5,
7].
Специалистами отмечается, что уровень физической подготовленности определяет результативность и успешность стрелка [4, 8]. Высокие стабильные результаты в стрельбе связаны с высокой работоспособностью спортсмена, которая основывается на отличном здоровье, полноценном функционировании всех систем и органов, высоком тонусе нервной системы. Специалистами стрелкового спорта подчеркивается, что общая физическая подготовка (ОФП) играет роль фундамента для спортивной специализации, развивает функциональные возможности спортсмена, хорошо подготовленные в физическом отношении стрелки легче переносят высокие статические нагрузки [1, 3, 4].
В связи с особенностью данного вида спорта - стрельбы из арбалета, выполнением спортсменом большого объема технико-тактической, стрелковой подготовки, занимающей в общем объеме тренировки свыше 60 процентов, возникает необходимость в максимально эффективном использовании тренировочного времени, отведенного на физическую подготовку спортсмена, в тщательном подборе средств подготовки и методичном их использовании. Таким образом, необходимость в научно обоснованной методике физической подготовки для практики учебно-тренировочного процесса в стрельбе из арбалета и недостаточная разработанность мно-
гих ее вопросов обусловливают актуальность данного исследования.
Исследования в области пулевой стрельбы, стрельбы из арбалета однозначно указывают на то, что физическими качествами, наиболее значимыми для спортсмена-стрелка являются общая выносливость, специальная выносливость, координационные способности, дыхательная система, гибкость (подвижность мышц и суставов). Это же подтверждается и нашими исследованиями.
Нами предложено повышение эффективности тренировочного процесса квалифицированных стрелков из арбалета за счет перераспределения нагрузки с замещением применяемых средств общей физической подготовки средствами аэробики как комплексного средства тренировочного воздействия.
В нашем исследовании для тренировки спортсменов-стрелков из арбалета предложены средства аэробики:
- упражнения, вызывающие аэробную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- упражнения повышенной координационной сложности;
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения, корректирующие специфическое воздействие на скелетно-мышечную систему спортсмена стрелковой подготовки.
В таблице 1 представлена структура общей и специальной физической подготовки стрелков из арбалета.
Так как физическая подготовка стрелка из арбалета не самоцель, а базовое средство для эффективной технико-тактической, стрелковой подготовки спортсмена, для определения эффективности предложенной методики физической подготовки стрелков из арбалета мы применяем оценку результатов деятельности стрелка - контрольные стрельбы (упражнение АМ-10) и тестирование спортсменов на электронном тренажере СКАТТ.
В исследовании А. В. Лазутова проанализированы пространственные, временные и пространственно-временные показатели выстрела стрелка из арбалета, дана оценка информативности показателей к результату выстрела. Установлено, что наиболее информативными показателями качества выстрела из арбалета являются устойчивость (координация), длина траектории, координаты пробоины по осям, что соответствует исследованиям параметров выстрела в пулевой стрельбе [6].
Таблица 1
Структура физической подготовки стрелков из арбалета в подготовительном периоде
Этап Физические качества Средства Нагрузка
Общеподготовительный Общая выносливость Классическая аэробика, степ-аэробика, бег Средняя, значительная
Специальная выносливость Упражнения на подъем и удержание оружия, классическая аэробика с применением малых отягощений Малая, средняя, значительная
Координационные способности Классическая аэробика, степ-аэробика, полусфера Bosu Малая, средняя
Гибкость Классическая аэробика с элементами пила-теса Малая, средняя
Специально подготовительный Общая выносливость Классическая аэробика, степ-аэробика, бег Малая, средняя
Специальная выносливость Упражнения на подъем и удержание оружия Средняя, значительная
Координационные способности Классическая аэробика, степ-аэробика, полусфера Bosu Малая, средняя
Гибкость Классическая аэробика с элементами пила-теса Малая, средняя
В результате эксперимента у спортсменов экспериментальной группы объективно улучшились показатели, полученные на тренажере СКАТТ. Динамика рассматриваемых нами параметров выстрела - средняя устойчивость в 10,0 и длина траектории прицеливания - представлена на рисунках 3-8. Результаты контрольных стрельб стрельб из матчевого арбалета (10 м) представлены на рисунках 1-2.
На рисунках представлены данные четырех серий, каждая из десяти выстрелов, контрольной и экспериментальной групп. Для 0-й недели взяты результаты исходных стрельб, проведенных до начала эксперимента. В дальнейшем контрольные стрельбы проводились через каждые четыре недели эксперимента.
Тестирование с использованием тренажера СКАТТ выполнялось еженедельно в рамках тренировочного занятия, после основной тренировочной работы. Производилась серия из десяти зачетных выстрелов, результаты которых рассматривались в виде средних значений для каждого участника эксперимента в группе.
Анализируя динамику изменения рассматриваемых показателей, можно сопоставить тенденции изменений, произошедших в результате эксперимента. Учитывая, что в стрелковых видах спорта результаты, показываемые спортсменами, очень близки, ожидать стремительного роста результатов не приходится. Нам хотелось отследить динамику результатов, выявить закономерность изменения результатов стрельбы и
качественных показателей выстрела от применения предложенной методики целенаправленного развития физических качеств, необходимых стрелку.
Стрелки экспериментальной группы показали стабильный рост результатов, который к концу эксперимента составил в среднем показателе 3,55 очка, при этом уменьшился разброс результатов внутри группы, стандартное отклонение составило на конец эксперимента 0,52 (р<0,05). Результат того же упражнения, выполненного стрелками из арбалета контрольной группы, изменился к концу эксперимента на 1,22 очка (средний показатель), при этом разброс результатов внутри группы снизился незначительно, стандартное отклонение составило 0,99 (р<0,05).
Для анализа качественных показателей выстрела, полученных на СКАТТ, кроме результатов стрельбы на тренажере нами выбраны показатели «длина траектории и «средняя устойчивость в 10,0» как наиболее информативные для оценки качества работы стрелка.
Каждым стрелком выполнялось 10 выстрелов, для анализа использованы средние значения результатов групп. Всего за 16 недель эксперимента проведено 17 стрельб на СКАТТ. Представленный график (рис. 3) показывает, что в экспериментальной группе зафиксирован стабильный и достаточно плавный рост результатов, разница между результатом до эксперимента и после него составила 3,5 очка. В контрольной группе разница между результатом до экс-
перимента и после него составила 2 очка, при этом рост результатов нестабилен, внутри группы имеется значительный разброс, просматривается отсутствие прогнозируемости результатов.
Анализируя показатели «длина траектории ^)» и «средняя устойчивость в 10,0», нужно отметить, что для производства качественного и точного выстрела необходимо стремиться к снижению первого показателя и повышению второго. В ходе эксперимента были получены данные об анализируемых показателях в результате тестирования еженедельно в течение 17 недель. Из представленного на рисунке 5 графика следует, что показатель «средняя устойчивость в 10,0» у спортсменов экспериментальной группы стабилизировался и вырос к концу эксперимента на 25 процентов и составил 98 процентов (среднее значение). Данное значение достаточно высокое, и сохранение указанного показателя на этом уровне является хорошей базой для дальнейшего роста результатов. У спортсменов контрольной группы данный показатель вырос на 9 процентов и по окончании эксперимента составил 94 процента (среднее значение). Показанное
значение также свидетельствует о высоком качестве выстрела, но при условии наличия тенденции к стабилизации показателя и дальнейшего его роста. Учитывая, что все тестируемые спортсмены - квалифицированные стрелки, высокий результат показателей качества стрельбы является нормой, а путь к совершенствованию -это достижение стабильности показателей.
На рисунке 7 представлена динамика средних значений длины траектории (Ц). У спортсменов экспериментальной группы данный показатель снизился на 5,3 мм (среднее значение), у спортсменов контрольной группы - на 3,3 мм (среднее значение). Резкое снижение показателя «среднее значение длины траектории» после первой недели тренировки можно объяснить тем, что после восстановительного отдыха спортсмены приступили к тренировкам и, естественно, показали качественный скачок показателя. В дальнейшем снижение показателя стабилизировалось, в экспериментальной группе более выраженно, в контрольной - менее. Однако общая тенденция к снижению данного показателя сохранилась до конца эксперимента.
Результаты контрольных стрельб, АМ 10 м
93 92 91
1 2 3 4 5
экспериментальная группа —«—контрольная группа
Изменение результатов контрольных стрельб (до эксперимента, после эксперимента)
□ контрольная группа □ экспериментальная группа
Рис. 2.
Рис. 1.
Средний результат стрельбы на СКАТТ, ВП
неделя
—экспериментальная группа —■—контрольная группа
Рис. 3.
Изменение результатов стрельбы на СКАТТ, ВП (до эксперимента, после эксперимента)
Рис. 4.
Рис. 5.
Изменение показателя "Средняя устойчивость в 10,0" (до эксперимента, после эксперимента)
□ контрольная группа □ экспериментальная группа
Рис.6.
Средняя длина траектории (L), мм
недели
♦ экспериментальная группа —»—контрольная группа
Рис. 7.
Изменение показателя "Средняя длина траектории (до эксперимента, после эксперимента)
15
2
□ контрольная группа □ экспериментальная группа
Рис. 8.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что применение разработанной методики физической подготовки квалифицированных стрелков из арбалета, базирующейся на идее комплексного развития значимых физических качеств спортсмена средствами аэробики, позволяет улучшить и стабилизировать результат соревновательной деятельности стрелка из арбалета, разнообразить трени-
ровочный процесс, максимально эффективно использовать тренировочное время.
Литература
1. Александренок А.С. Учись метко стрелять: пособие для начинающих стрелков. - Минск: Беларусь, 1976. - 128 с.
2. Гаськов А.В., Сушко А.А. Координационная подготовка как средство повышения результативности в стрельбе из арбалета // Проблемные направле-
ния в области физической культуры, спорта и туризма: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием (г. Нижневартовск, 30 марта 2012 г.) / отв. ред. А.А. Клетнева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012.- С. 115-119.
2. Гачечиладзе Я.В., Орлов В.А. Физическая подготовка стрелка-спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1984. -109 с.
3. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснова Г.О. Новые фитнес-системы (новые направления, методики, оборудование, инвентарь): учеб. пособие; Федеральное агентство по физ.культуре и спорту, ВГАФК. - 2-е изд. перераб. и доп. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2005. - 284 с.
4. Жилина М.Я. Тренировка специальной выносливости стрелков из пистолета // Разноцветные мишени.- М.: Физкультура и спорт, 1978. - С. 58-60.
5. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1982. - 128 с.
6. Лазутов А.В. Устойчивость позы человека при стрельбе из арбалета и приемы ее регуляции: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. 145 с.
7. Палехова Е.С. Подготовка высококвалифицированных стрелков из арбалета с биомеханическим волновым тренажером: дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2006. - 189 с.
8. Пулевая стрельба: учеб.-метод. пособие / под ред. И. Золотарева. - М., 2012. - 314 с.
9. Сушко А.А. ДОСААФ: У истоков российского арбалетного спорта (на примере Бурятской республиканской организации): материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Одесса, 2011. - С. 9-13.
10. Сушко А.А. Российский арбалетный спорт: современное состояние и пути развития // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. -Вып. 13. - С.144-150.
11. Сушко А.А. Проблемы становления и перспективы развития арбалетного спорта в России // Проблемные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы всерос. на-уч.-практ. конф. (г. Нижневартовск, 25 марта 2011 г.) / отв. ред. А.А. Клетнева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С.140-146.
12. Сушко А.А. Становление арбалетного спорта в России // Педагогические, психологические и медико-биологические проблемы дифференциации нагрузок в физическом воспитании и спорте: материалы I Междунар. электронной науч.-практ. конф. (30 апреля 2010 г.) / отв. ред. В.В. Букаев. - Одесса: ЮжноУкраинский нац. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, институт физической культуры и реабилитации, 2010. -С. 56-59.
13. Сушко А.А. Факторная структура общей и специальной физической подготовленности стрелков из арбалета // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 13. - С.121-124.
Сушко Анна Александровна, аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор ФФКСиТ Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Sushko Anna Alexandrovna, postgraduate student, department of theoretical foundations of physical education, Buryat State University; e-mail: [email protected]
Gaskov Alexey, doctor of pedagogical sciences, professor, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University; e-mail: [email protected]
УДК 796.015:615.82
© М. В. Тапхаров
МАССАЖ И САМОМАССАЖ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА
ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Статья посвящена результатам теоретико-методического анализа технологии применения массажа и самомассажа в подготовке спортсменов как одного из эффективных и доступных средств восстановления и повышения работоспособности организма после психофизических нагрузок. Выделены основные принципы и приемы проведения массажа и самомассажа.
Ключевые слова: подготовка спортсменов, восстановление, работоспособность, массаж, самомассаж, физическая нагрузка.
M. V. Tapkharov
MASSAGE AND SELF-MASSAGE AS THE BASIC MEANS OF ORGANISM RESTORATION
AFTER PHYSICAL LOAD
The article is devoted to the results of theoretical and methodological analysis of application a massage and self-massage technology in training of athletes as one of the effective and accessible means of restoration and increase of