ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 2 Рамазанова Э.А. , Короткова З.Л.
'Рамазанова Эльмира Асановна - доцент, кандидат педагогических наук;
2Короткова Зоя Леонидовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности. Обозначены роль и значение трудовой деятельности в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-поведенческий), показатели и уровни сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: экологическая культура, труд, трудовая деятельность, критерии, показатели и уровни экологической культуры, дети старшего дошкольного возраста.
Значимая роль в становлении этого качества личности принадлежит периоду дошкольного детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования системных экологических представлений детей, совершенствующихся в результате педагогического воздействия, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического образования и его значения в развитии личности.
Формирование экологической культуры - это становление осознанно -правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой [2].
Осмысливая проблемы экологического образования детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят таким аспектам, как знания о природных зависимостях, о труде людей по уходу за живыми существами (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Л.Я. Мусатова, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и др.), опыт бережного и заботливого отношения к окружающей природе (В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, И.А. Комарова, З.П. Плохий и др.); умения деятельности в природе (Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, А.К. Матвеева и др.).
Формированию экологических знаний и основ осознанно - правильного отношения к объектам природы способствует правильно организованная трудовая деятельность детей [3].
Именно в трудовой деятельности полноценным образом реализуются три основных компонента экологической культуры. Это, прежде всего, гуманное отношение к объектам природы, пополнение природоведческих знаний и проявление
осознанных элементарных навыков в природе. Правильно организованная трудовая деятельность позволяет детям не только приобрести разнообразные умения, освоить практические способы взаимодействия с природой, но и формирует такие важные качества, как трудолюбие, стремление к созидательной деятельности [1].
В экспериментальной части нашего исследования отображена опытно -экспериментальная деятельность, направленная на выявление актуального уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Для исследования была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, родители, педагоги.
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также опираясь на исследования В.А. Ясвин [4], нами были выделены критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-поведенческий) и показатели, характеризующие уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней; наличие представлений о сезонных особенностях времен года; наличие представлений о мире животных, места их обитания и их характерных признаках; наличие представлений о растениях, видов растений, условий необходимых для роста растений; наличие представлений о неживой природе; наличие представлений о природных явлениях; проявление заботливого, бережного отношения к природе, бескорыстного желания участвовать в ее охране; проявление ценностных установок на восприятие природы; умение действовать в направлении бережного отношения к природе.
Также нами были подобраны ряд диагностических заданий, направленных на выявление выделенных показателей сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. С детьми были проведены восемь диагностических методик (модификации методики О.А. Соломенниковой): «Времена года»; «Многообразие животных»; «Мир растений»; «Неживая природа»; «Природные явления»; Методика выявления характера отношения к миру природы (Т.А. Серебряковой); Методика исследования отношения дошкольников к природе «Неоконченные предложения» (В.В. Зотова); Методика включенного наблюдения.
На основании всех диагностических заданий нами были определены уровни сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень, средний, низкий уровень.
Перед началом проведения диагностических заданий с детьми нами был осуществлен анализ предметно-развивающей среды группы, который показал, что созданная развивающая предметно пространственная среда дает возможность организовать вариативную работу по экологическому воспитанию с детьми с возможностью применения разнообразных форм и методов воспитания. Труд в природе старших дошкольников осуществляется в уголках природы, на участке группы ДОУ. Его организация и содержание отвечают педагогическим и санитарно -гигиеническим требованиям и сочетается с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных, что позволяет дошкольникам устанавливать и формировать причинно-следственные связи объектов и явлений в природе.
Также нами было проведено анкетирование родителей, результаты которого показали, что необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей с целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по экологическому воспитанию детей и знакомить родителей с работой педагогов по экологическому воспитанию детей.
Данные о сформированности показателей экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, полученные в ходе индивидуального обследования по всем восьми диагностическим заданиям свидетельствуют, что высокий уровень сформированности экологической культуры детей показали 8 детей (40%), средний уровень продемонстрировали 11 детей старшего дошкольного возраста (55%) и на
низком уровне сформированности экологической культуры детей по зафиксирован один ребенок (5%).
Следовательно, свое дальнейшее исследование видим в апробации разработке системы работы педагога по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Список литературы
1. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 134 с.
2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.Н. Николаева. М.: Новая шк., 1995. 160 с.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 128 с.
4. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике. / В.А. Ясвин. М.: Акрополь,1. ЦЭПР, 2004. 196 с.