знаний о нем. В целом, данный тип организованности, можно охарактеризовать, как ситуативный, для реализации организованного поведения, как правило, требуется внешний побудительный стимул, при это отмечается низкий уровень контроля поведения и стремление руководствоваться личностными интересами.
Таким образом, проведенное исследование, позволяет констатировать ряд специфических особенностей разных типов организованности педагогов, в частности: психологическая структура гармонического типа отличается тесными связями между позитивными признаками организованности, указывающими на высокий уровень проявления данного качества.
Психологическая структура недифференцированного типа организованности представлена большим количеством взаимосвязей внутри социокультурного блока, а именно результативно-оценочного компонента с когнитивным и мотивационным.
У педагогов, имеющих агармонический тип реализации организованности , выделяются в структуре связи, которые сосредоточены во взаимозависимостях мотивационного и результативного компонентов с одной стороны, и эмоциональным, динамическим и регу-ляторным, с другой.
Литература
[1]. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психол. журнал. - 1983. - № 1. - С. 13-29.
[2]. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. Омск - 2001.
[3]. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера. // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. - С. 5-12.
[4]. Кудинов С.И. Кудинов С.С. Психологический анализ типологических проявлений общительности личности //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 3 , 2008. С. 282-288.
[5]. Кудинов С.И. Выделение типологических особенностей проявления организованности студентов. // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. - С. 379-388.
[6]. Кудинов С.И. Психологические аспекты организованности школьников с нормальными показателями здоровья и минимальными мозговыми дисфункциями // Записки Российского государственного социального университета. М., РГСУ. 2010 №2. С. 156-160.
[7]. Кудинов С.И. Деформация социального статуса учителя как фактор обуславливающий развитие синдрома профессионального выгорания // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VI Международной научно-практической конференции; Москва, РУДН, 18-19 апреля 2013 г. / Науч. ред. В.И. Казаренков. - М.: РУДН, 2013. - С. 606-610.
[8]. Кудинов С.С. Полифункциональная модель исследования самореализации личности // Комплексное исследование свойств личности: Сборник научных статей. - М. : РУДН, 2009. С. 3040.
Фетисова А.С.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
КАК ИНДИКАТОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
К ПРИРОДЕ
Необратимые последствия нарушения экологического равновесия на планете поставили вопрос о необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей, формирования и развития у человека экологического сознания [2].
Летом 2012 года на базе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и среди обычных людей, не связанных с природоохранной деятельностью, было проведено экспериментальное исследование экологического сознания.
В исследовании приняли участие 150 человек, из них 112 инспекторов, занимающихся экологическим контролем и надзором в городе Москве и 38 человек, не работающих в сфере экологии.
Все участники исследования были поделены на три группы.
Первая экспериментальная группа (45 чел.) - государственные инспектора, работающие в отделах экологического контроля в административных округах города Москвы, как правило, имеющие профессию «эколог». Непосредственное место работы - офис с выездами на промышленные и озелененные территории города Москвы. В круг их задач входят следующие:
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;
- осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности;
- государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений на территории города Москвы.
Вторая экспериментальная группа (67 чел.) - государственные инспектора, которые работают на особо охраняемых природных территориях (парках и лесопарковых зонах) города Москвы, как правило, имеющие профессию «инженер лесного хозяйства», «инженер-эколог», «инженер садовопаркового и ландшафтного строительства», «зооинженер». Непосредственное место работы - лесопарковая зона. В круг их задач входят следующие:
- сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе животного и растительного мира, на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) города Москвы;
- организация и координация работ по охране, использованию, воспроизводству (в том числе вольерному содержанию и разведению), инвентаризации и мониторингу объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях города Москвы;
- организация и координация работ по созданию и содержанию экологических троп, веломаршрутов, экскурсионных троп и других рекреационных объектов, и информационных центров на ООПТ города Москвы;
- организация и координация работ по ведению Красной книги города Москвы на особо охраняемых природных территориях.
Контрольная группа (38 чел.) - люди, не связанные с охраной природы и чьи профессии не связаны с экологией, доминирующие профессии в группе - «инженер», «юрист», «экономист», «врач» и т.п.
Таким образом, можно отметить, что за принцип выборки респондентов бралась их причастность к природоохранной деятельности с целью выявления их мировоззрения и отношения к окружающей природной среде.
Для исследования экологического сознания была выбрана разработанная в лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО методика «Тест экологической мотивации» [5]. Тест состоит из четырех шкал:
1) «Экологические угрозы»; цель шкалы - оценить отношение опрашиваемого к экологическим угрозам, включая как деятельность человека, угрожающей природе, так и природные явления, могущие повредить людям; по данной шкале имеется 8 первичных показателей и 4 производных: средняя сила положительного воздействия природы на человека (ЫР+); средняя сила отрицательного воздействия природы на человека СЫР-); средняя сила положительного воздействия человека на природу (НР+); средняя сила отрицательного воздействия человека на природу (ОТ-); средняя частота положительного воздействия природы на человека (№+); средняя частота отрицательного воздействия природы на человека (№-); средняя частота положительного воздействия человека на природу (НР+); средняя частота отрицательного воздействия человека на природу (НР-); Для того, чтобы оценить комплексное взаимодействие природы и человека, оценки по силе и частоте были умножены друг на друга. Таким образом, согласно двухмерной модели взаимодействия человека и природы, получаем четыре значения, каждое из которых имеет минимальное значение 1 балл, а максимальное - 81 балл: положительное воздействие природы на человека; Ы-
отрицательное воздействие природы на человека; Н+ положительное воздействие человека на природу; отрицательное воздействие человека на природу.
2) «Конфликт сред»; цель шкалы - выявить предпочитаемую среду в ситуации выбора между ними; по данной шкале имеется 3 показателя: «Предпочтение природной среды» (МБ); «Предпочтение техногенной среды» (ТЕ) «Предпочтение социальной среды» ^Б).
3) «Единение с природой»; цель шкалы - оценить аффективный компонент экологического сознания по следующим показателям: «Эстетические ощущения» (Ш);
«Телесные ощущения» (и2); «Активность» (Ш); общий балл вычисляется по шкале «Единение с природой» как простая сумма значений трех факторов: и = Ш+Ш+Ш.
4) «Экологическая ответственность»; цель шкалы - выявить отношение опрашиваемого к природоохранным мероприятиям различного уровня и степень его осведомленности о природоохранной деятельности. Имеются следующие показатели: «Персональный уровень ответственности» (Я1); «Ответственность за близкую среду обитания» (Я2); «Ответственность на региональном уровне» (Я3); «Ответственность на государственном уровне» (Я4); «Ответственность на международном уровне» (Я5); «Лимит на роскошь» ^6); указанные показатели суммируются и образуют общий уровень экологической ответственности (Я). Количество всех нулей (или выборов "затрудняюсь ответить") составляет общий уровень экологической осведомленности (БК).
Для статистического анализа использовался метод выявления значимых различий хи-квадрат. Обработка производилась с помощью статистической компьютерной программы SPSS-17.
По данным «Теста экологической мотивации» выявлены следующие статистически значимые различия между группами, принявшими участие в исследовании.
38,5 38 37,5 37 36,5 36 35,5 35
38,3
37,09
36,23
ЭГ-1
ЭГ-2
КГ
Рис. 1. Сравнение показателей средней силы положительного воздействия природы на человека в группах «Экспериментальная-1» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ)
Как видно из рис. 1, наиболее высокая оценка положительного воздействия природы на человека выявлена в группе «Экспериментальная-2», несколько меньшая - в группе «Экспериментальная-1»; ниже всего позитивное воздействие природы оценивают участники эксперимента из контрольной группы. Различия статистически значимы (х = 35,658; р<0,05).
Такие результаты указывают во-первых, на повышенный уровень когнитивного компонента экологического сознания у группы «Экспериментальная-2», а во-вторых, на тенденцию членов данной группы к оптимистичному восприятию системы «человек - окружающая среда». Все это указывает на природоцентрический тип экологического сознания, субъективно переживаемый как стремление к гармонии с природой.
20 19,8 19,6 19,4 19,2 19 18,8 18,6 18,4 18,2
19,91
18,8
19,05
ЭГ-1
ЭГ-2
КГ
Рис. 2. Сравнение интегрального показателя «Единение с природой» в группах «Экспериментальная-!» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ)
На рис. 2 наблюдается значимое превышение показателя «Единение с природой» в группе «Экспериментальная-2», однако на этот раз минимальное значение демонстрирует группа «Экспериментальная-1». Различия статистически значимы (х = 10,577; р<0,05).
Полученные результаты полностью согласуются с тенденцией, выявленной по показателю средней силы положительного воздействия природы на человека (рис. 1 выше), т.е. не только когнитивный, но и аффективный компонент экологического сознания выше у группы «Экспериментальная-2».
Следует отметить, что в ситуациях контакта с природными объектами, переживаемых как эмоционально насыщенные состояния, которые мы обозначаем как «единение с природой» наиболее ярко проявляется антропоморфизм экологического сознания. Гипотетически можно предполагать в таком случае высокий уровень субъектификации природных объектов.
2,66 2,64 2,62 2,6 2,58 2,56 2,54 2,52 2,5
2,65
2,63
2,56
- 1 1
ЭГ-1
ЭГ-2
КГ
Рис. 3. Сравнение показателей «Персональный уровень ответственности» в группах «Экспериментальная-!» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ)
В данном случае наблюдается та же тенденция, что и в предыдущем случае: максимальное значение показателя «Персональный уровень ответственности» у группы «Экспериментальная^», а минимальное значение у группы «Экспериментальная-1». Различия значимы (х = 6,884; р<0,05). Данный показатель выступает в качестве предиктора поведенческого компонента экологического сознания, что означает, что члены группы «Экспериментальная^» в своей повседневной деятельности в значительной степени руководствуются экологическим императивом. Это согласуется с выявленным у них природоцентрическим типом экологического сознания.
Рис. 4. Сравнение показателей «Ответственность на региональном уровне» в группах «Экспериментальная-1» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ)
Аналогичные результаты видно на рис. 4: по показателю «Ответственность на региональном уровне» вновь лидирует группа «Экспериментальная-2», наименьшее значение данного показателя у группы «Экспериментальная-1». Различия значимы (х = 6,831; р<0,05). Под региональным уровнем подразумевается та часть окружающей среды, с которой человек вступает в непосредственный контакт (место жительства, работы, город в целом). Поведенческий аспект экологического сознания на региональном уровне указывает на имеющиеся установки, детерминирующие действия, направленные на заботу об охране окружающей среды не только на индивидуальном, но и на социальном уровне (на уровне властных структур и общественных организаций).
1,95
1,8
2,1
1,99
- 1,92
-
ЭГ-1
ЭГ-2
КГ
Рис. 5. Сравнение показателей «Лимит на роскошь» в группах «Экспериментальная-1» (ЭГ-1), «Экспериментальная-2» (ЭГ-2) и в контрольной группе (КГ).
Группа «Экспериментальная-2» опережает и по показателю «Лимит на роскошь». Однако на этот раз минимальное значение данного показателя у контрольной группы. Различия значимы (х = 9,087; р<0,05).
Данный показатель отражает поступки, доступные только богатым, - главным образом развлечения. По-видимому, полученные данные отражают общемировой тренд экологически ответственного поведения: природоохранные мероприятия должны осуществляться в первую очередь за счет дополнительного налога на богатых.
На основании исследования были выявлены статистически значимые различия между группами испытуемых по всем компонентам экологического сознания:
- по когнитивному компоненту (показатель оценки положительного воздействия природы на человека);
- по аффективному компоненту (показатель «Единение с природой»);
- по поведенческому компоненту (показатели «Персональная ответственность», «Ответственность на региональном уровне», «Лимит на роскошь»).
При этом у испытуемых группы «Экспериментальная-2» выявлены признаки приро-доцентрического типа экологического сознания и стремление к гармонии с природой.
Таким образом, можно сделать вывод, что детерминирующими факторами, влияющими на отношение к природе и природоцентрический тип сознания, являются среда, в которой находится человек, близость к природе, образование (профессия) в сфере экологии [4].
На основании исследований можно определить, что основным направлением обеспечения экологической безопасности страны и планеты в целом является формирование экологического сознания природоцентрического типа в рамках экологизации экономики, законодательства и общества, формирования системы взглядов, направленных на достижение гармонии человека с природой. Его осуществление производится путем развития экологического образования и воспитания, формирующей экологическую культуру, научного обеспечения, экологической пропаганды и участия общественности.
Литература
[1] Деркач А.А. Самореализация - основание акмеологического развития: монография / А.А.Деркач, Э.В.Сайко. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 224 с.
[2] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. - М: Изд-во РУДН, 2008.
[3] Панов В.И. Методологические проблемы экопсихологии развития // Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 5-21.
[4] Фетисова А.С. Психолого-акмеологические факторы потребительского отношения личности к природной среде // Акмеология. 2012. № 3. С. 137-141.
[5] Хисамбеев Ш.Р. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / Мдивани М.О., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р., Панов В.И. // Российский научный журнал, 2010. № 14. С. 64 -78.
[6] Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.
Назарова К.А.
ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В поисках средств достижения оптимального функционального состояния и утерянного психоэмоционального комфорта, специалисты данной сферы придумали немало способов решения этой проблемы. Использование функциональной музыки является одним из средств борьбы с негативными состояниями [1;2]. Проблема человеческого фактора на данный момент является актуальной тематикой для изучения и содержит в себе критерий
69