ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В.И. ЗЕМЦОВА
ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ, ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ, ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ОРСКОГО ГУМАНИТАРНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
А.В. ШВАЛЕВА
СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ОБЩИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН, НОВОТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ
МОСК. ИНСТИТУТА СТАЛИ И СПЛАВОВ
В связи с возрастающими требованиями к человеку как субъекту профессиональной деятельности в настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития профессионально-личностных свойств специалиста. При этом ведущую роль в становлении специалистов играет развитие такого свойства как профессиональная направленность личности. Под профессиональной направленностью личности понимают систему мотивов, обеспечивающих избирательное отношение к действительности, влияющее на профессиональную деятельность [2,4].
Наиболее интенсивный период развития профессиональной направленности личности студентов приходится на время обучения в вузе. Однако, как показали анализ педагогических исследований и результаты проведенного автором констатирующего эксперимента, высшие учебные заведения не обеспечивают в полной мере развитие профессиональной направленности личности студентов. Целью данного исследования является теоретическое обоснование, конструирование и реализация дидактической модели развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей. Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента по изучению исходного уровня развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей Новотроицкого филиала Московского института стали и сплавов (НФ МИСиС).
В целях определения уровня развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей автором быьли определены её показатели: иерархичность мотивов
предпочтения профессии, склонность к инженерныт видам деятельности, удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью; определены уровни её развития: высокий, средний, низкий; а также определены критерии оценки уровня. Оценка уровня развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей проводилась на основе применения специально подобранного комплекта диагностических методик. Структура профессионально-мотивационной сферы студентов была получена ранжированием мотивов предпочтения профессии с учетом их индекса значимости [1, с. 23]. О наличии профессиональной направленности на инженерную деятельность можно
говорить в том случае, если доминирующее положение в иерархии занимают мотивы «ядра» инженерной деятельности. К мотивам «ядра» профессии автором отнесены мотивы, выражающие потребность в том, что составляет основное содержание профессии: возможность
обслуживать машины, обрабатывать материалы, конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий и т.д.
Результаты анкетирования студентов металлургических специальностей первого курса, показали, что мотивы предпочтения профессии с учетом их индекса значимости (I-») можно проранжировать следующим образом (шкала индексов имеет значения в пределах от [-5; 5] ).
1. Быть материально обеспеченным (I » = 4,33);
2. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий, промышленных помещений и площадок, разбираться в чертежах, схемах (I „ = 1,48);
3. Перспектива продвижения по службе (I » = 1,38);
4. Возможность обслуживать оборудование, осуществлять монтаж или сборку деталей, машин, приборов (I » = 0,48);
5. Постоянное общение с людьми (I » = 0,44);
6. Возможность проявить свою индивидуальность (I » = 0,43);
7. Составлять точные описания процессов, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях (I » = -0,19);
8. Обрабатывать металл и его сплавы (I » = -0,32);
9. Изготавливать по чертежам детали, изделия (I » = -0,76);
10. Ничего не привлекает (I » = -3,78).
Проведенное ранжирование говорит о том, что лидирующим мотивом предпочтения профессии у студентов первого курса является мотив «быть материально обеспеченным». Мотивы, занимающие в иерархии третье, пятое и шестое места, также не относятся к мотивам «ядра» профессии, т.е. данные мотивы внутренне не связаны с содержанием деятельности или с её результатом. В связи с этим наблюдается несоответствие мотивов выбора профессии «ядру» мотивов профессии, т.е. для студентов первого курса металлургических специальностей не характерно доминирование мотивов «ядра» профессии. Это позволило сделать вывод о том, что по первому показателю - низкий уровень развития профессиональной направленности личности имеют 50% студентов первого курса, а высоким уровнем обладают лишь 28% первокурсников.
Анализ ранжирования мотивов предпочтения профессии у студентов пятого курса проводился по той же методике, что и для студентов первого курса. В результате исследования было выявлено, что значения индексов значимости мотивов «ядра» профессии несколько выше, чем у первокурсников. Мотив «составлять точные описания процессов, отчеты о
наблюдаемых явлениях, событиях» для выпускников имеет I-» =1,24; а мотив
«изготавливать по чертежам детали, изделия» имеет \зн =0,34. Однако и для большинства студентов пятого курса ведущими мотивами предпочтения профессии инженера металлургических специальностей являются мотивы: «перспектива продвижения по службе», «быть материально обеспеченным», причем к пятому курсу даже возрастает доля тех студентов, которые намерены строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда. Таким образом, по первому показателю 51% выпускников имеют высокий уровень развития профессиональной направленности, низкий уровень присущ 11% вьптускников. Для оценки уровня развития второго показателя -склонности к видам инженерной деятельности - нами была использована методика, разработанная О.Б. Годлинник [3, с.460]. Полученные
результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Распределение студентов по уровням развития склонностей к инженерным видам деятельности
Курс Виды инженерной деятельности Число студентов, достигших определенного уровня склонности к виду инженерной деятельности (в % к общему числу студентов курса) Число студентов, достигших определенного уровня склонности ко всем видам инженерной деятельности (в % к общему числу студентов курса)
Уровни Уровни
высокий средний низкий высокий средний низки й
1 курс Научно- исследовательский 34 24 42 22 59 1 9
Проектно- конструкторский 58 27 15
Производственно- технологический 26 37 37
Организационно- управленческий 60 26 14
5 курс Научно- исследовательский 60 30 10 59 31 1 0
Проектно- конструкторский 62 26 12
Производственно- технологический 59 16 25
Организационно- управленческий 70 20 10
Несмотря на то, что студенты обладают высоким уровнем склонности к отдельныт видам инженерной деятельности, в целом, выгсоким уровнем склонности ко всем четырем видам инженерной деятельности обладают лишь 22% первокурсников и 59% студентов пятого курса.
Третий показатель развития профессиональной направленности личности студентов - удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью - целесообразно рассматривать для студентов старших
курсов, когда они оценили свои реальные возможности в ходе производственыых практик. Для студентов первого курса этот показатель нами не рассматривался, так как оценить степень удовлетворенности учебно-профессиональной деятельностью студенту первого курса довольно сложно. Используя методику Т.Л. Бадоева [3, с.461] по определению степени удовлетворенности профессиональной деятельностью, было выявлено, что 46% студентов пятого курса имеют степень удовлетворенности учебно-профессиональным трудом выше среднего.
В ходе данного исследования были получены также результаты самооценки студентами уровня развития профессиональной направленности на профессию инженера-металлурга (по трем показателям). Сравнение полученных результатов объективной и субъективной оценок уровня развития профессиональной направленности личности студентов первого и пятого курсов представлены на рис. 1 и рис.
2.
Несоответствие между субъективной и объективной оценками свидетельствует о том, что студенты неадекватно оценивают свой уровень профессиональной направленности по её показателям.
В данном исследовании автором была сконструирована дидактическая модель развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей. Теоретической основой конструирования модели является функциональнодеятельностный подход, разработанный В.И. Земцовой. Были выделены закономерности и связанные с ним принципы: диагностируемости, интегративности и непрерывности развития профессиональной направленности личности студентов. Предлагаемая модель содержит следующие структурные компоненты: целевой, содержательно-
технологический и оценочно-результативный блоки. Целью дидактической модели является организация профессионально-ориентированного обучения, обеспечивающего развитие профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей. Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, необходимо определить характер развития профессиональной направленности личности студентов, определить и реализовать педагогические условия и технологии её эффективного развития.
Вторым структурным компонентом модели является содержательнотехнологический блок, который определяет содержание, средства и технологии, то есть определяет направление всего учебного процесса как профессионально-ориентированного обучения. Содержание обучения, обеспечивающего развитие профессиональной направленности личности определяется:
• профессиональной направленностью образовательных программ дисциплин Государственного стандарта;
• условиями учебно-профессиональных задач;
• содержанием научно-исследовательских заданий;
• содержанием профессиогафических экскурсий. Взаимосвязанная
деятельность преподавателя и студента
осуществляется с помощью средств обучения. Помимо традиционных средств (учебные и наглядные пособия, информационные материалы, аудиовизуальные средства, программно-методическое обеспечение, оборудование), авторы предлагают:
• дидактические материалы, включающие разработанный комплекс учебно-профессиональных задач и пакет разработок профессиографических экскурсий;
• пакеты диагностических заданий для оценки методологических знаний студентов;
• пакет разработок корпоративных мероприятий для студентов совместно с предприятием;
• перечень научно-исследовательских тем для студентов;
• индивидуальные проверочные анкеты для отслеживания динамики развития профессиональной направленности личности студентов.
Исследованием определен набор эффективных технологий профессионально-ориентированного обучения. Авторами
сконструированы две технологии, которые, как показало исследование, наиболее эффективно развивают профессиональную направленность личности студента металлургических специальностей: технология
профессиональной направленности содержания обучения и технология взаимодействия вуза со школой и предприятием, для которого готовятся специалисты. Профессиональная направленность содержания обучения обеспечивается: методологической насыщенностью содержания учебной дисциплины, междисциплинарным взаимодействием дисциплин всех блоков ГОС ВПО, комплексом учебно-профессиональных задач. Технология взаимодействия вуза со школой и предприятием представляет собой педагогическую систему. Структурными компонентами данной системы являются: целеполагание, ранжирование и адресация задач
взаимодействия, реализация взаимодействия, обобщение и анализ взаимодействия, контроль.
Третьим структурным компонентом дидактической модели развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей является оценочно-результативный блок. Чтобы выявить динамику развития профессиональной направленности необходимо осуществлять диагностику, анализ результатов диагностики и констатацию уровня профессиональной направленности студента по выделенным её показателям. Коррекция процесса развития профессиональной направленности личности студентов проводится на основе анализа уровня её развития по результатам диагностики. В результате недостаточно развитой профессиональной направленности личности, осуществляется корректировка средств и технологий обучения.
Реализация поставленной цели модели предполагает наличие педагогических условий, в которых протекает развитие профессиональной направленности личности студентов. Авторами определены следующие педагогические условия: реализация поэтапного развития
профессиональной направленности личности студентов, наличие современного материально-технического обеспечения, готовность преподавателей вуза к работе по её развитию. В целях проверки эффективности дидактической модели развития профессиональной направленности личности студентов и технологий, предложенных в модели, были проведены формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента. В экспериментальную группу студентов вошли студенты первого курса групп №11 и №13 (студенты, обучающиеся по специальностям «Химические технологии природных энергоносителей и углеродистых материалов» и «Обработка металлов давлением» соответственно); контрольную группу составили студенты групп №12 и №14 (студенты, обучающиеся по специальностям «Металлургия черных металлов» и «Металлургические машины и оборудование»). Начальный уровень развития профессиональной направленности студентов определялся у студентов в первый год обучения в вузе, промежуточный уровень определялся на втором курсе, конечный - в конце третьего курса.
Полученные результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2. Распределение студентов по уровням развития профессиональной
направленности личности студентов контрольной и
экспериментальной групп
Группы № среза Число студентов, достигших определенного уровня профессиональной направленности (в % к общему числу студентов в группе)
низкий уровень средний уровень высокий уровень
Экспери менталь ная 1 41,1 46,4 12,5
2 25,0 48,3 26,7
3 12,5 35,7 51,8
Контрол ьная 1 34,0 48,9 16,9
2 32,7 47,2 20,1
3 28,3 42,2 28,3
Сравнение данных мониторинга контрольной и экспериментальной групп показало увеличение числа студентов, имеющих высокий уровень профессиональной направленности в экспериментальной группе с 12,5% до 51,8%, тогда как в контрольной группе к концу третьего курса лишь 28,3% студентов имеют высокий уровень профессиональной направленности. Таким образом, студенты экспериментальной группы, в которой была реализована модель развития ПНЛ, достигли более значительных результатов. Достоверность полученных результатов была оценена методами математической статистики.
Результаты контрольного эксперимента позволили сделать вывод об эффективности разработанной модели и технологий развития профессиональной направленности личности студентов металлургических специальностей.
Список литературы
1. Адаптация студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности [Текст]: монография / Под ред. В.И. Земцовой. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2003. - 307с.
2. Зеер, Э.Ф. Социально-профессиоальное воспитание в вузе [Текст]: практико-ориентир. моногр. / Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2003. - 158с.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. -512с.
4. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. - 96с.