Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование по формированию навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий'

Экспериментальное исследование по формированию навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / НАВЫК ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова Ленара Умеровна, Белинская-милькович Алена Борисовна

В статье рассмотрены особенности формирования навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивно-содержательный, потребностно-мотивационный, деятельностно-речевой), показатели и уровни сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование по формированию навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1 2 Алимова Л.У. , Белинская-Милькович А.Б.

1Алимова Ленара Умеровна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Белинская-Милькович Алена Борисовна - студент,

кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивно-содержательный, потребностно-мотивационный,

деятельностно-речевой), показатели и уровни сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: диалог, диалогическая речь, навык диалогической речи, игровые технологии, диагностика, критерии, показатели, уровни сформированности навыков диалогической речи, дети младшего дошкольного возраста.

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Особое значение в развитии дошкольников имеет диалог, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка [1].

Развитию диалогической речи посвящались немногие работы методического характера: Е.И. Тихеевой (30-40-е гг.), Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, О.И. Соловьевой (50-60-е гг.), A.M. Бородин, Ф.А. Сохина (70-80-е гг.), А.Г. Арушаиовой, В.И. Яшиной (90-е гг.).

Исследование выявило, что диалогическая речь дошкольников - это совокупность диалогических умений и навыков, необходимых им для полноценного участия в диалоге [5].

Диалогические навыки - это сформировавшиеся при многократных повторениях (упражнениях, тренировках), автоматизированные компоненты речевой деятельности. Главной их характеристикой является то, что они осуществляются без непосредственного участия сознания. С помощью развития диалогических навыков педагог помогает ребёнку сделать его речь настолько развитой, чтоб она стала его основной формой социально-речевого общения и основой сотрудничества со сверстниками, а также взаимопонимания в процессе совместной деятельности [2].

В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, в том числе дошкольного, востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям.

Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской

жизнедеятельности. Включение в процесс развития диалогической речи у дошкольников игровых технологий целесообразно благодаря развивающим возможностям игр, их диалогической направленности и значимости для детей дошкольного возраста.

Вопросы обучения посредством использования и привлечения игровой технологии рассматривались в методических трудах отечественных и зарубежных исследователей, как: Э. Берн (1988), Н.Н. Богомолова (1977), М.И. Бурдина (1996), И.В. Дешевая (2000), Е.М. Дианова (1998), Д.Н. Жилкина (2010), И.А. Зимняя (1978), В.В. Петрусинский (1994), Н.В. Матвеева (2004), Г.В. Попович(2000) и другие.

Под педагогической технологией игры понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [4].

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; воспитательно - образовательная деятельность подчиняется правилам игры; в воспитательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В использовании игровых технологий в формировании навыков диалогической речи детей есть свои преимущества, которые заключается в том, что они могут использоваться не только в организованной и совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности ребят. Достоинством игр является и то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, к педагогу и к его заданиям [3].

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №78 «Колокольчик» муниципального образования городской округ Симферополь РК. В эксперименте приняли участие 22 ребенка младшего дошкольного возраста, педагоги.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова и др.) нами были определены критерии и показатели сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

В нашем исследовании за основу мы взяли следующие критерии с соответствующими показателями: потребностно-мотивационный, который характеризуется следующими показателями: умением вступать в инициативные отношения с партнерами по общению, интерес к общению, широтой контактов: ребенок ^ воспитатель, воспитатель ^ дети, ребенок воспитатель ^ ребенок 2, ребенок ребенок 2;

Следующим критерием сформированности диалогических навыков младших дошкольников является когнитивно-содержательный критерий, который, в свою очередь, констатировался следующим показателям: взаимопонимание в речевом общении, направленность диалога на межличностное взаимодействие, на предмет обсуждения, в действие; продолжительность и развернутость диалога, уровень самостоятельности речевых действий.

Следующий критерий - деятельностно-речевой - характеризуется такими показателями: умение выразительно логично, связно, в нормальном темпе

высказываться, использовать различные формы, языковые средства, речевые образцы, типы речевых высказываний, этикетный формы.

Также нами был подобран диагностический инструментарий, задания составлены по материалам О.В. Дыбиной, Г.А. Урунтаевой, Е.И. Щербаковой, на основе практических разработок, предлагаемых Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Ю.В. Филипповой и др. Предложено III серии заданий, каждая из которых преследовала свою цель. Также нами были определены уровни сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста. Так, на высоком уровне сформированности навыков диалогической речи находятся 9% детей младшего дошкольного возраста Группы А (2 чел.), на среднем уровне находятся 55% детей группы (12 чел.), и на низком уровне сформированности навыков диалогической находятся, соответственно, 35% Группы А (8 чел.).

Данные показывают, что основная часть детей находиться на среднем уровне сформированности навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста, но также присутствуют дети с низким уровнем сформированности навыков диалогической речи и крайне незначительное количество детей с высоким уровнем.

Поэтому свое дальнейшее исследование видим в разработке и апробации методического комплекса, направленного на формирование навыков диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования игровых технологий.

Список литературы

1. Арушанова А.И. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А.И. Арушанова // Дошкольное воспитание, 2001. № 5. C. 51-61.

2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. М.: «Скрипторий 2003», 2008. 136 с.

3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.

4. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. М. : Росс. пед. агентство, 1996. 269 с.

5. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. М.: Детство-Пресс, 2003. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.