ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 2 Алимова Л.У. , Кефилова С.И.
'Алимова Ленара Умеровна - доцент, кандидат педагогических наук, 2Кефилова Севие Ислямовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), показатели и уровни сформированности доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста, подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: доброжелательные отношения, педагогические условия, диагностика, критерии, показатели, уровни доброжелательного отношения, дети старшего дошкольного возраста.
Социальная направленность личности проявляется и формируется в гуманных отношениях, в которых важным компонентом является доброжелательность. Основой сформировавшегося социально одобряемого опыта повседневной коммуникации является доброжелательность. Доброжелательность проявляется в отношении к человеку, ориентированного на проявление добра.
Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. В этой связи особую актуальность вновь приобретает проблема формирования доброжелательного поведения у дошкольников, которая в дошкольной педагогике рассматривается как важная задача нравственного воспитания [2].
Проблемой доброжелательного отношения к окружающим занимались Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева. Авторы, которые изучают отношения в детских коллективах, акцентируют внимание на совместной деятельности, которая имеет особое значение в формировании моральных качеств ребенка. Доброжелательные отношения играют особую роль в становлении личности детей старшего дошкольного возраста.
Доброжелательные отношения дошкольников представляют собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной деятельности. Эти отношения невозможны без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Благодаря этому постоянно идет процесс нравственного совершенствования [1].
Процесс формирования отношений доброжелательности старших дошкольников представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателя и детей и включает: этап накопления первичного опыта доброжелательных отношений дошкольников при условии активной обучающей роли педагога; этап освоения вариативного опыта доброжелательных отношений старших дошкольников при условии партнерской педагогической позиции воспитателя; этап широкого
вариативного практикования детьми опыта доброжелательных отношений в разных видах деятельности при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя [3].
Нами были выделены следующие педагогические условия формирования доброжелательных отношений старших дошкольников друг к другу: - отбор художественных произведений, содержащих обобщенное представление о «доброжелательном человеке»; наличие вопросов при обсуждении художественных произведений, стимулирующих ответную реакцию дошкольников на поступки персонажей; организация игр, направленных на развитие эмпатии, посредством тренировки невербальных форм общения; включение правил доброжелательного отношения друг к другу в традиции групп детского сада.
В экспериментальной части нашего исследования описана исследовательская деятельность по выявлению актуального сформированности доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Для исследования были выбраны две группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 40 детей.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования доброжелательных отношений у дошкольников и на основе исследований В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, А.В. Булатовой, З.В. Лиштван нами были определены критерии и показатели сформированности доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Когнитивный критерий предполагал наличие представлений детей о дружбе, её проявлениях. Представления детей о сверстниках как партнерах общения. Представления детей о нормах и правилах доброжелательных взаимоотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности.
Эмоциональный критерий включал такие показатели как - представление о взаимной симпатии, чувство переживания, понимание эмоционального состояния сверстников. Умение проявлять внимательность, понимание настроение и состояние товарищей. Умение вступать в отношение, которые стимулируют положительные эмоции.
Поведенческий критерий предполагал - умение договориться, согласовать свои действия, помогать друг другу, умение ограничивать свои желания. Выбор способов общения и выбор детьми адекватных ситуаций. Выбор способов общения эстетически ценных образцов поведения.
В основу диагностики сформированности доброжелательных отношений детей нами положены методики следующих авторов: «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), «Настроение», «Мы вместе», ситуация выбора «Дежурные» (Т.И. Бабаевой, С.А. Козловой); индивидуальные беседы с детьми о дружбе (на основе методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Умеешь ли ты дружить»), направленные на выявление тех или иных критериев и показателей сформированности доброжелательных отношений.
Также нами были определены уровни сформированности доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень сформированности доброжелательных отношений у старших дошкольников в обеих группах. Данные показывают, что основная часть детей находиться на среднем уровне сформированности доброжелательных отношений.
Так на высоком уровне сформированности доброжелательных отношений находятся 25% детей (5 чел.) Группы А и 10% Группы Б (2 чел.). На среднем уровне в Группе А находится 50 % детей (10 чел.) и в Группе Б находится 55% детей (11 чел.), на низком уровне сформированности доброжелательных отношений находятся 25% детей (5 чел.) Группы А и 35% Группы Б (7 чел.).
Также в ходе исследования доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста были выявлены следующие проблемы: низкий уровень сформированности интереса у детей друг к другу; низкий уровень знаний
игр и упражнений, в которые дети могут играть; отсутствие высокого уровня понимания чувств других людей, неумение сопереживать, сострадать, сочувствовать.
Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации педагогических условий, направленные на формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного.
Список литературы
1. Бабаева Т.Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореферат дисс. канд. пед. наук / Т.Н Бабаева. Л., 1973. 23 с.
2. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф... канд.пед. наук / Т.И. Ерофеева. Екатеринбург, 2001. 21 с.
3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.