________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И
Том VI 1975
М I
УДК 629.735.45.015.3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕСУЩИХ ВИНТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ И ПРОДОЛЬНОЙ СХЕМАМ
Г. Г. Ананов
Приведены результаты экспериментального исследования влияния индуктивного взаимодействия несущих винтов, расположенных по продольной и поперечной схемам, на потребляемую ими мощность.
Несущие винты, расположенные по поперечной или продольной схеме, оказывают индуктивное воздействие друг на друга, выражающееся в появлении дополнительных индуктивных скоростей, что приводит к изменению индуктивного сопротивления несущей системы [1]. Широкие экспериментальные исследования взаимодействия несущих винтов вертолетов на протяжении многих лет были проведены в работе [2]. Тем не менее вопрос о взаимодействии несущих винтов до сих пор является актуальным.
Настоящие испытания моделей винтов были проведены в аэродинамической трубе ЦАГИ на модельном вертолетном приборе МВП-3.
Известно, что коэффициент мощности, идущей на преодоление индуктивного сопротивления несущего винта [1],
т — Су I
"‘ИНД--------- Л
4*2 V
где /—коэффициент индукции:
2к 1
7 = т/'^ /[~(?’ р) ш (7, ш лТ-
0 'о
Для двухвинтовых схем в это выражение вместо входит суммарная относительная индуктивная скорость в некоторой точке ометаемого винтом диска vz, равная сумме относительной индуктивной скорости самого винта 1/у и добавочной относительной индуктивной скорости 1/д, вызванной другим винтом в этой же точке. Коэффициент индукции двухвинтовых схем можно представить в виде
/„ = /+ А/,
где Д/— дополнительный коэффициент, обусловленный взаимным влиянием винтов:
и
Величина изменения индуктивной мощности двухвинтовых схем зависит от параметров, характеризующих компоновку лопасти, режима работы несущих винтов и их взаимного расположения: ц., а, ст, г*, а также от направления вращения винтов.
С помощью полученных в эксперименте зависимостей коэффициентов подъемной силы от коэффициентов мощности, идущей на ее создание су =/(ту), были определены коэффициенты индуктивного взаимодействия винтов по формуле
Ат, V Д/ = 3,52 —,
где Дот,, = т., — т., при одинаковых значениях сч на данном режиме.
” ■'совм ■уизл 3
Определение коэффициентов индуктивного взаимодействия несущих винтов, расположенных по поперечной схеме. Основная часть испытаний схемы была проведана с трехлопастными несущими винтами, коэффициент заполнения которых о = 0,053. Некоторая часть испытаний была проведена с четырехлопаст-яыми винтами, коэффициент заполнения которых о = 0,07.
Направление вращения несущих винтов было таким, что оно давало так называемое .внутреннее опережение”, т. е. винты были обращены друг к другу
азимутами ф = 90°. Для моделей винтов, лопасти которых имели геометрическую крутку Дсрг = — 8°, испытания были проведены при относительном расстоянии между осями винтов г* = гЩ = 1,44; 1,64; 1,82; 2.
амг=-8 й <рг-16
—— о С =00095
0,007
1 * К= 0,15-, си =0,0095
V с<.=-20°
16
/
3 / О 1 II 3 / / ч
< > *•4 N / 1 $
N““1 > ч 5 \ X = -20 0 / 5
\ /
о1-0 .4 ч и
®1 ЯГ-ПП'}
' 1
Фиг. 1
Фиг. 2
На фиг. 1 приведены зависимости Д/пп = /(г*)> полученные для режима
полета с V" = —= 0,15, при различных углах атаки. Там же приведены значения со/?
-Д/пп, полученные при испытаниях винтов с Дсрг = —16°. Большие значения Д/пп для винтов с Д<рг = — 16° при г* = 2 объясняются меньшей средней по окружности относительной циркуляцией Г_ в концевых сечениях лопасти, Дсрг которой
Обозначения взяты из работы [1].
расчет
равна —16°, по сравнению с Г- концевых сечений лопасти, Д<рг которой равна —8е. В эксперименте было определено, что с уменьшением угла атаки и увели* чением V коэффициент Д/пп увеличивается. На фиг. 2 приведено сравнение коэффициентов Д/пп. полученных в настоящем эксперименте, с коэффициентами Д/ППг полученными расчетно-теоретическим путем по методике Л. С. Вильдгрубе.
Определение коэффициентов взаимодействия несущих винтов, расположенных по продольной схеме. Согласно [1] средний коэффициент индукции несущих винтов, расположенных по продольной схеме, определяется по формуле
'пр
лпр. з. в
+ А
пр. п. в
где /3 в и /п в — коэффициенты индукции изолированного заднего и переднего
несущего винта;
Aip. 3. В ^3. 1
д/.
пр. 3. В’
I,
пр. п.
; — 4. В +
. ДА
пр. п. в •
Фиг. 3
При ст в — ст3 в средний коэффициент индуктивного взаимодействия можно определить по формуле
Д J _ А/Пр, 3. в + А/Пр п в
'пр. ср g ’
где коэффициенты Д/пр.з.в и Д/пр.п.в определялись с помощью полученных в эксперименте зависимостей cy=f(my).
Конструктивное превышение заднего винта над передним в настоящих испытаниях было равно нулю. При углах атаки а = — 10° и —20° каждому jc* соответствовало свое значение относительного эффективного превышения, определяемое
■Ууф ~ Уконстр х sin “■
На фиг. 3 приведена зависимость Д/пр ср =
= /(3'эф). полученная по результатам эксперимента. Там же приведена такая же зависимость, определенная расчетно-теоретическим путем [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскин В. Э., Вильдгрубе Л. С., Вождаев Е. С., Майкапар Г. И. „Теория несущего винта* под редакцией А. К. Мартынова. М., „Машиностроение*, 1973.
2. Владимиров В. Н. Экспериментальная проверка возможности уравнивания крутящих моментов на валах несущих винтов модели вертолета продольной схемы в потоке аэродинамической трубы. Труды ЦАГИ, вып. 1373, 1972.
Рукопись поступила 29j VI 1973 г.