проблемы современной Школы
Антонова М.В.
экспериментальная апробация региональной интегрированной модели педагогической поддержки профессионального самоопределения младших Школьников в республике Мордовия
В настоящее время на разных уровнях управления, а также в научно-образовательном сообществе, всё чаще отмечается значимость трансформации традиционной профориентационной работы с обучающимися в систему непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека на всём протяжении его жизни. Особое место при этом отводится ранней профориентации, которая понимается как своевременная пропедевтическая подготовка растущего человека к профессионально-образовательному выбору, осуществляемая средствами педагогической поддержки в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
в целях системного и целостного решения проблемы ранней профориентации в масштабах субъекта федерации автором данной статьи была проведена работа по проектированию, обоснованию и экспериментальной апробации в Республике Мордовия региональной интегрированной модели организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников. Модель представляет собой описание и теоретическое обоснование региональной организационно-управленческой системы, обеспечивающей результативную реализацию обозначенного процесса. Функциональная структура модели включает в себя семь взаимосвязанных блоков (целевой, субъектный, ресурсный, научно-методический, содержательный, процессуально-технологический, результативно-оценочный); отдельным элементом модели выступает контур обратной связи - мониторинг, реализуемый на двух уровнях - региональном и локальном.
Наиболее существенными элементами модели являются: - педагогическая технология проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора, предназначенная для работы с учащимися 4-х классов и их родителями, предполагающая совместную работу школьников и
их родителей над проблемными ситуациями социально-профессионального самоопределения в современном мире и отвечающая основным идеям концепции педагогической поддержки и ценностно-смыслового подхода к профессиональному самоопределению (подробнее см.: [2]);
- профориентационная среда регионального детского технопарка - инновационного элемента инфраструктуры региональной системы педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся, ориентированного на детей дошкольного и младшего школьного возраста (подробнее см.: [1]).
Модель обладает следующими специфическими характеристиками: интегрированностью (повышением степени связности отдельных этапов и элементов единого процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников в регионе); полисубъектностью (направленностью деятельности в рамках модели на все категории вовлечённых субъектов, в т. ч. не только на самих младших школьников, но и на их родителей); перспективностью (направленностью на подготовку младших школьников к профессиональному самоопределению в условиях постиндустриального общества завтрашнего дня). Последняя характеристика принципиально отличает рассматриваемую модель от имеющихся аналогов. Реализация модели обеспечивает актуализацию ценностно-смыслового самоопределения младших школьников по отношению к миру труда и профессий в контексте их более широкого профессионального самоопределения.
Конечный ожидаемый результат реализации модели - выпускники начальной школы, пропедевтически подготовленные к образовательно-профессиональному выбору в условиях динамично меняющихся технологий.
Экспериментальная работа по апробации региональной интегрированной модели организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников осуществлялась на базе 10 общеобразовательных школ Республики Мордовия, из которых 5 школ входили в состав экспериментальной группы (МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия №29» г. о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. о. Саранск, МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» г. Краснослободск) и еще 5 - в состав контрольной группы (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия № 12» г. о. Саранск, МБОУ «Поселковая средняя школа № 1» п. Атяшево, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г. о. Саранск, МБОУ «Гимназия № 1» г. Ковылкино). Непосредственно в опытно-экспериментальной работе участвовало 23 класса (645 младших школьников, а также их родители). Срок проведения экспериментальной работы был определен в три года (сентябрь 2014 г. - май 2017 г.).
Для обеспечения качества опытно-экспериментальной работы в 2015 г. на базе ГБУ дПО «Мордовский республиканский институт образования»
была организована федеральная экспериментальная площадка по теме «Создание региональной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования».
в рамках экспериментальной работы решались следующие задачи:
- выявить исходный уровень пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению у младших школьников и их родителей на начальном этапе обучения в младшей школе и с учетом полученных данных сформировать состав экспериментальной и контрольной групп.
- Обеспечить комплекс инновационных условий, адекватных апробируемой Модели, в экспериментальной группе, при сохранении традиционных подходов к организации профориентационной работы с младшими школьниками в контрольной группе.
- Определить динамику развития готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся начальных классов и их родителей в экспериментальной группе по результатам эксперимента, в соответствии с определенным набором критериев: (целевой, мотивационно-ценностный, информационный, деятельностно-практический, рефлексивный [7]). При этом для каждого из критериев были выделены четыре качественно различных уровня: высокий, выше среднего, ниже среднего, низкий. Каждый из уровней для каждого из критериев был снабжен определенной характеристикой (дескриптором), позволяющей экспертам точно дифференцировать границы уровней и объективно осуществлять оценку пропедевтической готовности каждого обучающегося и его родителей к профессиональному самоопределению.
- Определить динамику развития готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся начальных классов и их родителей в контрольной группе за то же время и в соответствии с теми же критериями.
- Сопоставить динамику развития готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся начальных классов и их родителей в экспериментальной и контрольной группах по каждому из выделенных критериев и в целом.
- На основе полученных количественных данных, их математической обработки и последующей интерпретации определить характер и степень влияния Модели на процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению у младших школьников и их родителей.
Для адекватного решения поставленных задач была разработана следующая методика экспериментальной работы.
1. В качестве контрольной и экспериментальной групп были отобраны учащиеся десяти школ республики Мордовия. Формирование экспериментальных и контрольных групп было осуществлено по результатам первого контрольного среза (сентябрь 2014 г.) таким образом, что в каждой из групп оказалось примерно равное долевое соотношение школьников и их родителей, обладающих определенным уровнем сформированности готовности
к профессиональному самоопределению по каждому из выделенных критериев. Данные о составах экспериментальной и контрольной групп приведены в таблице 1.
Таблица 1
Состав экспериментальной и контрольной групп
Характеристики Группы Итого
Экспериментальная Контрольная
Участвующие школы МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск, МОУ «СОШ № 28» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия №29» г. о. Саранск, МОУ «СОШ № 25» г. о. Саранск, МБОУ «Красносло-бодский многопрофильный лицей» г. Краснослободск МОУ «СОШ № 6» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия № 12» г. о. Саранск, МБОУ «Поселковая средняя школа № 1» п. Атяшево, МОУ «СОШ № 18» г. о. Саранск, МБОУ «Гимназия № 1» г. Ковылкино 10 школ
Кол-во классов 11 12 23 класса
Кол-во Первый контрольный срез (1Х.2014) 304 341 645 чел.
обучающихся Второй контрольный срез (У2017) 310 333 643 чел.
Изменение кол-ва учащихся с начала ОЭР, % +2,0% -2,3% -
Профориен-тационные курсы, включенные в учебный план 2-3 кл. «Профессии моей семьи» - первый блок Регионального образовательного модуля «Старт в профессию» Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий. 1-4 кл. (Используются учебные пособия для школьников, методические пособия для учителей и для родителей учащихся)
4 кл. Программа практико-ориентированной пропедевтики профессионального выбора для младших школьников (на основе книги для чтения и обсуждения в семье и в классе «Миша Кудашев и мир профессий») -
2. Первый (начальный) контрольный срез в каждой из групп проводился перед началом экспериментальной работы, в начале учебного года (сентябрь). В это время школьники начинали свое обучение во 2-м классе. Выбор начала эксперимента со второго, а не с первого класса был обусловлен известной спецификой первого года школьного обучения, связанной с приоритетной необходимостью решения задач адаптации первоклассников к школе [3]. В связи
с этим дополнительная нагрузка первоклассников, их родителей и учителей, связанная с их участием в опытно-экспериментальной работе, не имеющей непосредственного отношения к решению наиболее актуальных задач школьной адаптации, представлялась нам нецелесообразной.
3. Второй (итоговый) контрольный срез в каждой из групп осуществлялся после того, как трехлетний экспериментальный цикл был завершен - в конце учебного года (май), когда школьники завершали свое обучение в 4-м классе.
4. Субъектами оценки, осуществлявшейся в рамках экспериментальной работы, выступали:
при использовании экспертной оценки, позволяющей выявить уровень сформированности пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению у школьников и их родителей: в 7 школах - учителя начальных классов, работавшие с данными детьми; в 3 остальных школах - педагоги-психологи, осуществлявшие педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся в работе со школьниками и их родителями;
при использовании самооценки удовлетворенности результатами работы - учителя начальных классов, педагоги-психологи, родители школьников.
5. Основным показателем социально-педагогической результативности апробируемой модели была принята разность величин, характеризующих увеличение доли респондентов в составе экспериментальной группы, обладающих двумя верхними уровнями пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению («высокий» и «выше среднего»), относительно соответствующей доли респондентов в составе контрольной группы. При этом использовались следующие математические формулы:
П = Аз- ак 0)
или
Р = (3! - Э0 ) - (К! - К0 ) (2),
где:
Р - социально-педагогическая результативность модели;
А3 - увеличение доли респондентов в составе экспериментальной группы, обладающих двумя верхними уровнями пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению («высокий» и «выше среднего»);
АК - увеличение доли респондентов в составе контрольной группы, обладающих двумя верхними уровнями пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению («высокий» и «выше среднего»);
Э1 - доля респондентов в составе экспериментальной группы, показавших один из двух верхних уровней пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению по итогам эксперимента;
Э0 - доля респондентов в составе экспериментальной группы, показавших
один из двух верхних уровней пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению до начала эксперимента;
К1 - доля респондентов в составе контрольной группы, показавших один из двух верхних уровней пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению по итогам эксперимента;
К0 - доля респондентов в составе контрольной группы, показавших один из двух верхних уровней пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению до начала эксперимента.
На основе формул (1), (2) рассчитывались значения показателя социально-педагогической результативности модели по каждому из пяти критериев отдельно для школьников (Рш) и для их родителей (Рр).
Обобщённые количественные результаты экспериментальной работы приведены в табл. 2.
Таблица 2
Обобщенные количественные результаты экспериментальной работы
Критерии Доля респондентов, продемонстрировавших уровень готовности «высокий» или «выше среднего» (%)
Школьники Родители
Эш0 Эш1 ДЭш Кш0 Кш1 ДКш Рш Эр0 Эр1 ДЭр Кр0 Кр1 ДКр Рр
Целевой 17 69 +52 21 26 +5 +47 37 58 +21 41 45 +4 +17
Информационный 68 96 +28 73 83 +10 +18 89 95 +6 95 97 +2 +4
Мотиваци- онно-ценностный 34 77 +43 37 36 -1 +44 28 77 +49 36 24 -12 +61
Деятель-ностно-практический 30 94 +64 35 63 +28 +36 6 44 +38 4 5 +1 +37
Рефлексивный 24 47 +23 24 32 +8 +15 4 56 +52 5 10 +5 +47
Анализ полученных количественных данных позволил сделать следующие выводы.
1. По всем выделенным критериям пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению как для младших школьников, так и для их родителей (за одним исключением, о котором сказано ниже), в экспериментальной группе наблюдается более высокая динамика в повышении уровня готовности, чем в контрольной группе. Это - основной результат экспериментальной работы, свидетельствующий о более высокой педагогической результативности апробируемой модели в сравнении с имеющимися аналогами.
2. На основе анализа данных, приведенных в табл. 2, можно выделить
четыре различающихся группы количественных результатов, характеризующих динамику изменения доли респондентов, продемонстрировавших два высших уровня пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению («высокий» и «выше среднего»). А именно:
- кардинальные различия в пользу экспериментальной группы (превышение в динамике над контрольной группой составило более 50%) - родители по мотивационно-деятельностному критерию;
- качественные различия в пользу экспериментальной группы (превышение в динамике над контрольной группой составило от 30 до 50%) - школьники по целевому, мотивационно-ценностному и деятельностно-практическому критериям, и родители по деятельностно-практическому и рефлексивному критериям;
- заметные количественные различия в пользу экспериментальной группы (превышение в динамике над контрольной группой составило от 10 до 30%) -школьники по информационному и рефлексивному критериям и родители по целевому критерию;
- отсутствие заметных различий в результатах экспериментальной и контрольной групп - родители по информационному критерию.
3. Наиболее значимые результаты опытно-экспериментальной работы со школьниками и особенно с их родителями получены в развитии мотивационно-ценностной составляющей их пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению. Прежде всего обращает на себя внимание, что до начала эксперимента во всех группах преобладали респонденты, имеющие уровень по мотивационно-ценностному критерию «ниже среднего» (школьники экспериментальной группы - 55%, школьники контрольной группы - 40%, родители экспериментальной группы - 38%, родители контрольной группы - также 38%). доля школьников и их родителей, имеющих низкий уровень готовности по данному критерию, до начала эксперимента также была высока. Это подтвердило наши предварительные выводы о преобладании невысокой профессионально-трудовой мотивации среди старшего поколения, доминировании внешних и ситуативных мотивов в оценке различных видов профессиональной деятельности, недостаточном понимании значимости профессионального самоопределения, распространенном стремлении «уйти от проблем». Подобные деформации родительского сознания неизбежно отражаются в сознании детей, подчас в гипертрофированной форме.
Проведенная в экспериментальной группе работа существенным образом изменила ситуацию: общая доля школьников, показавших по итогам эксперимента два верхних уровня по мотивационно-деятельностному критерию, составила 77%. Близкие значения были получены и при изучении родителей экспериментальной группы. Центральным фактором, оказавшим влияние на указанную динамику, стало, на наш взгляд, использование в рамках экспериментальной работы разработанной автором данной статьи технологии проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора.
Принципиально иная картина сложилась в контрольной группе, где за три года обучения показатели готовности к профессиональному самоопределению по мотивационно-ценностному критерию у школьников не изменились, а у родителей даже несколько снизились. Глубинное психолого-педагогическое изучение последнего факта, несмотря на его значимость, выходит за рамки данного исследования. Мы можем лишь выдвинуть гипотезу о том, что по мере приближения возраста оптации, в условиях деформированного общественного сознания и ситуации неопределенности будущего, родительская тревога о профессионально-образовательных перспективах детей постепенно возрастает, что приводит к усилению невротических реакций. Это и фиксируется экспертами, осуществлявшими внешнюю оценку, как определенное снижение уровня мотивационно-ценностной подготовленности к профессиональному самоопределению детей. Если у самих школьников контрольной группы за три года изменения в распределении по уровням мотивационно-ценностной готовности произошли на уровне статистической погрешности, то у их родителей негативная динамика уже более заметна: доля родителей, отнесенных к уровням «высокому» и «выше среднего», снизилась на 12%.
Педагогическая интерпретация приведенных фактов может быть дана следующим образом: традиционный подход к организации процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников и их родителей практически не решает задачи формирования мотивационно-ценностных основ профессионального выбора в современных социально-экономических условиях, характеризующихся сложностью, противоречивостью и непредсказуемостью. Иными словами, если в массовой школе и осуществляется подготовка школьников к профессиональному выбору, то это выбор, отвечающий условиям «вчерашнего дня» и не обеспечивающий успеха в новых и постоянно меняющихся условиях «завтрашнего дня».
4. Напротив, базовые профинформационные задачи в отношении как младших школьников, так и их родителей, на основе традиционных подходов решаются вполне удовлетворительно, в связи с чем различия в динамике по информационному критерию в экспериментальной и в контрольной группе по результатам эксперимента оказались незначительны. Но прежде всего, необходимо отметить достаточно высокий стартовый уровень информированности о мире труда и профессий как самих школьников, так и их родителей, что показали результаты первого контрольного среза. Перед началом эксперимента 60% школьников в составе экспериментальной и 65% в составе контрольной группы демонстрировали уровень готовности к профессиональному самоопределению «выше среднего» по информационному критерию. Столь же высокие значения демонстрировали их родители (57% и 65% соответственно). На наш взгляд, это объясняется уже налаженной к тому времени в Республике Мордовия широкой профинформационной работой дошкольных образовательных организаций со старшими дошкольниками, в результате чего уже в начале второго класса дети (и их родители) имеют достаточно широкие для
своего возраста представления о многообразии современных профессий.
За три года экспериментальной работы степень профессиональной информированности школьников и их родителей еще более возросла. По данным итогового контрольного среза, в экспериментальной группе «высокий» уровень по информационному критерию показали 66% школьников и 82% их родителей; в контрольной группе - 43% и 75% соответственно. Таким образом, динамика школьников в экспериментальной группе оказалась в итоге заметно выше, чем в контрольной группе (свой уровень информационной готовности повысили до «высокого» 60% школьников в составе экспериментальной группы и лишь 35% в составе контрольной группы). Что касается динамики родителей, то по информационному критерию она оказалась одинаково высокой как в экспериментальной, так и в контрольной группах (различия находятся в пределах статистической погрешности). Этот факт является свидетельством в пользу высокого потенциала использовавшейся в классах контрольных школ программы и УМК О. Ю. Елькиной [5] для решения профинформационных задач в работе с родителями младших школьников. С другой стороны, этот же факт свидетельствует о том, что апробируемая модель обеспечила успешное решение новых задач (повышение мотивационно-ценностной готовности школьников и их родителей к профессиональному самоопределению) не в ущерб другим задачам (профессиональное информирование), уже имеющим эффективные средства решения.
5. Сравнение динамики пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению младших школьников и их родителей в экспериментальной и контрольной группах по целевому и рефлексивному критериям показывает, что традиционные подходы не обеспечивают решения соответствующих педагогических задач. В контрольной группе прирост количества младших школьников и их родителей, демонстрирующих два верхних уровня готовности к профессиональному самоопределению по данным критериям, не увеличился или увеличился незначительно (на 1-6%).
Качественно иные результаты получены в экспериментальной группе. По целевому критерию до начала эксперимента большинство школьников демонстрировало низкий уровень (51%), по окончании - уровень «выше среднего»; доля учащихся, поднявшихся по результатам эксперимента на один из двух верхних уровней, составила 52%. По рефлексивному критерию доля обучающихся, демонстрирующих уровень «высокий» или «выше среднего», за время эксперимента увеличилась на 23%. Заметим, что невысокие абсолютные показатели по рефлексивному критерию по итогам работы в экспериментальной группе (высокий уровень - 20%, выше среднего и ниже среднего - по 27%, низкий - 26%) были вполне ожидаемы в связи с тем, что феномен рефлексии - достаточно позднее новообразование. Рефлексивные способности начинают проявляться у ребенка в конце младшего школьного возраста [4]. Однако в силу индивидуальных особенностей темпа психологического развития у многих школьников формирование комплекса рефлексивных способностей отодвигается
на более поздний этап развития.
Что касается родителей учащихся в составе экспериментальной группы, то здесь при достаточно низких стартовых условиях за три года работы также был получен заметный прирост. По целевому критерию 21% родителей экспериментальной группы повысили свой уровень до «высокого» или «выше среднего», по рефлексивному критерию - 52%.
6. Специфика результатов, полученных по деятельностно-практическому критерию, определялась трактовкой данного критерия. Основанием для отнесения школьников к верхним уровням готовности к профессиональному самоопределению по данному критерию являлось наличие, во-первых, опыта профориентационно значимой деятельности и, во-вторых, самостоятельно созданных профориентационно значимых продуктов. В этом отношении программа и УМК «Путешествие в мир профессий» О. Ю. Елькиной, используемые в контрольной группе, изначально представлялись весьма перспективными, поскольку предполагали организацию продуктивной деятельности школьников [6]. Это предположение получило подтверждение в ходе нашего исследования: за три года работы увеличение школьников в контрольной группе, демонстрирующих верхние уровни готовности к профессиональному самоопределению, составило 28%. Это максимальное значение, достигнутое в контрольной группе (по остальным критериям соответствующие значения не превышали 10%).
Однако результат, полученный в экспериментальной группе, существенно превосходит результат контрольной группы - соответствующий показатель составляет 64%. При этом сама доля школьников, отнесенная к уровням «высокому» и «выше среднего», по данным итогового среза составила для экспериментальной группы 94%, тогда как для контрольной - лишь 63%. Еще заметнее разница в пользу экспериментальной группы при оценке доли школьников, демонстрирующих на заключительном этапе высокий уровень по деятельностно-практическому критерию: 46% в экспериментальной группе и только 14% в контрольной группе. Кроме того, по результатам работы в экспериментальной группе не осталось школьников с низким уровнем по данному критерию, тогда как в контрольной группе доля таких школьников сохранилась на уровне 20%.
Объяснение данному расхождению может быть дано путем анализа рамочных условий, созданных для осуществления процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников. Те школьники, которые учились в экспериментальных классах, как и их педагоги, и их родители, уже были включены в формирующуюся региональную систему организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Республики Мордовия. Работа с ними велась на основе широко используемых механизмов сетевого сотрудничества, межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства. Соответственно, возможности для включения в профориентационно
значимую деятельность для этих школьников обеспечивались разнообразными ресурсами широкой профориентационно значимой среды, интегрирующей профессионально-образовательные среды колледжей и вузов, профессиональные среды предприятий экономической сферы, инновационную среду регионального детского технопарка и т.д. в то же время в классах контрольных групп среда профессионального самоопределения носила преимущественно локальный характер; вовлечение возможностей внешней среды традиционно обеспечивалось на основе персональной активности педагогов, в ряде случае - отдельных родителей учащихся, в отдельных случаях - на уровне социального партнерства конкретной школы. Ограниченный масштаб профориентационной среды и эпизодическое использование возможностей внешнего профориентационно значимого контекста в контрольной группе не обеспечили возможность для реализации деятельностно-практического потенциала, имеющегося в программе О. Ю. Елькиной.
По отношению к родителям обучающихся выраженность деятельностно-практического критерия оценивалась на основе следующей характеристики: «Наличие выработанных совместно с ребенком стратегий по преодолению типичных трудностей и проблем, которые ожидают человека на этапе профессионального выбора». Достижение этого показателя не было обеспечено в контрольной группе, где за три года распределение родителей по уровням деятельностно-практической готовности к профессиональному самоопределению сохранилось практически неизменным, при этом подавляющее большинство родителей (77%) на этапе итогового среза было отнесено к низкому уровню. в экспериментальной же группе доля таких родителей за время работы понизилась на 55% (с 75 до 20%); доля же родителей, демонстрирующих по данному критерию уровень «высокий» или «выше среднего», выросла на 38% (с 6 до 44%).
Обобщение результатов, полученных по итогам экспериментальной работы, позволило выделить факторы, вклад которых в обеспечение педагогической результативности апробируемой модели был максимальным.
Во-первых, сочетание полисубъектности и проблемной
ориентированности: активное вовлечение в деятельность по поддержке профессионального самоопределения младших школьников их родителей (и других членов их семей), с использованием педагогической технологии проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора; выведение проблемных вопросов профессионального самоопределения в современном мире из «зоны умолчания» в плоскость обсуждения, что отразилось в высокой динамике ценностно-мотивационной готовности школьников и особенно их родителей.
Во-вторых, сочетание практикоориентированности и открытости: расширение масштаба профориентационно значимой среды младшего школьника за счет использования механизмов государственно-частного партнерства, межведомственного взаимодействия и сетевого сотрудничества; систематическое
использование ресурсов этой среды, в т.ч. специализированных (региональный детский технопарк), что повлияло на формирование деятельностно-практической готовности младших школьников и их родителей к профессиональному самоопределению.
В результате опроса региональных экспертов различного профиля (образование, кадры, экономическое развитие), в т.ч. руководителей образовательных организаций, а также анализа региональных СМИ, публичных выступлений руководящих лиц республики и других медийных персон, были выявлены образовательные эффекты различного масштаба, возникшие или укрепившиеся под влиянием апробированной модели. в том числе: повышение степени удовлетворенности учителей-предметников, работающих в 5-х классах, общими психолого-педагогическими особенностями школьников, проходивших обучение в составе экспериментальной группы, а также более высокой готовностью и заинтересованностью их родителей в конструктивном взаимодействии со школой; существенное повышение общественного внимания к профориентационной проблематике и, конкретно, к апробируемой Модели и ее отдельным составляющим; переход от конкурентных к коммуникативно-кооперативным стратегиям в деятельности институциональных субъектов, заинтересованных в результатах профориентационной работы; повышение степени подготовленности педагогического персонала республики к деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Таким образом, получены дополнительные свидетельства о положительном влиянии Модели на качество и результативность деятельности региональной системы образования в решении профориентационных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова, М. в. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников / М. В. Антонова, О. И. Максимкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. : Педагогика и психология. М., 2017. № 2(40). С. 76-82.
2. Антонова, М. В. Проблемно-ориентированная педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников: принципы и содержание / М. В. Антонова // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 11. С. 38-44.
3. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 66-74.
4. гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста : учеб. пособие / О. О. Гонина. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА ; Наука, 2016. 272 с.
5. Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий : уч. пособие / О. Ю. Елькина. - М. - Берлин: ДиректМедиа, 2015. 159 с.
6. Елькина, О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии : дисс. ... к. п. н. Новокузнецк, 1997. 109 с.