EXPERIMENTAL STUDY ON THE FORMATION OF MORAL
QUALITIES IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE 1 2 Mamutova Z.S. , Sychaeva S.M. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Mamutova Zekie Sufyanovna - PhD of Pedagogical, Associate Professor; 2Sychaeva Sevilla Maksuutovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article discusses the features of the formation of moral qualities in children of senior preschool age in the process of organizing work in nature. The results of experimental work to identify the current level offormation of moral qualities in children of preschool age are shown. Criteria (cognitive, emotive (emotional), behavioral), indicators and levels of formation of moral qualities in children of senior preschool age (high, medium, primary) are defined, diagnostic tools are selected and adapted. The results of the work at the ascertaining stage of the study are presented.
Keywords: moral qualities, labor activity, work in nature, diagnostics, criteria, indicators, levels of moral qualities formation, children of senior preschool age.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12 Мамутова З.С. , Сычаева С.М. (Российская Федерация)
1Мамутова Зекие Суфьяновна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Сычаева Севиля Макъсутовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации труда в природе. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий), показатели и уровни сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, начальный), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: нравственные качества, трудовая деятельность, труд в природе, диагностика, критерии, показатели, уровни сформированности нравственных качеств, дети старшего дошкольного возраста.
УДК 372.3
Проблема формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста актуализируется сложившиеся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для нравственного воспитания личности.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данная проблема рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.С. Выготский, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, С.А. Козлова, Л. Колберг, В.А. Кольцова, Е.Б. Моргунов, Ю.Н. Олейник, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.).
Нравственные качества понимаем как совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно [3].
Среди основных нравственных качеств дошкольников можно выделить: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду, диалогичность, доброту, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность [5].
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в ходе данной деятельности воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Значение детского труда в природе невозможно переоценить. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию [1].
Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов - материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение [2].
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Природа обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус, прививает нравственные качества. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение и для эстетического развития детей, и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Д. Сыч, В.Г. Фокина и др.).
Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней, уважение к труду взрослых. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, умение доводить начатую работу до конца. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи [4].
Целью экспериментально-исследовательской деятельности было выявление актуального уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста, педагоги.
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы (А.В. Зосимовский, О.С. Богданова, И.А. Каиров, И.Ф. Харламов), положение о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственного сознания, эмоций и поведения (М.С.Каган, В.Н.Мясищев) и, опираясь на труды Е.Н. Бородиной, нами были выделены критерии (когнитивный, эмотивный
63
(эмоциональный), поведенческий) воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Нами были подобраны ряд диагностических заданий, направленных на выявление выделенных показателей воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. С детьми были проведены пять диагностических методик: Диагностическое задание «Метод - беседа», Диагностическая методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), Диагностическая методика «Сделаем вместе», Диагностическая методика «Подели игрушки».
На основании всех диагностических заданий нами были определены уровни сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень, средний, начальный уровень.
Перед началом проведения диагностических заданий с детьми нами был осуществлен анализ предметно - развивающей среды групп, направленный на выявления эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по нравственному воспитанию детей.
В результате проведенного контроля было установлено: педагоги организуют деятельность, направленную на духовно-нравственное, нравственно-трудовое воспитание детей в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».
Для организации труда в природе детей в группе имеется необходимое оборудование. Для проявления инициативы педагоги создали условия побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки, клеенчатые фартуки для хозяйственно-бытового труда, тазы, опрыскиватели, рыхлители, тряпочки, кисточки, кленка и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте. Однако, недостаточное внимание уделяется применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности. Особое место в ознакомлении детей с природой отводится огороду на окне. Здесь дети знакомятся с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Дошкольники являются основными хозяевами огорода в течение всего года; они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений.
Таким образом, было отмечено, что работа по формированию нравственных качеств в процессе организации и проведения трудовой деятельности в природе - педагогами в группе проводиться систематически.
Проведенное исследование выявило, что у большинства дошкольников 5-6 лет, участвовавших в констатирующем эксперименте, диагностируется средний уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Так, на высоком уровне сформированное™ нравственных качеств 26% детей старшего дошкольного возраста (7 чел.), на среднем уровне находятся 59,2% детей группы (14 чел.) и на начальном уровне сформированности нравственных качеств находятся, соответственно, 14,8% детей старшего дошкольного возраста (4 чел.).
Но, необходимо отметить тот факт, что результаты диагностики выявили низкий уровень воспитанности нравственных качеств у 20% детей, поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации комплекса мероприятий, направленного на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Список литературы /References
1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова М.: Мозаика-Синтез, 2012. 276 с.
2. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе / А.Ф. Мазурина. М.: «Просвещение», 1996.-260 с.
3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. М.: Детство-Пресс, 2010. 96 с.
4. НечаеваВ.Г. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. М., 1983. 206 с.
5. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. М.: Академия, 2011. 144 с.
MODERN APPROACHES TO DEVELOPMENT PROFESSIONAL
COMPETENCE OF THE TEACHER PRESCHOOL EDUCATIONAL
INSTITUTION IN THE SYSTEM OF QUALIFICATION IMPROVEMENT
1 2 Turakulova M.M. , Abdurahimova M.O. (Republic of Uzbekistan)
Email: [email protected]
1Turakulova Manzurakhon Mallaboevna - Senior Lecturer; 2Abdurahimova Mukaddamhon Orunboevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PRESCHOOL, PRIMARY AND SPECIAL EDUCATION, REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF PUBLIC EDUCATION IN THE ANDIJAN REGION, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the analysis of the implementation of the competence-based approach in the development of professional competence of teachers in pre-school educational institutions. Ways of introducing it into practice based on the use of modular programs are proposed. The features of the activities of the teacher in the conditions of the trends of modern preschool education are considered. Scientific studies indicate that the main direction of updating the system of additional professional education is to identify approaches to ensuring the activity position of the teacher, contributing to the solution of new professional problems and tasks. Keywords: competence-based approach, pre-school educational institutions, advanced training, professional competence, implementation, design.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ 12 Туракулова М.М. , Абдурахимова М.О. (Республика Узбекистан)
1Туракулова Манзурахон Маллабоевна - старший преподаватель; 2Абдурахимова Мукаддамхон Орунбоевна - старший преподаватель, кафедра методики дошкольного, начального и специального образования, Региональный центр переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров народного образования Андижанской области, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: ^атья посвящена анализу реализации компетентностного подхода в развитии профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Предложены способы внедрения его в практику на основе использования модульных программ. Рассмотрены особенности деятельности воспитателя в условиях тенденций современного дошкольного образования. Научные исследования свидетельствуют о том, что основное направление обновления системы дополнительного профессионального образования заключается в определении подходов к обеспечению