Научная статья на тему 'Экспериментальная методика подготовки юных пловцов в ластах с низкой монотоноустойчивостью'

Экспериментальная методика подготовки юных пловцов в ластах с низкой монотоноустойчивостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ В ЛАСТАХ / МОНОТОНИЯ / ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / УСТОЙЧИВОСТЬ К МОНОТОНИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SWIMMING IN FLIPPERS / THE MONOTONIAN PERIOD / YOUNG SWIMMERS / STABILITY TO THE MONOTONIAN PERIOD / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудченко Павел Павлович, Аксенов Владимир Павлович

Дана характеристика отрицательного психического состояния монотонии, возникающего в процессе длительной монотонной тренировочной деятельности. Представлены основные особенности экспериментальной методики подготовки юных пловцов в ластах с низким уровнем устойчивости к монотонии в годичном макроцикле, а так же результаты педагогического эксперимента, подтверждающие ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL METHODS OF TRAINING OF YOUNG FINSWIMMERS WITH LOW MONOTONY RESISTANCE

The article gives the characteristic of the negative psycho condition monotony, arising in the process of the long monotonous training activity. The article shows the main features of the experimental methods of training of young fin swimmers with low monotony resistance in a year macrocycle, and the results of the pedagogical experiment proving the efficiency of the methods.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная методика подготовки юных пловцов в ластах с низкой монотоноустойчивостью»

Bykov Anatolii Valentinovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, floorhallalisL ru, Russia, Severodvinsk, Department of Physical Culture and Sport, branch of NARFU in Severodvinsk,

Trukhin Nikolay Aleksandrovich, chairman, floorhall a lisL ru, Russia, Severodvinsk floorballfederation,

Lenin Andrey Aleksandrovich, teacher, floorhall a lisL ru, Russia, Saint-Petersburg State Agrarian University

УДК 797.2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ В ЛАСТАХ С НИЗКОЙ МОНОТОНОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

П.П. Дудченко, В.П. Аксёнов

Дана характеристика отрицательного психического состояния - монотонии, возникающего в процессе длительной монотонной тренировочной деятельности. Представлены основные особенности экспериментальной методики подготовки юных пловцов в ластах с низким уровнем устойчивости к монотонии в годичном макроцикле, а так же результаты педагогического эксперимента, подтверждающие ее эффективность.

Ключевые слова: плавание в ластах, монотония, юные пловцы, устойчивость к монотонии, физическая подготовленность.

В современном мире во многих видах спорта происходит всё более ранняя специализация. Подготовка спортивных резервов является очень важным направлением в организации всей спортивной деятельности в стране. Как взрослые, так и юные спортсмены вынуждены тренироваться по много часов в неделю, чтобы достичь высоких результатов. Данная тенденция приобретает всё более устойчивый характер, так как спортивные достижения постоянно растут. Высокие результаты юных спортсменов, достигнутые с помощью научно обоснованной системы подготовки, являются очень важным фактором для достижения высоких и рекордных результатов среди взрослых [5, 6, 8].

Плавание в ластах - самая массовая и зрелищная дисциплина подводного спорта, которая в настоящее время приобретает всё большую популярность. Именно эту дисциплину в стране больше всего культивирует сеть учреждений дополнительного образования - спортивные школы и клубы. По плаванию в ластах проводятся наиболее представительные всероссийские и международные соревнования, и именно оно является базовым для развития других дисциплин подводного спорта. Его цель -преодоление в ластах различных дистанций за наименьшее время.

С одной стороны, плавание в ластах представляет собой высоко активную двигательную деятельность, в которой огромное значение имеет

уровень общей и специальной физической подготовленности, с другой стороны, в данном виде спорта имеют место длительные монотонные нагрузки в стационарных условиях. Для циклических видов спорта, к которым относится плавание в ластах, характерно многократное повторение однотипных двигательных действий, которое приводит к угнетению психики и вызывает сильную усталость. Это состояние хорошо изучено в физиологии и психологии трудовой деятельности и носит название «монотонии».

Монотония - это состояние, вызываемое однообразием работы при большом количестве простых стереотипных движений. Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, понижение амплитуды электромиография (ЭМГ) работающих мышц, падение работоспособности. Сущность монотонии, с точки зрения психофизиологов, заключается в продолжительном неприятном воздействии однообразной работы на психику работающего и его нервную систему [2, 7].

В физиологической основе монотонии лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей. Монотония может переживаться и при легком, неутомительном труде. Она отрицательно влияет на работоспособность и переживается как неприятное чувство, а также снижает психическую напряженность, сопровождается полусонным состоянием, снижением психической активности. Под влиянием воздействия монотонной работы человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к ней.

Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. На эту особенность впервые обратил внимание Гуго Мюнстерберг, - огромные индивидуальные различия людей в отношении переживания однообразия в работе. К настоящему времени получено много экспериментальных данных о существовании индивидуальных различий в способности к сохранению оптимального уровня работоспособности в условиях деятельности, связанной с поступлением однообразных сигналов и выполнением однотипных операций, а также в условиях дефицита информации. Перечисленные условия оказывают отрицательное воздействие на одних людей, вызывая у них специфические функциональные состояния, и, в то же время, не оказывают существенного влияния на других. Таким образом, возникновение специфических функциональных состояний зависит, с одной стороны, от ряда объективных условий деятельности, с другой - от индивидуальной предрасположенности к определенной работе. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью - флегматики. Обследования высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегунов-

стайеров, велосипедистов-шоссейников показали, что флегматики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.

В ряде исследований отмечается большая подверженность состоянию монотонии у экстравертов, по сравнению с интровертами (Bartenwerfer Н., Карпова А.К. и др.). Есть данные о большей склонности к состоянию психического пресыщения у лиц с эмоциональной несдержанностью [3].

Н.П. Фетискин установил, что состояние монотонии предшествует утомлению, хотя утомление может возникнуть и без состояния монотонии. У спортсменов даже с небольшим стажем устойчивость к однообразной физической деятельности выше, чем у спортсменов - новичков [7].

Многие учёные сравнивают явления монотонии и скуки. Н.Д. Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. В свою очередь, скука может быть следствием, как объективного, так и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), а также потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной.

В.И. Рождественская и И.А. Левочкина связывают монотонию с развитием угасательного торможения. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей.

Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены постоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. В большей мере монотониия характерна для тренировочной деятельности в циклических видах спорта, каким и является плавание в ластах [2].

Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы.

Объективное однообразие связано с условиями тренировочной деятельности: бедностью раздражителей и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях; при работе в одиночестве; при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений (что имеет место при обучении методом «по частям»). К этому же приводит простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном темпе при малой и средней интенсивности нагрузки.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсмена. Монотония возникает при наличии двух условий: выполнение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык.

Монотонная деятельность на тренировочных занятиях приводит и к другому отрицательному состоянию - психическому пресыщению. По своей форме психическое пресыщение во многом противоположно состоянию монотонии. Так спортсмены чувствуют не апатию и сонливость, а наоборот, возбужденность, раздражительность от процесса работы, испытывая к ней отвращение. По-иному в этом случае изменяются и физиологические показатели: время сложной реакции укорачивается, в сложной ситуации спортсмен начинает реагировать быстрее, но не совсем адекватно. Вегетативные показатели изменяются также как и при монотонии: частота сердечных сокращений, дыхания, вентиляция легких и энерготраты снижаются. Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично [2].

В настоящее время состояние психического пресыщения недостаточно широко изучено. Однако и сейчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния (впрочем, как и состояния монотонии) имеет правильно организованный тренировочный процесс при подготовке к соревнованием. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интереса не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы выполнения тренировочных заданий: волнообразные изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятникообразное построение тренировочного цикла.

На основе общих рекомендаций Н.П. Фетискина и Е.П. Ильина по снижению монотонии при продолжительной работе нами была разработана методика тренировки пловцов в ластах 11-12 лет в годичном цикле подготовки с учетом устойчивости к монотонии данного контингента, и апробирована в педагогическом эксперименте. Основные особенности данной методики следующие:

• Применение в процессе тренировки одного из разновидностей гипоксической тренировки, а именно: спортсмену нужно проплыть 1000 м в ластах основным способом, при этом ему дается указание после каждого проплывания 50 м проныривать 25 м. Это не только физически сильно усложняет выполнение задания, но и заставляет спортсмена работать

умственно в процессе плавания, так как ему необходимо рассчитывать в движении точки для погружения и 25 м отрезки для проныривания.

• Применение различных дополнительных действий в процессе проплывания длинных дистанций. Например, спортсмену дается задание проплыть 1500 м в ластах основным способом, при этом через каждые 400 м следующие 100 м спортсмен должен проплыть баттерфляем. Также спортсменам предлагаются задания с чередованием смены способов плавания: кроль, дельфин, на спине с различным положением рук и в полной координации в ластах и т. д.

• Изменение ритма выполняемых заданий. Спортсменам предлагается проплыть 1000 м в ластах основным способом плавания, при этом каждые 100 м в данной дистанции он должен плыть быстрее предыдущих. Также другим примером изменения ритма выполняемых заданий является смена интенсивности выполнения упражнения на заданных отрезках длинной дистанции, а именно 100 м максимально, 100 м свободно, 50 м максимально, 100 м свободно и т. д.

• Основной объем тренировочной нагрузки спортсмены выполняли методом интервальной тренировки. Длинные дистанции делились на отрезки с различным интервалом отдыха. Например, альтернативой дистанции 800 м будет проплывание 4*200 м или 16*50 м, 1500м - 3*500 м, 5*300 м, 15*100 м. Интервал отдыха между отрезками в разных сериях менялся.

• В течение тренировки с целью улучшения эмоционального фона включалась ритмичная музыка. Также при смене заданий спортсменам предлагалось одевать маски для плавания с тонировкой различными цветами.

• Одной из целей экспериментальной методики являлась формирование у юных спортсменов положительной мотивации и понимания значимости тренировочного процесса для роста спортивных показателей, и в дальнейшем спортивного долголетия. Ведь та база, которая закладывается в школьном возрасте, служит основой для достижения высоких спортивных результатов и мировых рекордов, особенно если речь идет о воспитании такого качества как выносливость. Данное качество тренируется годами и даже десятками лет в ходе однообразной монотонной работы, и нужно постоянно стимулировать спортсменов, выяснив какие мотивы у них преобладают (спортивные звания, слава, материальное положение, самоуважение). С юными спортсменами организовывались беседы и проводились мастер-классы. Им объяснялось, как устроены гипермоноласты, дыхательный аппарат, приборы для подводного плавания, плавание с трубкой, каковы особенности плавания в гидрокостюмах. Они с интересом знакомились с биографиями мировых чемпионов, рекордами, достижениями российских спортсменов на международной арене.

• При реализации экспериментальной методики применялись упражнения из смежных видов спорта: подводного ориентирования, фри-дайвинга, дайвинга, акватлона, подводного регби, плавания и водного поло.

Упражнения из этих видов спорта применялись не только для улучшения эмоционально фона занятий. Юные спортсмены также учатся пользоваться приборами для подводного ориентирования (глубиномер, тонометр, компас), продуваться и погружаться с аквалангом, соревнуются - кто дальше пронырнет и дольше задержит дыхание, сможет сорвать ленточку с ноги соперника, лучше плавает без ласт способами брасс, кроль, на спине, баттерфляй и комплексно, кто лучше играет в водное поло и подводное регби.

Данная методика не нарушает принципов подготовки юных спортсменов и отвечает всем требованием программы подготовки спортсменов по плаванию в ластах для СДЮСШОР [1, 4].

Результаты годичного педагогического эксперимента показали, что разработанная нами методика достаточно эффективна. Итоговое тестирование, по сравнению с первоначальным, показало существенное уменьшение разницы в уровнях общей и специальной физической подготовленности между участниками контрольной группы (с высокой монотоноустойчивостью и экспериментальной - с низким уровнем).

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография. М.: Теория и практика физической культуры. 1986. 274 с.

2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.

3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Психодиагностика в спорте. М.: Просвещение, 2009. 198 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

5. Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1984. № 10. С. 27-28.

6. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.

7. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: автореф. дис. ...д-ра психол. наук. СПб., 1993. 43 с.

8. Филин В.П., Рубин В.С. Нагрузки и периодизация тренировочного процесса юных спортсменов на отдельных этапах многолетней подготовки в циклических видах спорта на выносливость // Теория и практика физической культуры. 1988. № 12. С. 22-24.

Дудченко Павел Павлович, старший преподаватель, [email protected]., Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Аксенов Владимир Павлович, канд. пед. наук, проф., [email protected]., Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

EXPERIMENTAL METHODS OF TRAINING OF YOUNG FINSWIMMERS WITH LOW MONOTONY RESISTANCE

P.P Dudchenko, V.P. Aksyonov

The article gives the characteristic of the negative psycho condition - monotony, arising in the process of the long monotonous training activity. The article shows the main features of the experimental methods of training of young fin swimmers with low monotony resistance in a year macrocycle, and the results of the pedagogical experiment proving the efficiency of the methods.

Key words: swimming in flippers, the monotonian period, young swimmers, stability to the monotonian Period, physical fitness

Dudchenko Pavel Pavlovich, senior lecturer, [email protected]., Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Aksenov Vladimir Pavlovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, tgpu@,tula.net., Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

УДК 796.925

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

В.В. Зебзеев

Представлен экспериментальный материал об особенностях развития физических качеств лыжников-двоеборцев разного возраста. Полученные результаты исследования свидетельствуют о разной периодичности развития скоростно-силовых способностей, быстроты, силы, выносливости, гибкости и координации спортсменов разного возраста.

Ключевые слова: развитие физических качеств, темпы прироста, лыжное двоеборье.

Актуальность данной работы определяется тем, что физическая подготовленность на разных этапах многолетней тренировки является основой обретения лыжником-двоеборцем спортивной формы перед соревнованиями.

К сожалению, в настоящий момент в российском лыжном двоеборье наблюдается общая для всех проблема - низкие результаты спортсменов в лыжной гонке. Так, двоеборцы главной сборной команды страны проигрывают сильнейшим зарубежным спортсменам в лыжной гонке на дистанции 10 км по несколько минут. С такими результатами в лыжной гонке сложно рассчитывать на призовые места на крупнейших международных соревнованиях, даже, несмотря на максимально дальние прыжки с трамплина с высокими оценками за технику [1].

Некоторые специалисты считают, что основной причиной низкой соревновательной результативности российских лыжников-двоеборцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.