14. Резер, Т. М. Учебный процесс и здоровье учащихся. [Текст] / Т. М. Резер. — М.: Издательство центр АПО, 2002. - 54 с.
15. Сурожский, А. О самопознании.[Текст] / А. Сурожский. // Вопросы психологии. -№ 5. - С. 111-121.
16. Словарь иностранных слов. Издание седьмое.[Текст]. -М: «Русский язык», 1980. - 622 с.
17. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориен-тированной парадигмы образования. [Текст] / А. В. Хуторской//Народное образование. - 2003 - № 2. - С. 58-64.
18. Яковлев, Б. П. Психоанализ здоровья человека. [Текст]: учебное пособие. / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. - Сургут, 2005. - 193 с.
УДК 373.2.035.1
Тухфетуллина Анна Минназнмовна
Старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, [email protected], Чебоксары
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6-ТИ ЛЕТ СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ
Tukhfetullina Anna Minnazimovna
Senior teacher of pre-school education chair, Chuvash state teacher university I. Y. Yakovleva, [email protected], Cheboksary
CRITERIA AND THE INDICES OF FORMATION IN THE CHILDREN OF 5-6 YEARS OF VALID RELATION TO THE CONTEMPORARIES
Справедливое отношение дошкольников к сверстникам является основой для формирования справедливости в более поздние возрастные периоды, в частности в период обучения в школе. Опираясь на содержание справедливого отношения, можно утверждать, что оно значимо для развития межличностных взаимоотношений, самооценки и других важных аспектов личности, таких как нравственная и правовая культура, гражданская позиция и т. д. Кроме того, справедливое отношение к сверстникам способствует формированию общей готовности к школьному обучению, облегчает адаптацию в коллективе сверстников. Потому воспитание у старших дошкольников справедливого отношения к сверстникам - важная задача дошкольного образования.
Как упоминалось выше, справедливое отношение к сверстнику в онтогенезе предшествует формированию справедливости, однако понятие «спра-
ведливое отношение» является производным от «справедливость». Потому характеристика функций и черт справедливости, данная 3. А. Бербешки-ной [2] использована нами в определении сути справедливого отношения и его содержания. В результате справедливое отношение определяется нами как способность и готовность к взаимодействию со сверстником в различных видах деятельности на основании уважения его интересов и желаний, признания равенства с ним в правах и обязанностях, установления общих критериев для оценки деятельности и ее результатов. Как видим, оно реализуется через право, требование (обязанность) и оценку, которые, в свою очередь, предполагают опору на такие черты как объективность, бескорыстие, беспристрастность, правдивость, самокритичность, доброжелательность.
Потенциальные возможности становления названных черт справедливости уже в дошкольном возрасте описаны Т. А. Репиной [10], Е. В. Суббот-ским [11] (объективности, бескорыстия), Г. Н. Авхач [1], В. С. Мухиной [7], (правдивости), М. В. Воробьевой [3], Т. И. Ерофеевой [5], В. Г. Пушминой [9], М. И. Тимошенко [13] (доброжелательности).
Обсуждаемое исследование было посвящено выявлению, обоснованию и проверке педагогических условий воспитания у детей старшего дошкольного возраста справедливого отношения к сверстникам. Одной из его задач стало выделение критериев и показателей оценки сформированности справедливого отношения дошкольников к сверстникам, как основы для определения эффективности предлагаемых педагогических условий.
Решению данной задачи способствовало использование таких методов исследования как: теоретический и сравнительный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
В педагогическом исследовании установление критериев и показателей, позволяющих судить о состоянии объекта, аспект весьма значимый. Именно они направляют поиск, служат основой для подбора методов эмпирического исследования, для определения логики анализа данных и др. Потому определению критериев и показателей сформированности справедливого отношения к сверстникам предшествовал тщательный анализ подходов к диагностированию нравственных качеств и отношений у детей дошкольного возраста.
Критерий - это основание для оценки, ключевой признак наблюдаемого объекта, на основе которого осуществляется его оценка [8].
Исследователи единодушны в том, что критерий характеризуется, конкретизируется показателями.
Показатель - это измеряемая характеристика какой-то одной стороны «ключевого» признака (критерия) изучаемого объекта, дающая количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве [8].
На данный момент нам стало известно лишь одно исследование, в котором рассматриваются вопросы диагностирования нравственной воспитанности дошкольников - работа Л. Ф. Чекиной [14]. Обобщая точки зрения отечественных психологов и педагогов, автор подчеркивает, что критерии и
показатели должны характеризовать нравственное качество или отношение с трех сторон: эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой. Кроме того, опираясь на мнение Н. Е. Ефременко, А. В. Зосимовского, П. И. Монахова и др., в качестве одного из требований к показателям сформирован-ности нравственного качества и отношения она называет их количество: их должно быть не менее двух и не более шести.
В качестве основного критерия нравственной воспитанности Л. Ф. Пекина [14] предлагает чувства сопереживания и сочувствия, а показателями называет их направленность, характер ситуаций их вызывающих, типы эмоциональных реакций на неблагополучие другого, способы проявления сопереживания и сочувствия. Соглашаясь с весьма убедительными доводами автора относительно названных критериев и показателей, вынуждены признать, что, будучи оптимальными для диагностики нравственной воспитанности, они не могут быть применены к изучению отдельных нравственных качеств и отношений в неизменном виде, поскольку не позволяют оценить все их структурные компоненты, что необходимо для конструирования в последующем методики формирующего эксперимента.
Вместе с тем, анализ исследований (М. В. Воробьева [3], К. А. Климова [6], В. П. Пушмина [9], Е. Э. Шишлова [15] и др.), неотъемлемой частью которых стало выявление уровня сформированности тех или иных (в том числе гуманных) нравственных качеств и отношений, позволил установить, что в подавляющем большинстве работ в качестве критериев принимаются компоненты качества (отношения): нравственные чувства, нравственные представления и оценки, нравственное поведение. По аналогии с выявлением критериев для диагностирования других гуманных качеств и отношений критериями для оценки справедливого отношения для нас стали: чувство справедливости, представления о справедливости, проявление справедливого отношения в поведении.
Следует отметить, что в содержание справедливого отношения нами включаются элементы правовой культуры, поэтому для нашего исследования значимо, что подобный подход в выделении критериев используется и в изучении уровня сформированности правовой культуры (Н. Ю. Гак [4], С. В. Федотова [13]).
При определении показателей по критериям мы опирались на содержание компонентов справедливого отношения, структуру справедливости (воздаяние, требование, оценка) и ее черты (доброжелательность, объективность, самокритичность, бескорыстие, беспристрастность, правдивость). Для чувства справедливости показателями стали тип эмоциональной реакции на проявление справедливости-несправедливости и интерес к правам и желаниям своим и сверстника; для знаний о справедливости - характеристика понятия «справедливость» и правильность оценки поступков своих и сверстника как справедливых или не справедливых; для проявления справедливости в поведении - реализация в совместной деятельности интересов своих и сверстника и проявление черт справедливости.
Выделенные в результате анализа теоретических положений и эмпирических исследований критерии и показатели сформированности справед-
ливого отношения к сверстникам позволили разносторонне изучить объект исследования, дать ему развернутую качественную и количественную характеристику, что в свою очередь, обеспечило успешное решение других задач исследования. В частности были выявлены особенности справедливого отношения к сверстникам детей 5-6 лет. Среди основных особенностей отмечены:
- чувствование, определение, проявление справедливости как положительного нравственного качества;
- различия в переживании, определении содержания и проявлении справедливого отношения к сверстникам со стороны мальчиков и девочек;
- понимание значения справедливости в установлении, сохранении межличностных отношений, с одной стороны, и значения дружеских отношений в реальном следовании норме справедливости, с другой;
- признание комплексного характера справедливости. Чаще чем прочие называются, вызывают эмоциональный отклик или проявляются в поведении такие черты как правдивость, бескорыстие, доброжелательность;
- принятие позиции объекта в ситуациях, требующих установления справедливости.
Качественная характеристика показателям по критериям была дана при описании уровней развития справедливого отношения детей 5-6 лет к сверстникам. Так, для оптимального уровня свойственны яркие эмоциональные реакции на проявление справедливости: ребенок улыбается, говорит быстро, увлеченно, хлопает в ладоши и т. д., и несправедливости: хмурится, поджимает губы, сжимает кулачки; активный интерес к желаниям своим и сверстника (их обсуждение); желание поступить справедливо; развернутая и уверенная характеристика справедливости как положительного качества; называние нескольких ее черт; часто правильная оценка поступков как справедливых или несправедливых; построение отношений со сверстниками с учетом интересов обеих сторон, на основе равноправия, проявление некоторых черт справедливости.
На удовлетворительном уровне чувство справедливости отличается малой выраженностью эмоциональной реакции на ситуации проявления справедливости-несправедливости, которая выражается в общем оживлении; необходимостью стимулировать внимание к интересам сверстника извне, склонностью к сочувствию пострадавшему от несправедливости; затруднениями в определении справедливости и несправедливости, использованием для этого подходящих примеров, иногда правильной квалификацией справедливых и несправедливых поступков; паритетом интересов в отношениях со сверстником, не стабильным проявлением черт справедливости в поведении.
Не достаточный уровень характеризуется индифферентностью к проявлению справедливости и несправедливости, непроявлением интереса к желаниям сверстников, демонстрацией готовности поступить несправедливо, смириться с несправедливостью других; неспособностью описать справедливость, далее при помощи примеров, беспорядочным отнесением поступков к справедливым или несправедливым; отсутствием ориентации на
интересы сверстников (либо не проявление своих), проявлением агрессии, корыстолюбия, лживости в ситуациях требующих применения справедливого отношения.
На основании анализа количественных и качественных данных обследования детей контрольной и экспериментальной групп в рамках констатирующего и контрольного экспериментов был сделан вывод об уровне сформированное™ у них справедливого отношения к сверстникам (см. таблицу).
Результаты обследования справедливого отношения к сверстникам детей контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
уровни Констатирующий этап Контрольный этап
Э.Г. К.Г. Э.Г. К.Г.
абс. % абс. % абс. % абс. %
Оптимальный 0 0 1 3,8 12 46,15 2 7,7
Удовлетворительный 7 26,9 4 15,4 12 46,15 И 42,3
Недостаточный 19 73,1 21 80,8 2 7,7 13 50,0
Средний балл 1,3 1,4 4,3 2,4
Обе группы на констатирующем этапе показали примерно одинаковые результаты: средний балл составил 1,3 б. в экспериментальной группе и 1,4 б. - в контрольной. Набранное количество баллов соответствует недостаточному уровню развития справедливого отношения к сверстнику.
По итогам контрольного обследования средний балл увеличился на 3 б. (на один уровень) у экспериментальной группы и на 1,0 б. (меньше чем на уровень) у контрольной и отнесен соответственно к оптимальному и удовлетворительному уровню.
Выявленная динамика справедливого отношения к сверстникам детей 5-6 лет позволила сделать вывод о том, что совокупность таких педагогических условий как соответствие содержания воспитания справедливого отношения детей к сверстникам особенностями проявления названного отношения детьми старшего дошкольного возраста, организация субъектного взаимодействия детей, педагогов, родителей в процессе воспитания справедливого отношения к сверстникам, разработка методики, обеспечивающей взаимосвязь в развитии аффективного, когнитивного и деятельностного компонентов отношения, формирование черт справедливого отношения и интеграцию его функций являются эффективной в воспитании названного отношения.
Библиографический список
1. Авхач, Г. Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психол. наук:
19.00.07 / Г. Н. Авхач. - М., 1981. - 21 с.
2. Бербешкина, 3. А. Справедливость как социально-философская категория [Текст] / 3. А. Бербешкина. - М.: Мысль, 1983. - 203 с.
3. Воробьева, М. В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей четвертого года жизни [Текст]: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / М. В. Воробьева. - М, 1988. - 167 с.
4. Ган, Н. Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. Ю. Ган. - Екатеринбург, 2002. - 23 с.
5. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. И. Ерофеева-М., 1986.-22 с.
6. Климова, К. А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет [Текст] / К. А. Климова // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1967. - С. 328-354.
7. Мухина, В. С. О социальном развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В. С. Мухина. // Личность в системе коллективных отношений. Тез. докл. Всес. конф. в Курске, 1980. - М.: АПН СССР, 1980. -С. 166-167.
8. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. : «Академия», 2008. - С. 42, 49.
9. Пушмина, В. П. Воспитание гуманного отношения к людям у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) [Текст]: автореф дис. ... канд. пед. наук / В. П. Пушмина. - М., 1969. - 21 с.
10. Репина, Т. А. Роль дошкольной группы в развитии социального поведения ребенка // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: сб. науч. трудов. / Т. А. Репина. - М.: АПН СССР, 1983.-С. 63-72.
И. Субботский, Е. В. Как рождается личность [Текст] / Е. В. Субботский. - М.: Знание, 1978. - 92 с.
12. Тимошенко, М. И. Воспитание заботливого отношения к людям у старших дошкольников [Текст] / М. И. Тимошенко// Нравственное воспитание дошкольников. / Сост. Г. Н. Эйсмонт-Швыдкая. - М.: Просвещение, 1969. - С. 121-138 с.
13. Федотова, С. В. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека [Текст]: дис.... канд. пед. наук : 13.00.07 / С. В. Федотова. - М., 2000. - 20 с.
14. Чекина, Л. Ф. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф дис. ... канд. пед. наук:
13.00.07 / Л. Ф. Чекина. - М., 2001. - 20 с.
15. Шишлова, Е. Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук:
13.00.01 / Е. Э. Шишлова. - М, 1992. - 20 с.