игровых видов спорта выявило достоверно меньшие значения показателя разброса центра давления во фронтали (Q(x)) в режимах открытых и закрытых глаз у теннисистов по сравнению с баскетболистами, а также в показателе средней скорости перемещения центра давления (V) в режиме закрытых глаз у теннисистов по сравнению с волейболистами (p<0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Морфофункциональные показатели, вестибулярная устойчивость и координационные способности волейболистов на этапе спортивного совершенствования / И.А. Лысова, П.К. Лысов, А.А. Гурьев, Е.В. Лащинина // В сборнике: Актуальные проблемы спортивной морфологии и клинической анатомии Материалы IV международной научной конференции. - Малаховка : [б.и.], 2010. - С. 124-125.
2. Лях, В.И. Координационные способности : диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
3. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Начинская. - М. : Академия, 2005. - 240 с.
4. Особенности функциональной подготовленности баскетболистов с различным уровнем вестибулярной устойчивости / М.В. Парфенов, И.В. Григорьева, А.А. Сикорский, Д.С. Григорьев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 3. -C. 130-139.
5. Туревский, И.М. Структура психофизической подготовленности человека : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Туревский И.М. - Тула, 1998. - 364 с.
REFERENCES
1. Lysova, I.A., Lysov P.K., Guryev, A.A. and Lashchinina, E.V. (2010), "Morphofunctional indicators, vestibular stability and coordination abilities of volleyball players at the stage of sports perfection", In the collection: Actual problems of sports morphology and clinical anatomy Materials of IV international scientific conference, Malakhovka, pp. 124-125.
2. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, ТVТ Divizion, Moscow.
3. Nachinskaya, S.V. (2005), Sports Metrology, Academy, Moscow.
4. Parfyonov, M.V., Grigorieva, I.V., Sikorsky, A.A., Grigoriev, D.S. (2017), "Features of the functional readiness of basketball players with different levels of vestibular stability", News of Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 3, pp. 130-139.
5. Turevsky, I.M. (1998), The structure ofpsychophysical preparedness of a person, dissertation,
Tula.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2018
УДК 796.034.2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ШЕЙПИНГОМ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий
кафедрой, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань
Аннотация
В статье, представлена экспериментальная модель применения секционных занятий шейпингом в Астраханском государственном медицинском университете. В данной работе анализируются динамика физической подготовленности, уровень развития физических качеств в экспериментальной и контрольных группах девушек 18 - 19 лет основной медицинской группы. Полученные результаты могут быть использованы для составления специальных алгоритмов проведения занятий по шейпингу в вузах, а также могут
представлять интерес для практикующих тренеров по шейпингу.
Ключевые слова: шейпинг, динамика физической подготовленности, уровни развития физических качеств.
EXPERIMENTAL MODEL OF SECTION OCCUPATIONS SHAPING IN MEDICAL
UNIVERSITIES
Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Natalya Vladimirovna Ermolina, the candidate of pedagogical sciences senior lecturer, Astrakhan State University, Astrakhan
Annotation
In article, the experimental model of application of section occupations by shaping at the Astrakhan state medical university is presented. In this work dynamics of physical fitness, the level of development of physical qualities in experimental and control groups of girls of 18 - 19 years, the main medical group are analyzed. The received results can be used for drawing up special algorithms of training on shaping in higher education institutions and also can be of interest to the practicing shaping coaches.
Keywords: shaping, dynamics of physical fitness, levels of development of physical qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания, а именно применение типовых программ по физической культуре на занятиях, не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных возможностей организма и эффективного развития основных двигательных качеств [3]. В настоящее время происходит процесс совершенствования программ по физическому воспитанию обучающихся, разрабатываются её новые виды, имеющие спортивную, оздоровительную и образовательную направленности [1, 6].
Шейпинг - многофункциональная дисциплина, которая открывает широкие возможности гимнастических упражнений в варьировании способов выполнения и дозирования нагрузки для целенаправленного развития функций организма, психических и личностных свойств занимающихся, решения образовательных и воспитательных задач. Широкий арсенал гимнастических упражнений, отличающийся аналитическим, избирательным воздействием на системы организма, позволяет применять их для решения педагогических или оздоровительных задач [5]. В настоящее шейпинг стал относиться к оздоровительным системам, которые используют гимнастические упражнения и придерживаются принципа их строгой регламентации [4]. Шейпинг, как оригинальная физкультурно-оздоровительная система, обязан своим происхождением общественной интенции, согласно которой наиболее активная часть общества, осознавшая исключительную важность конструктивного отношения как к здоровью, так и к внешней, имиджевой его составляющей, начала целенаправленно использовать средства физической культуры для решения соответствующих социально обусловленных задач [2]. Ряд исследователей [7, 8, 9, 10], отмечают ведущую роль аэробных тренировок в повышении резервных показателей кардиоре-спираторной системы. В этой связи нами была разработана и апробирована экспериментальная модель применения шейпинга в виде секционных занятий в медицинском вузе.
Цель исследования - изучение структурно функциональной характеристики развития физических качеств у девушек 18 - 19 лет, занимающихся физической культурой по программе ФГОС 3 плюс и их сверстниц, дополнительно занимающихся шейпингом в рамках секционных занятий в вузе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 47 девушек (n = 47), 24 студентки (n1= 24) составляли контрольную группу и занималась физической культурой в соответствии с ФГОС ВО
3 плюс, что составляло 2 академических часа в неделю и 23 (n2 = 23) девушки (экспериментальная группа), которые дополнительно занимались шейпингом из расчета 2 академических часа в неделю. Все участницы исследования прошли плановый медицинский осмотр, по результатам которого им была определена основная медицинская группа. В ходе исследования были проанализированы клинические данные, результаты функциональных проб, электрокардиографического исследования и контрольных нормативов Исследования проводились с использованием: электрокардиограф Cardiovit AT-101 3-каналь-ный («Schiller», Швейцария), программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2007 с макрос-дополнением XLSTAT -Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа Statistica10 (StatSoftlnc. США). Исследования проводились на базе Астраханского государственного медицинского университета в 2016/17 учебном году.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Педагогический эксперимент представлял собой разработку комплекса шейпинга и внедрение его в дополнительные занятия экспериментальной группы n2 = 23. Занятия отвечали определенным требованиям:
- к усвоению техники безопасности при занятиях в секторе спортивных тренажеров;
- к подбору музыки и доступности упражнений;
- к подбору упражнений на спортивных тренажерах;
- к врачебному контролю за самочувствием студентов в период занятий.
Представленные результаты тестирования показали, что за период эксперимента в
исследуемых группах произошли изменения в показателях развития физических качеств. По тесту в беге на 30 м, определяющему развитие быстроты, мы выявили, что в обоих группах по данному качеству имеется переход студенток на более высокий уровень, а также и прирост в числовых показателях теста. Так в контрольной группе на высоком уровне оказались 6 чел. - 25% студенток (на начальном этапе 3 чел. - 12,5%), на среднем уровне 13 чел. - 55% (на начальном этапе 12 чел. - 50%), на низком уровне 5 чел. - 20% (на начальном этапе 9 чел. - 37,5%).
В экспериментальной группе на высоком уровне оказались 9 чел. - 39,1% (на начальном этапе 3 чел. - 13%). К среднему уровню развития данного физического качества были определены 12 чел. - 52,1% студенток (на начальном этапе 10 чел. - 43,5%), на низком уровне находятся 2 чел. - 8,7% студенток (на начальном этапе 10 чел. - 43,5%) (рисунок 1).
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
52%
43,5% 43,5%
13%
39,6%
50%
8,4% 12,5
■
37,5
25%
20%
□высокий □средний □ низкий
экспер. гр. ЭГ закл. этап конт. гр.
КГ закл. этап
Рисунок 1 - Уровни развития быстроты до и после эксперимента
Далее нами были рассмотрены показатели силовой выносливости в тесте подъема туловища из положения лежа за 1 мин., так в контрольной группе 4 студентки показали высокий уровень, что составляет 16,6% (на начальном этапе 2 чел. - 8,4%), на среднем уровне 7 студенток - 29,1% (на начальном этапе 7 чел. - 29,1%), показатели низкого уровня выявлены у 13 студенток - 54,1% (на начальном этапе 15чел. - 62,5%).
В экспериментальной группе занимающихся шейпингом, были выявлены следующие показатели: высокий уровень - 15 чел. - 62,5% (на начальном этапе 1 чел. - 4,4%); средний уровень - 8 чел. - 34,5% (на начальном этапе 9 чел. - 39,1%); результатов низкого уровня
по данному качеству не наблюдалось (на начальном этапе 13 чел. - 56 %) (рисунок 2).
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
56,5%
62,5%
62,5%
39,1%
4,4%
37,5%
29,1%
8,4<
0%
54,1%
29,1%
16,6%
□высокий □средний □ низкий
экспер. гр.
ЭГ закл. этап
конт. гр.
КГ закл. этап
Рисунок 2 - Уровни развития силовой выносливости до и после эксперимента
Показатели уровней развития гибкости в контрольной группе, дали возможность разместить студенток в следующем порядке: на высоком уровне находились 8 студенток - 33,3% (на начальном этапе 7 чел. - 29,2%); на среднем уровне 13 студенток - 54,2% (на начальном этапе 11 чел. - 45,9%); на низком уровне 3 чел. - 12,5% (на начальном этапе 6 чел. - 25,0%). В экспериментальной группе занимающихся шейпингом были расположены следующим образом: на высоком уровне - 10 чел. - 43,5% (на начальном этапе 8 чел. -34,8%); на среднем уровне 11 чел. - 47,8% (на начальном этапе 9 чел. - 39,2%); на низком уровне 2 чел. - 8,7% (на начальном этапе 6 чел. - 26,0%) (рисунок 3).
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
54,2%
47,8%
45,8%
39,2,%
43,5%
34,8%
26,0%
29,2%
8,8%
п
25%
33,3
2,5%
□высокий □средний □ низкий
экспер. гр. ЭГ закл. этап конт. гр.
КГ закл. этап
Рисунок 3 - Уровни развития гибкости до и после эксперимента
По результатам теста на выносливость у контрольной группы в беге на 2000 м, были определены следующие уровни развития выносливости: высокому уровню соответствовали 5 чел. - 20,8% студенток (на начальном этапе 4 чел. - 16,6%); средний уровень 7 чел. - 29,1% (на начальном этапе 6 чел. - 25,0%); низкий уровень 12 чел. - 50,0% (на начальном этапе 14 чел. -58,3%). В экспериментальной группе наблюдаются следующие показатели: 5 студенток находились на высоком уровне - 21,8% (на начальном этапе 3 чел. 13,0%); 13 студенток на среднем уровне - 56,4% (на начальном этапе 8 чел. 34,7%); 5 студенток на низком уровне - 21,8% (на начальном этапе 12 чел. - 47,8%) (рисунок 4).
80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%
56,4%
58,4%
52,2%
34,8%
13,0%
21,8%
1,8%
25 16,6%
0%
29,2%
20,8%
□высокий
□ средний
□ низкий
экспер. гр.
ЭГ закл. этап
конт. гр.
КГ закл. этап
Рисунок 4 - Уровни развития выносливости до и после эксперимента
ВЫВОДЫ
Анализ полученных результатов исследования, позволяет высказать мнение, что улучшение результатов произошли как в контрольной, так и в экспериментальной группах, но в экспериментальной группе зафиксированы более высокие результаты выполнения контрольных тестов, что свидетельствует об эффективности применения шейпинга, причем заслуживает внимания тот факт, что в экспериментальной группе 57 ± 5% студенток значительно улучшили свои результаты, в контрольной группе только 23,7 ± 5%.
Результаты нашего исследования подтверждают, что шейпинг, является на данный момент действенным направлением в процессе физического воспитания и сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития физических качеств студенческой молодежи. В процессе занятий шейпингом выяснилось, что большинство студенток после 2 - 3 месяцев занятий приступили к самостоятельным занятиям освоенными упражнениями в режиме дня, в результате опроса многие студентки, занимавшиеся шейпингом, отметили положительное влияние занятий на повышение качества жизни.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Исходя из разного уровня физической подготовленности студенток, в структуре групповых занятий, необходимо дифференцировать индивидуальную физическую нагрузку, особенно в аэробной зоне.
2. Постоянный контроль ЧСС в основной части занятий до 150 уд. мин. и до 100 уд. мин. в заключительной части занятий, позволит избежать дезадаптационных реакций организма, занимающихся на физическую нагрузку.
3. Занятия на спортивных тренажерах, должны быть регламентированы индивидуальным подбором упражнений и рабочих весов, а также освоением соответствующей техники выполнения упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов, В.М. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 51-56.
2. Ивлев, Б.К. Организационно педагогические основы развития техники шейпинга в России : дис. ... канд. пед. наук / Ивлев Б.К. - М, 2006. - 26 с.
3. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э. Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта
- 2015. - № 2 (120). - С. 115-118.
4. Романова, Л.А. Коррекция телосложения студенток, занимающихся шейпингом / Л.А. Романова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований - 2010. - № 6.
- С. 53-55.
5. Фирсин, С.А. Применение инновационных технологий на уроках физической культуры / С.А. Фирсин // Академический вестник. - 2015. - № 2 (16). - С. 112-116.
6. Шинкоренко, О.В. Методологическое обоснование основных направлений совершенствования физического воспитания / О.В. Шинкоренко, В.Н. Трофимов, Е.Н. Чеканушкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.
- 2016. - Т. 11. -№ 4. - С. 152-160.
7. Чичкова, М. А. Возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Астраханский медицинский журнал. - 2016. - № 4. - С. 64-71.
8. Чичкова, М.А. Особенности ремоделирования сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № 6. - С 38-41.
9. Panikhina, A.V. Effects of recreational aerobics on adaptation of female first-year students from urban area and rural area to conditions of higher school education / A.V. Panikhina, O.B. Kolesnikova // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. - 2012. - Vol. 152. - № 4. - Р. 480-482.
10. Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability / A. Shearer, M. Hunt, M. Chowdhury, L. Nicol // International Journal of Stress Management. Advance online publication (2015, October 12). - http://dx.doi.org/10.1037/a0039814.
REFERENCES
1. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2010), "Methods and technologies of electronic distance learning in a high school course of physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 2, рр. 51-56.
2. Ivlev, B.K. (2006), Organization pedagogical bases of development of technology of shaping in Russia, dissertation, Moscow.
3. Petina, E.Sh. (2015), "Physical culture and sports interests and motive tendency of students of medical university", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.
4. Romanova, L.A. (2010), "Correction of a constitution of the students doing shaping", International journal of applied and basic researches, No. 6, pp. 53-55.
5. Firsin, S.A. (2015), "Use of innovative technologies at physical education classes", Academic messenger, Vol. 16, No. 2, pp. 112-116.
6. Shinkorenko, O.V., Trofimov, V.N., and Chekanushkina, E.N. (2016), "Methodological justification of the main directions of improvement of physical training", Pedagogical and psychological and the physician and biological problems ofphysical culture and sport, Vol. 11. No. 4, pp. 152-160.
7. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2016), "Possibilities of adaptation it is warm - vas-cularsystem to physical activities at persons with limited acoustical opportunities",Astrakhan medical journal, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71.
8. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A (2017), "Features of remodeling it is warm - vascular system at people with limited acoustical opportunities in response to physical activities (the review of literature)", Health and education in the 21st century, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.
9. Panikhina, A.V. and Kolesnikova, O.B. (2012), "Effects of recreational aerobics on adaptation of female first-year students from urban area and rural area to conditions of higher school education", Bulletin of Experimental Biology and Medicine, Vol. 152, No. 4, pp. 480-482.
10. Shearer, A., Hunt, M., Chowdhury, M. and Nicol, L. (2015), "Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability", International Journal of Stress Management. Advance online publication (2015, October 12), doi: http://dx.doi.org/10.1037/a0039814.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.06.2018
УДК 378.01
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Николаевна
Фортыгина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Евгения Владимировна Андреева, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет («ЮУрГГПУ), г. Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается проблема проектирования современного учебного занятия. Анализируются типы уроков и их значение в реализации поставленных образовательных целей и учебно-познавательных задач профессиональной деятельности педагога по повышению мотивации обучающихся. Описывается динамичная структура урока, представляется характеристика организационного; мотивационного; информационного; аналитического; оценочного и рефлексивного блоков урока.
Ключевые слова: педагогическая технология, типы уроков, динамическая структура урока.