Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОБУЖДЕНИЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОБУЖДЕНИЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическая деятельность / педагогическая подготовленность / государственный образовательный стандарт / professional pedagogical activity / pedagogical preparedness / state educational standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулайманова Г. Ш., Узакбаев И. С.

Профессионально-педагогическая подготовленность педагога начального общего образования — это теоретическая, практическая и индивидуально-личностная подготовленность к решению задач по реализации Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики нового поколения, охватывающая соответствующую профессиональную педагогическую деятельность (индивидуально-личностных качеств, свойств, способностей, психоэмоциональной устойчивости, целеориентированности и т. д.). Статья посвящена проблеме формирования профессионально-необходимых ценностей и побуждений педагогов начального общего образования в профессионально-педагогической деятельности. Сознательное и осмысленное отношение педагогов к потребностям в преобразовании своей профессионально-педагогической деятельности, усвоение ими необходимых знаний, умений, навыков и приобретения опыта по применению инновационных педагогических и информационно-цифровизационных технологий, рефлексия своей педагогической деятельности, индивидуально-личностной ориентированности и побуждений формируется путем специально организованного курса-семинара по повышению профессионально-педагогической подготовленности педагогов. Проведенная опытно-экспериментальная работа в рамках личностно-ориентированного составляющего оценивалась по профессионально значимым ценностям и побуждению, сформированность в экспериментальной группе имеет положительное изменение данного составляющего, которое оценивалась по побудительно-ценностному критерию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулайманова Г. Ш., Узакбаев И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES AND INCENTIVES OF PRIMARY GENERAL EDUCATION TEACHERS

Professional and pedagogical preparedness of a teacher of primary general education is theoretical, practical and individual-personal preparedness to solve problems related to the implementation of the State educational standard of school general education of the Kyrgyz Republic of the new generation, covering relevant professional and pedagogical activities (individual and personal qualities, properties, abilities, psycho-emotional stability, goal orientation, etc.). The article is devoted to the problem of the formation of professionally necessary values and motivations of teachers of primary general education in professional and pedagogical activities. The conscious and meaningful attitude of teachers to the needs of transforming their professional and pedagogical activities, their assimilation of the necessary knowledge, abilities, skills and experience in the use of innovative pedagogical and information and digitalization technologies, reflection of their pedagogical activities, individual-personal orientation and motivations are formed through special an organized course-seminar to improve the professional and pedagogical preparedness of teachers. The experimental work carried out within the framework of the personality-oriented component was assessed according to professionally significant values and motivation; the formation in the experimental group has a positive change in this component, which was assessed according to the incentive-value criterion.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОБУЖДЕНИЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95

УДК 37.372.4 https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/35

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОБУЖДЕНИЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

©Сулайманова Г. Ш., Кыргызско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова,

г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Узакбаев И. С., SPIN-код: 5455-4325, канд. пед. наук, Кыргызско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES AND INCENTIVES OF PRIMARY GENERAL EDUCATION TEACHERS

©Sulaimanova G., Kyrgyz-Uzbek International University named after B.Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Uzakbaev I., SPIN-code: 5455-4325, Ph.D., Kyrgyz-Uzbek International University named after

B.Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Профессионально-педагогическая подготовленность педагога начального общего образования — это теоретическая, практическая и индивидуально-личностная подготовленность к решению задач по реализации Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики нового поколения, охватывающая соответствующую профессиональную педагогическую деятельность (индивидуально-личностных качеств, свойств, способностей, психоэмоциональной устойчивости, целеориентированности и т. д.). Статья посвящена проблеме формирования профессионально-необходимых ценностей и побуждений педагогов начального общего образования в профессионально-педагогической деятельности. Сознательное и осмысленное отношение педагогов к потребностям в преобразовании своей профессионально-педагогической деятельности, усвоение ими необходимых знаний, умений, навыков и приобретения опыта по применению инновационных педагогических и информационно-цифровизационных технологий, рефлексия своей педагогической деятельности, индивидуально-личностной ориентированности и побуждений формируется путем специально организованного курса-семинара по повышению профессионально-педагогической подготовленности педагогов. Проведенная опытно-экспериментальная работа в рамках личностно-ориентированного составляющего оценивалась по профессионально значимым ценностям и побуждению, сформированность в экспериментальной группе имеет положительное изменение данного составляющего, которое оценивалась по побудительно-ценностному критерию.

Abstract. Professional and pedagogical preparedness of a teacher of primary general education is theoretical, practical and individual-personal preparedness to solve problems related to the implementation of the State educational standard of school general education of the Kyrgyz Republic of the new generation, covering relevant professional and pedagogical activities (individual and personal qualities, properties, abilities, psycho-emotional stability, goal orientation, etc.). The article is devoted to the problem of the formation of professionally necessary values and motivations of teachers of primary general education in professional and pedagogical activities.

The conscious and meaningful attitude of teachers to the needs of transforming their professional and pedagogical activities, their assimilation of the necessary knowledge, abilities, skills and experience in the use of innovative pedagogical and information and digitalization technologies, reflection of their pedagogical activities, individual-personal orientation and motivations are formed through special an organized course-seminar to improve the professional and pedagogical preparedness of teachers. The experimental work carried out within the framework of the personality-oriented component was assessed according to professionally significant values and motivation; the formation in the experimental group has a positive change in this component, which was assessed according to the incentive-value criterion.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, подготовленность, государственный образовательный стандарт.

педагогическая

Keywords: professional pedagogical activity, pedagogical preparedness, state educational standard.

Подготовленность к предстоящей деятельности есть проявление уровня профессиональности. Уровень профессионально-педагогической подготовленности является важнейшей показательностью избранной деятельности. Поскольку профессионально-педагогической подготовленности (компетентность) находится в основе осознанной деятельности человека, то следует рассматривать отдельные стороны профессионально-педагогической подготовленности как основу соответствующих поэтапных частей деятельности: осознание потребности; формирование побуждения; определение способа выполнения и планирование предстоящей деятельности: изучения перечня необходимых простейших действий и выполнение его по достижению предполагаемой цели. Наряду с этим, достаточно четкое осознание потребности и формирование побуждения предъявляют требования к личности соответствующей эрудиции, позволяющей осознанно выбрать то, что может обеспечить необходимую потребность [1].

В психолого-педагогической науке не сформировалось единого истолкование термин «подготовленность к деятельности» (компетентность), в этой связи, сначала следует определиться с термином подготовленность (готовность). И. А. Зимняя описывает подготовленность как отрефлексированную ориентацию педагога, его профессиональную зрелость, радикальную и упорядоченную профессионально-предметную подготовленность, а также общительную и дидактическую способности, потребность в «аффиляции» [2]. По мнению ряда специалистов, термин «подготовленность» в педагогической науке, отражает интегральную характеристику субъекта, проявляющуюся в более результативном выполнении избранной деятельности. Это интегративное личностно-индивидуальный ее уровень (образование), охватывающие в себя профессиональную ориентацию, знания, умения, профессионально необходимые качества и свойства, оказывающие непосредственное влияние на результативность осуществления профессионально-педагогическую деятельность [3-5].

Профессиональная ориентация педагога охватывает в себя социально-нравственную, профессионально-педагогическую, образовательно-познавательную ориентацию.

Составляющие профессионально-педагогическую ориентацию соответствуют избранным видам деятельности и профессионально значимым функциям, отраженным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Кыргызской Республики [6]. Социально-нравственная ориентированность: социальные

активности и потребности, нравственно-ценностные направленности, чувство общественно-значимого долга и нравственной ответственности. Единство побудительных, образовательно-познавательных, психоэмоциональных сторон индивида в их соотношении с экзогенными предпосылками и предстоящими целями деятельности. Профессионально-педагогическая ориентация: проявление обостренных чувств к избранной педагогической профессии (педагог начального общего образования), педагогическая склонность, профессионально-педагогические устремление [7-9]. Данные параметры проявляется в побуждениях, целях, взглядах, убеждениях. Образовательно-познавательная ориентированность: духовно-нравственные потребности и проявляемые обостренные чувства (потребности в знаниях, в самообразовании, культура процесса научно-педагогического мышления). Образовательно-познавательная ориентированность через систему побудительных ориентаций, способов выполнения деятельности, профессионально-педагогических знаний, умений, навыков.

Под профессионально-педагогическими умениями понимается комплекс поэтапно превращающихся в экзогенном или эндогенным плане профессионально-педагогическая деятельность, отдельные из них может быть доведен да навыка, целенаправленных на развитие личности и основанных на творческих знаниях. Их формирование предусматривает необходимость единство сторон подготовленности, ориентирует на единство в умении осуществлять мыслительные процессы и действовать, определять многоуровневость профессионально-педагогических умений и их совершенствования.

Профессионально необходимые качества и свойства, являются предпосылкой профессионально-педагогической деятельности, которые совершенствуются в процессе осуществления этой деятельности, становясь ее новообразованием. Для педагога начального общего образования профессионально необходимым качеством является мыслительные процессы, побуждения и отношения.

Подготовленность, в качестве психолого-педагогического исключительного случая рассматривается специалистами как; объединяющая (интегральная) сторона субъекта, проявляющаяся в более добротном осуществлении предполагаемой деятельности [10], рефлексированная целеориентированность педагога и его мировоззренческая зрелость, профессионально-предметная подготовленность [11], проявление профессионально-педагогическую подготовленность [1, 12].

В. С. Лазарев, считают, что составляющими профессионально-педагогической подготовленности педагога к профессионально-педагогической деятельности в условиях преобразования образовательной системы являются: умение к побуждению, включению в профессионально-педагогической деятельности в современных условиях; комплекс знаний о современных предъявляемых требованиях к результатам общего образования, инновационных системах (моделях) и технологиях образования; подготовленность в области педагогической инновации [13].

По мнению Т. Н. Разуваева, подготовленность к профессионально-педагогической деятельности в современных условиях отдельного педагога и педагогического коллектива в совокупности определяется его целеориентированностью на происходящие изменения, этической готовностью, позитивностью восприятий условий, подготовленностью к применению культурных способов руководства этой деятельностью и готовностью к восприятию нового извне [14].

В этом плане Г. И. Герасимовым и П. В. Илюхиной на индивидуально-личностном уровне выделены критерии подготовленности педагога к профессионально-педагогической деятельности в условиях преобразования системы образования: принято ли новшество как

личностно значимая ценность; разъединяется ли подход к новшеству как соответствующему социальному механизму развития образовательной системы; осознается ли новшество (инновация) как единой системы отношений и специфически организованной деятельности; перенесено ли это связь в организацию своей профессионально-педагогической деятельности; на каком уровне педагогом в своей профессионально-педагогической деятельности представлена специфика нового в ее организации [15, с. 102].

Позволим себе подчеркнуть, что так или иначе изучаемых научных работах рассматривается личностно-ориентированный, содержательно-познавательный

(когнитивный) и деятельностно-рефлексивный составляющие подготовленности. Личностно-ориентированный составляющий подготовленности педагога к профессионально-педагогической деятельности в условиях введения Государственного образовательного стандарт школьного общего образования, на наш взгляд представлен профессионально-значимыми ценностями и побуждениями.

В процессе изучения работ А. А. Асташевой и Г. И. Чижаковой выявлено, что величины и ценности вносятся в социальную жизнь как событие и способствуют организовать деятельность субъекта [16]. К ценностям субъекта причисляется его подытоживающие неизмененные понятие о предполагаемых благах и значимых объектах. Личность, как правило все время действует, не упуская из вида свои ценности. Аксиологические причины принадлежит эндогенному духовно-нравственному миру субъекта, в то же время проявляются в его деятельности и взглядах к окружающим. Изучались две группы ценностей педагогов: терминальные и инструментальные.

Сложность и многосторонность проблемы побуждении определяет многочисленность подходов к осознанию значимости, характера, структуры, методы исследования и средствам ее формирования. К этой проблеме посвящены работы ряда авторов [17-19]. Из всех видов побуждений более необходимыми являются эндогенные, т. е. побуждения, тесно связанные с самой профессионально-педагогической деятельности и процессом ее осуществления. В психологии побуждения рассматривается достаточно сложное (трудный) многоэтапное управления жизнедеятельности индивида — его поведения и осуществляемой деятельности. Побуждению изучают как достаточно сложную, разнородную систему мотивов, охватывающую в себя потребности, побуждения, проявляемые обостренные чувства, идеалы, прилагаемые усилия, установки нормы, предъявляемые требования, ценности и т. д. Истолкования побуждения в психолого-педагогических изысканиях взаимосвязывает данный термин либо с потребностью [20], либо с проявлением острых чувств этой потребности и ее обеспечением [21], либо с предметом потребности. В теории деятельности А. Н. Леонтьева понятие «побуждения» используются как для «... обозначения переживания потребности, а как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях, и на что направляется деятельность, как ее побуждающее ...» [22].

По мнению Л. И. Божович, в качестве «побуждения могут явиться предметы внешнего мира, чувства, слово, все то, в чем нашла воплощение потребность» [23]. Сформированность личностно-ориентированного составляющего подготовленности педагога к профессионально-педагогической деятельности в условиях введения нового поколения Государственного образовательного стандарт школьного общего образования в Кыргызской Республики связывается, а исследования с проявляемым необходимостью (желанием) и потребностью педагога начального общего образования осуществлять инновационную деятельность и недостаточностью проявляемых и внешне незаметно оказываемых противоречий введения нового Государственного образовательного стандарт школьного

общего образования. Так, в самой практике зачастую можно наблюдать проявляемое несогласие педагога модернизациям, происходящие в образовательной системе. По этому поводу, одним из важнейших психолого-педагогических мотивов проявление несогласия изменениями А. И. Пригожиным объясняется неразвитости побуждения [24]. Н. Ансоффом проявление несогласия, т. е. сопротивление подразделяется на индивидуально-личностное (несогласия лидера) и корпоративное (групповое). Более широко практикуемыми поводами как того, так и иного являются проявление нежелание учиться по «современному», неуверенность изменения обязанности (роли) [25]. Кроме того, установленным является тот факт, что одной из побуждений (оснований) слабой подготовленности педагога к профессионально-педагогической деятельности в условиях модернизаций Государственного образовательного стандарт школьного общего образования становятся представленность в побудительной структуре внешних отношений педагога побуждению [26].

При изучении уровня сформированности побуждений педагога к реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования следует иметь в виду эндогенной или экзогенной побуждений к реализации указанного образовательного стандарта, сформирована у педагога начального общего образования и проявляется ли у него несогласия к преобразованиям, т. е. к выполнению профессионально- педагогической деятельности в современных условиях. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на основе методологии принятых в психолого-педагогических исследованиях. На установочном этапе экспериментальной работы путем анализа научно-методических литературных источников, целостного анализа и анкетного опроса были разработаны специальная система (программа) по профессионально-педагогической подготовленности педагогов начального общего образования к реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования представленное: насущной потребностей педагогов начального общего образования в изменении своей профессионально-педагогической деятельности путем повышения уровня их профессионально-педагогических знаний, умений, навыков с применением доступной информационно образовательных систем; сопровождением (созданием предпосылок) профессионально-педагогической деятельности педагога путем непрерывно-действующей учебы «Организация образовательно-воспитательного процесса путем системно-практического (деятельностного) подхода» по освоению комплекса цифровизационно-программных средств; оказанием непосредственной помощи педагогу в планировании и проведении образовательно-познавательного процесса с учетом предъявляемых требований Государственного образовательного стандарт школьного общего образования, путем оживлении рефлексии им своей профессионально-педагогической деятельности. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы предусматривал изучение фактического состояния проблемы на начало исследовательской деятельности, создание психолого-педагогических предпосылок по формированию профессионально-педагогических знаний, умений, навыков педагогов начального общего образования к реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования. Для этой цели в начале опытно-экспериментальной работы были проведены измерения (определения) уровня профессионально-педагогической подготовленности педагогов начального общего образования к реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования. На обобщающем (подытоживающем) этапе опытно-экспериментальной работы осуществлен анализ и обобщение выявленных показателей на основе полученных результатов. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с выделением контрольной и экспериментальной группы. В

экспериментальную группу вошли педагоги начального общего образования, занимавшиеся по дополнительным профессиональным программам, разработанным Ошским областным институтом усовершенствования квалификации педагогов. В преобладающем большинстве они (около 60%) в той или иной форме повышали свой профессионально-педагогический уровень по направлению «Реализация государственного образовательного стандарта школьного общего образования Кыргызской Республики». Для осуществления опытно-экспериментальной работы и объективного анализа ее результатов были разработаны специальные критерии (меры оценок) профессионально-педагогической подготовленности педагогов начального общего образования, определены и дополнены образовательно-познавательная система уровни проявления профессионально-педагогической подготовленности к реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования. Разработанные меры оценок соответствуют составляющим профессионально-педагогической подготовленности педагогов начального общего образования к реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования.

В исследовании приняли участие 50 педагогов начального общего образования города Ош, обучавшихся на программах повышения уровня профессионально-педагогической подготовленности (квалификации) в Ошском областном институте усовершенствования квалификаций педагогов. Исследования уровня профессионально-педагогической подготовленности педагогов начального общего образования проводились до и после опытно-экспериментальной работы, предусматривающего в опытно-экспериментальной группе освоение образовательно-познавательной программы повышения уровня профессионально-педагогической подготовленности педагогов начального общего образования, их участие в учебах по освоению новых информационно образовательных систем, планирование и реализацию образовательно-познавательного процесса с применением комплекса цифровизационно-программных средств.

Профессионально-педагогическая подготовленность педагога начального общего образования в рамках личностно-ориентированного составляющего оценивался по: профессионально-значимым ценностям, побуждениям участия педагога в профессионально-педагогической деятельности по реализации Государственного образовательного стандарта школьного общего образования. За основу профессионально-значимых ценностей взаимствована с нашей модификацией по методике М. Рокича (тест ценностно-ориентированного единства — ЦОЕ). Выявленные результаты отражены в Таблицах 1, 2.

Осуществляя анализ полученных показателей, полагаем подчеркнуть, что у педагогов начального общего образования опытно-экспериментальной группы к завершению экспериментальной работы преобладают ценности профессионально-педагогической самореализации. Причем, в случае ведения разговора о терминальных ценностях, то для педагогов начального общего образования более значимо общественная репутация (признание) и это становится более важным к окончанию экспериментальной работы. У педагогов начального общего образования экспериментальной группы личные удачи и успехи в образовательно-познавательной деятельности становятся более существенными в сравнении с началом опытно-экспериментальной работы. Из инструментально значимых ценностей в экспериментальной группе к окончанию опытно-экспериментальной работы повысилась проявления педагогического творчества, ответственности, самостоятельности, целеустремленности.

У педагогов контрольной группы наблюдается незначительное улучшения в

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95

проявлении: ответственности и обязательности в исполнении: ответственности и обязательности в исполнении образовательно-познавательной задачи и слабая в проявлении педагогического творчества.

Таблица 1

ВЫЯВЛЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЕДИНСТВА (по методике М. Рокича)

Терминальные До начала ОЭР Разница После ОЭР Сдвиги Разница

ценности ОЭГ КГ между группами ОЭГ КГ ОЭГ КГ сдвиге

1 30,0 34,0 4,0 50,0 33,1 20,0 0,9 19,1

2 20,0 23,0 3,0 20,0 27,0 — 4,0 -4,0

3 24,4 24,0 0,4 10,2 20,0 14,2 4,0 10,2

4 20,0 19,0 1,0 10,5 17,0 9,5 2,0 7,3

Таблица 2

ПОКАЗАТЕЛИ ВЫЯВЛЕННЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ЕДИНСТВА (по методике М. Рокича)

Инструментальные До начало ' ОЭР Разница После ОЭР Сдвиги Разница в

ценности ОЭГ КГ между группами ОЭГ КГ ОЭГ КГ сдвиге

1 23,0 33,0 10,0 29,0 33,0 6,0 — 6,0

2 16,0 16,0 — 20,0 18,0 4,0 2,0 2,0

3 27,0 16,0 11,0 25,0 14,0 -2,0 2,0 2,0

4 33,0 32,0 1,0 21,0 34,0 12,0 2,0 20

Примечание: 1. Общественная репутация (признание); 2. Эндогенная (внутренняя) гармония; 3. Собственное (личное) благополучие; 4. Личные успехи (достижение в ОПП)

Эти факты подтверждаются и выявленными показателями побуждений в профессионально-педагогической деятельности педагогов начального общего образования по реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования изучались на основе методики К. Замфира в модификации М. Рокича (Таблица 3).

Таблица 3

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОБУЖДЕНИЙ ПЕДАГОГОВ НОО К РЕАЛИЗАЦИИ ГОС ШОО КР (по методике К. Замфира в модификации М. Рокича)

Побуждения До начала ОЭР После ОЭР Сдвиги в группах Разница в

ОЭГ КГ ОЭГ КГ ОЭГ КГ сдвиге

1. 35,0 36,0 39,0 37,0 4,0 1,0 3,0

2. 31,0 30,0 35,0 32,0 4,0 2,0 2,0

3. 15,0 15,0 20,0 16,0 5,0 1,0 4,0

4. 16,0 17,0 25,0 20,0 9,0 3,0 6,0

Изучение показателей, отраженных в Таблицах убеждает, что у педагогов начального общего образования экспериментальной группы к завершению опытно-экспериментальной работы происходит преобладание (активизируют) эндогенных побуждений к реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования, а у педагогов начального общего образования контрольной группы — экзогенные, приложение усилий к избежанию критики. Подытоживая отраженные выше материалы изысканий под созданием

предпосылок профессионально-педагогической подготовленности педагога начального образования по реализации Государственного образовательного стандарт школьного общего образования следует понимать понятие (информации) им в необходимом объеме комплекс педагогических технологий реализуемой в логической поэтапности путем педагогических стратегий, изучение которых способствует решать профессионально педагогические задачи в современных условиях в соответствии с предъявляемыми требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Оно охватывает в себя разнообразные варианты педагогических технологий, создающих условия для достижения предстоящих педагогических целей. Исходя из вышеизложенного под созданием педагогических предпосылок в рамках данного изыскания следует понимать комплекс форм, средств, путей и способов, реализуемых в определенной логической поэтапности на основе педагогических стратегий, способствующих педагогу успешно усвоить решения профессионально педагогические задачи по формированию у учащихся новых образовательных достижений. Подготовка педагога начального общего образования к реализации Государственного образовательного стандарта школьного общего образования рассматривается путем формирования его ценностей, побуждений, умений и профессионально-педагогических действий, в рамках личностно-ориентированного, содержательно-познавательного, деятельностно-рефлексивного составляющих

подготовленности.

Список литературы:

1. Адольф В. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условия внедрения профессионального стандарта // Вестник Красноярского государственного университета им. В. П. Астафьева. 2015. №1. С. 5-11.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2009. 384 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2009. 336 с.

4. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении СФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.

5. Степанова И. Ю., Адольф В. А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления индустриального общества. Красноярск, 2009. 520 с.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Кыргызской Республики. Направление: 550700 Педагогика. Бакалавр. Бишкек, 2021. 19 с.

7. Климов Е. А., Носкова О. Г. Психология труда. М., 2016. 259 с.

8. Ковалевич И. А., Ковалевич В. Т. Управление человеческими ресурсами. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 210 с.

9. Козырев В. А., Родионова Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2004. 392 с.

10. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2009. 336 с.

11. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. №8. С. 20-26.

12. Чуб Е. В. Моделирование как средство развития и совершенствования компетенций педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов // Инновации в образовании. 2017. №8. С. 39-46.

13. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной

деятельности школы // Педагогика. 2003. №3. С. 17-25.

14. Лазарев В. С., Разуваева Т. Н. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности. Сургут, 2009. 195 с.

15. Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Социальная сущность и технологическая составляющая инновации как потенциала развития современного общества // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2018. №1. С. 155-163.

16. Асташова Н. А. Аксиологические основы современного образования. Брянск, 2009.

281 с.

17. Асеев В. Г. О соотношении субъективно значимого и реального // Акмеология. 2014. №1. С. 16-24.

18. Ильин А. С. Педагогическое обеспечение готовности педагога к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2018. 22 с.

19. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002. 264 с.

20. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПБ.: Евразия, 1999. 478 с.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2015. 705 с.

22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.

23. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

400 с.

24. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. 271 с.

25. Ансофф Н. Стратегическое управление. М., 1989. 519 с.

26. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 223 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Adolf, V. A. (2015). Podgotovka budushchego pedagoga k professional'noi deyatel'nosti v usloviya vnedreniya professional'nogo standarta. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta im. V P. Astafeva, (1), 5-11. (in Russian).

2. Zimnyaya, I. A. (2009). Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. Moscow. (in Russian).

3. Zeer, E. F. (2009). Psikhologiya professii: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moscow. (in Russian).

4. Potashnik, M. M., & Levit, M. V. (2014). Kak pomoch' uchitelyu v osvoenii SFGOS. Moscow. (in Russian).

5. Stepanova, I. Yu., & Adolf, V. A. (2009). Professional'naya podgotovka uchitelya v usloviyakh stanovleniya industrial'nogo obshchestva. Krasnoyarsk. (in Russian).

6. Gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya Kyrgyzskoi Respubliki. Napravlenie: 550700 Pedagogika. Bakalavr. (2021). Bishkek. (in Kyrgyz).

7. Klimov, E. A., & Noskova, O. G. (2016). Psikhologiya truda. Moscow. (in Russian).

8. Kovalevich, I. A., & Kovalevich, V. T. (2011). Upravlenie chelovecheskimi resursami. Krasnoyarsk. (in Russian).

9. Kozyrev, V. A., & Rodionova, N. F. (2004). Kompotentnostnyi podkhod v pedagogicheskom obrazovanii. St. Petersburg. (in Russian).

10. Zeer, E. F. (2009). Psikhologiya professii. Moscow. (in Russian).

11. Zimnyaya, I. A. (2006). Kompetenostnyi podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95

sovremennykh podkhodov k probleme obrazovaniya? (teoretiko-metodologicheskii aspekt). Vysshee obrazovanie segodnya, (8), 20-26. (in Russian).

12. Chub, E. V. (2017). Modelirovanie kak sredstvo razvitiya i sovershenstvovaniya kompetentsii pedagoga v usloviyakh vnedreniya professional'nykh standartov. Innovatsii v obrazovanii, (8), 39-46. (in Russian).

13. Lazarev, V. S., & Martirosyan, B. P. (2003). Normativnyi podkhod k otsenke innovatsionnoi deyatel'nosti shkoly. Pedagogika, (3), 17-25. (in Russian).

14. Lazarev, V. S., & Razuvaeva, T. N. (2009). Psikhologiya kollektiva kak sub"ekta innovatsionnoi deyatel'nosti. Surgut. (in Russian).

15. Gerasimov, G. I., & Ilyukhina, L. V. (2018). Sotsial'naya sushchnost' i tekhnologicheskaya sostavlyayushchaya innovatsii kak potentsiala razvitiya sovremennogo obshchestva. Vestnik Yuzhno-Rossiiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, (1), 155-163. (in Russian).

16. Astashova, N. A. (2009). Aksiologicheskie osnovy sovremennogo obrazovaniya. Bryansk. (in Russian).

17. Aseev, V. G. (2014). O sootnoshenii sub"ektivno znachimogo i real'nogo. Akmeologiya, (1), 16-24. (in Russian).

18. Ilin, A. S. (2018). Pedagogicheskoe obespechenie gotovnosti pedagoga k realizatsii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk. (in Russian).

19. Leontev, V. G. (2002). Motivatsiya i psikhologicheskie mekhanizmy ee formirovaniya. Novosibirsk. (in Russian).

20. Maslou, A. G. (1999). Motivatsiya i lichnost'. St. Petersburg. (in Russian).

21. Rubinshtein, S. L. (2015). Osnovy obshchei psikhologii. St. Petersburg. (in Russian).

22. Leontev, A. N. (2004). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow. (in Russian).

23. Bozhovich, L. I. (2008). Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. St. Petersburg. (in Russian).

24. Prigozhin, A. I. (1989). Novovvedeniya: stimuly i prepyatstviya. Moscow. (in Russian).

25. Ansoff, N. (1989). Strategicheskoe upravlenie. Moscow. (in Russian).

26. Slastenin, V. A., & Podymova, L. S. (1997). Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost'. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 16.09.2023 г. 24.09.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Сулайманова Г. Ш., Узакбаев И. С. Экспериментальная работа по формированию профессионально-значимых ценностей и побуждений педагогов начального общего образования // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №10. С. 307-316. https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/35

Cite as (APA):

Sulaimanova, G., & Uzakbaev, I. (2023). Experimental Work on the Formation of Professionally Significant Values and Incentives of Primary General Education Teachers. Bulletin of Science and Practice, 9(10), 307-316. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.