УДК 799.32
Физическая подготовка квалифицированных стрелков-арбалетчиков с использованием средств аэробики
© Сушко Анна Александровна
аспирант кафедры теоретических основ физического воспитания, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
© Гаськов Алексей Владимирович
доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
В статье представлено описание результатов педагогического эксперимента, в котором определялась эффективность методики физической подготовки, предусматривающей комплексную физическую подготовленность, всестороннее физическое развитие, совершенствование специфической функциональной базы, обеспечивающей рост результатов соревновательной деятельности спортсменов — стрелков из арбалета.
Ключевые слова: стрельба из арбалета, физическая подготовка, аэробика.
Physical training in qualified crossbow archers by means of aerobics
Anna A. Sushko
Postgraduate Student, Department of Theory of Physical Culture, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
Aleksey V. Gaskov
EdD, Professor, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
In this paper the results of the pedagogical experiment is described, which determined the efficiency of methodology of physical training, providing a comprehensive physical fitness, a comprehensive physical development, improvement of specific functional basis that ensures growth of the results of competitive activity in athletes — crossbow shooters.
Keywords: crossbow shooting, physical fitness, aerobics.
Стрельба из арбалета — один из активно развивающихся видов стрелкового спорта [6, 7]. Вместе с тем на этапе становления этого вида спорта методические вопросы подготовки спортсменов — стрелков из арбалета еще не ставились. Это обусловлено тем, что основной контингент обеспечивался притоком из пулевой стрельбы.
В настоящее время в стрелковом спорте при теоретическом признании всеми специалистами необходимости и важности физической подготовки в среде определенной части спортсменов и тренеров бытует уверенность в том, что занятия исключительно стрельбой помогут улучшить спортивный результат, а физическая подготовка требует дополнительного времени, которое можно было бы посвятить совершенствованию техники. И на практике зачастую применяется методика подготовки стрелка, основанная только на стрельбе, так называемый «настрел» и это весьма ограничивает функциональные возможности спортсмена-стрелка в достижении высокого уровня показателей [2, 5, 7].
Специалистами отмечается, что уровень физической подготовленности определяет результативность и успешность стрелка [4, 8]. Высокие стабильные результаты в стрельбе связаны с высокой работоспособностью спортсмена, которая основывается на отличном здоровье, полноценном функционировании всех систем и органов, высоком тонусе нервной системы. Специалистами стрелкового спорта подчеркивается, что общая физическая подготовка (ОФП) играет роль фундамента для спортивной специализации, развивает функциональные возможности спортсмена, хорошо подготовленные в физическом отношении стрелки легче переносят высокие статические нагрузки [1, 3, 4].
В связи с особенностью данного вида спорта — стрельбы из арбалета, выполнением спортсменом большого объема технико-тактической, стрелковой подготовки, занимающей в общем объеме тренировки свыше 60 процентов, возникает необходимость в максимально эффективном использовании тренировочного времени, отведенного на физическую подготовку спортсмена, в тщательном подборе средств подготовки и методичном их использовании. Таким образом, необходимость в научно обоснованной методике физической подготовки для практики учебно-тренировочного процесса в стрельбе из арбалета и недостаточная разработанность многих ее вопросов обусловливают актуальность данного исследования.
Исследования в области пулевой стрельбы, стрельбы из арбалета однозначно указывают на то, что физическими качествами, наиболее значимыми для спортсмена-стрелка, являются общая выносливость, специальная выносливость, координационные способности, дыхательная система, гибкость (подвижность мышц и суставов). Это же подтверждается и нашими исследованиями.
Нами предложено повышение эффективности тренировочного процесса квалифицированных стрелков из арбалета за счет перераспределения нагрузки с замещением применяемых средств общей физической подготовки средствами аэробики как комплексного средства тренировочного воздействия.
В нашем исследовании для тренировки стрелков из арбалета предложены упражнения:
- вызывающие аэробную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- повышенной координационной сложности;
- для развития гибкости;
- корректирующие специфическое воздействие на скелетно-мышечную систему спортсмена стрелковой подготовки.
В таблице 1 представлена структура общей и специальной физической подготовки стрелков из арбалета.
Таблица 1
Структура физической подготовки стрелков из арбалета в подготовительном периоде
Этап Физические качества Средства Нагрузка
Общеподготовительный общая выносливость классическая аэробика, степ-аэробика, бег средняя, значительная
специальная выносливость упражнения на подъем и удержание оружия, классическая аэробика с применением малых отягощений малая, средняя, значительная
координационные способности классическая аэробика, степ-аэробика, полусфера Ъо8и малая, средняя
гибкость классическая аэробика с элементами пилатеса малая, средняя
Специально подготовительный общая выносливость классическая аэробика, степ-аэробика, бег малая, средняя
специальная выносливость упражнения на подъем и удержание оружия средняя, значительная
координационные способности классическая аэробика, степ-аэробика, полусфера Ъо8и малая, средняя
гибкость классическая аэробика с элементами пилатеса малая, средняя
Так как физическая подготовка стрелка из арбалета не самоцель, а базовое средство для эффективной технико-тактической, стрелковой подготовки спортсмена, то для определения эффективности предложенной методики физической подготовки стрелков из арбалета мы применяем оценку результатов деятельности стрелка — контрольные стрельбы (упражнение АМ-10) и тестирование спортсменов на электронном тренажере СКАТТ.
В исследовании А. В. Лазутова проанализированы пространственные, временные и пространственно-временные показатели выстрела стрелка из арбалета, дана оценка информативности показателей к результату выстрела. Установлено, что наиболее информативными показателями качества выстрела из арбалета являются устойчивость (координация), длина траектории, координаты пробоины по осям, что соответствует исследованиям параметров выстрела в пулевой стрельбе [6].
В результате исследования у спортсменов экспериментальной группы объективно улучшились показатели, полученные на тренажере СКАТТ. Динамика рассматриваемых нами параметров выстрела — средняя устойчивость в 10,0 и длина траектории прицеливания — представлена на рисунках 3-8. Результаты контрольных стрельб из матчевого арбалета (10 м) представлены на рисунках 1-2.
На рисунке 1 представлены данные четырех серий из десяти выстрелов каждая контрольной и экспериментальной групп. Для 0-й недели взяты результаты исходных стрельб, проведенных до начала эксперимента. В дальнейшем контрольные стрельбы проводились через каждые четыре недели эксперимента.
Тестирование с использованием тренажера СКАТТ выполнялось еженедельно в рамках тренировочного занятия после основной тренировочной работы. Производилась серия из десяти зачетных выстрелов, результаты которых рассматривались в виде средних значений для каждого участника эксперимента в группе.
Анализируя динамику рассматриваемых показателей, можно сопоставить изменения, произошедшие в результате эксперимента. Учитывая, что в стрелковых видах результаты, показываемые спортсменами, очень близки, ожидать стремительного роста результатов не приходится. Необходимо было отследить динамику результатов, выявить закономерность изменения результатов стрельбы и качественных показателей выстрела от применения предложенной методики целенаправленного развития физических качеств, необходимых стрелку.
Стрелки экспериментальной группы показали стабильный рост результатов, который к концу эксперимента составил в среднем показателе 3,55 очка, при этом уменьшился разброс результатов внутри группы, стандартное отклонение составило на конец эксперимента 0,52 (р<0,05). Результат того же упражнения, выполненного стрелками из арбалета контрольной группы изменился к концу эксперимента на 1,22 очка (средний показатель), при этом разброс результатов внутри группы снизился незначительно, стандартное отклонение составило 0,99 (р<0,05).
Для анализа качественных показателей выстрела, полученных на СКАТТ, кроме результатов стрельбы на тренажере нами выбраны показатель «длина траектории (Ь)» и «средняя устойчивость в 10,0» как наиболее информативные для оценки качества работы стрелка.
Каждым стрелком выполнялось 10 выстрелов, для анализа использованы средние значения результатов групп. Всего за 16 недель эксперимента проведены 17 стрельб на СКАТТ. Представленный график (рис. 3) показывает, что в экспериментальной группе зафиксирован стабильный и достаточно плавный рост результатов, разница между результатом до эксперимента и после него составила 3,5 очка. В контрольной группе разница между результатом до эксперимента и после него составила 2 очка, при этом рост результатов нестабилен, внутри группы имеется значительный разброс, просматривается отсутствие прогнозируемости результатов.
Анализируя показатели «длина траектории (Ь)» и «средняя устойчивость в 10,0», необходимо заметить, что для производства качественного и точного выстрела необходимо стремиться к снижению первого показателя и повышению второго. В ходе эксперимента были получены данные об анализируемых показателях в результате тестирования еженедельно в течение 17 недель. Из представленного на рис. 5 графика следует, что показатель «средняя устойчивость в 10,0» у спортсменов экспериментальной группы стабилизировался и вырос к концу эксперимента на 25 % и составил 98 % (среднее значение). Данное значение достаточно высокое и сохранение указанного показателя на этом уровне является хорошей базой для дальнейшего роста результатов. У спортсменов контрольной группы данный показатель вырос на 9 % и по окончании эксперимента составил 94 % (среднее значение). Показанное значение также свидетельствует о высоком качестве выстрела, но при условии наличия тенденции к стабилизации показателя и дальнейшего его роста. Учитывая, что все тестируемые спортсмены — квалифицированные стрелки, высокий результат показателей качества стрельбы является нормой, а путь к совершенствованию — это достижение стабильности показателей.
На рис. 7 представлена динамика средних значений длины траектории (Ь). У спортсменов экспериментальной группы данный показатель снизился на 5,3 мм (среднее значение), у спортсменов контрольной группы на 3,3 мм (среднее значение). Из представленного графика следует, что показатель
«среднее значение длины траектории» резко снизился после первой недели тренировки. Это можно объяснить тем, что после восстановительного отдыха спортсмены приступили к тренировкам и, естественно, показали качественный скачок показателя. В дальнейшем снижение показателя стабилизировалось, в экспериментальной группе более выражено, в контрольной — менее. Однако общая тенденция к снижению данного показателя сохранилась до конца эксперимента.
Рис. 1.
Изменение результатов контрольных стрельб (до эксперимента, после эксперимента)
□ контрольная группа □ экспериментальная группа
Рис. 2
Средний результат стрельбы на СКАТТ, ВП
106 -105 -
104 -
Р 103 -о
102 -101 100 -
—♦—экспериментальная группа —■—контрольная группа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
неделя
Рис. 3
Изменение результатов стрельбы на СКАТТ, ВП
(до эксперимента, после эксперимента)
□ контрольная группа □ экспериментальная группа
Рис. 4
Изменение показателя " Средняя устойчивость в 10,0" (до эксперимента, после эксперимента)
□ контрольная группа □ экспериментальная группа
Рис. 6
Средняя длина траектории мм
недели
экспериментальная группа —я— контрольная группа
Рис. 7
Изменение показателя " Средняя длина траектории (до эксперимента, после эксперимента)
20
1 2
□ контрольная группа □ экспериментальная группа
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что применение разработанной методики физической подготовки квалифицированных стрелков из арбалета, базирующейся на идее комплексного развития значимых физических качеств спортсмена средствами аэробики, позволяет улучшить и стабилизировать результат соревновательной деятельности стрелка из арбалета, разнообразить тренировочный процесс, максимально эффективно использовать тренировочное время.
Литература
1. Александренок А. С. Учись метко стрелять: пособие для начинающих стрелков // Минск: Беларусь, 1976. — 128 с.
2. Гаськов А. В., Сушко А. А. Координационная подготовка как средство повышения результативности в стрельбе из арбалета // Проблемные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. А. А. Клетнева (г. Нижневартовск, 30 марта 2012 г.). — Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гуманит. ун-та, 2012. — С. 115-119.
2. Гачечиладзе Я. В., Орлов В. А. Физическая подготовка стрелка-спортсмена. — М.: ДОСААФ, 1984. — 109 с.
3. Давыдов В. Ю., Шамардин А. И., Краснова Г. О. Новые фитнес-системы (новые направления, методики, оборудование, инвентарь): учеб. пособие / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, ВГАФК — 2-е изд. перераб. и доп. — Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та. — 2005. — 284 с.
4. Жилина М. Я. Тренировка специальной выносливости стрелков из пистолета // Разноцветные мишени. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — С. 58-60.
5. Иткис М. А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. — М.: ДОСААФ, 1982. — 128 с.
6. Лазутов А. В. Устойчивость позы человека при стрельбе из арбалета и приемы ее регуляции: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2003. — 145 с.
7. Палехова Е. С. Подготовка высококвалифицированных стрелков из арбалета с биомеханическим волновым тренажером: дис. ... канд. пед. наук. — Малаховка, 2006. — 189 с.
8. Пулевая стрельба: учеб.-метод. пособие / под ред. И. Золотарева — М., 2012. — 314 с.
1. Aleksandrenok A. S. Uchis' metko strelyat' [Learn to shoot straight]. Minsk: Belarus', 1976 128 p.
2. Gas'kov A. V., Sushko A. A. Koordinatsionnaya podgotovka kak sredstvo povysheniya rezul'tativnosti v strel'be iz arbaleta [Coordinating training as a means to improve the efficiency of crossbow archery]. Problemnye napravleniya v oblasti fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma — Problem areas in the field of physical culture, sport and tourism. Proc. II All-Rus. sci.-pract.conf. with Int. participation (Nizhnevartovsk, March 30, 2012). Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk University for the Humanities publ., 2012. Pp. 115-119.
2. Gachechiladze Ya. V., Orlov V. A. Fizicheskaya podgotovka strelka-sportsmena [Physical training of a sporting shooter]. Moscow: Voluntary Society for Assistance to Army, Air Force and Navy, 1984. 109 p.
3. Davydov, V. Yu., Shamardin, A. I., Krasnova G. O. Novye fitnes-sistemy (novye napravleniya, metodiki, oborudovanie, inventar') [New fitness systems (new trends, techniques, equipment, outfit). 2nd ed. rev. and add.Volgograd: Volgograd State University publ., 2005. 284 p.
4. Zhilina M. Ya. Trenirovka spetsial'noi vynoslivosti strelkov iz pistoleta [Stamina training of pistol shooters]. Raznotsvetnye misheni — ^lored targets. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1978. Pp. 58-60.
5. Itkis M. A. Spetsial'nayapodgotovka strelka-sportsmena [Special training of a sporting shooter]. Moscow: Voluntary Society for Assistance to Army, Air Force and Navy, 1982. 128 p.
6. Lazutov A. V. Ustoichivost'pozy cheloveka pri strel'be iz arbaleta i priemy ee regulyatsii. Dis. ... kand. ped. nauk [Postural stability of crossbow archers and methods of its regulation. Cand. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 2003. 145 p.
7. Palekhova E. S. Podgotovka vysokokvalifitsirovannykh strelkov iz arbaleta s biomekhanicheskim volnovym trenazherom. Dis. kand. ped. nauk [Training of high qualified crossbow archers with biomechanical wave simulator. Cand. pedagogical sci. diss.]. Malakhovka, 2006. 189 p.
8. Pulevaya strel'ba [Shooting sports]. Moscow, 2012. 314 p. ISBN 978-5-91432-032-1.